Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.23 15:35:34 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Страна рукоделия» художественной направленности Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Рейх Юлия Дмитриевна, педагог дополнительного образования ГО Карпинск Пояснительная записка. Программа «Страна Рукоделия» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); • Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта2022 г. № 678-р; • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)»; • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; • Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – художественно-эстетическая. Актуальность программы заключается в: − востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника и младшего школьника в художественно-эстетическом направлении; − необходимости ранней пропедевтики художественной профессиональной ориентации в связи с особенностями современного мира; − потребности воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину, посредством глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративно-прикладного искусства - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ художественного творчества детей в условиях модернизации образования. Отличительные особенности программы «Страна рукоделия»: Программа «Страна рукоделия» имеет художественную направленность, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере декоративно-прикладного творчества, развития их художественной культуры. Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Новизна программы заключается в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства, ориентированные на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на региональную культурную традицию и инновационную направленность. Авторское воплощение замысла в декоративные изделия и проекты особенно важно для старших дошкольников и младших школьников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность. Адресат программы: старшие дошкольники 5-6 лет, Возрастные особенности детей группы 5-6 лет: Старший дошкольный возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. Важным показателем этого возраста является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает положительное отношение к себе. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия. Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают формы. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром. Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. Необходимо прививать интерес к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от прилагаемых усилий и получаемого результата. И все занятия, направленные на это, дадут хороший результат. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к художественной области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одного дошкольного образовательного учреждения, друзья и т.п.) Объем и срок освоения программы: Программа «Страна Рукоделия» рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Режим занятий: 1 занятие в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия: 30 мин. Объем программы: 76 учебных часов (38 недель) в год. Перечень форм обучения: групповая, индивидуально-групповая Перечень видов занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, самостоятельная деятельность, познавательная игра. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: открытое занятие, викторина, тестирование, опрос, выставка, фестивали, конкурсы. Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Цель и задачи программы Цель программы «Страна рукоделия»: развитие творческого потенциала ребенка посредством занятий декоративно-прикладным видом деятельности. Для достижения цели поставлены следующие задачи: Образовательные (предметные): 1. Познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; 2. Познакомить воспитанников с инструментами и материалами; 3. Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; Метапредметные: 1. Развить творческий потенциал каждого ребенка: наблюдательность, образное и пространственное мышление, художественный вкус. 2. Развить мелкую моторику, память, воображение, внимание, положительные эмоции и волевые качества; 3. Развить потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей. Личностные: 1. Побуждать к овладению основами нравственного поведения (доброты, взаимопонимания, терпимости по отношению к людям, культуры общения); 2. Воспитывать трудолюбие, ответственность, аккуратность, усидчивость, инициативность и целеустремлённость; 3. Воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Название темы Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 1 Вводное занятие 2 1 1 Опрос 2 Основы цветоведения 4 2 2 Опрос, тестирование 3 Основы композиции 4 2 2 Опрос, тестирование 4 Работа с природным материалом 6 2 4 Опрос, викторина 5 Лепка (пластилин, соленое тесто) 6 2 4 Опрос 6 Бумагопластика 6 2 4 Опрос, викторина 7 Аппликация 6 2 4 Опрос, викторина 8 Папье-маше 6 2 4 Опрос, викторина 9 Декупаж 6 2 4 Опрос 10 Работа с тканью, лентами, 6 2 4 Опрос, тестирование 11 Бисероплетение 8 2 6 Опрос, тестирование 12 Фомфлористика 6 2 4 Опрос, викторина 13 Декор и создание сувениров 8 2 6 Выставка 14 Фестиваль «Мы – мастера «Страны рукоделия» 2 2 _ Презентация работ ИТОГО: 76 27 49 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Вводное занятие. Теория: Организационные вопросы. План работы объединения, цели и задачи занятий. Инструктаж по технике безопасности. История рукоделия. Практика: Виды декоративно-прикладного творчества. 2. Основы цветоведения. Теория: Цветовой круг. Основные цвета. Правила сочетания цветов. Холодные и теплые цвета. Практика: Упражнения по смешиванию цветов. Творческое создание эскизов по заданной теме. 3. Основы композиции Теория: Основные элементы композиции. Центр композиции. Правила построения композиции. Практика: Упражнения по элементам композиции. Составление эскиза композиции. Создание творческой композиции по заданной теме. 4. Работа с природным материалом. Теория: Природный материал и его классификация. Знакомство с природным материалом, условия сбора и хранения, а также применение его в творчестве. Практика: Сбор природного материала. Выполнение творческих работ с применением природных материалов. 5. Лепка (пластилин, соленое тесто). Теория: Работа с пластилином. История возникновения. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Практика: Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 6. Бумагопластика. Теория: Как родилась бумага? Свойства и виды бумаги. Материалы и инструменты при работе с бумагой. Практика: Техника создания работ с использованием мятой бумаги. Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. Работа с бумагой в технике скрапбукинг. Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 7. Аппликация. Теория: История создания аппликации. Виды аппликационных работ. Технология создания аппликации из различных материалов. Материалы и инструменты, необходимые при работе. Практика: Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 8. Папье-маше. Теория: Техника папье-маше. История возникновения. Технология изготовления изделия в данной технике. Материалы и инструменты, необходимые при работе. Практика: Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 9, Декупаж. Теория: Что такое декупаж? История возникновения. Материалы и инструменты, необходимые для декупажа. Порядок работы в технике декупажа. Практика: Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 10. Работа с тканью, лентами. Теория: Декоративные изделия из ткани, как вид декоративноприкладного творчества. Виды и свойства ткани. Способы декоративной обработки, подготовка ткани к работе. Материалы и инструменты. Правила работы с инструментами. Практика: Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 11. Фомфлористика. Теория: Декоративные изделия из фоамирана, как вид декоративноприкладного творчества. Свойства и виды фоамирана. Материалы и инструменты. Правила работы с инструментами. Практика: Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 12. Бисероплетение Теория: История развития бисероплетения. Основные виды бисерного искусства. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Практика: Основные приёмы бисероплетения - параллельное. Творческое создание эскизов по заданной теме. Выполнение творческих работ. 13. Декор и создание сувениров. Теория: Закрепление изученного материала. Контроль знаний. Практика: Создание сувениров и предметов быта в различных техниках, с применением полученных знаний. Итоговая аттестация обучающихся. Оформление и проведение выставки. 14. Фестиваль «Мы – мастера «Страны рукоделия». Теория: Анализ творческих работ и подведение итогов работы студии за год. Поощрение лучших учащихся. Рекомендации, перспективы по дальнейшей работе студии. Организационный раздел Календарный учебный график № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 Недель в I полугодии 6 Недель во II полугодии 7 Начало занятий 38 38 2 76 17 21 02 сентября 8 9 Каникулы Выходные дни 10 Окончание учебного года 28 декабря – 9 января 31 мая Планируемые результаты В результате обучения в объединении в течение полного учебного года предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения: Обучающиеся должны знать: − Виды декоративно-прикладного творчества; и приспособлений ручного − Название и назначение инструментов труда; − Название и назначение материалов, их элементарные свойства; − Правила организации рабочего места; − Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами. Обучающиеся должны уметь: - Правильно организовать свое рабочее место; - Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике; - Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами; Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию. Образовательные (предметные): − знают цвета; − определяют формы; − умеют соединять контур; − умеют вырезать по контуру; − умеют рисовать, не выходя за контур. Метапредметные: − проявляют фантазию; − применяют образное мышление; − выполняют работы по образцу; − читают простые схемы; − активно вовлекаются в творческую деятельность. Личностные: − выполняют работы аккуратно; − проявляют ответственность, инициативность и целеустремлённость; − сотрудничают со своими сверстниками, оказывают товарищу помощь. Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: Оборудование: − Учебный класс, соответствующий санитарногигиеническим и противопожарным требованиям. − Ноутбук − Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы. Информационное обеспечение: − Вспомогательная литература − Папка с разработками теоретических материалов по темам программы − Интернет Материалы: Простые и цветные карандаши, краски акварельные и акриловые, гуашь, пластилин, клей ПВА, клей «Момент», бумага для принтера, гофрированная бумага, бумажные салфетки, картон, ткань, нитки, синтепон, фоамиран, бисер, бусины, пайетки, кружево и т.д. Инструменты: Линейки, канцелярские ножи, зубочистки, иглы, простые и фигурные ножницы, плоскогубцы, круглогубцы, портновские булавки, шило, пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, проволока, коврик для резки, бульки, фигурные дыроколы. Кадровое обеспечение программы Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Страна рукоделия» обеспечивается педагогом дополнительного образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее художественной направленности, и отвечающим квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам Формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); − мониторинг обучающихся; − фото и видео; − журнал посещаемости. - выполненная работа Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - диагностика; - открытое занятие; - выставка. Методические материалы Методы обучения: Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям. Методы Приёмы Информационнорецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.) Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частично поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога Педагогические технологии: − технология индивидуализации обучения; − технология группового обучения; − технология коллективного взаимообучения; − технология дифференцированного обучения; − технология разно уровневого обучения; − технология развивающего обучения; − технология проблемного обучения; − технология проектной деятельности; − технология игровой деятельности; − коммуникативная технология обучения; коллективной творческой − технология деятельности; − здоровье сберегающая технология. Алгоритм учебного занятия: Б ло ки П од го то ви те ль н ы й Этапы Этап учебного занятия 1 Организационный Задачи этапа Подготовка детей к работе на занятии Содержание деятельности Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания О сн ов но й 2 Проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия 3 Подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) 4 Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей 5 Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием 6 Закрепление новых знаний, способов Обеспечение усвоения новых знаний, способов Применение тренировочных упражнений, заданий, действий и применение И то го в ы й И то го в ы й их действий и применения их которые выполняются самостоятельно детьми 7 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостного представления знаний по теме Использование бесед и практических заданий 8 Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского) 9 Итоговый Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы Педагог совместно с детьми подводит итог занятия 10 Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы 11 Информационный Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, дальнейшего занятия определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Дидактические материалы: − раздаточные материалы; − инструкции; − схемы; − образцы изделий; − вспомогательная литература; − папка с разработками теоретических программы. материалов по темам Список литературы для педагога: 1. Ди Фидио Д.К., В.С. Беллини «Шелковые ленточки. Вышиваем оригинальные подарки и украшения». Москва. Изд. «Контэнт», 2009. 2. Джекинс Д. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2010. 3. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011. 4. Зайцев В.Б. Аппликация / В.Б. Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. 5. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009. 6. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004. 7. Митителло К. «Аппликация. Техника и искусство». Москва. Изд. ООО «Эксмо», 2005. 8. Скребцова Т.О., Л.А.Данильченко «Солёно тесто: идеи для интерьера». Ростов-на-Дону. Изд. «Феникс», 2007. 9. Чиотти Д. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009. 10. Шнуровозова, Т. Забавные фигурки из бисера / Т. Шнуровозова. М.: Владис, Рипол Классик, 2010. 11. https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoeobrazovanie/library/2014/06/10/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-po 12. https://infourok.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniyadekorativnoprikladnoe-tvorchestvo-3312616.html 13. https://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-programa-dopolnitelnogoobrazovanija-detei-kruzhok-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-udivitelnoerjadom.html 14. https://kopilkaurokov.ru/izo/planirovanie/proghramma-po-dopolnitielnomu-obrazovaniiu-dietiei-diekorativno-prikladnoie-iskusstvo 1. 2. 3. 4. 5. Список литературы для обучающихся: Молотова В.Н.: Декоративно-прикладное искусство. - М.: ФОРУМ, 2010 Серова В.В.: Всё об оригами. - СПб.: СЗКЭО : КРИСТАЛЛ, 2009 Стародуб К.И.: Рисунок и живопись. - Ростов н/Д: Феникс, 2011 Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014. Фиона У. Большой подарок для девочек – М.: Росмэн-Пресс, 2013. Приложение №1 Мониторинг образовательного уровня обучающихся Низкий уровень. Обучающийся проявляет интерес и желание смастерить поделку, но не соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может владеть определёнными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет творчество. Средний уровень. Обучающийся проявляет интерес и потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные признаки подобия и отличия, различает виды художественного труда – аппликация, конструирование, ручной труд и т.д. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными инструментами, для создания выразительного образа. Высокий уровень. Обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с педагогом, испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения, навыки, может применять их для изготовления той или иной работы. Знает назначения различных инструментов и правила техники безопасности при работе с ним. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определённых задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности. № п/п ФИ обучающегося Образовательный уровень Низкий (оценка 3) Средний (оценка 4) Высокий (оценка 5) Приложение №2 Тестирование обучающихся группа 5-6 лет Вопрос 1. Выбери основные цвета. 1. 2. 3. Вопрос 2. Что не относится к видам бумаги? 1. фанера 2. ватман 3. калька Вопрос 3. Что не относится к видам ткани? 1. лен 2. картон 3. фетр Вопрос 4. Что не относится к режущим инструментам? 1. ножницы 2. шило 3. канцелярский нож Вопрос 5. Что не относится к краскам? 1. акварель 2. клейстер 3. гуашь Вопрос 6. Что такое деталь? 1. инструмент, которым мы работаем 2. элемент (нос, рука, глаз), изготовленный для поделки Вопрос 7. Что не является природным материалом? 1. шишки 2. бисер 3. ракушки