Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.18 08:40:27 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Танцевальная студия «Виват»» Возраст обучающихся: 5-18 лет Срок реализации: 8 лет Автор-составитель: Штенникова Е. В., педагог дополнительного образования г. Карпинск 1 Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы» Пояснительная записка Программа «Танцевальная студия «Виват»» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – художественная. Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, предусматривает возможность творческого самовыражения, творческой самореализации учащихся с учетом их возможностей и мотивации. Развитие воображения, 2 мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности. Актуальность программы заключается: в востребованности занятий по хореографическому искусству у общественности в лице родителей и детей; в формировании здоровой, физически развитой личности; в необходимости более глубокого развития творческих способностей, креативности, мобильности у детей. Программа отвечает требованиям муниципальной и региональной политики в сфере образования. Отличительные особенности программы «Танцевальная студия «Виват»»: Программа «Танцевальная студия «Виват»» имеет художественную направленность, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере хореографического искусства и является продолжением программы базового уровня «Танцевальной студии «Виват», логично дополняя и развивая его, направлена на расширение и углубление знаний, умений и навыков в области искусства современной хореографии, развитие творческих способностей, мотивации на дальнейший выбор пути своего профессионального развития. Новизна рабочей программы заключается в объединении как практических и теоретических основ изучения хореографии, так и различных направлений хореографии (классический танец, современная хореография, народный танец), а так же занятий по созданию сценического образа (сценический костюм и макияж), актерскому мастерству, что позволяет формировать физические данные детей, артистизм как взаимосвязанную целостность. Программа составлена с учетом возрастных психофизиологических особенностей обучающихся и направлена на реализацию задач внеурочной деятельности в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Адресат программы: дети дошкольного и школьного возраст 5-18 лет. Возрастные особенности детей группы 5-6 лет Дети этого возраста быстро утомляются. Внимание быстро переключается. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета /нового задания/, тотчас переключает внимание на него. Длительное время ребенок не может выполнять одно и тоже движение. Ведущим у детей является конкретно-образное мышление, т.е. педагог должен использовать в своей работе яркое словесное рисование – описание, сравнение, наглядность, показ. Их мировоззрение носит чувственный характер. Это игровой возраст, для него характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Задания педагога выполняют не обсуждая. Возбуждение сильнее, чем торможение. Длительное сохранение статического положения для них утомительно. Запас двигательных навыков детей еще не велик. Движения детей еще плохо организованы и координированы для сложных упражнений. Относительная слабость мускулатуры и гибкость костей могут привести к плохой осанке и искривлению позвоночника. Двигательный аппарат ребенка недостаточно окреп, что вызывает необходимость внимания к дозировке упражнений. 3 Возрастные особенности детей группы 7-10 лет Развитие в младшем школьном возрасте идет относительно равномерно, постепенно должны повышаться тренировочные требования. Практически все сказанное о предыдущем возрасте имеет отношение и к этому, но есть и своеобразие. Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств. Необходимо эффективно использовать этот период для обучения новым, в том числе сложным, движениям, а также активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости. Возрастные особенности детей группы 11-12 Развитие в этом возрасте идет относительно равномерно. Происходят существенные изменения двигательной функции. По многим параметрам она достигает очень высокого уровня, поэтому создаются наиболее благоприятные предпосылки для обучения и развития физических качеств. Значительного развития достигает кора головного мозга. Вторая сигнальная система, слово имеют все большее значение. Силовые и статические упражнения вызывают быстрое утомление, лучше воспринимаются кратковременные силовые упражнения. Возрастные особенности детей группы 13—18 Физиологической точки зрения подростковый период, период полового созревания характеризуется интенсивным ростом тела в длину (до 10 см в год), повышением обмена веществ, резким повышением деятельности желез внутренней секреции, перестройкой практически всех органов и систем организма. Наблюдается ускоренный рост длины и массы тела, происходит формирование фигуры. Осуществляется перестройка в деятельности опорно-двигательного аппарата, временно ухудшается координация, возможно ухудшение других физических качеств. Неравномерности в развитии сердечно-сосудистой системы приводят к повышению кровяного давления, нарушению сердечного ритма, быстрой утомляемости. В поведении отмечается преобладание возбуждения над торможением, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям. Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 8 лет обучения при постоянном составе детей. Объем программы: 76 учебных часа (38 недель) 1, 2 год обучения. 152 учебных часа (38 недель) в год с 3 по 8 год обучения. Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по интересу к хореографическому творчеству, сформированных в разновозрастные группы в количестве до 15 человек. Состав групп постоянный. Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. Виды занятий: групповые упражнения и занятия, тренировки, практические занятия. 4 Формы подведения итогов реализации программы: открытые уроки, отчетный концерт, фестивали и конкурсы. Цель и задачи программы Цель программы «Танцевальная студия «Виват»»: создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии. Задачи программы: Обучающие: обеспечить усвоение основных танцевальных направлений программы (классический танец, джаз-модерн); совершенствовать технику выполнения классического и современного экзерсиса; обеспечить освоение терминологии современной хореографии; организация постановочной и концертной деятельности; обеспечить успешное практическое применение теоретических знаний. Развивающие: способствовать развитию умственной и физической работоспособности; способствовать развитию сценической выразительности и актёрского мастерства; способствовать развитию интереса к миру танца. Воспитательные: воспитывать культуру личности обучающегося средствами хореографического искусства; содействовать развитию танцевальной культуры подрастающего поколения; социально ориентировать учащихся, помочь их становлению в обществе; эстетическое воспитание посредством хореографии; формирование творческой личности; воспитывать гражданскую позицию и чувство патриотизма; воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу; профориентирование старшеклассников. Режим занятий Группа обучения 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год 8 год Часов в неделю 2 2 4 4 4 4 4 4 Часов в год 76 76 152 152 152 152 152 152 Продолжительность одного занятия - 40 минут, между занятиями 10-минутные перерывы. С целью охраны здоровья детей проводятся валеологические паузы в форме релаксаций, упражнений на расслабление мышц, упражнения на восстановление дыхания. 5 Учебно-тематический план 1- 4 года обучения Тема 1. Вводный урок (сентябрь, январь) 1 год 1 2 год 1 3 год 2 4 год 2 Формы контроля Опрос 40 40 80 76 Открытый урок Итоговое занятие - 5 36 36 Творческое занятие Открытый урок 6 5 5 5 Участие в фестивале, конкурсах. 6 2 4 4 Опросы, тесты, творческие задания. 6 4 6 1 год 17 2 год 19 76 76 Правила техники безопасности Правила поведения в классе, знакомство с коллективом и структурой занятия 2. Классический танец (сентябрь - май) экзерсис у станка экзерсис на середине позиции рук позы и танцевальные шаги прыжки вращения 3. Современный танец (сентябрь - май) экзерсис Изоляция Упражнения для позвоночника Уровни упражнения в партере перемещения в пространстве 4. Народно – характерный танец (сентябрь - май) народный экзерсис элементы народно – характерного танца 5. Теоретические занятия (сентябрь - май) основы музыкальной грамотности, посещение и просмотр хореографических и музыкальных спектаклей, просмотр видео 6. Основы сценического мастерства (сентябрь май) 6 Творческое занятие 3 год 19 4 год 23 Формы контроля Концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях. 152 152 Актёрское мастерство Сценический образ (макияж, костюм) Импровизация Тема 7. Постановочная и репетиционная деятельность (сентябрь - май) Разучивание танцевальных связок Построение рисунков Работа над танцевальными образами Работа над манерой исполнения постановки ИТОГО: 6 Учебно-тематический план 5-8 года обучения Тема 5 год 6 год 7 год 8 год Формы контроля 1. Вводный урок (сентябрь, январь) 2 2 2 2 Опрос теория теория теория теория 57 40 40 38 5 52 4 36 4 36 4 34 40 74 74 90 4 36 9 4 70 7 4 70 7 6 84 2 3 6 2 5 2 5 2 6 4 4 2 Правила техники безопасности Правила поведения в классе Структурой занятий, планирование на предстоящий год. 2. Классический танец (сентябрь май) Теория Практика 3. Современный танец (сентябрь май) Теория Практика 4. Народно – характерный танец (сентябрь - май) Теория Практика 5. Теоретические занятия (сентябрь - май) Открытый урок Итоговое занятие Творческое занятие Открытый урок Контрольный урок Опросы, тесты, творческие задания основы музыкальной грамотности, посещение и просмотр хореографических и музыкальных спектаклей, просмотр видео. теория 6. Основы сценического мастерства (сентябрь - май) 10 5 5 4 Творческое занятие 5 год практика 6 год практика 7 год практика 8 год практика Формы контроля 28 20 20 14 Концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях, отчетные концерты и открытые уроки Тема Актёрское мастерство: снятие телесных зажимов. «Спагетти» «Кукольный магазин» упражнения с партнером. Сценический образ (макияж, костюм) 7. Постановочная и репетиционная деятельность (сентябрь - май) теория 7 теория теория Разучивание танцевальных связок Построение рисунков практика практика практика практика 152 152 152 152 Работа над танцевальными образами Работа над манерой исполнения постановки ИТОГО: СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Педагог знакомит детей с одним из видов искусства - хореографией и содержанием программы. Рассказывает о правилах поведения на занятии, о технике безопасности во время занятия и особенностях внешнего вида учащегося. КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ Классический танец является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных дисциплин. Он развивает физические данные учащихся, формирует необходимые технические навыки, является источником высокой исполнительской культуры. Основной задачей начального обучения является постановка ног, корпуса, рук, головы в процессе усвоения основных движений классического тренажа у станка и на середине, развитие элементарных навыков координации движений. Далее на уроках классического танца решаются следующие задачи: Развитие силы ног путем введения полупальцев в экзерсис у станка и увеличения количества упражнений Развитие и закрепление устойчивости Развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе Выработка навыков правильности и чистоты исполнения, выразительности поз Развитие координации Урок классического танца состоит из экзерсиса у станка, экзерсиса на середине зала, прыжков и вращений. Для изучения на уроках классического танца в группах рекомендуется следующий материал: I. Элементарные движения классического танца Позиции ног I, II, III, IV, V, VI. Relevé на полупальцы Plié Battements: battement tendu, battement tendu jeté, battement relevé lent, grand battement jeté, battement frappé, battement fondu, battement soutenu, battement développé Rond de jambe: rond de jambe par terre, rond de jambe en l’air, grand rond de jambe en l’air, grand rond de jambe jeté Позиции рук Port de bras: первая форма port de bras, вторая форма port de bras, третья форма port de bras, четвертая форма port de bras, пятая форма port de bras, шестая форма port de bras. II. Позы и танцевальные шаги 8 Малые позы: croisée вперед, croisée назад, effacée вперед, effacée назад, écartée вперед, écartée назад, первый arabesque, второй arabesque, третий arabesque, четвертый arabesque. Большие позы: croisée вперед, croisée назад, effacée вперед, effacée назад, écartée вперед, écartée назад, первый arabesque, второй arabesque, третий arabesque, четвертый arabesque, attitude croisée назад, attitude effacée назад, attitude croisée вперед, attitude effacée вперед. Танцевальные шаги: pas dégagé, pas tombé, pas coupé, pas glissé, pas de bourée, pas balancé. III. Прыжки Прыжки с двух ног на две ноги: temps sauté, changement de pied, pas échappé. Прыжки с двух ног на одну:sissonne simple, sissonne tombée, sissonne fermée. Прыжки с одной ноги на две ноги: pas assemblé, pas jeté, pas glissade, pas chassé, pas coupé. Прыжки на одной ноге: temps levé, pas ballonné, cabriole. IV. Вращения Элементарные движения в повороте: battement tendu, grand battement jeté, battement développé, round de jambe par terre, round de jambe en l’air, grand rond de jambe, battement soutenu, battement frappé, battement fondu. Позы в повороте: tour lent, повороты fouetté, повороты renversé. Малые вращения: вращения со II позиции, вращения с IV позиции, вращения с V позиции, вращение с grand plié, вращение с малой или большой позы, вращение с pas dégagé, вращение с pas coupé, вращения-fouetté на 45º. Большие вращения: вращения в attitude, вращения в arabesque, вращения в позу с СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ В уроке современного танца нет такой определенной последовательности движений, как это существует в классическом танце. Многие педагоги, изучив основные базовые школы, создают собственную систему преподавания, объединяющую несколько направлений. Разделы урока: I. Разогрев II. Изоляция III. Упражнения для позвоночника IV. Уровни V. Кросс. Перемещения в пространстве VI. Комбинация или импровизация I. Разогрев. Задача – привести двигательный аппарат в рабочее состояние, разогреть все мышцы. В отличие от классического тренажа с определенной последовательностью упражнений в современном танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине и в партере. По функциональным задачам можно выделить три группы упражнений. Первая – упражнения стрэтч-характера. Вторая группа связана с наклонами и поворотами торса. Третья группа упражнений связана с разогревом ног. 9 II. Изоляция . Изоляция подразумевает, что каждая часть тела, центр двигается независимо от другого центра. Эта, на первый взгляд, простая задача достаточно сложна для начинающих, т.к. по анатомическим особенностям нашего тела все центры тесно связаны между собой, и движение, например, головой, естественно вызывает напряжение в плечевом поясе или в грудной клетке. Однако, изоляция – это основной технический прием, с которого начинается обучение джаз танцу. Изоляции подвергаются все центры – от головы до ног. Однако, возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой, одно плечами, одно грудной клеткой и т.д. При исполнении подобных цепочек очень важно использовать принцип управления, т.е. из одного центра передавать импульс в другой. Первоначально движения изучаются в «чистом» виде. На следующем этапе – соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Далее движения соединяются в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. На последнем этапе обучения соединяются движения нескольких центров. Виды движений сторону. Голова: наклоны вперед, назад, вправо, влево, sundari вперед-назад и из стороны в Плечи: движения вверх-вниз вперед-назад, твист плеч, шейк плеч. Грудная клетка: движение из стороны в сторону, вперед-назад, подъем и опускание, твист. Бедра: движение из стороны в сторону, вперед-назад, hip lift – подъем бедра вверх, спиральные скручивания. Руки: основные позиции(аналогичны положениям классического танца), vположения, и др. Ноги: основные позиции (аналогично классическому танцу) и варианты: параллельное положение и ин-позиция. положения point и flex. Plié по всем параллельным и выворотным позициям. Изменения (динамика, сочетание с сокращенной стопой, координация с движением других изолированных центров, координация с руками) относятся и к другим движениям классического экзерсиса: battement tendu, battement tendu jeté, rond de jambe par terre, rond de jambe en l’air, battement fondu. III. Упражнения для позвоночника. Главная задача – развить подвижность позвоночника во всех его отделах. Виды движений: наклоны, спирали, твист торса, roll (волны), contraction, release, tilt. IV. Уровни. 10 Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи использования уровней многообразны. В различных уровнях выполняются упражнения на изоляцию (особенно это эффективно в нижних уровнях, т.к. нет необходимости держать вес тела, все центры двигаются более свободно). В уровнях сидя и лежа много упражнений на contraction, release, спирали и твисты торса. И, наконец, сама смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой – дополнительный тренаж на координацию. V. Кросс. Передвижение в пространстве. Задачи этого раздела – развить танцевальность, приобрести манеру и стиль современного танца. Виды движений: шаги, прыжки и вращения, сочетания этих элементов. VI. Комбинация или импровизация. Завершающим разделом урока современного танца является комбинация. Здесь все зависит от фантазии педагога, его балетмейстерских способностей. Комбинации могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений. Могут быть комбинации в партере, связанные с положением contraction и release, спиралями и твистами торса, а так же с нетрадиционными передвижениями на полу с использованием элементов акробатики и т.д. комбинации могут быть на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии. Однако, главное требование к комбинации – ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный номер. Также могут использоваться для разучивания элементы импровизации самих учащихся. Естественно, на первом этапе обучения комбинации должны быть достаточно просты для усвоения, их длительность не должна превышать 32 или 64 такта. Затем комбинации усложняются и совершенствуются. В них должен быть использован весь арсенал выразительных средств современного танца. Примерные задания по импровизации представлены в приложении 1. НАРОДНО-ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ Народно-характерный танец в значительной степени расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу. Характерный танец приобщает ребенка к богатству танцевального и музыкального народного творчества. Изучение элементов народно-характерного танца носит обзорный характер и используется как составляющий элемент урока классического танца. Он рассматривается как стилизация отдельных элементов классической базы. Т.е., например, одно или несколько движений классического экзерсиса могут выполняться в народном характере. Это добавляет яркость, эмоциональную окраску уроку, что, в свою очередь, способствует созданию положительной мотивации учащихся. В программу обучения входит знакомство с основными характерными стилями и изучение элементов следующих танцев: 11 Коми – национального; русского, украинского, польского, венгерского, грузинского, итальянского, цыганского, испанского и других танцев народов мира. В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями народных танцев, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому проникновению в национальный характер, усилит выразительность исполнения. СЦЕНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО Мастерство танцовщика предполагает овладение танцевально-выразительными средствами в условиях сценической задачи. Изучать танец - значит познавать его выразительные средства, его язык. Но какие средства использует танцовщик, достигая экспрессивного эффекта в танце, чтобы передать зрителю его содержание? К таким выразительным средствам можно отнести: пластику тела, танцевальное движение - действие, танцевальную позу, танцевальный жест, динамику пластики - темп, музыкальнопластический ритм, пространственную амплитуду исполнения движения, пространственное направление, расположение, перемещение и ракурс фигуры танцовщика (визуальносемантическое значение). Все эти компоненты системы выразительных средств в сценической реальности имеют определенные знаковые функции. Однако не стоит забывать о таких выразительных средств хореографического искусства, как пантомима, мимика, актерское мастерство (средство перевоплощения и раскрытия художественного образа), форма тела танцовщика (визуальный образ-силуэт), костюм, декорация, приемы режиссерского монтажа, световая режиссура и др. ПОСТАНОВОЧНАЯ И РЕПЕТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Постановка» – знакомство с композицией танца. Данный раздел включает в себя разбор и отработку основных движений, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции и различных связок. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Значение музыки в постановке концертных номеров. Понятие о содержании и характере музыки. Свойства музыкального звука. Метр, такт, размер. Ритм и мелодия музыки. Темп, музыкальная динамика, регистровая окраска. Форма и фразировка. 12 История появления и развития различных танцевальных направлений, их характерные особенности и отличия. Обсуждение выступлений, разбор ошибок. Посещение и просмотр хореографических и музыкальных спектаклей, видео. Планируемые результаты. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе с 1 по 5 годы обучения. Задачи 1 - го года обучения: Образовательные: обучить выполнению заданий по инструкции педагога, обучить правильной осанке и постановке корпуса при выполнении упражнений и движений, обучить выполнению партерной гимнастики, обучить выполнению простых акробатических упражнений, обучить позициям ног, рук, головы в классическом танце, и в танце джаз-модерн, обучить простым прыжковым комбинациям, обучить умению согласовывать движения с музыкой, обучить пользоваться простейшей танцевальной терминологией на занятиях. Развивающие: развивать умения ориентирования в пространстве (знание точек класса), развивать самостоятельность в выполнении заданий по инструкции педагога, развить интерес к творчеству через изучение танцевальных этюдов, развить навыки самостоятельной и творческой деятельности развивать умения координировать движения рук, ног, корпуса и головы. Воспитательные: воспитывать общительность, умение входить в контакт с педагогом и детьми, воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу, способствовать привлечению родителей к участию в работе творческого объединения. Задачи 2 - го года обучения: Образовательные: обучать выполнению экзерсиса классического танца у танцевального станка, обучать выполнению экзерсиса танца джаз-модерн на середине зала, научить переключаться эмоционально с одного характера музыки на другой. Развивающие: развивать мышление, воображение, активность, импровизацию посредством выполнения упражнений по актерскому мастерству, развивать навыки выразительности, пластичности, грации и изящества движений. развивать мышечную силу, гибкость, ловкость и выносливость, развить деятельности. представление об организации 13 постановочной и концертной Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия, воспитывать современном обществе, общую культуру личности, способной адаптироваться в воспитывать чуткое отношение друг к другу, желание заниматься вместе, воспитывать личность ребенка посредством хореографического искусства, сформировать знания о правилах поведения в танцевальном зале. Задачи 3 - го года обучения: Образовательные: обучать основным позам классического танца (6 поз), арабескам (4), пор де бра, обучить выполнению экзерсиса танца джаз-модерн у танцевального станка, обучить выполнению хореографической композиции, формирование навыков правильного и выразительного движения в области классической и современной хореографии, организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях). Развивающие: развивать навыки танцевальных данных: гибкость, пластичность, музыкальность, развивать навыки артистичности, эмоциональности и выразительности, развивать навыки выполнения движений в соответствии с динамическими оттенками в музыке, сформировать навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами. Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма и взаимоуважения друг к другу, сформировать представления об организации постановочной и концертной деятельности, способствовать привлечению родителей к участию в работе творческого объединения. Задачи 4 - го года обучения: Образовательные: обучать навыкам технического выполнения основных упражнений на середине танцевального зала, обучать технически сложным тренировочным комбинациям в продвижении, обучать выполнению хореографической композиции (различные жанры хореографии). Развивающие: развивать физическую подготовку: силу, выносливость, ловкость, развивать навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к концертным костюмам и атрибутике, сформировать потребность в здоровом образе жизни, 14 обучить правилам культуры поведения на сценической площадке. Задачи 5 - го года обучения: Образовательные: обучить практическим приемам артистического мастерства и сценической выразительности, обучить выполнению хореографической композиции (сольный танец). Развивающие: развить навыки работы с литературой, продолжать развивать навыки постановочной и концертной деятельности, развивать интерес и фантазию в создании образов в хореографических композициях. Воспитательные: воспитать любовь к хореографическому искусству, воспитать чувство выдержки, активности и лидерства в коллективе, воспитать чуткое и доброе отношение друг к другу, желание заниматься вместе, воспитать профессиональный уровень культуры через концертную деятельность. За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний и умений. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 1 года обучения. Знать: основные термины классического экзерсиса, основные термины экзерсиса танца джаз – модерн, знать точки плана класса, их расположение, правила постановки корпуса, позиции рук, ног, головы в классическом танце, правила поведения на занятиях, Уметь: выполнять по заданию педагога упражнения по актерскому мастерству, различать музыкальные темпы, соединяя их с элементами упражнений, Выполнять танцевальные шаги по инструкции педагога. Иметь навыки: выполнения партерной гимнастики. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 2 года обучения. Знать: основы постановочной и концертной деятельности, различные направления в хореографии. Уметь: выполнять классический экзерсис у танцевального станка, уметь выполнять упражнения на изоляцию в современном танце - уметь выполнять батман тондю на середине зала, 15 применять на практике правила постановки корпуса рук, ног и головы в хореографии, выполнять основные ориентиры (рисунки) по инструкции педагога, выполнять комплекс акробатических упражнений, применять актерское мастерство и сценическое перевоплощение, и выразительность в хореографических композициях, использовать специальную хореографическую терминологию на занятиях. Иметь навыки: Выразительности и техники выполнения движений в хореографических композициях. Иметь представление: О постановке хореографической композиции. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 3 года обучения. Знать: последовательность исполнения классического экзерсиса у станка, навыки выполнения вращений в продвижении, на середине зала, навыки артистичности, эмоциональности и выразительности, основные термины танца джаз-модерн. Уметь: выполнять батман тондю жете на середине (модерн), выполнять экзерсис у станка танца джаз-модерн, выполнять вращения на середине зала, выполнять вращения в продвижении, выполнять движения в соответствии с динамическими оттенками, выполнять навыки креативного мышления в работе над хореографическими образами, выполнять упражнения на смену уровней. Иметь навыки: организации постановочной и концертной деятельности. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 4 года обучения. Знать: правила культуры поведения на сценической площадке, навыки технического выполнения основных упражнений на середине зала. Уметь: исполнять прыжковые комбинации в продвижении, применять наработанные данные: гибкость, пластичность, музыкальность, применять навыки самоконтроля и проверки знаний в своей работе, выполнять три пор де бра танца джаз-модерн. Иметь навыки: коммуникативного общения и ведения здорового образа жизни. 16 Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 5 года обучения. Знать: правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике. Уметь: выполнять сложные акробатические упражнении, как в паре, группе, так и сольно, проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций, выполнять самостоятельно задания на импровизацию, выполнять изученные стили хореографии в постановках. Иметь навыки: - выдержки, активности и лидерства в коллективе. - профессионального мастерства в выполнении хореографических постановок. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 6 года обучения. Знать: правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике. Уметь: выполнять сложные акробатические упражнении, как в паре, группе, так и сольно, проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций, выполнять самостоятельно задания на импровизацию, выполнять изученные стили хореографии в постановках. Иметь навыки: выдержки, активности и лидерства в коллективе. профессионального мастерства в выполнении хореографических постановок Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе 6 года обучения. В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как: информационная: способность грамотно выполнять действия с информацией; предметная: способность применять полученные знания на практике; социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым; общекультурная компетенция: способность к самосовершенствованию. а также личностные качества, такие как: общественная активность личности; гражданская позиция; культура общения и поведения в социуме. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. Личностными результатами изучения хореографии являются: развитое хореографическо-эстетическое чувство, проявляющееся в 17 эмоционально-ценностном отношении к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного индивидуального) исполнения танцевальных образов; позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей; (или развитие творческих способностей; развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний; Учащиеся научатся: высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни, решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы, проявлять творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты). Метапредметными результатами изучения хореографии являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; работа с разными источниками информации; стремление самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; умение участвовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач. Учащиеся научатся: наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.); находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Предметными результатами занятий являются: устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения танца в жизни человека; освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений; знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические, эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный; 18 эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; понимать специфику хореографического языка; получать представление о средствах танцевальной выразительности; исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации; участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 7 года обучения. Знать: правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике. Уметь: По окончании 7 года учащиеся должны: свободно и выразительно выполнять сложные танцевальные комбинации, владеть стилевыми особенностями исполнения комбинаций в зависимости от характера музыки, выполнять сложные акробатические упражнения, как в паре, группе, так и сольно, проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций, выполнять самостоятельно задания на импровизацию, выполнять изученные стили хореографии в постановках. Иметь навыки: выдержки, активности и лидерства в коллективе, профессионального мастерства в выполнении хореографических постановок. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе 8 года обучения. Знать: правила бережного отношения к концертным костюмам и атрибутике, терминологию классического и современного танца, правила поведения в хореографическом классе и на сцене. Уметь: По окончании 8 года учащиеся должны: свободно и выразительно выполнять сложные танцевальные комбинации, владеть стилевыми особенностями исполнения комбинаций в зависимости от характера музыки, выполнять сложные акробатические упражнении, как в паре, группе, так и сольно, проявлять интерес и фантазию в создании хореографических композиций, выполнять самостоятельно задания на импровизацию, выполнять изученные стили хореографии в постановках, сочинить танцевальный этюд в соответствии с правилами его построения. Иметь навыки: выдержки, активности и лидерства в коллективе, профессионального мастерства в выполнении хореографических постановок. 19 Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как: информационная: способность грамотно выполнять действия с информацией; предметная: способность применять полученные знания на практике; социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым; общекультурная компетенция: способность к самосовершенствованию. а также личностные качества, такие как: общественная активность личности; гражданская позиция; культура общения и поведения в социуме. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. Личностными результатами изучения хореографии являются: развитое хореографическо-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; позитивная самооценка своих танцевальных и творческих способностей; развитие творческих способностей; развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний; Учащиеся научатся: высказывать личностно-оценочные суждения о роли хореографии в жизни, решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы, проявлять творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, концерты). Метапредметными результатами изучения хореографии являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства; работа с разными источниками информации; стремление самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; -умение учавствовать в танцевальной жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач. Учащиеся научатся: наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства и оценивать их; 20 выявлять особенности взаимодействия хореографии с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр и др.); находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; передавать свои впечатления в устной и письменной форме. Предметными результатами занятий являются: устойчивый интерес к хореографии, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения танца в жизни человека; освоение танцевальных направлений как духовного опыта поколений; знание основных закономерностей хореографического искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: понимать роль хореографии в жизни человека; различать лирические , эпические, драматические образы в танце; определять по характерным признакам хореографических композиций к соответствующему танцевальному направлению и стилю- танец классический, народный, эстрадный, современный; эмоционально воспринимать и оценивать танец; размышлять о знакомых танцевальных поставочных работах; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; понимать специфику хореографического языка; - получать представление о средствах танцевальной выразительности; исполнять народный танец, изученные классические танцевальные комбинации; участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса. Календарный график: № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1. Количество учебных недель 38 2. Количество учебных дней 76 3. Количество часов в неделю 2 4. Количество часов 76 5. Недель в первом полугодии 17 6. Недель во втором полугодии 21 7. Начало занятий 2 сентября 21 8. Каникулы 9. Выходные дни 10. Окончание учебного года 31 декабря – 9 января 31 мая Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: Для успешной реализации программы Центром обеспечены условия необходимые для реализации программы в течение всего периода: помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН; танцевальный станок; зеркальная стена; репетиционная форма; танцевальная обувь; музыкальный центр; коврики; аудио материалы с фонограммами; материалы с записями выступлений творческого объединения; видео материалы с записями выступлений известных хореографических коллективов, альбом с фотографиями выступлений творческого объединения. По мере необходимости планируется усовершенствование материально-технического оснащения: пошив новых комплектов костюмов (в соответствии с тематикой постановки). Информационное обеспечение: Вспомогательная литература, Папка с разработками теоретических материалов по темам программы, Диски с обучающим материалом, Интернет Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования первой квалификационной категории с педагогическим стажем не менее 5 лет. 22 Методическое обеспечение: № 1 Название Материальнотехниче Формы, методы, Формы, учебные раздела, тема ское оснащение, приемы обучения, занятия дидактические педагогические материалы технологии Вводное Методическое пособие занятие. по правилам Правила безопасности в безопасности и хореографическом поведения на классе, правила уроке поведения и хореографии. безопасности на уроке. Беседа Работа в группе Внешний вид и распорядок. 2 Классический танец (сентябрь - июнь) 3 Современный Танцевальный класс с зеркалами, аудиопроигрыватель, Фронтальная просмотр форма занятия видеоматериала; работа станок, со схемами, гимнастические выполнение коврики. упражнений. Танцевальный класс с танец (сентябрь зеркалами, коврики - июнь) Объяснение материала; Объяснение материала; Фронтальная выполнение форма занятия или спецпокрытие, упражнений; гимнастические практические занятия. кирпичи, мат, аудио с фонограммами 4 Народно – Видео и аудио Объяснение материала; Фронтальная характерный проигыватели, класс. выполнение форма занятия упражнений. танец (сентябрь - июнь) 23 5 Теоретические Видео- проигрыватель, Объяснение материала; Фронтальная занятия дидактический просмотр форма занятия (сентябрь - материал видеоматериала; работа со схемами июнь) 6 Основы Танцевальный класс, Тренинг, беседа, Фронтальная,груп сценического аудио записи. упражнения повая (в парах ) мастерства индивидуальная (сентябрь - формы занятий июнь) 7 Постановочная Класс с зеркалами, и аудио запись репетиционная деятельность (сентябрь июнь) Прослушивание аудио Фронтальная материала, беседа, форма занятия объяснение, выполнение упражнений, практическая работа Формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытый урок; - выступление; - диагностическая карта; - соревнования, конкурсы; 24 Оценочные материалы. Диагностика Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Контрольный урок. Открытый урок. Участие в конкурсах и результаты. В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Таблица 1 Диагностика развития творческих способностей у детей младшей группы посредством танца, 1 года обучения Критерии оценки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень 1. Ритмичность (музыкальность) 2. Эмоциональность 3. Творческие проявления 4. Внимание 5. Память 6. Подвижность нервных процессов 7. Техничность (координация, ловкость движений) 8. Гибкость, пластичность Таблица 2 Мониторинг уровня обученности и личностного развития обучающихся творческого объединения (по А.В. Хуторскому) Показатели Критерии (оцениваемые параметры) I.Теоретическая подготовка воспитанника: 1.1 Теоретические Соответствия знания (по теоретических основным разделам знаний ребенка учебнопрограммным Степень выраженности оцениваемого качества Возможное кол-во баллов Методы диагностики минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных 1 Наблюдение, тестирование, контрольный опрос 25 тематического плана программы) 1.2 Владение специальной терминологией требованиям Осмысленность правильность использования специальной терминологии и II. Практическая подготовка ребенка: 2.1. Практические Соответствие умения и навыки, практических предусмотренные умений и навыков программой (по программным основным разделам требованиям учебно – тематического плана программы) 2.2. Владение Отсутствие специальным затруднений в оборудованием и использовании оснащением специального оборудования и оснащения 2.3. Творческие навыки Креативность выполнении практических заданий в программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2); - максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). 2 3 1 2 3 минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2); 1 Максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период.) Минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - Средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); 3 Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); - Начальный (элементарный) уровень развития 3 26 Контрольное задание 2 1 Контрольное задание 2 1 Контрольное задание креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания педагога); - Репродуктивный уровень (Выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) III. Обще учебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно – Самостоятельность Минимальный уровень интеллектуальные в подборе и анализе умений (обучающийся умения: литературы испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей); Максимальный уровень (Работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) Форма обучения: очная. 27 2 3 1 2 3 Анализ Список литературы 1. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. – Л.: Искусство, 1983. 2. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993. 3. Программа по музыкально – ритмическому воспитанию детей. А.И. Буренина, 4. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997. 5. Программа ДОД «Хореографическая студия «Эдельвейс»» С. М. Сапожникова, 6. Тарасов Н. Классический танец. – М.: Искусство, 197 7. Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 8. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992. 9. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990. 10. Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993. 11. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб.: Издательство «Лань». 2001 12. Гваттерини М. Азбука балета. – М., 2001. 28