Шахматная школа

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 5 от 24.09.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ №71/2 -д от 25.09.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР,
1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru,
givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.10.23 09:27:33 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматная школа»
физкультурно-спортивной направленности
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Воробьёва М.М.
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2024 г

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматная школа» составлена в соответствии с требованиями ФГОС и
нормативно-правовыми основами для разработки общеобразовательной
общеразвивающей программы дополнительного образования детей.
Нормативные документы:
 Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
 федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
 федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта2022 г. № 678-р;
 стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее
– СанПиН);
 постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
 письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
 письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О
методических
рекомендациях"
(вместе
с
"Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ";
 письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной
сфере;
 устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.
2

Направленность (профиль) программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Шахматная школа» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Актуальность программы
Программа «Шахматная школа» развивает качества личности,
отвечающие требованиям современного общества. Шахматы положительно
влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и
таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим
детям не отстать в развитии своих сверстников, расширять круг общения,
возможности полноценного самовыражения.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребёнок,
особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас
шахматы стали профессиональным видом спорта, даже детские соревнования
носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребёнка
происходит через шахматную игру в её спортивной форме. Спорт
вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств:
целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчет, умения быстро и правильно
принимать решения в меняющейся обстановке. Шахматы, сочетающие в себе
также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в детях эти черты
более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств
нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и
извлечение из него уроки способны создать у ребёнка сильнейшую
мотивацию к выработке у себя определенных свойств и характера.
Шахматы становятся все более серьёзным занятием огромного
количества людей и помогают становлению человека в любой среде
деятельности, способствуя гармоничному развитию личности. Это не только
игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное
эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий – способности действовать в уме.
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует
зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость,
целеустремлённость. Ребёнок, обучающийся этой игре, становится
собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать
решения, бороться до конца, не унывать при неудачах, а также таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные
формы волевого управления поведением.
Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она
направлена на организацию содержательного досуга обучающихся,
удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной
деятельности.
3

Отличительной особенностью программы
Программа отличается тем, что начальный курс по обучению игре в
шахматы максимально прост и доступен дошкольникам. Стержневым
моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в уроки игровых
ситуаций. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная деятельность на занятиях, использование приема
обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Новизна программы
Новизна программы заключается в разработке и использовании на
занятиях педагогом дидактического материала (карточки, игровые элементы
и задачи), компьютерные шахматные программы. Примерно 30% учебной
программы посвящена анализу сыгранных ребятами партий. Программа
позволяет овладеть «скелетным методом анализа» шахматных позиций.
Адресат программы: программа ориентирована на дополнительное
образование обучающихся 5-6 лет, проявляющих интерес к шахматам.
Группа формируется одновозрастная. Состав группы постоянный.
Дети, проявившие выдающиеся способности по окончании данной
программы, приглашаются в шахматный клуб для дальнейшего обучения.
Условия приема: набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста.
Принципы формирования учебных групп: формирование групп
производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся
одной группы ДОО).
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год
обучения при постоянном составе детей.
Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа.
Объём программы: 152 учебных часа (38 недель).
Уровень: базовый.
Перечень форм обучения: формирование шахматного мышления у
ребёнка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения
алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения
знаний на практике.
На начальном уровне преобладают игровой, наглядный методы
обучения. Они применяются при знакомстве с шахматными фигурами,
изучении шахматной доски, обучении правилами игры, реализации
материального перевеса.

4

Позднее в обучении применяется творческий метод, для начального
уровня тактического мастерства (самостоятельное составление позиций, мат
в определенное количество ходов и т.д.).
Основными формами являются:
 практическая игра;
 решение шахматных задач, комбинаций;
 дидактические игры и задания, игровые упражнения;
 теоретические
занятия,
шахматные
игры,
компьютерные
шахматные программы;
 участие в мини турнирах и мини соревнованиях.
Перечень видов занятий: беседа, игра,
выполнение заданий в шахматных программах.

практическое

занятие,

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: практическое занятие (расстановка фигур,
рокировка, ценность фигур), тестирование в программе CTART 4.0 (простые
взятия, мат в один ход, связка, двойной удар, мат в два хода).
Особенности
организации
образовательного
процесса:
образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом.
Цель программы: создание условий для развития познавательных
процессов и эмоционально-волевой сферы ребёнка, первоначальных знаний,
умений и навыков шахматной игры; развитие концентрации внимания,
логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к
игре в шахматы.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
Обучающие:
 обучение основам игры в шахматы;
 усвоение учащимися основных правил и понятий шахматной игры;
 обучение азам игры в шахматы, комбинациям.
Воспитательные:
 воспитание отношения к игре в шахматы как к серьёзным,
полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую
направленность;
 воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости,
внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
 воспитывать уважительное отношение к соперникам;
 выработка у обучающихся умения применять полученные знания на
практике.

5

Развивающие:




развитие умственных способностей обучающихся: логического
мышления, умения производить расчеты на 1,2 хода вперед,
образное и аналитическое мышление;
развитие навыков анализа и оценки получаемой информации;
формирование и развитие коммуникативных способностей
ребенка.

Изложенные задачи интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают
решение задач интеллектуального и личностного развития. Это
позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к
занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий,
развивать
пространственное
воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит
принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Планируемые результаты
Личностные
 воспитание способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 развитие
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики;
 развитие коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности.
Метапредметные
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных
задач;
 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, установление аналогий и причинно-следственных
связей, построению рассуждений;
 формирование умения понимать причины успеха/неуспеха
сделанных действий и способность конструктивно действовать
даже в ситуации неуспеха.
Предметные
 знать шахматные термины: горизонталь, вертикаль, диагональ,
правильно определять шахматные фигуры, уметь ориентироваться
на шахматной доске, знать название шахматных фигур и их
стоимость, уметь ставить шах и мат в 1 ход, делать короткую и
длинную рокировку;
6

 правила хода и взятия фигур, лёгкие и тяжёлые фигуры,
превращение пешки;
 грамотно располагать фигуры в простом дебюте, знать защиту от
детского мата, защиту от шаха;
 знать несложные тактические удары (связку, двойной удар, взятие,
защита).

7

Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Наименование
раздела,
темы

1

Шахматная доска

1.1

Знакомство с
шахматной доской.
Белые и черные
поля

1.2

Расположение доски
между партнерами.
Горизонтали и
вертикали
Диагональ. Большие
и короткие
диагонали

1.3

2
2.1

2.2

Шахматные фигуры

Количество часов
Всего

Теория

Практика

1ч

1ч
40 мин
40 мин

1ч
20 мин
20 мин

1ч

30 мин

30 мин

1ч

30 мин

30 мин

3ч

22 ч

7ч
30 мин

Начальное
положение

1ч

40 мин

20 мин

Ладья. Место ладьи
в начальном
положении

1ч

30 мин

30 мин

Ход ладьи

1ч

20 мин

40 мин

1ч

30 мин

30 мин

2.5

2ч

30 мин

1 ч 30
мин

Слон. Место слона в
начальном
положении
Ход слона

Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания в программа
«Динозаврики учат
шахматам», практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа

14 ч
30 мин

2.3

2.4

Формы аттестации/
контроля

2.6

Конь. Место коня в
начальном
положении

1ч

30 мин

30 мин

2.7

Ход коня

2ч

30 мин

1 ч 30
мин

Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания в программа
«Динозаврики учат
шахматам», практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Выполнение задания в
программа «Динозаврики
учат шахматам»,
практическая работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа, выполнение задания в
программе «Board» - задача
Эйлера
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания в программа
8

1ч

30 мин

30 мин

1ч

20 мин

40 мин

2.10 Ладья против пешек

2ч

30 мин

1 ч 30
мин

2.11 Пешечный бой

1ч

20 мин

40 мин

2.12 Слоны против
пешек

2ч

20 мин

1 ч 40
мин

2.13 Ферзь. Место ферзя
в начальном
положении
2.14 Ход ферзя

1ч

30 мин

30 мин

1ч

20 мин

40 мин

2.15 Ферзь против пешек

2ч

20 мин

1 ч 40
мин

2.16 Король. Место
короля в начальном
положении
2.17 Ход короля

1ч

30 мин

30 мин

1ч

20 мин

40 мин

2.8

2.9

3.
3.1

4.

Пешка. Пешка в
начальном
положении
Ход и превращение
пешки

Шахматная
нотация
Нотация (буквы и
цифры)

Ценность фигур

2ч
2ч

8ч

1ч
1ч

3ч

«Динозаврики учат
шахматам», практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания в программа
«Динозаврики учат
шахматам», практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания в программа
«Динозаврики учат
шахматам», практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания в программа
«Динозаврики учат
шахматам», практическая
работа

1ч
1ч

Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа, выполнение задания в
программе «Board» - нажми
на поле
5ч
9

4.1

4.2

4.3

5.

Ценность фигур.
Сравнительная сила
фигур.
Простые взятия

2ч

1ч

1ч

3ч

1ч

2ч

Способы защиты.
Защита

3ч

1ч

2ч

2ч
40 мин
40 мин

9ч
20 мин
2 ч 20
мин

Шах

12 ч

5.1

Понятие шаха.
Защита от шаха

3ч

5.2

Шах ладьёй, слоном, 3 ч
пешкой

30 мин

2 ч 30
мин

5.3

Шах конем, ферзем

3ч

30 мин

2 ч 30
мин

5.4

Вечный шах

3ч

1ч

2ч

6.
6.1

Мат
Цель игры. Мат.

31 ч
1ч

12 ч
1ч

6.2

Мат ладьёй, пешкой

3ч

1ч

2ч

6.3

Мат слоном, пешкой 3 ч

1ч

2ч

6.4

Мат ферзем.

3ч

1ч

2ч

6.5

Мат в один ход
фигурами

4ч

1ч

3ч

6.6

Рокировка.

2ч

1ч

1ч

Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа в программе CTRT 4 –
простые взятия, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа в программе CTRT 4 –
простая защита, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа в программе CTRT 4,
выполнение задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания

19 ч
Текущий: педагогическое
наблюдение
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа в программе CTRT 4,
выполнение задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа в программе CTRT 4,
выполнение задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа в программе CTRT 4,
выполнение задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, практическая
работа в программе CTRT 4 –
мат в один ход, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
10

6.7

Пат. Отличие пата
от мата.

3ч

1ч

2ч

6.8

Линейный мат 2-мя
ладьями

4ч

1ч

3ч

6.9

Мат ферзем

4ч

2ч

2ч

4ч

2ч

2ч

Основы дебюта
Принцип игры в
дебюте. Быстрейшее
развитие легких
фигур.
Игровая практика

72 ч
4ч

26 ч
2ч

46 ч
4ч

6ч

2ч

4ч

Невыгодность
раннего вывода
ладьей и ферзя
Принципы игры в
дебюте.
Гармоничное
пешечное
расположение.
Какие бывают
пешки
Принцип игры в
дебюте. Борьба за
центр
Игровая практика

4ч

1ч

3ч

4ч

1ч

3ч

5ч

2ч

3ч

6ч

2ч

4ч

7.5

Защита от детского
мата

4ч

2ч

2ч

7.6

Двойной шах

5ч

2ч

3ч

7.7

Мат в два хода

5ч

2ч

3ч

7.8

Связка в дебюте.
Полная и неполная
связка.
Принципы игры в
дебюте. Безопасное
положение короля.
Игровая практика

5ч

2ч

3ч

5ч

2ч

3ч

6ч

2ч

4ч

6.10 Линейный мат 1
ладьей
7.
7.1

7.2

7.3

7.4

7.9

Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания, выполнение задания
в программе CTART 4.0
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, партия
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания

Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, партия
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
11

7.10 Открытые,
полуоткрытые и
закрытые дебюты.
7.11 Игровая практика

5ч

2ч

3ч

5ч

2ч

4ч

Итоговый контроль

5ч

-

5ч

Всего

152 ч

54

98

наблюдение, партия
Текущий: педагогическое
наблюдение, выполнение
задания
Текущий: педагогическое
наблюдение, партия
Тестирование в программе
CTART 4.0, разыгрывание
партий

12

Содержание учебной программы
1. Шахматная доска.
Теория. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Названия фигур, начальная расстановка фигур.
Дидактические игры и задания
 «Горизонталь». Обучающиеся заполняют одну из горизонтальных
линий шахматный доски (пешками, фишками и т.п.);
 «Вертикаль». Обучающиеся заполняют одну из вертикальных линий
шахматный доски (пешками, фишками и т.п.);
 «Диагональ». Обучающиеся заполняют одну из диагональных линий
шахматный доски (пешками, фишками и т.п.);
 «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся
все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается
определить, какая фигура спрятана;
 «По местам». Расставить фигуры левой рукой, с закрытыми глазами;
 С закрытыми глазами найти фигуру, которую загадал педагог;
 Исправить ошибку в расстановке фигур, незаметно совершенную
преподавателем или товарищем;
 «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд,
дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной»,
которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо
сказать: «Секрет»;
 «Какой фигуры не стало». На доске в ряд выставляется несколько
фигур, белых и черны; дети должны запомнить эти фигуры. Затем
педагог просит закрыть глаза и в это время убирает одну или две
фигуры – дети должны сказать какой фигуры не стало;
 Мини викторина: назвать все шахматные фигуры (ответ: ладья, слон,
конь, ферзь, король, пешка); как называются линии на доске, идущие
слева направо или справа на лево (ответ: горизонталь); как
называются линии идущие вверх вниз или снизу вверх (ответ:
вертикаль); как называются линии идущие из угла в угол (ответ:
диагональ); сколько на доске вертикалей/горизонталей (ответ: по 8);
сколько всего полей на шахматной доске (ответ: 64); сколько
белых/черных полей (ответ: по 32); какие существуют слоны
(ответы: африканские, индийские, шахматные); название какой
фигуры имеет русское происхождение (ответ: ладья – с
древнерусского обозначает лодка); в какой стране возникли шахматы
(ответ - Индия).
2. Шахматные фигуры
Теория. Ходы и взятия фигур. Начальное положение (начальная
позиция); каждая фигура «живет» в своём «домике»/клетке, правило «ферзь
13

любит свой цвет», выполнение задания в программе «Динозаврики учат
шахматам».
Дидактические игры и задания
 «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, а
дети по очереди пытаются угадать, какая фигура;
 «Над головой». Педагог называет какую-нибудь шахматную фигуру, а
дети должны её быстро найти и поднять над головой;
 «Обжорный ряд». Цель игры – взаимное истребление или превращение
пешки в ферзя. Пешка, дойдя до первой горизонтали, получает
«премию» - имеет право превратиться в ферзя;
 «Охота на визиря». Цель игры – взаимное истребление или
превращение пешки в ферзя. Пешка, дойдя до первой горизонтали;
 «Охота на слонов». Цель игры – взаимное истребление или
превращение пешек в ферзя;
 «Пешечный бой». Цель игры – взаимное истребление или превращение
пешки в ферзя. Сторона, которая первой проводит ферзя выигрывает;
 «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски, на становясь на заминированные поля,
заминированные поля обозначены мухоморами;
 «На коне». Цель – срубить все фигуры черных. Ходят только кони.
Уничтожьте неподвижные фигуры черных;
 «Один в поле не воин». Белая фигура должна побить все черные
фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым
ходом по фигуре (черные считаются заколдованными, неподвижными);
 «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры,
избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы
белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур;
 Мини викторина: какую фигуру нельзя срубить (ответ: король); какие
фигуры не могут располагаться на соседних полях (ответ: короли);
какая фигура не может ходить назад (ответ: пешка); какая фигура
может перепрыгивать через фигуры (ответ: конь); чем отличается
белопольный слон от чернопольного (ответ: белопольный ход по
белым линиям, чернопольный по черным линиям); сколько полей
контролирует ферзь в центре доски (ответ: 27 полей); какая самая
сильная фигура (ответ: ферзь); какая фигура самая главная (ответ:
король); какие фигуры называются легкими/тяжелыми (ответ: конь,
слон/ ладья, ферзь).
3. Шахматная нотация
Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных
фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Выполнение задания в
программе «Board» - нажми на поле.
14

Дидактические игры и задания
 «Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, дети
должны назвать её (например: вертикаль «е» и т.д.). Так дети называют
все вертикали, затем педагог спрашивает на какой вертикали стоят:
короли; ферзи; королевские: слоны, кони, пешки; ферзевые: слоны,
кони, ладьи;
 «Назови горизонталь». Это задание аналогично предыдущему, но дети
выделяют горизонталь (например: «Вторая горизонталь» и т.д.);
 «Назови диагональ». Здесь определяется диагональ (например:
диагональ е1-а5);
 «Цвет поля». Называет какое-либо поле и просит детей назвать его
цвет;
 «Кто быстрее». Педагог вызывает к доске двух детей и предлагает
найти им найти на демонстрационной доске определённое поле.
Выигрывает тот, кто сделает это быстрее;
 «Нажми на поле». В программе BOARD пройти задание – нажми на
поле, стандартно, с перевернутой доской, без подсказок;
 «Вижу цель». Педагог задумывает одно из полей и предлагает ребятам
его угадать (педагог уточняет ответы учащихся).
4. Ценность фигур.
Теория. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Простые взятия.
Способы защиты. Решение задач в программе CTART 4.0: простые взятия
и простая защита.
Дидактические игры и задания
 «Сколько стоит». Педагог поднимает над головой фигуру, а дети
показывают сколько она стоит;
 «Обе армии равны». Педагог ставит на стол от двух до четырёх фигур и
просит ребят расположить на своих досках другие фигуры так, чтобы
суммы учеников и учителя были равны;
 «Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает:
«Какая фигура сильнее? На сколько очков»;
 «Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство;
 «Взятие». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий
сохранить материальное равенство;
 «Поддавки». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения, задача срубить все фигуры соперника, главное правильно
рубить обязательно, выигрывает тот, кто срубит.

15

5. Шах.
Теория. Шах. Отметить шах как особенный ход. Три способа защиты от
шаха: взятие шахующей фигуры, перекрытие, отход королем. Решение задач
в программе CTART 4.0 – защита от шаха. Вечный шах.
Дидактические игры и задания
 «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики
должны определить: стоит ли король под шахом или нет;
 «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю;
 «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха;
 «Шах». Требуется объявить шах королю соперника, выигрывает тот,
кто первый поставит шах королю;
 «Три шаха». Игра проводится всеми фигурами из начального
положения, выигрывает тот, кто объявит три шаха сопернику;
 «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокироваться в
тех или иных случаях;
6. Мат.
Теория. Цель игры в шахматы – поставить мат. Мат в один ход. Решение
задач в программе CTART 4.0 – мат в 1 ход. Защита от мата. Что такое пат,
отличие мата от пата. Линейный мат ½ ладьями. Мат ферзём – игра
«повторюша хрюша».
Дидактические игры и задания
 «Мат или не мат». Приводится рад положений, в которых дети должны
определить: мат ли королю или это шах;
 «Мат в 1 ход». В программе CTRT 4.0 решить задачи мат в 1 ход;
 «Мат или пат». Приводится ряд положений, в которых дети должны
определить: мат королю или пат;
 «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокироваться в
тех или иных случаях;
 «Поставь мат». Детям предлагается поставить мат на доске.
 Линейный мат 2-мя ладьями. Разыгрывание положения мат 2-мя
ладьями;
 Мат ферзём. Разыгрывание положения мат ферзем;
 Мат 1-ой ладьей. Разыгрывание положения мат 1-ой ладьёй.
7. Основы дебюта.
Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего выводы ладей и
ферзя. Принципы игры простых дебютов: дебют слона, королевский гамбит,
шотландская партия. Быстрейшее развитие легких фигур. Наказание за
«пешкоедство». Гармоничное пешечное расположение. Борьба за центр.
Защита от детского мата. Двойной шах, Связка: полная, неполная. Мат в 2
16

хода. Безопасное расположение короля. Понятия полуоткрытых и открытых
дебютов. Пешки: сдвоенные - «дрова», строеные, пешки - «подружки».
Дидактические игры и задания
 «Дебюты». Разыгрывание выученных дебютов.
 «Выведи фигуру». Определяется, какую фигуру на какое поле нужно
развивать;
 «Захвати центр». Надо найти ход, ведущий к захвату центра;
 «Защита от детского мата». Разыгрывание позиции с защитой от
детского мата;
 «Защита от мата». Найти ход, защищающий от мата в 1 ход;
 «Мат в 2 хода». В учебных положениях белый начинают и дают
черным мат в 2 хода, также использование в практике шахматной
программы CTART 4.0;
 «Сдвой противнику пешку». Требуется побить неприятельскую
фигуру, чтобы у противника образовались сдвоенные пешки;
 «Чем бить черную фигуру». В учебных позициях нужно решить, чем
побить фигуру соперника, чтобы избежать сдвоенных пешек;
 «Выведи фигуру». В учебных положениях решается какую фигуру на
какое поле вывести:
 «Связка». Детям дается задание поставить на доске полную и
неполную связку. Решение задач в программе CTART 4.0;
 «Двойной шах». Детям дается задание поставить на доске двойной
шах. Решение задач в программе CTART 4.0.
Организационный раздел
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

38
76
4
152
18
20
2 сентября
29 декабря – 8 января
31 мая

17

Материально – технические условия реализации программы
Для реализации настоящей программы требуется:






Шахматные доски с набором шахматных фигур;
Демонстрационная доска;
Шахматные часы;
Мешочек, сшитый из любой ткани для игры в «Волшебный мешочек»;
Шаблоны горизонтальных, вертикальных, горизонтальных линий, либо
фишки;
 Наличие компьютерного класса, с оборудованием, соответствующим
санитарным правилам;
 Каждое компьютерное место должно быть оборудовано 1 компьютером
с наушниками или динамиками, с установленным программным
обеспечением: динозаврики учат шахматам, программа CTART 4.0,
BOARD/
Кадровое обеспечение программы
Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Шахматная школа» обеспечивается педагогом дополнительного
образования, имеющим среднее профессиональное или высшее образование
и
отвечающим
квалификационным
требованиям,
указанным
в
квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Учебно-методическое обеспечение
 В. Барский «Карвин в шахматном лесу «Учебник шахмат для младших
школьников», книга 1,2. 2021 г.;
 И. Сухин Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и
тайн полны: Учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней
начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998 г.
 Э.Э. Уманская, Е.А. Прудникова, Е.И. Волкова. Шахматы в школе,
рабочая тетрадь, Москва «просвещение», 2017 г.
Список литературы по программе
 Сухин И. Удивительные приключения в шахматной стране.
(Занимательное пособие для родителей и учителей). Рекомендовано
Мин общ. и проф. обр. РФ. М.. ПОМАТУР.- 2000.
 Сухин И. Шахматы для самых маленьких. Книга-сказка для
совместного чтения родителей и детей. М. АСТРЕЛЬ. ACT. -2000.
 С. Абрамов, В. Барский «Методика проведений занятий. Шахматы:
первый год обучения», 2009 г. -256 с.;
18

 В. Барский «Карвин в шахматном лесу «Рабочая тетрадь для младших
школьников», 2021 г.;
 С. Позин «25 уроков шахмат»: Школьный шахматный учебник –
Москва, 2011 г.;
 Сухин И.Г. Программа курса «Шахматы в школе: для начальных
классов общеобразовательных учреждений». – Обнинск: Духовное
возрождение, - 2011.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».