FABLab

1
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 55 от 27.09.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 28.09. 2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ,
sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.10.11 08:30:14 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
«FABLab»
Возраст обучающихся: 8-16 лет
Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:
Юрьев Андрей Юрьевич
педагог дополнительного образования

ГО Карпинск
2024

2
Пояснительная записка.
Программа «FABLab» составлена в соответствии с нормативно-правовыми
основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы
дополнительного образования детей.
Нормативные документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
3.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4.
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
5.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
7.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
8.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
9.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта
"Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
10.
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11.
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ".
12.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
13.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».

3
14.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере;
15.
Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.
Направленность (профиль) программы – техническая.
Актуальность программы:
Актуальность обусловлена потребностям уровня современной научнотехнической жизни. Изменения, произошедшие в современном обществе,
способствуют проявлению интересов и потребностей среди детей среднего
школьного возраста на дополнительные образовательные услуги в области
робототехники, схемотехники и станков с ЧПУ. Полученные знания, умения
и навыки – воспитанники могут применять в жизни. Востребованность
программы объясняется интересом подрастающего поколения к
электронике и роботам.
Изучение
робототехники
позволяет
ученикам
развивать
коммуникативные навыки, так как в основном конструирование роботов
проходит в группе, учит принимать самостоятельные и нестандартные
решения, развивать творческое мышление. Дети и подростки лучше
понимают, когда они что-либо самостоятельно создают или изобретают.
При проведении занятий по схемотехнике этот факт не просто учитывается,
а реально используется на каждом занятии. Программа обусловлена
современным этапом развития общества, характеризующимся ускоренными
темпами освоения техники и технологий, потребностью общества в
технически грамотных специалистах в области инженерии, а также
необходимостью повышения мотивации к выбору инженерных профессий и
созданию системы непрерывной подготовки будущих квалифицированных
инженерных кадров, обладающих академическими знаниями и
профессиональными компетенциями для развития приоритетных
направлений отечественной науки и техники.
Отличительные особенности программы «FABLab»:
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей
программы «FABLab» является использование проектной деятельности в качестве
основной образовательной технологии, возможность реализации детскими
командами реальных инженерно-технических проектов, а также возможность
организации образовательного процесса, исходя из интересов и способностей
обучающихся, что возможно благодаря модульному, разновозрастному,
разноуровневому принципу представления содержания и построения учебных
планов.
Адресат программы: дети 8-16 лет
Возрастные особенности подростков группы 8-16 лет:
Возраст обучающихся в творческом объединении, на который
ориентирована данная дополнительная общеобразовательная программа

4
(дополнительная общеразвивающая программа), 8-16 лет. В младшем школьном
возрасте основной деятельностью, его первой и важнейшей обязанностью
становится учение — приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление
систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. Средний
школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом
возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и
различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные
мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому
решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою
правоту. Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность
самовыражения и самореализации. У старшеклассников происходит
существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных
ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в
целостное отношение к себе. Старшеклассники отличаются высоким уровнем
обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания,
долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются
доминирующие мотивы обучения.
Необходимо акцентировать внимание подростков на связь приобретаемых
знаний с практической жизнью. Известно, что учащиеся до изучения
соответствующих разделов школьной программы часто уже располагают
определенными житейскими представлениями и понятиями, которые позволяют
им достаточно хорошо ориентироваться в повседневной практике. Это
обстоятельство в тех случаях, когда их внимание специально не обращено на
связь получаемых знаний с практической жизнью, лишает многих учащихся
потребности в приобретении и усвоении новых знаний, так как последние не
имеют для них практического смысла.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста и склонности к технической области знаний.
Форма реализации образовательной программы: традиционная модель
реализации
программы,
которая
представляет
собой
линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет
обучения в одной образовательной организации.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе детей.
Объем программы: 304 часа (2 года)
1 год обучения – 152 учебных часа (38 недель)
2 год обучения – 152 учебных часа (38 недель)

5
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
1 год обучения – 4 учебных часа в неделю (2 занятия по 2 часа)
2 год обучения – 4 учебных часа в неделю (2 занятия по 2 часа)
Формы обучения: очная, очно/заочная, заочная
Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Особенности образовательного процесса:
Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом
объединения обучающихся по интересу к техническому творчеству,
сформированных в разновозрастные группы:
1 год обучения: 15 человек
2 год обучения: 12 человек
Цель и задачи общеразвивающей программы:
Цель программы «FABLab»:
Формирование умения и навыков в сфере технического проектирования,
моделирования и конструирования.
Задачи программы:
Образовательные:
 знание и понимание основ теории решения изобретательских задач и
инженерии;
 получение навыков чтения и создания машиностроительных чертежей; 
формирование навыков работы на универсальных станках, а также с ручным и
электроинструментом, получение понятия о программировании изготовления
деталей на станках с числовым программным управлением (ЧПУ);
 формирование навыков работы с электронными компонентами;
 формирование навыков необходимых для проектной деятельности;
- получение навыков понятий о взаимозаменяемости изготовляемых
деталей;
- виды соединений деталей и способов передачи движений.

6
Развивающие:
 формирование трудовых умений и навыков, умение планировать работу
по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости
вносить коррективы в первоначальный замысел;
 развитие умения визуального представления информации и собственных
проектов;
 развитие у детей воображения, пространственного мышления, воспитания
интереса к технике и технологиям.
Воспитательные:
 развитие основ коммуникативных отношений внутри проектных групп и
в коллективе в целом.
Планируемые результаты
В процессе обучения будут сформированы следующие результаты:
Личностные
 повышение мотивации к учебе, осознанный выбор собственной
образовательной траектории.
 навыки ведения проекта, проявление компетенции в вопросах, связанных с
темой проекта, выбор наиболее эффективных решений задач в зависимости
от конкретных условий;
 развитие критического мышления;
 проявление технического мышления, познавательной деятельности,
творческой инициативы, самостоятельности.
Метапредметные
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу,
по заданной схеме и самостоятельно строить схему;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и их
образы;
- умение излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно
находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
преподавателя;
- уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о своих
творческих результатах;
- уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять
обязанности.

7
Предметные
- давать определения тем или иным понятиям;
- умение конструировать механизмы для преобразования движения;
- работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности;
- реализовывать творческий замысел.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные
умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как:
-Информационная: способность грамотно выполнять действия с
информацией.
-Предметная: способность применять полученные знания на практике.
-Социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других
людей.
-Коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым;
-Общекультурная компетенция.
-Способность к самосовершенствованию.
А также личностные качества, такие как:
-общественная активность личности;
-гражданская позиция;
-культура общения и поведения в социуме.
Учебный план
1 год обучения
№ Наименование раздела,
п/п
темы
1 Вводное занятие.
Организация
рабочего места.
Техника
безопасности.
2 Основы конструирования
и программирования.

Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
-

Формы
аттестации/контроля
Опрос

20

5

15

Опрос,
наблюдение

3

Конструирование
моделей.

15

-

15

Опрос,
наблюдение

4

Основы
программирования в ПО
Проектная деятельность

12

2

10

Опрос, наблюдение

5

-

5

Испытание моделей,
соревнования

5

8

Опрос, наблюдение

10

2

8

Опрос, наблюдение

8

1

7

Опрос, наблюдение

Электроизмерительны е
приборы и их применение.
10 Проектная деятельность

10

2

8

5

-

5

11 Эскизы, основы черчения
Виды систем координат.
Выбор проектов и
составление планов их
реализации.
12 Прямоугольная система
координат Декартовая,
(плоскость 2D, 3D).
Разрезы и сечения.
Обозначения на чертеже.
Проектная работа
13 Измерительные
инструменты Основы
взаимозаменяемости.
Припуски, допуски и
посадки. Обозначение на
чертеже
14 Инструменты и
приспособления для
дерево металлообработки
15 Виды соединений деталей
Резьбовое соединение
16 Проектная деятельность

12

4

8

Опрос, наблюдение,
практика
Тестирование,
выставка
Опрос, наблюдение

10

2

8

Опрос, наблюдение,
практика

10

2

8

Опрос, наблюдение

8

2

6

Опрос, наблюдение

8

2

6

Опрос, наблюдение

4

-

4

Опрос, выставка

17 Итоговое занятие.
Выставка.

4

-

4

Опрос,
наблюдение

152

34

118

7

8

Элементы электрической
цепи
Постоянный
электрический ток.
Переменный
электрический ток
Источники питания

8

2

6

9

ИТОГО:

10

9
2 год обучения
№ Наименование раздела,
п/п
темы
1 Вводное занятие.
Организация
рабочего места.
Техника
безопасности.
2 Повторение
изученного
материала
3 Работа в среде Lego
Digital Designer и
virtualroboticstoolkit

Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
1
-

Формы
аттестации/контроля
Опрос

Опрос, наблюдение

6

1

5

15

5

10

Опрос,
наблюдение,
практика
Тестирование,
соревнования

4

Проектная
деятельность

9

-

9

5

Программирование

20

3

17

6

Радиотехническое
конструирование и
творчество
Электро- и
радиотехнические
материалы. Пайка и
основы электрического
монтажа
Проектная деятельность

15

2

13

15

3

12

Опрос, наблюдение,
практика

5

-

5

Лазерные станки.
Принципы работы.
Обработка металлов и
древесины
Классификация металлов.
Обозначения на чертеже
Способы и методы
Металлообработки и
деревообработки
Станочные способы
Обработки.
Проектная деятельность

20

5

15

12

2

10

Опрос, выставка,
наблюдение
Опрос, наблюдение,
практика
Опрос, наблюдение

12

2

10

Опрос, наблюдение

13

3

10

Опрос, наблюдение

5

-

5

14 Итоговое занятие.
Выставка.
ИТОГО:

4

-

4

Опрос, выставка,
наблюдение
Опрос,
наблюдение

152

34

118

7

8
9
10

11

12
13

Опрос, наблюдение,
практика
Опрос, наблюдение,
практика

Содержание учебного плана

10

Первый год обучения
Раздел 1. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника
безопасности.
Теория: Знакомство с группой. Правила техники безопасности.
Ознакомление с программой. Как организовать свое рабочее место. Правила
безопасности в аварийных ситуациях.
Раздел 2. Основы конструирования.
Теория: Знакомство с конструктором. Название деталей. Размеры деталей.
Виды двигателей. Размеры зубчатых колес. Принципы соединения деталей.
Соединение основных деталей. Как пользоваться электронными деталями.
Знакомство с принципами работы пневматики.
Практика: Конструирование модели «кран» с использованием стандартного
двигателя, Конструирование модели «Молот», конструирование модели «кисть» с
использованием пневматики.
Раздел 3. Конструирование моделей.
Теория: Основные принципы соединения деталей.
Практика: Конструирование модели «Сортировщик». Конструирование
модели «манипулятор». Конструирование модели «Щенок». Конструирование
модели «Робот-гироскутер». Конструирование модели «Охранник».
Конструирование модели «Танк». Конструирование модели «ZNAP».
Конструирование модели «Legogun». Конструирование модели «Spinner».
Конструированиемодели «Selenokhod». Конструирование модели «Часы».
Конструирование модели «Гимнаст».
Раздел 4. Основы программирования в ПО.
Теория: Как пользоваться программой Lego Mindstorms education ev3. Блоки
в программе Lego Mindstorms education ev3. Как управлять большим и средним
сервомотором. Как запрограммировать датчики.
Практика: Создаем обучающую модель для базовой программы. Настройка
конфигурации блоков. Программирование «Движение по прямой, кривой».
Программирование «Независимое движение». Программирование «Остановиться
у линии, под углом, у объекта»
Раздел 5. Проектная деятельность.
Теория: Виды проектов. Для чего нужны проекты. Выбор и обоснование
темы проекта. Постановка целей и задач проекта. Планирование предстоящей
деятельности.

11
Практика: Испытание собственной модели. Устранение ошибок
модели. Создание мультимедийных презентации к проекту. Предварительная
презентация проекта. Усовершенствование и доработка проекта.
Предварительная защита проекта.
Раздел 6. Элементы электрической цепи.
Теория: Знакомство с элементами электрической цепи, их обозначения,
свойства и типы.
Практика: С помощью конструктора «знаток» наглядная демонстрация
работы элементов эклектической цепи.
Раздел 7. Постоянный электрический ток. Переменный
электрический ток.
Теория: Знакомство с электрическими токами, их определения,
механизмы, характеристики.
Практика: С помощью конструктора «знаток» наглядная демонстрация
работы эклектического тока.
Раздел 8. Источники питания.
Теория: Знакомство с типами источников, их характеристиками и
свойствами. Практика: С помощью конструктора «знаток» знакомство с
источниками питания.
Раздел 9. Электроизмерительные приборы и их применение.
Теория: Электроизмерительные приборы можно классифицировать на
два типа: аналоговые и цифровые приборы
Практика: Электроизмерительные приборы имеют многочисленные
применения в различных областях, включая:
Раздел 10. Проектная деятельность.
Теория: Виды проектов. Для чего нужны проекты. Выбор и
обоснование темы проекта. Постановка целей и задач проекта. Планирование
предстоящей деятельности.
Практика: Испытание собственной модели. Устранение ошибок
модели. Создание мультимедийных презентации к проекту. Предварительная
презентация проекта. Усовершенствование и доработка проекта.
Предварительная защита проекта.
Раздел 11. Рисунки, основы черчения. Виды систем координат.
Выбор проектов и составление планов их реализации.
Теория: Знакомство с основными понятиями и терминами. Отличие

12
рисунков, эскизов и чертежей. Виды систем координат, применяемые в
машиностроительном черчении. Выбор проектов на год, подбор проектов на
каждый такт и основного годового. Утверждение звеньев, мастеров проектов,
согласование и утверждение графика выполнения проектов.
Практика: Первые рисунки, чертежи для использования при изготовлении
деталей и узлов при серийном производстве. Виды проекций, объемные
виды.
Раздел 12. Прямоугольная система координат (3D)., Декартовая,
плоскости 2D,3D. Разрезы и сечения. Обозначение на чертеже. Проектная
работа.
Теория: Основные понятия о основной системе координат, применяемой при
изготовлении машиностроительных чертежей и для программирования
изготовления деталей на станках с ЧПУ. Необходимое и достаточное количество
разрезов и сечений.
Практика: Разработка простых чертежей разрезами, сечениями и видами.
Работа над проектами по графику.
Раздел 13. Измерительные инструменты. Основы взаимозаменяемости.
Припуски, допуски и посадки. Обозначения на чертежах
Теория: Виды измерительных инструментов. Требования к точности
инструментов. Понтия взаимозаменяемости. Понятия о припусках.
Предназначение допусков и посадок.
Практика: Виды инструмента и их назначение. Получение навыков
точного измерения. Отработка навыков задания припусков, задание допусков
и посадок.
Раздел 14. Инструменты и приспособления для деревометаллообработки.
Теория: Виды и назначения инструментов и приспособлений.
Практика: Получение навыков работы с инструментами.
Раздел 15. Виды соединения деталей. Резьбовое соединение.
Теория: Понятия о резьбе, о параметрах резьбового соединения.
Раздел 16. Проектная деятельность.
Теория: Виды проектов. Для чего нужны проекты. Выбор и обоснование
темы проекта. Постановка целей и задач проекта. Планирование предстоящей
деятельности.
Практика: Создание собственной модели. Устранение ошибок модели.
Создание мультимедийных презентации к проекту. Предварительная презентация
проекта. Усовершенствование и доработка проекта. Предварительная защита
проекта.

13
Раздел 17. Итоговое занятие. Выставка.
Практика: Презентация итогового проекта по освоению всех модулей
программы. Применение изученных технологий на практике.

Второй год обучения
Раздел 1. Вводное занятие.
Организация рабочего места. Техника безопасности. Теория: Правила
техники безопасности. Ознакомление с программой. Как организовать свое
рабочее место. Правила безопасности в аварийных ситуациях. Практика:
Игры на знакомство.
Раздел 2. Повторение изученного материала
Теория: Вспоминаем основы работы с конструктором Lego Mindstorms
EV3. Название деталей. Принципы соединения деталей. Размеры деталей.
Виды колес. Размеры зубчатых колес. Соединение основных деталей. Как
пользоваться электронными деталями. Вспоминаем программирование в
программе Lego Mindstorms education EV3. Программирование основы.
Блоки в программе Lego Mindstorms education ev3. Как управлять большим и
средним сервомотором. Как запрограммировать датчики. Программирование
более сложных действий. 17
Практика: Создаем обучающую модель для программирования.
Программирование по собственному замыслу, с использованием сложных
действий.
Раздел 3. Работа в среде Lego Digital Designer и virtualroboticstoolkit.
Теория: Для чего нужны программы Lego Digital Designer и
virtualroboticstoolkit Как пользоваться программой Lego Digital Designer. Как
создать собственную модель в Lego Digital Designer. Как пользоваться
программой virtualroboticstoolkit. Перенос модели из Lego Digital Designer в
virtualroboticstoolkit. Перенос программы из Lego Mindstorms education ev3 в
virtualroboticstoolkit.
Практика: Изучение функций Lego Digital Designer. Создание модели
«Дом» в LegoDigitalDesigner. Создание собственной модели в Lego Digital
Designer. Создание модели «Тележка» в Lego Digital Designer. Изучений
функций virtualroboticstoolkit. Перенос собственной модели из Lego Digital
Designer в virtualroboticstoolkit. Перенос проекта из Lego Mindstorms
education ev3 в программу virtualroboticstoolkit
Раздел 4. Проектная деятельность.
Теория: Виды проектов. Для чего нужны проекты. Выбор и
обоснование темы проекта. Постановка целей и задач проекта. Планирование
предстоящей деятельности.

14
Практика: Сборка основных механизмов модели. Испытание основных
механизмов модели. Сборка дополнительных механизмов модели. Испытание
дополнительных механизмов модели. Программирование модели. Испытание
собственной модели. Устранение ошибок модели. Создание мультимедийных
презентации к проекту. Предварительная презентация проекта.
Усовершенствование и доработка проекта. Предварительная защита проекта.
Раздел 5. Программирование.
Теория: Вспоминаем основы программирования в программе Lego
Mindstorms education EV3. Как пользоваться программой Lego Mindstorms
education ev3. Программирование основы. Блоки в программе Lego Mindstorms
education ev3. Как управлять большим и средним сервомотором. Как
запрограммировать датчики. Программирование более сложные действия.
Практика: Создаем обучающую модель для базовой программы. Настройка
конфигурации блоков. Программирование «Движение по прямой, кривой».
Программирование «Независимое движение». Программирование «Остановиться
у линии, под углом, у объекта». Программирование «Многозадачность».
Программирование «Цикл». Программирование «многопозиционный
переключатель». Программирование «Шины данных». Программирование
«Случайная величина». Программирование «Текст». Программирование
«Математика-базовый». Программирование «Сравнение». Программирование
«Переменные». Программирование «Обмен сообщениями». Программирование
«Математика дополнительное». Программирование «Пид-регулятор»
Конструирование и программирование по собственному замыслу.
Раздел 6. Радиотехническое конструирование и творчество.
Практика: Конструирование моделей по собственному замыслу исходя из
полученных навыков и знаний.
Раздел 7. Электро- и радиотехнические материалы. Пайка и основы
электрического монтажа.
Теория: Знакомство с материалами радиотехники, устройство паяльника,
изучение основ монтажа.
Практика: Работа с паяльником, пайка проводов, пайка элементов.
Раздел 8. Проектная деятельность.
Теория: Виды проектов. Для чего нужны проекты. Выбор и обоснование
темы проекта. Постановка целей и задач проекта. Планирование предстоящей
деятельности.
Практика: Испытание собственной модели. Устранение ошибок модели.
Создание мультимедийных презентации к проекту. Предварительная презентация
проекта. Усовершенствование и доработка проекта. Предварительная защита
проекта.

15
Раздел 9. Лазерные станки. Принципы работы.
Теория: Рассмотреть способы и виды работ на лазерных станках.
Раздел 10. Обработка металлов. Классификакция видов.
Обозначения на чертежах.
Практика: Изучить виды металлов и сплавов и обозначение на
чертежах.
Раздел 11. Способы и методы Металлообработки и деревообработки.
Практика: Bыучить основные способы обработки ручным и электро
инструментом деталей из металлов.
Раздел 12. Станочные способы обработки.
Практика: Отработка навыков обработки металлов на станках.
Раздел 13. Проектная деятельность.
Теория: Виды проектов. Для чего нужны проекты. Выбор и
обоснование темы проекта. Постановка целей и задач проекта. Планирование
предстоящей деятельности.
Практика: Создание собственной модели. Устранение ошибок модели.
Создание мультимедийных презентации к проекту. Предварительная
презентация проекта. Усовершенствование и доработка проекта.
Предварительная защита проекта.
Раздел 14. Итоговое занятие. Выставка.
Практика: Презентация итогового проекта по освоению всех модулей
программы. Применение изученных технологий на практике.
Календарный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

38
76
4
152
17
21
1 сентября
1 января – 8 января
31 мая

16
Условия реализации программы. Материально – техническое
обеспечение программы
1.Учебный класс №1 в нем:
Конструктор Lego Education 9686
Конструктор Lego Mindstorm
Столы – 4 шт
Стулья – 12 шт
Маркерная доска – 1 шт
Учебный класс №2 в нем:
Столы – 9 шт
Стулья – 9 шт
Радио-конструкторы
Ноутбук
Учебный класс №3 в нем:
Лазерный гравер учебный с рамой на колесах;
Станки с ЧПУ учебный токарный и фрезерный «Юный машиностроитель»;
Ручной инструмент;
ПО для станков;
ПО 3Д-моделированию;
презентационное оборудование;
интерактивный комплект Дополнительное оборудование;
вытяжная система для лазерного станка фильтрующая.
Кроме того, в кабинете, где проходят занятия, целесообразно иметь
цветную и писчую бумагу, фольгу, краски, скотч, цветную изоленту,
линейки, канцелярский клей и т. п. – это может пригодиться обучающимся
для оформления творческих проектов.
2.Информационное обеспечение:
Инструкции по сборке (Бумажный вариант)
Инструкции по сборке (Дисковый носитель)
Инструкции по сборке (Электронный вариант)
Интернет
3. Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
Формы аттестации и оценочные материалы
Для определения результативности освоения программы используются
следующие формы аттестации:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми
умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или
не справился и почему);

-

фото и видео;
журнал посещаемости;
выполненная работа;
фонд оценочных средств;
формы итоговой аттестации.

17

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
выставка;
готовая работа;
диагностические материалы.
Методическое обеспечение:
№ п/п

Название раздела,
тема

1

Вводное занятие.
Организация рабочего
места. Техника
безопасности.

2-21

Знакомство с
стандартными
деталями LEGO
MINDSTORMS
Виды колес, размеры
колес и деталей.
Основы
программирования в
ПО

22-36
37-48

49-53

Соревнования «Дрэгрэйсинг»

54-63

Знакомство с
элементами
электрической цепи, их
обозначения, свойства
и типы.
С помощью
конструктора «знаток»,
наглядная
демонстрация работы
эклектического тока.

64-73

Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы
Методическое
пособие по ТБ в
кабинете
информатики и при
работе с
конструкторами.
Набор LEGO
MINDSTORMS

Формы,
Формы,
методы,
учебные
приемы
занятия
обучения,
педагогичес
кие
технологии
Рассказ,
Работа
показ
группой

Рассказ,
показ

Работа
группой

Набор LEGO
MINDSTORMS
Ноутбук с
программой Lego
Mindstorms education
ev3
Набор LEGO
MINDSTORMS и
ноутбук с программой
Lego Mindstorms
education ev3
Вспомогательная
литература,
конструктор «Знаток»

Рассказ,
показ
Рассказ,
показ,
тренировка

Работа
группой
Работа
группой

Соревнован
ие

Работа
группой

Рассказ,
показ,
тренировка

Работа
группой

Вспомогательная
литература,
конструктор
«Знаток»,
«электронная

Рассказ,
показ,
тренировка

Работа
группой

18

74-81

Измерение
стандартных
источников питания

82-91

Знакомство с
приборами измерения,
их видами, свойствами.

92-96

Разработка
собственного проекта,
создание презентации.

97-108

145-148

Рисунки, основы
черчения Виды систем
координат. Выбор
проектов и составление
планов их реализации.
Прямоугольная система
координат Декартовая,
(плоскость 2D, 3D).
Разрезы и сечения.
Обозначения на
чертеже. Проектная
работа
Измерительные
инструменты Основы
взаимозаменяемости.
Припуски, допуски и
посадки. Обозначение
на чертеже
Инструменты и
приспособления для
дерево металлообработки
Виды соединений
деталей Резьбовое
соединение
Проектная работа

149-152

Итоговое занятие.

153

Вводное занятие.
Организация рабочего
места. Техника
безопасности.
Повторение изученного
материала
Изучение блоков в
программе Lego
Mindstorms education
ev3. Управление
большим и средним
сервомотором.

109-118

119-128

129-136

137-144

154-159
160-174

лаборатория»
Приборы для
измерений.
Источники питания.

Рассказ,
показ,
тренировка

Работа
группой

Вспомогательная
литература. Приборы
для измерений.
Источники питания.
Приборы для
измерений.
Инструмент для
пайки. Источники
питания. Ноутбук.
Вспомогательная
литература

Рассказ,
показ

Работа
группой

Выставка

Индивидуаль
ная работа,
работа в
парах

Рассказ,
показ

Работа
группой

Ноутбук с
программой «компас»
Вспомогательная
литература

Рассказ,
показ,
тренировка

Индивидуаль
ная работа,
работа в
парах

Вспомогательная
литература.
Измерительные
приборы.

Рассказ,
показ,
тренировка

Работа
группой

Инструменты по
обработке

Рассказ,
показ,
тренировка

Работа
группой

Вспомогательная
литература

Рассказ,
показ

Работа
группой

Тренировка

Работа
группой
Индивидуаль
ная работа
Работа
группой

Методическое
пособие по ТБ

Соревнован
ие
Рассказ,
показ,
тренировка

Рассказ,
показ
Набор LEGO
Рассказ,
MINDSTORMS и
показ,
ноутбук с программой тренировка
Lego Mindstorms
education ev3

Работа
группой
Работа
группой

175-183

Соревнование «Сумо»

184-203

Программирование
«Независимое
движение».

204-218

Знакомство с
материалами
радиотехники,
устройство паяльника,
изучение основ
монтажа
Работа с паяльником,
пайка проводов, пайка
элементов.
Сдача теоретического
теста, показательная
пайка

219-233

234-238

239-258
259-270

Лазерные станки.
Принципы работы.
Обработка металлов и
древесины
Классификация
металлов. Обозначения
на чертеже

295-299

Способы и методы
Металлообработки и
деревообработки
Станочные способы
Обработки.
Проектная работа

300-304

Итоговое занятие.

271-282

283-294

19

Набор LEGO
MINDSTORMS и
ноутбук с программой
Lego Mindstorms
education ev3
Ноутбук с
программой Lego
Mindstorms education
ev3
Вспомогательная
литература,
инструмент для
пайки.

Соревнован
ие

Работа в
парах

Тренировка,
тестировани
е моделей

Индивидуаль
ная работа,
работа в
парах
Работа
группой

Инструмент для
пайки.

Рассказ,
показ,
тренировка
Соревнован
ие (экзамен)

Инструмент для
пайки
Вспомогательная
литература
Вспомогательная
литература,
инструменты по
обработке.
Измерительные
приборы
Вспомогательная
литература
Вспомогательная
литература
Вспомогательная
литература, станки с
ЧПУ

Рассказ,
показ

Рассказ,
показ
Рассказ,
показ,
тренировка

Работа
группой
Индивидуаль
ная работа,
работа в
парах
Работа
группой
Работа
группой

Рассказ,
показ,
тренировка
Рассказ,
показ
Тренировка

Работа
группой

Соревнован
ие

Работа
группой

Работа
группой
Работа
группой

Оценочные материалы
Диагностика:
Мониторинг
освоения
обучающимися
Программы
проводится
руководителем 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с
помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в
совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем
уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце
учебного года педагог прослеживает динамику усвоения программы каждого
обучающегося.

20
Уровни развития:
Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать
необходимые детали.
Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать
необходимую деталь, присутствуют неточности.
Низкий: не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь.
Умение правильно конструировать поделку по замыслу
Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы
конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.
Средний: способы конструктивного решения находит в результате
практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но
затрудняется в объяснении ее особенностей.
Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект,
а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения
ребенок не может.
Умение проектировать по образцу и по схеме:
Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по
образцу.
Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе
проектировать по образцу, иногда с помощью педагога дополнительного
образования.
Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать только под контролем педагога дополнительного образования.
Форма обучения: очная.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы;
- инструкции;
- схемы сборки;
- образцы изделий;
- вспомогательная литература.

Список литературы для педагога

21

1. Аленина, Т. И. Образовательная робототехника во внеурочной
деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС НОО: пособие
для учителя / сост.: Аленина Т. И., Енина Л. В., Колотова И. О., Сичинская Н. М.,
Смирнова Ю. В., Шаульская Е. Л. – Челябинский Дом печати, 2012. – 208 с.
2. Гинзбург Е.Е., Винокурова А.В., Образовательная робототехника в
дополнительном образовании школьников: Методическое пособие/ – ЙошкарОла: ОАНО «Инфосфера», 2011. – 32 стр.
3. Зайцева, Н. Н. Образовательная робототехника в начальной школе:
пособие для учителя / Зайцева Н. Н., Зубова Т. А., Копытова О. Г., Подкорытова
С. Ю. – Челябинск: Обл. центр информ. и мат.-тех. обесп. ОУ Челяб. обл. – 192 с.
4. Копосов Д.Г., Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов/
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 87 стр.
5. Мирошина, Т. Ф. Образовательная робототехника в начальной школе:
пособие для учителя / Мирошина Т. Ф., Соловьева Л. Е., Могилева А.
Ю.,Перфирьева Л. П. – Челябинск: Взгляд. – 2011. – 150 с.
6. Мирошина, Т. Ф. Образовательная робототехника на уроках
информатики и физики в средней школе: пособие для учителя / Мирошина Т. Ф.,
Соловьева Л. Е., Могилева А. Ю., Перфирьева Л. П. – Челябинск: Взгляд, 2011. –
150 с.
7. Перфирьева, Л. П., Трапезникова Т. В., Шаульская Е. Л., Выдрина Ю. А.
Образовательная робототехника во внеурочной деятельности: методическое
пособие / Перфирьева Л. П., Трапезникова Т. В., Шаульская Е. Л., Выдрина Ю. А.
– Челябинск: Взгляд. – 2011. – 94 с.
8. П.Андре Ж-М. Кофман Ф.Лот Ж-П.Тайар Конструирование роботов
Пер. с франц. М.: Мир, 1986.- 360с., ил.
9. Сагритдинова Н.А. Fischertechnik – основы образовательной
робототехники: уч.-метод. пособие / Н.А. Сагритдинова. – Челябинск, 2012. – 40
с.: ил.
10. Борисов В.Г., Фролов В.В. измерительная лаборатория начинающего
радиолюбителя. М: Энергия, 2006.
11. Борисов В.П. Юный радиолюбитель. М: Радио и связь, 2003.
12. Ревич Ю.В. Занимательная электроника. BHV-СПб, 2021
13. Платт Чарльз. Электроника для начинающих. BXB-Петербург, 2017
14. Астапчик С. А., Голубев В. С., Маклаков А. Г. Лазерные технологии в
машиностроении и металлообработке. — Белорусская наука.
15. А.Чекмарев, В.К. Осипов. Справочник по машиностроительному
черчению.
16. Звонцов, Иванов, Серебреницкий: Разработка управляющих программ
для оборудования с ЧПУ. Учебное пособие. 2024г. – 588стр.

22
17. Жолобов, Мрочек, Аверченков: Станки с ЧПУ. Устройство,
программирование, инструментальное обеспечение и оснастка. 2024г. – 360стр.
Список литературы для обучающегося и родителей
1. Конструируем роботов от А до Я. Полное руководство для начинающих |
Бейктал Джон | 2018г.
2. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление | Филиппов
Сергей Александрович 2017г.
3. Мобильные роботы на базе ESP32 в среде Arduino IDE | Момот Михаил В.
2021 г.
4. Новые механизмы в современной робототехнике 2019
5. Встраиваемые робототехнические системы. Проектирование и применение
мобильных роботов со встроенными системами управления | Бройнль Томас
2012г.
6. Всё о радиотехническом монтаже и не только, Кашкаров Андрей Петрович,
2014
7. "Простая электроника для детей и взрослых", 2021
8. Адаменко М.В. Радиоэлектроника. Конструкции для всех. Солон-пресс,
2022.
9. .А.Д.Никифоров Взаимозаменяемость, стандартизация и технические
измерения.
10.Рошиваль, Киф, Шварц: Станки с ЧПУ. Устройство, технология. Учебник.
2021 г. – 312стр.
11.Иван Глебов: Обработка древесины на станке с ЧПУ. Учебное пособие.
2024 г. – 140стр.
12.Олег Балла: Обработка деталей на станках с ЧПУ. Учебное пособие. 2022г. 368стр.

Таблица результатов
Группа:____________________________
№

ФИО

23

Сложность
конструкции*

Описание
конструкции*

Время сборки

Оценка

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ФИО руководителя/подпись:________________________________________

*Сложность конструкции - оценивание от 1 до 10 баллов

Дата__________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».