внесение необходимых корректив в содержание образовательной деятельности учреждения. и методику Оценка результативности обучающихся МАУДО ДООЦ строится на принципах: учета индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся; необходимости, обязательности, открытости проведения; свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов; обоснованности критериев оценки результатов. В образовательном процессе МАУДО ДООЦ диагностика результативности учащихся выполняет следующие функции: учебную — создает условия для обобщения и осмысления обучающихся полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков; воспитательную — является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей обучающегося; развивающую — позволяет обучающимся осознать уровень их актуального развития и определить перспективы; коррекционную — помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебновоспитательного процесса; социально-психологическую — дает каждому обучающемуся возможность пережить «ситуацию успеха». II. Организация промежуточной и итоговой диагностики. Начинается с нулевого (вводного) этапа диагностики обучающихся. Нулевой этап проводится в начале учебного года (когда закончен набор обучающихся в учебной группе). Цель: определение уровня подготовки обучающихся в начале цикла обучения (начальное диагностирование). В ходе проведения нулевого этапа диагностики педагог осуществляет: - прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе; - оценку дидактической и методической подготовленности. Формы проведения нулевого этапа диагностики результативности обучающихся: анкетирование, собеседование, тестирование и другие. Промежуточная диагностика проводится по завершению темы, раздела. Сроки проведения определяются педагогом. Цель: подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся. Задачи: - оценка успешности выбора технологии и методики; - корректировка учебного процесса. Формы проведения: творческие, исследовательские работы, выставки, олимпиады, конференции и соревнования и другие. зачеты, Итоговая диагностика обучающихся МАУДО ДООЦ проводится с целью подведения итогов обучения. Формы проведения итоговой диагностики: открытое занятие, тестирование, защита творческих работ и проектов, выставочный просмотр, стендовый доклад, конференция, тематические чтения, олимпиады, конкурсы, собеседования, зачетный поход, квалификационное соревнование (в спортивных коллективах), турнир и другие. Программа итоговой диагностики результативности обучающихся (при любой форме проведения и в любой направленности) должна содержать методику проверки теоретических знаний обучающихся и их практических умений и навыков. Программа итоговой диагностики определяется самим педагогом на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами. III. Критерии оценки результатов итоговой диагностики результативности обучающихся. Критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; сформированность практических навыков работы со специальной литературой; осмысленность и свобода использования специальной терминологии. Критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практических заданий. Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: культура организации практической деятельности; культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей. Методы диагностики результата: 1. Метод контрольных тестов 2. Метод контрольных заданий 3. Анкетирование 4. Наблюдение 5. Диагностическая беседа 6. Письменный опрос 7. Конкурс, выставка, фестиваль, соревнование, турнир. Формы предоставления результатов: 1. Рейтинговые таблицы, диагностические карты 2. Зачетные и творческие книжки 3. Судейские протоколы, ведомости 4. Карты интеллектуально творческого потенциала личности 5. Свидетельства (сертификаты) о дополнительном образовании 6. Папки достижений 7. Портфолио IV. Оценка и анализ результатов итоговой диагностики результативности обучающихся. Результаты итоговой определяют: диагностики результативности обучающихся уровень достижения каждым обучающимся прогнозируемых результатов программы; полноту выполнения образовательной программы; обоснованность перевода обучающегося на следующий этап или год обучения; результативность самостоятельной деятельности ребенка в течение всего учебного года. Конкретная форма оценки результатов итоговой диагностики определяется и обосновывается в образовательной программе. Результаты итоговой диагностики следующим параметрам: обучающихся анализируются по количество обучающихся (в %): - полностью освоивших образовательную программу; - освоивших программу в необходимой степени; - не освоивших программу; уровень освоения программы (низкий, средний, высокий); причины невыполнения детьми образовательной программы; необходимость коррекции программы. Мониторинг результатов обучения ребенка образовательной программе сводится в Таблицу 1. по дополнительной Таблица 1 Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе Показатели Степень выраженности оцениваемого качества Критерии Возможное Методы кол-во диагностики баллов 1. Теоретическая подготовка. 1.1. Теоретические знания по основным разделам УТП (уровня теоретической подготовки) Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Минимальный уровень — ребенок владеет менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой 1 Средний уровень – объем усвоенных знаний составляет более ½ Максимальный уровень – освоен практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период 5 10 Наблюдение, тестирование контрольный опрос и др. Собеседование 1.2. Владение Осмысленность и Минимальный специальной правильность уровень – ребенок, как терминологией использования правило, избегает специальной применять терминологии специальные термины Средний уровень – ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой Максимальный уровень – специальные термины употребляет осознанно и в их полном соответствии с содержанием 2. Практическая Соответствие Минимальный подготовка практических уровень – ребенок ребенка: умений и навыков овладел менее чем ½ 2.1. Практические программным предусмотренных навыки и умения, требованиям умений и навыков предусмотренные программой (по основным разделам УТП) Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ Максимальный уровень — ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой 2.2. Владение Отсутствие Минимальный специальным затруднений в уровень – ребенок оборудованием и использовании испытывает серьезные оснащением специального затруднения при оборудования и работе оснащения с оборудованием Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога Максимальный уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых затруднений 1 5 10 1 5 10 1 5 10 2.3. Творческие Креативность навыки выполнении практических заданий 3. Общеучебные умения и навыки. 3.1. Учебноинтеллектуальные умения. 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу в Начальный уровень развития креативности – ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания Репродуктивный уровень – выполняет задания на основе образца Творческий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества Самостоятельность Минимальный в подборе и уровень – ребенок анализе испытывает серьезные литературы затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога Средний уровень – ребенок работает с литературой с помощью педагога или родителей Максимальный уровень – работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых затруднений 3.1.2. Умение Самостоятельность Уровни по аналогии пользоваться в пользовании с п. 3.1.1. компьютерными компьютерными источниками источниками информации информации 3.1.3. Умение Самостоятельность Уровни по аналогии осуществлять в учебно- с п. 3.1.1. учебноисследовательской исследовательскую работе работу 3.2. Учебно- Адекватность Уровни по аналогии коммуникативные восприятия с п. 3.1.1. умения информации, 3.2.1. Умение исходящей слушать и слышать от педагога педагога 1 5 10 1 Анализ 5 Исследовательские работы 10 Наблюдение 3.2.2. Умение Свобода владения выступать перед и подачи аудиторией обучающимся подготовленной информации 3.2.3. Умение вести Самостоятельность полемику, в построении участвовать в дискуссионного дискуссии выступления, логика в построении доказательств 3.3. Учебно- Способность организационные самостоятельно умения и навыки: подготавливать 3.3.1. Умение рабочее место к организовать свое занятию и убирать рабочее (учебное) за собой место 3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.5. Умение аккуратно выполнять работу Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Уровни по аналогии с п. 3.1.1. Минимальный уровень – ребенок овладел менее, чем ½ навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой 1 Средний уровень – объем усвоенных навыков и умений составляет более ½ Максимальный уровень — ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой Удовлетворительно/ Хорошо/ отлично 5 10 1 5 10 На основании мониторинга составляется протокол результатов диагностики. ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ВОСПИТАННИКОВ МАУДО ДООЦ 20____/20____учебный год Вид диагностики (предварительная, текущая, промежуточная, итоговая): __________________________________________________________________ Отдел: ___________________________________________________________ Творческое объединение: ___________________________________________ Образовательная программа: _________________________________________ Срок реализации программы: ________________________________________ № группы: ________________________________________________________ ФИО педагога: ____________________________________________________ Дата проведения диагностики: _______________________________________ Форма проведения: _________________________________________________ Форма оценки результатов (например, уровень (высокий, средний, низкий): ________________________ __________________________________________________________________ Члены аттестационной комиссии (ФИО, должность): ____________________ __________________________________________________________________ РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИКИ № п/п Фамилия, имя обучающегося Этап (год обучения) Всего оценено _________ воспитанников. Из них по результатам диагностики: высокий уровень у ________ человек; средний уровень у ________ человек; низкий уровень у _________ человек. Подпись педагога: _____________________ Члены комиссии: ______________________ _______________________ _______________________ Результат диагностики