Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24 июня 2024 года Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59 –д от 25 июня 2024 года МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.19 14:57:17 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Академия мастерства» Возраст обучающихся: 13-18 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Миннебаева Ольга Леонидовна, педагог дополнительного образования ГО Карпинск Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы». 1.1. Пояснительная записка. Программа «Академия мастерства» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – социально - гуманитарная. Актуальность программы обусловлена потребностью подростков в продуктивной деятельности, необходимости самореализовываться в качестве наставника (лидера), организатора творческих дел и групп, в интересе к позитивному общению с ровесниками и младшими. Кроме того, с точки зрения профориентации актуальность для учащихся состоит в возможности познакомиться с миром педагогических профессий и применить на практике полученные знания. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования. Отличительные особенности программы Отличительной особенностью данной программы является использование ТИСподхода (творчество, инициатива, самостоятельность) в содержании деятельности; готовность применять ЗУНы в жизненной ситуации, решение практических задач, опора на практикумы (деловые игры); Взаимодействие (взаимопроникновение) воспитательных систем образовательных учреждений и учреждения дополнительного образования: в своей школе вожатые становятся ведущими мероприятий, руководителями и членами лидерских объединений школы, председателями советов школьного самоуправления. Кроме того, программа «Академия мастерства» реализуется через организацию практико-ориентированной образовательной деятельности, что решает задачи формирования социально активной личности. В основе образовательной деятельности лежит индивидуальный и личностно-ориентированный подход к учащимся, учет возрастных, эмоциональных, творческих и коммуникативных способностей. Адресат программы: подростки 13 – 18 лет. Возрастные особенности. Характерными новообразованиями подросткового возраста есть стремление к самообразованию и самовоспитанию, полная определенность склонностей и профессиональных интересов. Главное психологическое приобретение ранней юности — это открытие своего внутреннего мира, внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Старший школьный возраст — начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Особое значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды деятельности — учение и посильный труд, увеличивается диапазон социальных ролей и обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения со взрослыми. В связи с началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни. Старший школьный возраст — это пора выработки взглядов и убеждений, формирования мировоззрения, созревания его когнитивных и эмоциональноличностных предпосылок. В этот период происходит не просто увеличение объема знаний, но и существенное расширение кругозора старшеклассника. У него появляется потребность свести многообразие фактов к немногим принципам. Конкретный уровень знаний и теоретических способностей, так же, как и широта интересов, у ребят весьма неодинаковы, но определенные изменения в это направлении наблюдаются у всех — они-то и дают толчок юношескому «философствованию». Отсюда — устойчивая потребность в поиске смысла жизни, определение перспективы своего существования и развития всего человечества. Характерная черта ранней юности — формирование жизненных планов. Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, а с другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов. Жизненный план в точном смысле этого слова возникает тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения. Условия приема: Не требует предварительной подготовки. Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к гуманитарной области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.) Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Продолжительность части образовательных программ по учебному плану в часах составляет: - для группы первого года обучения – 76 часов (38 учебных недель). Формы обучения: очная. Форма реализации образовательной программы: Программа имеет модульный принцип представления содержания и построения учебных планов, включает в себя относительно самостоятельные дидактические единицы. При реализации программы возможно использование дистанционных технологий. Для этого учебный кабинет оснащен ноутбуком с выходом в интернет. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционныхтехнологий. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, тренинг, развивающая игра, деловая игра. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, тестовый контроль, игровой зачет, защита творческого проекта в рамках конференции. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе педагога. Цель и задачи программы. Цель программы «Академия мастерства»: формирование навыков практической деятельности организатора, вожатого, в том числе вожатого летней организации отдыха и оздоровления детей. Задачи программы: Обучающие: - познакомить учащихся с основными направлениями деятельности вожатого в детском лагере с дневным пребыванием; - познакомить с кодексом поведения вожатого; - познакомить с основными приемами работы по формированию команды, методикой проведения коллективного творческого дела (КТД), отрядных дел и мероприятий, организации массовых мероприятий, тематических дней; - сформировать умения в области планирования. Развивающие: - развивать организаторские способности, коммуникативные умения и навыки межличностного и делового общения; - развивать ключевые компетентности: умение общаться, умение представлять свою позицию, умение взаимодействовать в команде, умение доводить дело до конца; - способствовать профессиональному и личностному самоопределению учащихся. Воспитательные: - формировать социально активную личностную позицию учащихся; - воспитывать личностные качества вожатого: позитив, отзывчивость, неравнодушие. Содержание программы. Учебный план 1 год обучения. № РАЗДЕЛ 1. 2. Введение Вожатый. Что должен знать начинающий вожатый Почему я хочу быть вожатым? 2.1 КОЛИЧЕСТВО Форма ЧАСОВ контроля всего теор практи ия ка 2 2 8 4 4 Защита творческих 2 2 Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность вожатого 2.3 Портрет идеального вожатого 2.4 Этика вожатого 3. Временный детский коллектив 3.1 ВДК: виды, классификация, особенности развития 3.2 Этапы развития ВДК 3.3 Специфика работы с разной возрастной категорией 3.5 Лучший отряд 4. Логика развития смены 4.1 Этапы развития смены 4.2 Организационный, основной и заключительный периоды смены 4.3 План-сетка отрядных мероприятий 4.4 Формы и виды работы с отрядом 4.5 Отрядные КТД 5. Конфликтология 5.1 Классификация конфликтов в ВДК 5.2 Дисциплина в отряде 5.3 Авторитет вожатого 5.4 Стоит ли предотвращать конфликт в отряде? 5.5 Управляемый конфликт 6. Игротехника 6.1 Её Величество – Игра! Классификация игр 6.2 Подвижные игры 6.3 Настольные баталии 6.4 Ролевые и сюжетные игры 6.5 Калейдоскоп забытых игр 6.6 Игры по станциям, квесты 6.7 Игры детей России 6.8 Музыкальные игры 7. Итоговое занятие Итого 2.2 2 2 2 12 2 2 - 2 2 6 1 презентаци й «Портрет идеального вожатого» 6 1 2 4 1 2 1 2 4 16 2 4 2 10 2 2 2 6 2 4 4 10 2 2 2 2 2 2 2 6 2 1 1 1 2 2 4 1 1 1 2 26 4 1 12 2 1 14 2 2 2 4 2 4 4 4 2 76 1 2 1 2 2 2 40 2 1 2 1 2 2 2 2 36 2 Конкурс «Лучший отряд» ОДИ «Отрядное КТД» Разбор и анализ педагогичес ких ситуаций Конкурсная программа «Своя игра» Содержание программы 1. Введение Теория. Правила поведения в помещении и на территории. Инструктаж по технике безопасности. Основные направления работы по программе «Академия мастерства», график работы объединения. Практика. Игры на знакомство учащихся и организацию коллектива. 2. Вожатый. Что должен знать начинающий вожатый 2.1. Почему я хочу быть вожатым? Практика. Понятие «Вожатый». Тестирование «Почему я хочу быть вожатым?» Творческое игровое задание «Есть такая профессия – педагог». Игры на самопрезентацию «Это здорово!», «Рекламное объявление». 2.2. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность вожатого. Теория. Вожатый в школе, в лагере с дневным пребыванием. Права и обязанностей вожатого. Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность вожатого. Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Охрана жизни и здоровья детей в детском лагере с дневным пребыванием детей. Практика. Работа с инструкциями по технике безопасности, изучение режима работы лагеря. 2.3. Портрет идеального вожатого. Теория. Личностные качества вожатого. Культура речи и поведения вожатого. Алгоритм успеха вожатого. Умения и навыки вожатого. Техника безопасности в работе вожатого. Практика. Тестирование «Почему я хочу быть вожатым?» 2.4. Этика вожатого Теория. Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого. Обязанности вожатого. Практика. Игра «Мой идеал». Тренинг на формирование мотивации к работе вожатого. Защита творческих презентаций «Портрет идеального вожатого». 3. Временный детский коллектив 3.1. ВДК: виды, классификация, особенности развития Теория. Основные особенности временного детского коллектива, егооргани младшего школьного возраста. Модели организации жизнедеятельности детей в отряде. Практика. Упражнение «Какой мы коллектив» (по А.Н. Лутошкину). Деловая игра «Самоуправление». 3.2. Этапы развития ВДК Теория. Этапы развития детского коллектива. Что такое командообразование. Формирование группы и технология ее развития. Что такое тимбилдинг? Как организовать самоуправление в отряде. Функции самоуправления детей в лагере. Практика. Игры на командообразование и снятие конфликтных ситуаций. Творческие задания «Знакомство в первый день», «Мой будущий отряд». 3.3. Специфика работы с разной возрастной категорией. Теория. Возрастные и психолого-физиологические особенности детей. Взаимодействие взрослых и детей в лагере, создание нравственноэмоциональной атмосферы сотрудничества и общения. Практика. Педагогическая ситуация «Взрослый – ребенок». 3.4. Лучший отряд Практика. Создание «методической копилки вожатого». Конкурс «Лучший отряд». 4. Логика развития смены 4.1. Этапы развития смены. Теория. Периодизация смены и логика её развития, общелагерныемероприятия, их виды и типы. Практика. Исследование «Периодизация смены». Творческое задание «Разработка тематической смены». 4.2. Организационный, основной и заключительный периоды смены. Теория. Организационный, основной и заключительный периоды смены. Особенности их организации и реализации для вожатого. 4.3. План-сетка отрядных мероприятий Теория. Теоретические основы понятия «план сетка в детском лагере», виды план сетки в детском лагере. Практика. Упражнение «План-сетка». 4.4. Формы и виды работы с отрядом Теория. Основные формы и виды работы с отрядом: акция, конкурс, викторина, КТД, игра. Практика. Мозговой штурм «Разнообразие форм отрядной работы», Создание памятки «Формы отрядной работы», пополнение «Методической копилки вожатого» 4.5. Отрядные КТД Теория. Виды КТД: спортивные, трудовые, интеллектуальные, художественные. Основные задачи КТД. Принципы организации и проведения КТД. Первая стадия – предварительная работа. Вторая стадия – коллективноепланирование. Какие проведение КТД. Пятая стадия – коллективное подведение итогов. Условия педагогического успеха КТД. Методика организаций шоу-мероприятий. Виды и структура шоу – мероприятий. Разработка сценария и реквизита. Внешний вид иправила поведения на сцене. Флешмоб в лагере. Практика: Создание «Банка КТД». Организационно - деятельностная игра «Отрядное КТД» 5. Конфликтология 5.1. Классификация конфликтов в ВДК Теория. Что такое конфликт. Классификация конфликтов в ВДК. Практика. Педагогические ситуации. Дисциплина в отряде Теория. Режим дня отряда и лагеря. Правила поведения вожатого и детей. Построение дисциплины на доверии и понимании. Практика. Упражнение «Дисциплина в отряде». 5.2. Авторитет вожатого 5.3. Теория. Авторитет вожатого Практика. Исследование «Авторитет вожатого». 5.4. Стоит ли предотвращать конфликт в отряде? Теория. Причины конфликтов. Способы их устранения. Практика. Дискуссия «Стоит ли предотвращать конфликт в отряде». Разбори анализ педагогических ситуаций. 6. Игротехника 6.1. Её Величество – Игра! Классификация игр Теория. Классификация игр. Игры на знакомство. Игры у костра. Игры в помещении. Игры на сплочение. Игры на выявление лидера. Подвижные игры на свежем воздухе. Практика. Создание «Банка игр». Проект «Игровое моделирование» 6.2. Подвижные игры Теория. Знакомство с подвижными играми. Форма и место организации подобных игр. Практика. Игры на улице, в помещении: игра «Рыбачья сеть», игра «Горная тропинка», игра «Мостик через ручеек», игра «Займи свое место». 6.3. Настольные баталии Теория. Настольные игры. Знакомство со структурой игры (цели, правила, роли, игровые действия, употребление предметов, анализ результатов). Игры в парах. Коллективные игры. Турнирная таблица, оценка результата. Практика. Играем в настольные игры: игра «Дженга», пазлы, мозаика, конструктор, игра «Данетки», игра «Крокодил». 6.4. Ролевые и сюжетные игры Практика. Игра «Дело в шляпе». Игра «Делай, как я!». Ролевая игра «Театр».Ролевая игра «Дом». Сказочные ролевые игры. 6.5. Калейдоскоп забытых игр Теория. История возникновения и классификация народных игр. Особенности спортивных народных игр. Игры - драмматизации. Устные игры: виды, характерные особенности: загадки, скороговорки, кричалки, дразнилки. Практика. Играем в игры наших предков. Иллюстрация проведения устных игр. 6.6. Игры по станциям, квесты. Практика. Квест-игра «По станциям здоровья». Игра по станциям «Кругосветка». 6.7. Игры детей России Теория. Знакомство с культурой и играми народов мира. Практика: Играем в национальные игры. Игра «Дай платочек», Азербайджан. Игра «Прела-горела», Белоруссия. Игра «Волк во рву», Россия. Игра «Найди платок», Австрия. Игра «Статуя», Армения. Игра «Квинта», Литва. Игра «Канатоходцы», Узбекистан. 6.8. Музыкальные игры Теория. Особенности подготовки, организации и проведения музыкальных игр. Практика. Игра «Музыкальный стул». Игра «Угадай мелодию». Конкурсная программа «Своя игра». 7. Итоговое занятие Практика. Подведение итогов. Презентация «методических копилок вожатого». Планируемые результаты В процессе обучения будут сформированы следующие результаты: предметные: - подготовка вожатого, владеющего основами педагогического мастерства, умеющего организовать и сплотить детский коллектив, владеющего информационными технологиями; - подготовка вожатого для работы в условиях школы, для работы в детских объединениях; - умение подростков организовывать и проводить массовые мероприятия; личностные: - повышение уровня раскрытия творческих, коммуникативных ипознава - освоение подростками актерского мастерства и мастерства разработки сценария; - умение подростков организовывать и проводить мероприятия различныхвидов и форм; метапредметные: - повышение культуры общения в коллективе, сплочение коллектива; - повышение уровня эстетической культуры. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Изучив данный курс, обучающиеся должны знать: - основные нормативно-правовые документы регламентирующие деятельность вожатого; - виды и типы игр; - методику выявления коммуникативных и организаторских способностей; - логику развития смены; - особенности работы с временным детским коллективом; - специфику работы с разной возрастной категорией; - формы и виды работы с отрядом; - основы конфликтологии детского коллектива; - правила составления план-сетки профильной смены. Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь: - создать о себе хорошее впечатление; - выступать на публике; - брать на себя ответственность; - формировать и высказывать собственное мнение; - организовать отрядную работу; - подготовить, организовать и провести КТД. Календарный график: № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 Недель в первом полугодии 6 Недель во втором полугодии 7 Начало занятий 8 Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 38 152 2 76 17 21 1 сентября 31 декабря – 9 января 31 мая Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: · Учебный класс · Канцтовары · Ноутбук · Столы, стулья Информационное обеспечение: · · · · · · · Вспомогательная литература Папка с разработками теоретических материалов по темам программы Интернет Тестовые методики Банк интерактивных игр и упражнений Разработки тренингов Раздаточный материал (рекомендации, памятки, советы) Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Педагогический стаж не менее 5 лет. Квалификационная категория: соответствие занимаемой должности. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных обучающихся умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); викторина; беседа; тестовый контроль; деловая игра. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: учебно-исследовательский проект; презентация; соревнования, конкурсы, массовые мероприятия; открытое занятие. Оценочные материалы Диагностика: Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Диагностическая карта № ФИО учащегося Показатели к диагностической карте 1 2 3 4 5 Итого в Уровень освоения программы с н Показатели Показатели Степень выраженности (оцениваемые Критерии оцениваемого качества параметры) 1. Теоретическая подготовка Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана) Владение специальной терминолог ией Соответствие теоретических знаний программным требованиям Низкий уровень (учащийсяовладел менее ½ объема знаний, предусмотренных программой) Средний уровень (учащийся овладел более ½ объема знаний, предусмотренных программой) Высокий уровень (учащийся освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой) Осмысленность и Низкий уровень (учащийся правильность избегает употреблять специальные использования термины) специальной Средний уровень (сочетает терминологии специальную терминологию с бытовой) Высокий уровень (специальные термины употребляются осознанно в полномсоответствии с их содержанием) 2. Практическая подготовка Практически Соответствие Низкий уровень (учащийся е умения и практических овладел менее, чем ½ умений и навыки, умений и навыков, предусмотренных предусмотре навыков программой) нные программным Средний уровень (учащийся программой требованиям овладел более чем ½ умений и (по навыков, предусмотренных основным программой) разделам Высокий уровень (учащийся учебно– овладел практически всеми тематическог умениями и навыками, о плана) предусмотренными программой) Владение специальны м оборудовани ем и оснащением Отсутствие затруднений в использовании спортивно – игрового инвентаря, музыкального и компьютерного оборудования Творческие навыки Креативнос ть в выполнении практическ их заданий Низкий уровень умений(серьезные затруднения при работе с оборудованием и инвентарем) Средний уровень (работа с оборудованием с помощьюпедагога) Высокий уровень (самостоятельная работа с инвентарем и оборудованием без затруднений) Низкий уровень развития креативности (выполнение лишь простейших заданий педагога) Средний уровень (выполнение заданий, в основном, на основе образца) Высокий уровень (выполнение практических заданий с элементами творчества) Дидактические материалы: - раздаточные материалы (рекомендации, памятки, советы); - вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических материалов по темам программы; - банк интерактивных игр и упражнений; - папка с разработками тренингов. Список литературы для педагогов 1. Арсенина, Е.Н. Возьми с собою в лагерь. Волгоград: Учитель, 2017. 2. Афанасьев, С. П. Чем занять детей в пришкольном лагере или 100 отрядных дел. Кострома, 2015. 3. Бесова, М. В. Веселые игры для дружного отряда. Ярославль: Академия развития, 2014. 4. Горбушина, О. Психологический тренинг. М.:Питер, 2008. 5. Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен. Волгоград: Учитель, 2017. 6. Гульянц, Э. К. Что можно сделать из природного материала. М.: Просвещение, 2010. 7. Коваль, М.Б. Ключ к успеху: пособие для летнего отдыха и оздоровления детей. М., 2015. 8. Кулаченко, М.П. Учебник для вожатого. Серия «Сердце отдаю детям». Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 9. Левина, И.Д. Досуговая деятельность в детском оздоровительном лагере. М., 2011. 10.Шмаков, С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия. М.: Новая школа, 2014. Список литературы для учащихся 1. Арсенина, Е.Н. Возьми с собою в лагерь. Волгоград: Учитель, 2017. 2. Афанасьев, С.П. Чем занять детей в пришкольном лагере или 100 отрядных дел. Кострома, 2015. 3. Бесова, М.В. Веселые игры для дружного отряда. Ярославль: Академия развития, 2014. 4. Гузенко, А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником: материалы авторских смен. Волгоград: Учитель, 2017. 5. Коваль, М.Б. Ключ к успеху: пособие для летнего отдыха и оздоровления детей. М., 2010. 6. Шмаков, С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия. М.: Новая школа, 2004. Приложение 1 Какой у нас коллектив (методика A. Н. Лутошкина) Цель: определить степень удовлетворенности подростков своим коллективом. Ход опроса Предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива: "Песчаная россыпь", "Мягкая глина", "Мерцающий маяк", "Алый парус", "Горящий факел". "ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ" Присмотритесь к песчаной россыпи - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее - и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что "сцепляло" бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не ре-шаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих ин-тересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не прино-ся радости и удовлетворения всем, кто в нее входит. Так бывает, например, в начале учебного года во вновь сформированном классе учеников. "МЯГКАЯ ГЛИНА" Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В гpyппe, находящейся на этом уровне развития, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших. Отношения разные - доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера - хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать. "МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК" В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, "так держать!". Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: "Я здесь, я готов прийти на помощь". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны "смотрители" маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, - организаторы, актив. Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех. "АЛЫЙ ПАРУС" Алый парус - это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу "один за всех, и все за одного". Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов "экипажа" появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено. "ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ" Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени "Алый парус". Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив - тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данков, жаром своего сердца дорогу другим. Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива. На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим коллективом, узнать, как оценивают ребята его сплоченность, единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных ими. Возможен и другой вариант использования этой методики. Ребята обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше групповое сообщество и почему, что нам мешает подняться на более высокий уровень развития коллектива; что поможет стать нам более сплоченным коллективом. В этом случае педагог может получить более развернутую информацию о состоянии взаимоотношений в коллективе, удовлетворенности детей своим коллективом, видении ими перспектив его развития. Приложение 2 Методика выявления коммуникативныхи организаторских склонностей учащихся (методика составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой "Справочная книга школьного психолога") Цель: выявить коммуникативные склонности учащихся. Учащимся предлагается следующая инструкция: "Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак "+", если отрицательный, - знак "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро". Вопросы: 1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего решения? 2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации? 3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой? 4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного? 5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения? 6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было выполнять сегодня? 7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением? 8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей? 9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя? 10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке? 11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело? 12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами? 13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей? 14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты? 15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе? 16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами? 17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей? 18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания? 19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей? 20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей? Лист ответов1 6 11 16 2 7 12 17 3 8 13 18 4 9 14 19 5 10 15 20 Обработка полученных результатов Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка: " " " " " Низкий уровень 0,1-0,45; Ниже среднего 0,46-0,55; Средний уровень 0,56-065; Выше среднего 0,66-0,75; Высокий уровень 0,76-1. Приложение 3 Тест "Я - Лидер"(А.Н. Лутошкин) С помощью этого теста вы можете оценить свои лидерские способности. Инструкция: "Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру "4"; если скорее согласен, чем не согласен - цифру "3"; если трудно сказать - "2"; скорее не согласен, чем согласен "1"; полностью не согласен - "0". Образец карточки ответов расположен ниже. Вопросы: 1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях. 2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели. 3. Я знаю, как преодолевать трудности. 4. Люблю искать и пробовать новое. 5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей. 6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело. 7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали. 8. Все знакомые относятся ко мне хорошо. 9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде. 10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни. 11. Я хорошо планирую своё время и работу. 12. Я легко увлекаюсь новым делом. 13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами. 14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их. 15. Ни один человек не является для меня загадкой. 16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными. 17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим. 18. Для меня важно достижение цели. 19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи. 20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое. 21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее. 22. У меня всегда всё получается. 23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей. 24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей. 25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочет-ся. 26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь. 27. Не существует проблемы, которую я не могу решить. 28. Принимая решение, перебираю различные варианты. 29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным. 30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела. 31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания. 32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали. 33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки. 34. Я никогда не поступал так, как другие. 35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу. 36. Я никогда не поступал так, как другие. 37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием. 38. При организации дел я учитываю мнение товарищей. 39. Я нахожу выход в сложных ситуациях. 40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу. 41. Никто и никогда не испортит мне настроение. 42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей. 43. Решая проблемы, использую опыт других. 44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом. 45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами. 46. Я умею контролировать работу моих товарищей. 47. Умею находить общий язык с людьми. 48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела. После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств: А - умение управлять собой; Б - осознание цели (знаю, чего хочу); В - умение решать проблемы; Г - наличие творческого подхода; Д - влияние на окружающих; Е - знание правил организаторской работы; Ж - Организаторские способности; З - умение работать с группой. Карточка для ответов теста "Я - лидер" А 1 9 17 25 33 41 Б 2 10 18 26 34 42 Сумма Сумма В 3 11 19 27 35 43 Сумма Г 4 12 Д 5 13 21 29 37 45 Е 6 14 22 30 38 46 Ж 7 15 23 31 39 47 Сумма Сумма Сумма Сумма 20 28 36 44 З 8 16 24 32 40 48 Сумма Приложение 4 Тест "Определение темперамента" Инструкция: я буду зачитывать утверждения, а вы во второй половине тетради записывайте его порядковый номер и знак "+", если вы согласны с приведенным утверждением, и знак "-" если не согласны. Блок 1 1. Неусидчивы, суетливы. 2. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивой интонацией, речью. 3. Нетерпеливы. 4. Склонны к риску. 5. Решительны и инициативны. 6. Упрямы. 7. Работаете рывками. 8. Способность быстро действовать и решать. 9. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми. 10. Незлопамятные и необидчивые. 11. Невыдержанные и вспыльчивы. 12. Неуравновешенные и склонны к горячности. 13. Агрессивны, "забияка". 14. Нетерпимы к недостаткам других. 15. Обладаете выразительной мимикой. 16. Находчивы в спорте. 17. Неустанно стремитесь к новому. 18. Обладаете резкими, порывистыми движениями. 19. Настойчивы в достижении поставленной цели. 20. Склонны к резким переменам настроения. 1. Веселы и жизнерадостны. 2. Энергичны и деловиты. 3. Часто не доводите начатое дело до конца. 4. Склонны переоценивать себя. 5. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой. 6. Неустойчивы в интересах и склонностях. 7. Легко переживаете неудачи и неприятности. 8. Общительны, отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми для вас людьми. 9. С увлечением беретесь за любое новое дело. 10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать. 11. Быстро засыпаете и пробуждаетесь. 12. Способны быстро схватывать новое. 13. Легко приспосабливаетесь к новым обстоятельствам. 14. Выносливы и работоспособны. 15. Обладаете громкой, быстрой речью, сопровождаемой живыми жестами. 16. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке. 17. Обладаете всегда бодром настроением. 18. Быстро включаетесь в новою работу и быстро переключаетесь одной деятельности на другую. 19. Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях. 20. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться. Блок 2 1. Спокойны и холоднокровны. 2. Последовательны и обстоятельны в делах. 3. Осторожны и рассудительны. 4. Умеете ждать. 5. Обладаете спокойной равномерной речью, с остановками, без ярко выраженных эмоций и мимики. 6. Молчаливы и не любите попусту болтать. 7. Сдержаны и терпеливы. 8. Доводите начатое дело до конца. 9. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке. 10. Строго придерживаетесь четкого распорядка в жизни, стистемы в работе. 11. Легко сдерживаете порывы. 12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию. 13. Ровны в отношениях со всеми. 14. Инертны и вялы. 15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на дру-гое. 16. Незлобивы, снисходительны к колкостям в свой адрес. 17. Обладаете выдержкой. 18. Не растрачиваете попусту сил. 19. Постоянны в своих отношениях и интересах. 20. Любите аккуратность и порядок во всем. Блок 3 1. Стеснительны и застенчивы 2. Теряетесь в новой обстановки. 3. Легко переносите одиночество. 4. Не верите в свои силы. 5. Затрудняетесь при установлении контакта с новыми людьми. 6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачи. 7. Впечатлительны. 8. невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. 9. Чрезвычайно чувствительны к одобрению и порицанию. 10. Обладаете спокойной тихой речью, иногда нисходящей до шепота. 11. Чрезмерно обидчивы. 12. Малоактивны и робки. 13. Быстро утомляемы. 14. Склоны "уходить в себя". 15. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим. 16. Склонны к подозрительности и мнительности. 17. Безропотны покорны. 18. Болезненно чувствительны и легко ранимы. 19. Скрытны и необщительны, не деловиты ни с кем своими мыслями. 20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих. Сангвиник - это человек в вышей степени подвижный, общительный, сравнительно легко переживает неудачи и неприятности, легко сходится с новыми людьми и приспосабливается к новым условиям. У него широкий круг знакомств, хотя он не отличается постоянством, в общем, и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, обладает высокой работоспособностью, но лишь тогда, когда много интересных дел, в противном случае становится скучным и вялым. Сангвинику нельзя "застаиваться", он должен быть загружен делами: когда он занят и погружен в деятельность, у него хорошее настроение и оптимальный тонус. Отсутствие значимого дела делает сангвиника резким, способным на неожиданные поступки. Плохо работает при однообразии и монотонности, поскольку непоседлив и нетерпелив. Холерик - это человек, отличающийся большой жизненной энергией, активность, инициативностью, но ему не хватает самообладания, поэтому он вспыльчив и несдержан. Такой человек приступает к делу со всей странностью, с полной отдачей, увлечением, но сил ему хватает ненадолго. Неуравновешенность нервной системы предопределяет склонность к резким сменам настроения, цикличность в смене его активности и бодрости. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение. В общении вспыльчив, криклив, не прислушивается к мнению других , может быть резким. Холерик хорошо работает на таком мести, где необходимы частые командировки, встречи с новыми людьми. Флегматик - это спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличается терпением, выдержкой, самообладанием. Он медленно и трудно привыкает к новым людям, не скоро начинает общаться с ними, поэтому круг его общения менее широк, чем у сангвиника. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойный, редко выходит из себя. Умеет рассчитывать свои силы и доводить начатое дело до конца. Хорошо работает в спокойной обстановки, если труд монотонный. Меланхолик - это неэнергичный, ненастойчивый, необщительный человек. У него нередко отмечается боязливость и беспокойство в поведении, тревожность, слабая выносливость. Меланхолика пугает новая обстановка, новые люди он теряется, смешается, и поэтому ему не подходит работа, которая требует частого общения с людьми. Легко ранимый он склонен к сильным переживаниям по поводу даже не значительных неудач, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Но привычных условиях меланхоликмягкий, доброжелательный человек, чувствительный, тонкий, наблюдательный. В работе ему необходима постоянная поддержка, возможность отдыха.