Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.16 13:51:47 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская кукол» Возраст обучающихся: 12-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Бирюкова Т.В., педагог дополнительного образования г. Карпинск Пояснительная записка Программа «Мастерская кукол» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 20.05.2024 г. № 709. Направленность (профиль) программы – художественная. Актуальность программы заключается в применении технологии создания авторской куклы из современных материалов как развивающееся направление в декоративно-прикладном искусстве. Творческая среда дополнительного образования, обеспечивает возможность для раскрытия и эффективного развития способностей, помогает сформировать социальнозрелую и активную личность, стремящуюся к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самореализации на протяжении всей жизни. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, трудовых умений и навыков, обучения технологическим основам создания изделий, программа «Мастерская кукол» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых: •освоение и закрепление знаний истории материальной культуры, через изучение истории кукольного искусства; •расширение знаний, необходимых для создания объемной композиции; •умение сочетать техники и приёмы посредством теоретического освоения дисциплин, включающихся в кукольную технику через синтез искусств. Новизна программы заключается в том, что дает возможность расширения границ творчества и носит практико-ориентированный характер. Программа направлена на воспитание у детей художественного вкуса, развитие творческой инициативы, самостоятельности, приобретение навыков и опыта при создании современных декоративных кукол. Программа предлагает ребенку попробовать себя в роли творца, кукольного мастера, создать своими руками необычную, неповторимую, единственную авторскую куклу. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что ребенок может попробовать себя в иной социальной роли, не в роле ученика, а в роли мастера. Самостоятельно работая над собственным образом куклы, учащийся включается в особую творческую атмосферу, где все мастера, от руководителя до участников, объединяются вокруг ценностных ориентиров: - эстетизма - это ориентированность на область художественной деятельности людей; - креативности - это значимость, зарождение неповторимого, оригинального, незаурядного; - приоритет чувственного восприятия окружающего мира; - коммуникабельность, обмен эстетическими впечатлениями. Занятия способствуют расширению кругозора учащихся, повышению эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и идеалов. Программа дает возможность обучающимся «раскрыть себя» во внеурочное время, и нацелена на достижения личностных и метапредметных результатов. Обучение основывается на педагогических принципах личностно ориентированного подхода, ориентации на общечеловеческие культурные ценности с учетом возраста и уровня развития детей, систематичности, наглядности и последовательности обучения, сотрудничества и ответственности. Цель программы: творческая самореализация детей посредством разработки образа авторской куклы и его воплощения, применяя современные материалы. Задачи: 1. Образовательные: •Формирование у учащихся знаний основных понятий, терминов и определений; •Приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для создания собственного изделия; •Обучение технике и приёмам изготовления куклы из современных материалов, знакомство с основами знаний в области изготовления куклы; •Формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм. •Формирование авторского оригинального образа при изготовлении куклы; 2. Развивающие: •Развитие художественно-творческих способностей путём самостоятельной постановки и решения творческой задачи (реализации задуманного образа); •Активизация образного мышления и творческого поиска ребёнка посредством освоения различных технологий изготовления куклы. •Развитие творческой активности, фантазии и воображения учащихся; •Формирование устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством; •Формирование эстетического вкуса. 3. Воспитывающие: •формирование интереса к народной культуре страны, через создание эмоционального образа игрушки; •воспитать творческую личность умеющую организовать свой досуг; •воспитание воли, усидчивости и аккуратности; •привитие основ культуры труда; •формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению, умения работать в группе; •создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками. Отличительной особенностью программы является ее комплексность, вариативность, возможность формировать ценностно-эстетические ориентиры и овладение основами творческой деятельности, что дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративноприкладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Ребёнок может выразить своё собственное «Я» в образе игрушки или куклы. Основными принципами построения программы являются: 1. Реализация личностно ориентированного подхода к каждому ребенку, 2. Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям детей), 3. Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов), 4. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы, ребенок фантазирует, использует технические средства, применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ), 5. Самостоятельность (дети полноправные участники своей деятельности). 6. Самоорганизация (педагог не учит, а помогает учиться). Адресат программы Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 12 лет до 17 лет. Возрастные особенности детей данного возраста: - физическое развитие. Начиная с 12 лет ребёнок начинает активно расти, его организм вступает в период полового созревания; - общение. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками; - правила и авторитеты. Авторитетом для подростка может стать любой взрослый, чьё поведение он хочет повторять; - риск и нонконформизм. В подростковом возрасте ребёнок также стремится отличаться от остальных, выделяться с помощью внешности или своих вкусов, а также за счёт рискованного поведения. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом возраста и склонностей к художественным сферам образования. Принципы формирования групп: Группы формируются из детей, имеющих примерно одинаковые базовые знания и умения, полученные в школе на уроках технологии и изобразительного искусства, и не предусматривает конкурсного отбора. Программа разработана с учетом возрастных, психофизиологических и функциональных возможностей детей и не имеет жестких ограничений по состоянию здоровья обучаемых. Усвоение изучаемого материала будет осуществляться от простого к сложному, постепенно увеличивая теоретические знания и практические навыки, а задания взаимосвязаны. Программа «Мастерская кукол» Плюс» разработана для разновозрастной группы и рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа с десятиминутным перерывом. Объем и срок освоения программы Объем программы 152 учебных часа (38 недель) в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формы обучения: очная Наполняемость групп – не более 12 чел. Основные формы и методы организации учебного процесса В программе «Мастерская кукол» эффективно сочетаются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Самостоятельная работа занимает основную часть изучения каждой темы. Так как обучающиеся подготовлены к восприятию материала, изучив предыдущие программы, возможно, их обучение с применением информационно-коммуникативных технологий. Каждая тема осваивается посредством знакомства с теоретическим и практическим материалом, образцами, наглядным примером. Теоретическая работа включает в себя беседы и пояснения по ходу выполнения работы. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо изучать её постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его к практике. Практическая часть реализуется с помощью составления обучаемыми плана работы, выполняются эскизы изделий и отдельные элементы. На последующих этапах выполняется работа, проводиться самооценка и взаимооценка. Групповая форма занятий ускоряет процесс работы, позволяет правильно распределить задания, учитывая возраст и особенности каждого ребенка. Основные методы Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: - фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах; - индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы контроля: наблюдение, выставка, презентация, тестирование. Содержание программы Основные содержательные линии программы направлены на развитие творческой личности учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. При введении программы «Мастерская кукол» в систему дополнительного образования задача обучиться новому ремеслу и получить удовлетворительные результаты успешно решается. Учащиеся знакомятся с направлением, успевают постичь некоторые секреты мастерства и получают значимый опыт. Учебно-тематический план № Наименование темы Кол-во часов всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 теория Формы аттестации/контроля практика Вводное занятие. 2 Правила техники безопасности Знакомство с историей 2 куклы и показ авторских кукол Этапы создания куклы 2 1 1 Тестовое задание, беседа 2 0 1 1 Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Знакомство с работой на швейной машине, виды машиной строчки Виды ручных швов 2 1 1 Беседа, просмотр презентации, творческих работ Тестовое задание, беседа, презентация Беседа 4 1 3 Беседа, практическое работа 3 1 2 Цветовое решение 4 игрушек. Виды тканей Знакомство с лекалами и3 количеством деталей Раскрой 9 Прошив выкроенных 9 деталей Набивка деталей 12 игрушки Сборка куклы 12 Одежда куклы. 12 Особенности кроя. Сборка одежды 12 2 2 1 2 1 1 8 8 2 10 Практическая работа, наблюдение Презентация, работа с цветовым кругом Практическая работа, наблюдение Практическая работа Практическая работа на швейной машине Работа с наполнителем 2 2 8 10 2 10 Материалы для 8 изготовления кукольных причесок Оформление прически 10 Декоративное 10 оформление куклы Аксессуары 12 Обувь куклы 12 Оформление лица 4 2 6 Практическая работа Коллаж – вдохновение и прорисовка лекал Работа на швейной машине Практическая работа, 2 2 8 8 Практическая работа Практическая работа 2 4 1 10 8 3 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Подготовка работы к выставке Выставка Итого 4 1 3 4 152 1 3 Анализ самостоятельной работы Итоговое занятие Содержание учебного (тематического) плана 1. Вводное занятие. Теория (1 час): Знакомство с кабинетом, инструментами и материалами для изготовления авторской куклы. Инструктаж по технике безопасности. Практика (1 час): Вводная диагностика (собеседование, выполнение рисунка). Игры на знакомство. 2. Знакомство с историей куклы и показ авторских кукол. Теория (2 час): История создания куклы. Виды авторских текстильных кукол 3. Этапы создания куклы. Теория (1 час): Демонстрация готовых авторских кукол. Практика (1 час): Выполнение тестового задания. Разработка эскиза. 4. Организация рабочего места. Материалы, инструменты. Теория(1час): Планирование работы. Этапы работы. Практика (1 час): подготовка материалов, инструментов. 5. Знакомство с работой на швейной машине, виды машинной строчки Теория (1 час): Классификация машинных швов в зависимости от их конструкции и назначения (соединительные, краевые). Технические условия на выполнение различных видов швов. Т/Б на рабочем месте и при работе с инструментами Практика (3 часа): Учимся заправлять швейную машинку. Машинные швы, стежки. Способы соединение деталей. Основные приемы освоения машинных работ: правильная рабочая поза, положение рук и ног при выполнении машинных работ. Выполнение пробных швов на образцах ткани. 6.Виды ручных швов Теория(1 час): Знакомство с видами ручных стежков, их назначение и применение, длина и ширина стежков. Специальные стежки. Практика(2 часа): Выполнение простых стежков (сметочный, прямой). Выполнение ручных стежков постоянного назначения (потайной, подшивочный, петельный) – нашивание шнура потайными стежками – отделка одежды; пришивание сутажа стежками «назад иголку». 7. Цветовое решение игрушек. Виды тканей Теория (2 часа): Виды тканей, используемых для изготовления текстильной куклы. Выбор материалов по их свойствам. Подбор цветовых сочетаний ткани по оттенкам цвета времен года, гармоничные сочетания цветов. Родственные и контрастные цвета. Практика (2 часа): Самостоятельная подборка материалов для создания авторской куклы. Работы с цветовым кругом. 8. Знакомство с лекалами и количеством деталей Теория (1 час): Лекция на тему: «что такое лекало и для чего?» Практика (2 часов): Работа с чертежами и выкройками. Снятие лекала на кальку. Увеличение и уменьшение выкроек. 9.Раскрой Теория (1 час): Проверка лекал и подготовка материала к раскрою Практика(8 часов): Бережное использование и экономное расходование материалов. Размещение лекал на ткани с учётом экономичности раскладки. Обводка лекала на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание лекал. 10.Прошив выкроенных деталей Теория (1 час): т/б при работе с швейной машиной Практика (8 часов): работа на швейной машине, прошив выкроенных деталей 11.Набивка деталей куклы Теория(2 часа): Лекция на тему: «Набивка, её виды. Приспособления для набивки» Практика(10 часов): Правила заполнения игрушки набивочным материалом и последовательность 12. Сборка куклы Теория( 2 часа): Определение последовательности сборки. Практика (8 часов): Способы прикрепления (приклеивание, нитяной прикреп, пуговичное крепление). 13.Одежда куклы. Особенности кроя Теория (2 часа): Краткая история кукольной моды. Особенности изготовления одежды «в миниатюре». Практика(10 часов): Создание лекал. Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Вырезание деталей. 14. Сборка одежды Теория(2 час): т/б при работе с швейной машиной Практика (10 часов): Работа на швейной машине 15. Материалы для изготовления кукольных причесок Теория(2 час): изучение способов изготовления и крепления прически куклы. Практика (6 часов): подготовка материалов для прически. 16. Оформление прически Теория(2 часа): изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички. Практика (8 часов): создание прически куклы. 17.Декоративное оформление куклы Теория(2 часа): Создание эскиза полного образа куклы Практика (8 часов): Разные способы украшения игрушек. Кукольная фурнитура. Технология изготовления бантика, галстука, колпачка, беретика. 18.Акссесуары Теория(2 часа): Создание образа куклы при помощи аксессуаров. Практика(10 часов): Подбор материала, фурнитуры. Знакомство с кукольными миниатюрами. Подбор способов обработки, соединения деталей. Доработка концептуальных основ образа. 19.Обувь куклы Теория (4 час): Создание наброска обуви. Понятие «обувная колодка». Изготовление лекала обуви. Практика (8 часов): раскрой деталей обуви, прошивка, проклейка, просушка, финишная затирка, установка пряжек, шнурков. 20.Оформление лица Теория (1 час): Правила расположения глаз относительно носа. Подбор материала для изготовления глаз. Практика(3 часа): Оформление глаз и носа куклы. Декорирование лица красками. 21. Подготовка работы к выставке Теория(1 час): виды оформления готовой работы. Практика(3часа): подготовка финальной композиции текстильной куклы. 22.Выставка Теория(1 час): подготовка описания текстильной куклы: название работы, изготовление этикетки. Практика (3 часа): защита итоговой работы. Планируемые результаты Личностные результаты: - учащиеся смогут развить самостоятельность, трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; - приобретут уверенность в себе, способность к преодолению трудностей; - сформируют интерес (мотивация) к дальнейшему занятию проектированием; - приобретение навыков доброжелательного и уважительного общения со сверстникам и взрослыми; - стремление к использованию полученных знаний в практической жизни. Метапредметные результаты: - учащиеся будут уметь правильно организовывать рабочее место при выполнении работ; - уметь самостоятельно генерировать идеи; - создавать абстрактный или реальный образ - отбирать и выстраивать план и последовательность реализации собственного замысла; - уметь самостоятельно находить недостающую информацию; - уметь работать индивидуально и в группе; - формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; Предметные результаты: - учащиеся будут знать правила безопасного обращения с инструментами, материалами; - учащиеся освоят назначение припусков на швы и прибавок на свободное облегание при пошиве кукол и одежды для них; - освоят технологию набивки тельца текстильной куклы; - освоят технологическую последовательность изготовления куклы; - освоят правила раскроя текстильной куклы; - освоят правила и виды присоединение деталей куклы; - будут свободно пользоваться схемами и лекалами; Календарный график: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 38 76 4 152 18 20 2 сентября 31 декабря – 8 января 31 мая Условия реализации программы Занятия проводятся в учебном кабинете, оформленном в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованном в соответствии с санитарными нормами. Материально-техническое обеспечение: Занятия проводятся в учебном кабинете, оформленном в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованном в соответствии с санитарными нормами. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, техники и инструментов, необходимых для организации занятий. Имеется оборудованное место для утюжки тканей. В кабинете имеется 12 рабочих мест из них, 8 мест для выполнения ручных работ и 4 места для выполнения машинных работ. Расстановка швейных машин – односторонняя, дневной свет падает с левой стороны. Для организации образовательного процесса в кабинете находятся следующие материалы и инструменты: - ткани натуральные, синтетические; - большие и маленькие ножницы с острыми концами; - линейки разных размеров, фигурные линейки; - портновские булавки, иголки; - картон, ватман, копировальная бумага, печатная бумага; - простые карандаши, ластик, двусторонний скотч; - стразы, бусины, бисер, пайетки и т.д.; - ноутбук, медиа проектор, - проволока, - сантиметровая лента, - синтепон, - различные виды ниток, тесьма, -лекало, -треугольник -распариватель - клеевой пистолет, - клей момент, - колодки, - цветовой круг, - портновский мел. Для организации образовательного процесса в кабинете установлено оборудование: -Универсальные бытовые швейные машины модели «JFNOME»-415. -Краеобметочная промышленная швейная машина модели GN1-2D. -Гладильная доска. -Электроутюг бытовой. -Резиновый коврик. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы Каждое занятие по темам программы включает теоретическую и практическую часть: -рассказ с целью получения знаний (познавательные беседы), практическую часть (совместная, индивидуальная и самостоятельная работа), конкурсы, индивидуальные выставки, творческие проекты, творческая защита работы. При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы, демонстрация рисунков, готовых изделий педагога с пояснением. Также используются различные наглядные пособия. Цель показа готовых изделий – вызвать желание у детей творить самим, что-то менять и совершенствовать. Порядок тем программы составлен таким образом, что каждая следующая тема даёт возможность перейти на новый, более сложный этап с получением новой законченной работы учащегося. По каждой выполненной работе учащийся высказывает своё мнение, отмечая ее достоинства и недостатки. Такой методический подход помогает детям закрепить полученные знания и учесть свои ошибки. При закреплении материала используются такие формы работы как устный опрос, выполнение практических заданий по изготовлению конечного продукта. В процессе работы педагог не только предлагает, направляет, подсказывает, но и обобщает лучшие идеи учащихся, способствует развитию их таланта. Методы организации учебно-воспитательного процесса: - частично-поисковый; - исследовательский; - метод проектирования. Методические материалы: - Подборка картин, рисунков, и фотографий, репродукций с картин, детские работы, журналы о моде, работы педагога; -Общеобразовательные ресурсы в поисковых системах Интернет: https://school-science.ru/5/16/35454 https://kukla-hm.ru/ https://videouroki.net/razrabotki/moya-avtorskaya-kukla-issledovatelskiyproekt.html https://педпроект.рф/мальчикова-дарья-проект/ https://resh.edu.ru/ - Мультимедийные презентации педагога к занятиям: об истории создания авторской куклы – от идеи до воплощения, об этапах создания куклы, одежды в миниатюре и др. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Методическое обеспечение: № Название раздела, МатериальноФормы, Формы, п/п техническое методы, учебные тема оснащение, приемы занятия дидактические обучения, материалы педагогические технологии 1-2 Вводное занятие. Методическое Беседа Работа в Техника пособие группе безопасности в «Правила кабинете поведения в кабинете шитья » и «Инструктаж по технике безопасности» 3-4 Знакомство с Эл. Презентация, Лекция, беседа, Работа в историей куклы просмотр фильма, практическая группе просмотр работа готовых работ Эл. презентация «Этапы создания авторской куклы», игра «Такие разные куклы» 7-8 Организация Методическое пособие «Как рабочего места правильно организовать стол для шитья?» 9-12 Работа на швейной Мастер – класс от машине. педагога. Выполнение Методическое машиной строчки пособие «Инструктаж по технике безопасности», швейная машина 12-15 Виды ручных швов Методическое пособие «Инструктаж по технике безопасности », Мастер – класс от педагога. Иглы, нитки 16- Цветовой круг. Тест 18 Виды тканей «креативности Торранса». Методическое пособие «Ткани, какие выбрать для своей куклы», цветовой круг Лекция 19- Лекало. «Функция 23 Количество лекал». лекал для куклы Подготовка к раскрою 24- Раскрой деталей Наглядные 33 образцы лекал (подготовленные 5-6 Способы создания куклы. Этапы создания Лекция, беседа, игровой практикум Работа в группе Лекция, беседа Работа в группе Лекция, беседа Беседа Самостоятел ьная работа Самостоятельн ая работа Тестировани е, просмотр, беседа, практическая работа Работа в группе и самосто ятельно Практическа я работа, беседа Работа самосто ятельно ив группе Работа самосто ятельно Просмотр, беседа, практическая работа 3442 4355 Прошив деталей Набивка деталей куклы 5668 Сборка куклы 6981 Одежды для куклы 8295 96110 111122 педагогом), ножницы, портновский мел Мастер – класс от педагога по сшиванию на швейной машине Презентация «Виды набивного материала». Лекция «Секреты набивания игрушки» Презентация «Этапы сборки авторской куклы» Просмотр фильма «Миниатюра в одежде». Подготовка лекал и выкройка Презентация Прошив выкроенных деталей «Оформление одежды для одежды кукол» Прическа для куклы Презентация «Создание парика. Материалы для прически». Мастер-класс от педагога. Подбор материалов и создание своего парика Просмотр Декоративное оформление куклы иллюстраций, журналов. Подготовка эскиза образа Просмотр, беседа, практическая работа Просмотр, беседа, практическая работа Работа самосто ятельно Просмотр, беседа, практическая работа Работа самосто ятельно Работа самосто ятельно Просмо тр, беседа, практич еская работа Работа самост оятель но и в группе Просмо тр, беседа, практич еская работа Просмо тр, беседа, практич еская работа Работа самост оятель но и в группе Практи ческая работа, беседа в Работа самост оятель но и в группе Работа самост оятель но и в группе 123134 135145 146150 151152 куклы. Выбор материалов Презентация Аксессуары для «Виды куклы аксессуаров для куклы». Мастер – класс от педагога. Презентация Обувь. Колодки «Виды обувных колодок, материалов для кукольной обуви». Лекало для изготовления обуви для кукол. Прорисовка Оформление лица лица текстильной куклы. Способы прикрепления. Варианты оформления глаз Постановочны Подготовка к выставке. Выставка й стенд для выставки работ группе Практи ческая работа, беседа в группе Работа самост оятель но и в группе Практи ческая работа, беседа в группе Работа самост оятель но и в группе Практи ческая работа, беседа в группе Работа самост оятель но и в группе Практи ческая работа Работа самост оятель но Формы аттестации Для определения результативности освоения программы используются следующие виды аттестации: - входной контроль – тестирование, оценка исходного уровня знаний перед началом образовательного процесса, проводится с целью определения уровня развития детей; -текущий контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала, отслеживание активности учащихся; - промежуточный контроль – оценка качества усвоения учащимися учебного материала по итогам учебного периода (этапа/года обучения); - итоговый контроль – оценка уровня достижений учащимися по завершении освоения программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей: заключительная проверка знаний, умений, навыков. Для входного контроля используются следующие формы: беседа, собеседование, предоставление ранее выполненных работ для определения умений и навыков, тест Торранса (тест креативности). Текущий контроль проводится по завершению разделов и тем. Формами текущего контроля являются: педагогическое наблюдение, самостоятельная работа, выставки, призовые и благодарственные награды в творческих конкурсах. Промежуточный контроль проводится 1 раз в полугодие. Формами промежуточного контроля являются: выставка творческих работ. Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формой итогового контроля является выставка творческих работ, анкетирование, защита проектов. Оценочные материалы Диагностика: Мониторинг освоения программы у обучающихся проводится педагогом, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, анкетирования. Тестирование оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. В конце учебного года можно проследить динамику успеваемости и освоения программы каждого ученика. Уровни развития: Низкий уровень: обучающийся использует исходный материал, предоставленный педагогом. Средний уровень: обучающийся использует в качестве материала свой опыт и знания, полученные на прошлых занятиях. Высокий уровень: обучающийся самостоятельно подготавливает материал в соответствии с собственной идеей и замыслом и самостоятельно реализует её. Список литературы 1. Газарян С. Прекрасное – своими руками.- М.: Изд-во «Просвещение», 1987. 2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках.- М.: Легпромбытиздат., 1993. 3. Закон Российской Федерации «Об образовании». 4. Калинич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей.- Минск: Полымя, 1997. 5. Кочетова С., - Игрушка для всех М., Олма-пресс; СПб., Издательский дом Нева, 1999 г. 6. Фролина. Е.. Шьем сказку. – М.: РИФ, 2000. 7.Бегун Т.А. «Увлекательное рукоделие для детей » Программа кружка 8.укоделия.- СПб.:КАРО,2008.-80с.:ил. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия развития, 1997 9.Неботова З., Кононович Т. «Мягкая игрушка» «ЭКСМО-Пресс» 2002г 10.О. Е.Лебедев, М. В.Катунова. - Дополнительное образование для детей, Гуманитарный издательский центр М., 2000. 11.О. С. Молотобарова, Кружок изготовления игрушек-сувениров, М., Просвещение, 1990 г. 12. Журнал о творчестве и рукоделии «Проделки» 13.Серия журналов выпускаемых Объединение Авторской куклы). объединением МОАК (Московское 14.Использованы техники создания куклы – Известных педагогов-кукольников Ольги Тамойкиной и Ирины Горюновой. 15.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Педагогика,1991.