Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.05 15:16:49 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Основы программирования в Scratch» Возраст обучающихся: 9-10 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Буркова Ю.В., педагог дополнительного образования г. Карпинск 2024 г. Пояснительная записка Программа «Основы программирования в Scratch» составлена в соответствии с нормативно-правовыми основами для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. Нормативные документы: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта2022 г. № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – техническая. Актуальность программы Начало 21 века ознаменовано бурным развитием it-технологий. Мировые лидеры itиндустрии периодически обращаются к школьникам с призывом изучать 2 программирование. Становится понятно, что чем раньше ребенок начнет овладевать навыками программирования, тем больший запас знаний и технологий он получит к моменту выбора основного рода деятельности. Даже если в будущем карьерный путь ребенка не будет связан с программированием, умение разбираться в сложных системах и взаимодействовать с новыми технологиями ему пригодится в любой сфере, ведь цифровые технологии используются повсеместно. Курсы по программированию помогут ребенку сделать первые шаги в мире программирования, позволят познакомиться с сообществом таких же заинтересованных ребят, введут во все подробности и тонкости проектной деятельности. Овладевая навыками программирования, ребенок затрагивает и смежные сферы: логика, вычислительная математика, теория вероятности, а также и другие научные области: география, биология, физика, литература - в зависимости от интересов ребенка и выбора области развития собственного проекта. Когда у ребенка сформирован необходимый набор знаний и умений, выполнен ряд задач и упражнений по разным темам, он может, используя их, работать над собственным проектом. Это позволяет развивать творческие способности, проводить собственные исследования, работать в команде, и, что немаловажно, видеть результат собственной работы, вносить коррективы и развивать её. Программирование – одно из самых интересных и полезных занятий в мире. Чтобы написать код, даже самый простой, необходимо: • понимание: что означают команды в используемом языке; • умение планировать: нужно придумать план решения задачи. • креативность: способность придумывать новые идеи и их реализовывать • аналитическое мышление: способность логически мыслить, следить за ходом выполнения плана, находить и исправлять ошибки. Все эти навыки – не специфичны. Они пригодятся в любой области и сфере. Программирование – отличный способ замотивировать ребенка учиться, узнавать и осваивать новые концепции. Отличительной особенностью программы является • создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; • удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятии научнотехническом творчестве; • формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержка талантливых учащихся. Новизна программы В программе представлены современные идеи и актуальные направления развития науки и техники. Программа формирует конвергентное мышление, т.е. является соединением различных предметных областей, таких как математика, информатика, физика, программирование и другие. В процессе создания робота учащемуся необходимо применять навыки конструирования, знать физические процессы, чтобы понимать, какой принцип используется при работе датчиков и механизмов, уметь применять технологические приёмы в конструировании робота и программировать его информационный код. А с помощью визуальной среды Scratch дается возможность каждому ребенку попробовать свои силы в, программировании созданного робота, в кодировании создания мультфильмов, анимированных открыток, историй или игр, и выбрать для себя оптимальное продвижение в изучении материала по своим способностям. Благодаря специально подобранной системе упражнений, курс позволяет выявить скрытую одаренность в области программирования у детей и развивать их способности с раннего возраста. 3 Адресат программы: программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся 9-10 лет (3-4 класс), проявляющих интерес в области программирования и электроники. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к технической области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.) Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа. Объем программы: 152 учебных часа (38 недель). Уровень: базовый. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и т.п. Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, дистанционные занятия на платформах онлайн обучения и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, беседа и т.д. Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по интересу к техническому творчеству, сформированных в разновозрастные группы в количестве 15 человек. Состав групп постоянный. Цели и задачи программы Цель программы: интеллектуальное и творческое развитие учащихся посредством программирования и мультимедийного творчества. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: Обучающие: • сформировать познавательный интерес к алгоритмике; • научить работать в среде программирования Scratch; • сформировать навыки разработки, тестирования и отладки несложных программ; • научить работать с компьютерными программами и дополнительными источниками информации; • обучить основным базовым алгоритмическим конструкциям; • научить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения; • научить устанавливать причинно-следственные связи; • научить создавать модели из конструктора Lego; • научить составлять программы для работы модели в среде программирования Scratch; • познакомить с понятием проекта и алгоритмом его разработки. Развивающие: • способствовать развитию критического, системного, алгоритмического и творческого мышления; • способствовать развитию логического мышления; • развивать внимание, память, восприятие, образное мышление; • развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе; 4 • развивать мотивацию обучающихся к познанию и творчеству; • развивать навыки анализа и оценки получаемой информации. Воспитывающие: • воспитывать уважительное отношение к сверстникам и старшим; • воспитывать стремление доводить работу до конца; • воспитывать самостоятельность, инициативу, творческую активность; • формировать у обучающегося культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. Планируемые результаты Личностные: • воспитание способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; • развитие целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; • развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно- исследовательской деятельности; Метапредметные: • умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения; • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; • умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; • умение строить логическое рассуждение и делать выводы; Предметные: По окончанию курса обучающийся должен Знать: • правила пользования компьютером; • что такое программа и алгоритм действия; • отличия истинных и ложных высказываний; • виды, структуры алгоритмов; • функции среды разработки Scratch; • основные этапы работы над проектом; • основных деталей Lego Wedo 2.0; • назначения датчиков Lego Wedo 2.0; • правил сборки и программирования моделей Lego Wedo 2.0 • основные правила программирования на Scratch/ Уметь: • самостоятельно решать поставленные задачи; • составлять программы, скрипы; • планировать предстоящие действия; • составлять логические выражения; • составлять логически сложные программы; • работать в среде разработки Scratch; • собирать модели контроллеров из конструктора Lego Wedo 2.0; • владение навыками элементарного проектирования; • работать с проектами 5 Содержание программы Учебный план № п/п 1 2 2.1. 2.2. Наименование раздела, Количество часов темы Всего Теория Практика Введение в 2 1 1 образовательную программу «Основы программирования в Scratch» Модуль 1. Стартовый 73 11 60 Тема1. Основные 3 1 2 понятия алгоритмики. Моя первая программа Тема 2. Интерфейс 5 1 4 программы Scratch. 2.3. Тема 3. Команды движения и управления. 5 1 4 2.4. 5 1 4 2.5. Тема 4. Команды управления внешностью. Графические возможности. Тема 5. Сенсоры. 3 1 2 2.6. Тема 6. Звуки в Scratch. 5 1 4 2.7. Тема 7. Переменные и константы. 5 1 4 2.8. Тема 8. Операторы 5 1 4 2.9. Тема 9. Создание игры «Волшебный сундучок» 5 1 4 2.10 Тема 10. Создание мультфильма «Космическая миссия» 5 - 5 2.11 Тема 11. Создание игры «Гонки» 5 - 5 2.12 Тема 12. Создание игры «Super Mario» 7 - 7 2.13 Тема 13. Проектная деятельность 11 2 9 Формы аттестации /контроля Входной: Собеседование Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: педагогическое наблюдение, беседа, 6 практическая работа Промежуточный: презентация решения кейса Промежуточный контроль 4 - 4 4 4.1. Модуль 2. Базовый Тема 1. Знакомство с координатами X и Y 74 7 16 2 58 5 4.2. Тема 2. Циклы 7 2 5 4.3. Тема 3. Блок «Перо» 7 2 5 4.4. Тема 4. Условные конструкции 5 2 3 4.5. Тема 5. Списки в Scratch 5 2 3 4.6. Тема 6. Блок «События». 7 2 5 4.7. Тема 7. Создание игры «Подводный мир» 7 - 7 4.8. Тема 8. Блок «Переменные». Создание игры «Кормушка для птиц» 5 1 4 4.9. Тема 9. Блок Wedo2.0». Создание игры «Спасение галактики» 7 1 6 Текущий: педагогическое наблюдение, беседа, практическая работа 4.10 Тема 10. Создание игры «Форсаж» 7 1 6 4.11 Тема 11. Создание игры «Зоопарк» 5 - 5 4.12 Тема 12. Создание мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» 5 Проектная работа 5 1 4 12 2 10 3 152 30 3 122 Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: педагогическое наблюдение, беседа, практическая работа Текущий: педагогическое наблюдение, беседа, практическая работа Защита проектов 3 6 Итоговый контроль Всего Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: педагогическое наблюдение, беседа, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: педагогическое наблюдение, беседа, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа Текущий: Педагогическое наблюдение, практическая работа 7 Содержание учебной программы Введение в образовательную программу ««Основы программирования в Scratch» Теория: знакомство с краткой историей появления компьютера, знаменитыми людьми в этой области, различными видами деятельности на компьютере: алгоритмика, программирование, вторичное моделирование. Входная диагностика. Инструктаж по ТБ. Знакомство с обучающимися. Игра на командообразование. Практика: работа на компьютере, знакомство с основными компонентами компьютера посредствам практики. Модуль 1. Стартовый Тема 1. Основные понятия алгоритмики. Моя первая программа. Теория: изучение основных понятий алгоритмики. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов Практика: практическая работа по созданию алгоритма первого проекта на Scratch. Тема 2. Интерфейс программы Scratch. Теория: изучение основных элементов интерфейса программы Scratch. Создание, сохранение и открытие проектов. Особенности интерфейса. Практика: Выполнение практической работы на знакомство с интерфейсом среды Scratch. Тема 3. Команды движения и управления Теория: команды движения: передвижения по шагам, повороты, передвижение в системе координат, вращение. Команды управления (оранжевый ящик): ожидание, цикл, условие. Практика: Практическая работа «Анимация. Кот бегает по городу» Тема 4. Команды управления внешностью. Графические возможности Теория: Команда внешность: диалог, переключение костюма и фона, изменение размера, видимость спрайта. Редактирование изображений. Создание собственных объектов. Импорт изображений. Экспорт спрайтов и их использование в проектах. Построение графических изображений. Практика: Практическая работа по созданию анимации с одним спрайтом. Практическая работа «Дискотека». Тема 5. Сенсоры Теория: Сенсоры: условия касания, нажатия кнопки и ответа на вопрос. Где используются датчики касания. Соблюдение условий. Практика: Практическая работа «Анимация с сенсорами». Тема 6. Звуки в Scratch Теория: Звук: вставка звуковых файлов. Программная обработка звуковых сигналов. Практика: Практическая работа «Музыкальная рок-группа» Тема 7. Переменные и константы Теория: Переменные и их виды. Правила использования переменных в языке Scratch. Основные арифметические операции. Практика: Практическая работа «Калькулятор». Тема 8. Операторы Теория: Операторы: сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение, модуль, округление. Практика: Практическая работа Игра «Случайные числа». Тема 9. Создание игры «Волшебный сундучок» Теория: Знакомство с набором конструктора Lego Wedo 2.0, применение данного набора в Scratch, способы программирования: визуальное, текстовое и с помощью контроллера. 8 Практика: сборка контроллера «сундучок» из Lego Wedo 2.0. Создание игры с применением контроллера из Lego Wedo 2.0, написание скриптов. Тема 10. Создание игры «Космическая миссия» Практика: Игра «Покорение космоса»; сборка контроллера «космическая ракета» из Lego Wedo 2.0, создание игры в Scratch. Тема 11. Создание игры «Гонки» (закрепление пройденных блоков: движение, внешность, сенсоры) Практика: Сборка контроллера «руль гоночного автомобиля» из LegoWedo 2.0, создание игры в Scratch с применением контроллера Wedo. Тема 12. Создание игры «Super Mario» (закрепление пройденных блоков: движение, операторы, звук, данные) Практика: Разработка игры «Super Mario» Тема 13. Проектная деятельность Теория: Знакомство с проектной деятельностью. Целеполагание. Командообразование. Разработка этапов проекта. Практика: Участие в соревнованиях, выполнение кейсов, создание проекта. Промежуточный контроль Практика: презентация решения кейса, защита проекта. Модуль 2. Базовый Тема 1. Знакомство с координатами X и Y Теория: Представление о координатной плоскости, также её использование в Scratch, единица координатной плоскости, координаты, управление движением с помощью координат. Практика: Практическая работа перемещение спрайта по заданным координатам. Тема 2. Циклы. Теория: управляющие конструкции для многократного исполнения шагов алгоритма. Тело цикла. Виды циклов. Применения циклов в скриптах. Блоки для 4-х видов циклов: безусловный, со счетчиком, с предусловием и с постусловием. Практика: Создание игры «Лабиринт» Тема 3. Блок «Перо». Теория: Команды блока. Принципы работы блока «Перо», работа по координатам X и Y. Практика: Создание игры «Pac-Man». Тема 4. Условные конструкции Теоретическая часть: Ветвление, виды условных конструкций, сходства и различия с другими алгоритмами. Условия выбора. Практика: Создание игры «Прогулка по фруктовому саду» Тема 5. Списки в Scratch Теория: Команды управления списками, динамические списки, нумерационный списки. Операции со списками. Практика: Создание мультфильма «Колобок» Тема 6. Блок «События» Теория: Применение роботов в различных видах спорта. Роботы для тренировок навыков игры в различные спортивные игры, усовершенствованные автоматы для подачи мяча в теннисе. Практика: Сборка контроллера из Lego Wedo 2.0, создание игры «Футбол» в Scratch с применением контроллера Wedo. Тема 7. Создание игры «Подводный мир» Практика: Создание игры «Подводный мир», создание контроллера из Lego Wedo 2.0. Тема 8. Блок «Переменные» Теория: Изучение команд: создать переменную, изменить, задать, скрыть, показать переменную. Переменная как место хранения значения во встроенной памяти блока NXT. 9 Считывание текущих значений переменной, связь с блоком через шины данных. Создание переменной. Практика: Создание игры «Кормушка для птиц», создание контроллера из Lego Wedo 2.0. Тема 9. Блок «Wedo 2.0» Теория: Изучение команд: включить, выключить мотор; установить мощность, направление моторов. Принципы работы команд в программе. Практика: Создание игры «Спасение галактики», создание контроллера из Lego Wedo 2.0. Тема 10. Создание игры «Форсаж» Теория: Изучение команд блока «Wedo 2.0»: цвет лампочки, расстояние, наклон, угол наклона. Практика: Создание игры «Форсаж», создание контроллера из Lego Wedo 2.0. Тема 11. Создание игры «Зоопарк» Практика: Создание игры «Зоопарк», создание контроллера из Lego Wedo 2.0. Тема 12. Создание мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» Теория: Правила мультипликации, построение сюжета мультфильма. Практика: Создание мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». Проектная работа Теория: Выбор темы проекта. Консультации экспертов. Подготовка к конкурсам и соревнованиям. Практика: Создание собственной игры, мультфильма, приложения по индивидуальному замыслу на основе пройденного материала. Создание рабочих групп, проектирование, тестирование, отладка, запуск проекта. Итоговый контроль Практическая часть: Защита проектов. Организационный раздел Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 Окончание учебного года 38 76 4 152 19 19 2 сентября 29 декабря – 8 января 31 мая Материально-технические условия реализации программы Для реализации настоящей программы требуется: • наличие компьютерного класса, с оборудованием, соответствующим санитарным нормам; • 10 ученических мест; 10 • каждое учебное место должно быть оборудовано 1 компьютером с установленным программным обеспечением: ПО Scratch Кадровое обеспечение программы Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Программирование в среде Scratch» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее технической направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам Методическое обеспечение программы • электронные учебники; • видеоролики; • информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе. В рамках воспитательной работы планируются следующие формы мероприятий: • Проведение соревнований; • Участие в олимпиадах • Индивидуальные и групповые беседы План воспитательной работы учитывает приоритетные направления воспитания – личностный рост детей: возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально-значимые задачи; развитие культуры социального поведения растущего человека с учетом быстрой информатизации общества; последовательное формирование коммуникативных дружественных детям сред Список литературы Список литературы, используемой педагогом 1. Авторская программа курса по выбору «Творческие задания в среде программирования Scratch» Ю.В.Пашковской 5-6 классы, которая входит в сборник «Информатика. Программы для образовательных организаций: 2-11 классы» / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 2. Иллюстрированное руководство по языкам Scratch и Python «Программирование для детей»/К. Вордерман, Дж.Вудкок, Ш.Макаманус и др.; пер. с англ.С.Ломакин. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2015. 3. Cайт «Учитесь со Scratch» – URL: https://habr.com/ru/articles/31083/ (дата обращения: 25.08.2024). 4. Т.Е. Сорокина, поурочные разработки «Пропедевтика программирования со Scratch» для 5-го класса, 2015 г. 5. Учебно-методическое пособие. Проектная деятельность школьника в среде программирования Scratch. /В.Г. Рындак, В.О. Дженжер, Л.В. Денисова. - Оренбург - 2009 Список литературы, рекомендованной обучающимся 6. Корягин, А. В. Образовательная робототехника (Lego WeDo) : рабочая тетрадь / Корягин А. В. , Смольянинова Н. М. - Москва : ДМК Пресс, 2016. - 96 с. - ISBN 978-597060-383-3. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970603833.html (дата обращения: 25.08.2024). Режим доступа : по подписке. 7. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5–6 класcов / Д. Г. Копосов / М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 Список литературы, рекомендованной родителям 8. Развитие ребенка в конструктивной деятельности. Справочное пособие / Н. В. Шайдурова / М.: Сфера, 2008 9. Робототехника для детей и их родителей / Ю. В. Рогов; под ред. В. Н. Халамова —Челябинск, 2012. — 72 с.: ил. 11