ШАХМАТЫ

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ
БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.17 11:05:53 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

«Шахматы»»
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Савчук В.И.,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск

Пояснительная записка.
Программа «Шахматы» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
 Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта2022 г. №
678-р;
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ".
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере;
 Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.
Игровая деятельность органически присуща человеку и занимает в его жизни, наряду с
учебной и трудовой самое заметное место. Мир игры разнообразен и привлекателен. Он с
раннего детства входит в нашу жизнь и остается с нами на долго, если не на всегда.
Игра в шахматы – своеобразная форма адаптированного к конкретным возрастным
особенностям метода обучения, передачи жизненного опыта от одного поколения
другому.

Игра – это широко распахнутая дверь, через которою ребёнок входит в мир взрослых.
С её помощью ребёнок учится мыслить, чувствовать и творить.
Отличительные особенности программы:
Возможность использовать данную программу для слабослышащих детей с сохраненным
интеллектом
Основой этого курса является:
- углубленное изучение теории;
- подготовка и участие в различных городских и районных соревнованиях;
- устранение ошибок возникающих при участии в соревновательном процессе.
Для создания комфортной обстановки педагог с 1-го занятия вовлекает детей в
творческий соревновательный процесс (изучение теории, анализ и устранение
собственных ошибок, помощь товарищам, наставничество над младшими). Все это
способствует тому, что ребенок в оптимальной форме подходит к своим стартам.
Где как не в одной команде возникают дружеские отношения? Дети поддерживают друг
друга во время соревнования, «болеют» за партнеров, помогают коллегам анализировать
партии и устранять ошибки.
Самыми насыщенными по количеству информации являются индивидуальные занятия
с детьми. Чтобы получить хороший результат, учащимся необходим запас знаний и
умений, усвоенных на предыдущих этапах.
На этом этапе можно заниматься только с теми детьми, которые согласны
профессионально относиться к работе, готовы самостоятельно выполнять задания
предлагаемые педагогом. С каждым учащимся необходимо составлять индивидуальный
план работы на определенный промежуток времени, требовать обязательного его
выполнения.
Направленность программы: физкультурно-спортивная
Актуальность. Программа помогает адаптировать слабослышащих детей с сохраненным
интеллектом в коллективе, воспитать уверенность в себе и даже лидерские качества.
Программа помогает научиться отвлекаться от трудных жизненных ситуаций и
концентрироваться на решении необходимых задач. Способствует развитию
компенсаторных механизмов.
В наше время помимо обязательных предметов дети изучают несколько иностранных
языков, риторику, мифологию, логику, психологию и никому не известные ранее бизнеспредметы. Им вовсе не до шахмат. А ведь шахматы можно рассматривать как
общественное явление и на их примере изучать историю развития человечества. Они
давно уже стали составной частью современной культуры.
Никто не станет отрицать, что изучение шахмат помогает развитию интеллектуальной
и эмоциональной сферы мышления ребёнка, формирует столь необходимые в наше время
качества как; организованность, дисциплина, самокритичность. Благодаря шахматам у
детей улучшается логическое мышление, появляется умение самостоятельно решать
трудные задачи и на порядок увеличивается работоспособность. Шахматы помогают
умственному, эстетическому развитию. Думаем, что шахматы дадут нашим детям
возможность более целостно взглянуть на окружающий мир. Основная задача – вызвать у
детей интерес к предмету, заразить их давно забытой «шахматной лихорадкой».
Прежде всего, шахматы – это средство культурного досуга детей (шахматы как игра).
Они помогают развитию контактов между детьми. Данная программа ставит перед собой
целью воспитание и всестороннее развитие личности. Статистика показала, что учащиеся
прошедшие курс обучения по данной программе повышают свою успеваемость по разным

предметам в школе и успешнее справляются с обучением. Занятия шахматами по данной
программе, предусматривает знакомство учащихся с «Шахматным кодексом»,
способствует формированию у детей основ правового сознания на примере таких понятий,
как «правила», «исключения», «судья», «дисквалификация» и т.д. Все это приводит к
более полной адаптации ребенка в современном обществе. Поможет развитию личности
ребёнка и его творческих способностей. Овладение игровым мастерством на уровне,
предусматриваемой данной программой, предполагает не только дальнейший рост
шахматного мастерства, но и значительное расширение содержательного досуга
учащихся, как за счет собственно игры в шахматы, так и за счет изучения учебнометодической литературы.
Условия реализации программы:
Использование большого количества наглядных материалов. Дети садятся на первые
парты.
Возраст детей, участвующих в освоении данной программы составляет 12-15 лет.
Условия набора детей:
В секцию принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом, в том
числе слабослышащие дети с сохраненным интеллектом
Срок реализации программы:
Первый год обучения – 76 часов, 2 часа в неделю.
Количество детей в группе первого года обучения 15 человек.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п

Основные характеристики образовательного процесса

1.

Количество учебных недель

38

2.

Количество учебных дней

38

3.

Количество часов в неделю

2

4.

Количество часов

76

5.

Недель в первом полугодии

18

6.

Недель во втором полугодии

20

7.

Начало занятий

8.

Каникулы

9.

Выходные дни

10.

Окончание учебного года

2 сентября
31 декабря – 9 января
31 мая

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п
1.
2.

Наименование темы

Количество часов
Теория
Практика
Вводное занятие. Инструктаж по 1
охране труда.
Основы стратегии
4
8

3.
а)
б)
в)
4.
5.
6.

Дебют
Открытые дебюты
Полуоткрытые дебюты
Закрытые дебюты
Эндшпиль
Ладейный эндшпиль
Борьба
при
необычном 2
соотношении сил и компенсации
за материал

7.
8.
9.
10.

Всего
1
12

2
2
2
5
5
8

2
2
2
5
5
10

Разбор матчей
сильнейших 1
шахматистов мира

-

1

Игровые занятия. Разбор
анализ сыгранных партий
Конкурс решения
задач и этюдов
Итоговое занятие
ИТОГО:

25

27

4

4

8

14

1
62

1
76

и 2

Цели программы:
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся,
формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством
обучения игре в шахматы, совершенствование уровня шахматной игры
помочь адаптировать слабослышащих детей с сохраненным интеллектом в коллективе,
воспитать уверенность в себе
Задачи программы.
1. Образовательные постановка дебюта в зависимости от характера шахматиста
(открытые, закрытые, полуоткрытые системы); улучшить технику расчета
шахматистов;
2. Воспитательные (научить ребенка самостоятельно анализировать собственные
партии, формировать познавательную самостоятельность и научить работе над
шахматной литературой; развивать способность к самооценке и самоконтролю;
научить школьников планировать свою игру и работу).
3. Развивающие (расширить кругозор ребёнка: приобретение ребёнком знаний по
истории шахмат чемпионы мира, шахматы в России).
Возраст детей: с 12 до 15 лет.

На протяжении периода обучения в объединении дополнительного образования
воспитанники проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых
предусматривается решение определенных задач.
Общая направленность подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:
– постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим
действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических
возможностей;
– планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты
взаимодействия с партнерами;
– переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для
шахматистов;
– увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки;
– повышение интенсивности занятий
Условия приёма детей: к обучению допускаются все желающие, не имеющие
медицинских противопоказаний.
Режим работы по каждому году обучения:
1 год обучения- 2 раза в неделю по 2 часа
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- индивидуально-групповая;
- групповая (решение задач, тренировочные партии, спарринг-партнеры);
- индивидуальные (в качестве спарринг-партнера выступает тренер).
Формы проведения занятий:
- соревнование;
- лекция;
- игра;
- просмотр видеоматериалов;
- товарищеские встречи;
- сдачи контрольных нормативов;
- контрольное тестирование;
- физические упражнения.
Методы обучения
- вербально-словесный метод: (рассказ, описания, лекция, беседа, работа с шахматной
книгой);
- метод демонстрации (таблицы, планы, диаграммы, плакаты, раздаточный материал в
виде карточек с учебными позициями);
- метод экскурсий (организованное посещение учащимися шахматных соревнований –
чемпионаты города среди взрослых, международные турниры);
- метод упражнений (решение специально подобранных тематических шахматных
позиций, направленных на выработку специальных умений и навыков);
- игровой метод (разыгрывание с партнером учебных позиций или фрагментов из партий,
сеансы одновременной игры, конкурсы решения задач);
- соревновательный метод (игра в тематических турнирах, с коротким контролем, блицпартии и т.д.);

- метод анализа шахматных партий и типовых позиций (разбор партий гроссмейстеров,
мастеров, учебных партий, разбор партий учащихся на индивидуальных или групповых
занятиях; анализ типовых позиций дебюта, миттельшпиля, эндшпиля);
- метод современных технологий – компьютерное обучения (изучение шахматных
компьютерных программ, умение использовать компьютер в качестве партнера, тренера,
помощника, умение пользоваться различными шахматными базами, модулями,
энциклопедиями).
Обучающие задачи:
1 Приобретение необходимых теоретических знаний.
2 Постановка дебюта в зависимости от характера шахматиста (открытые, закрытые,
полуоткрытые системы); улучшить технику расчета шахматистов
3 Овладения основами игры
Развивающие задачи:
1. Развитие усидчивости и целеустремленности.
2. Укрепление физического и нравственного здоровья.
3. Совершенствования психофизических функций, умения достойно выигрывать и
проигрывать
Воспитательные задачи:
1. Воспитание сознательной дисциплины, чувства дружбы, товарищества,
коллективизма, воле к победе.
2. Воспитание спортивной этике, взаимопомощи, уважение к товарищам.
3. Воспитание к ответственности, требовательности к себе и другим, умение
преодолевать трудности, проявлять самообладание.
Ожидаемые результаты.
Закончив 1 год обучения учащийся должен знать:
·
правила игры в шахматы;
·
права и обязанности игрока;
·
иметь представление о истории и происхождении шахмат;
·
основные понятия о тактике и стратегии.
Должен уметь:
·
применять указанные знания на практике;
·
концентрировать внимание, ценить время;
·
играть в шахматы с удовольствием.
СОДЕРЖАНИЕ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Содержание программы.
1-й год обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: знакомство с обучаемыми. Сведения об истории возникновения, развития и
характерных особенностях игры в шахматы, содержание и режим занятий; инструктаж по
технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной
безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных
ситуациях).
2. Основы стратегии

Теория: на занятиях по основам стратегии занимающиеся знакомятся с различными
приемами шахматной игры, учатся строить план в шахматной партии, преодолевать
возникшие в партии трудности.
Практика:
- комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров);
- красота шахматных партий;
- тренировка техники расчета вариантов, общие положения;
- выработка шахматного стиля. Что такое шахматный стиль? Демонстрация партий
мастеров различных стилей;
- зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в
шахматной партии;
- причины возникновения комбинаций;
- основные положения теории Стейница;
- слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости.
Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь;
- атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии;
- методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре
доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.
3. Дебют
Теория: на занятиях по теории дебюта учащиеся знакомятся с правилами ведения
игры в начале шахматной партии. Дебютная теория. Три принципа игры в дебюте: центр,
мобилизация, безопасность. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии.
Миниатюры. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и
гипермодернистов.
Практика:
А) Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии.
Королевский гамбит.
Гамбит Эванса.
Защита Стейница в испанской партии.
Защита Филидора.
Б) Закрытые дебюты, ферзевый гамбит.
Дебют Нимцовича.
Дебют Рети.
В) Защита Алехина - один из дебютов гипермодернизма.
Система Полугаевского в сицилианской защите.
Игра в тематических турнирах. Решение задач по тактике.
4. Эндшпиль
Теория: уметь играть конец – значит уметь играть в шахматы! Юные шахматисты
обязаны знать «таблицу умножения» шахмат. На занятиях изучаются все виды
простейших шахматных окончаний: пешечные, слоновые, коневые, ферзевые.
Эндшпильная техника. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность
короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.
Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. Ладейные
окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой
против ладьи. Многопешечные ладейные окончания. Линейный мат. Мат королем и
ферзем. Мат королем и ладьей. Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя.

Практика: разбор сыгранных партий учащихся. Сдача зачетов по тактике и
эндшпильной технике. Зачеты по тактике и технике эндшпиля.
5. Ладейный Эндшпиль
Теория: Чаще всего до конца партии «доживают» ладьи. По этому основное внимания
в обучении необходимо уделять изучению ладейных окончаний. Учащиеся обязаны
научиться строить «мосты», перекрываться этими сильными шахматными фигурами.
Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым
позициям как один из методов реализации перевеса.
Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с
пешкой против ладьи. Многопешечные ладейные окончания. Мат королем и ладьей.
Практика: игра на турнире. Разбор сыгранных партий учащихся. Сдача зачетов по
тактике и эндшпильной ладейной технике.
6. Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал
Теория: на этих занятиях учащиеся знакомятся с различными приемами шахматной
борьбы на разных стадиях партии, решают шахматные задачи и этюды.
А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма.
Критика некоторых положений З. Тарраша.
Практика: решение сложных позиций с большим числом разветвлений.
Конкурс решения задач. Конкурс решения комбинаций. Основы комбинационной и
позиционной игры. Элементы шахматной тактики и их роль в игре. Двойной удар.
Открытое нападение. Связка. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с
помощью двойного шаха. Классификация комбинационных тактических приемов.
Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры. Мотив комбинации (примеры).
Геометрические мотивы. Использование неудачного положения фигуры. Использование
ослабленного положения короля. Десперадо. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие.
Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат.
7. Разбор матчей сильнейших шахматистов мира
Теория: история и теория шахматной игры.
Любой культурный человек обязан знать историю шахматной игры. Дети должны
познакомиться с матчами ведущих шахматистов мира, чемпионов. Это не только
просмотр шахматных партий, но и знакомство с творчеством чемпионов, их биографией,
их борьбой за шахматный трон.
8. Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий
Практика: участие в соревнованиях и турнирах.
Партии, сыгранные на турнирах, юный спортсмен обязан сначала проанализировать дома
самостоятельно, а потом отчитаться перед тренером о проделанной работе. Для лучшей
подготовки к соревнованиям спортсмен играет тренировочные партии, участвует в
различных тематических турнирах. Игра на турнире.
9. Конкурс решения задач и этюдов
Практика: для развития комбинационного зрения шахматиста хорошо участвовать в
конкурсах решения задач и этюдов. Зачеты по тактике и технике эндшпиля. Дерево
перебора. Решение задач на мат.
10. Итоговое занятие
Практика: итоговое закрепление изученного материала; участие в соревнованиях.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование по шахматам
( 2 ч. в неделю, всего 76 часов) 1 год обучения
№
1.

2.

3.
4.
5.

6.
7.
8.
9.

10.

11.

12.

13.

14.
15.

16.
17.

Тема занятия
Инструктаж по технике безопасности Изучение
фигур. Изучение фигур и способов их
передвижения
Изучение фигур и способов их взятия. Изучение
сложных правил: шах, взятие на проходе,
рокировка, превращение пешки в ферзя
Цель игры – мат. Понятие и практическая
реализация. Примеры возможных матов.
Шахматная позиция и начальная расстановка
фигур. Шахматная нотация.
Элементарные маты. Мат ферзем одинокому
королю. Элементарные маты. Мат ладьей
одинокому королю.
Пат. Понятие и практические примеры. Стадии
шахматной партии. Дебют.
Основные принципы разыгрывания дебюта.
Принципы развития фигур.
Открытые дебюты. Итальянская партия. Открытые
дебюты. Испанская партия.
Закрытые дебюты. Основы. Закрытые дебюты.
Ферзевый гамбит Закрытые дебюты. Славянская
защита
Полуоткрытые дебюты. Основы. Полуоткрытые
дебюты. Сицилианская защита. Полуоткрытые
дебюты. Французская защита.
Гамбиты как способ активной борьбы за перевес в
дебюте. Гамбиты. Королевский гамбит. Гамбиты.
Гамбит Эванса.
Пешечный эндшпиль. Основные правила и
принципы разыгрывания. Пешечный эндшпиль.
Правило квадрата, ключевые поля. Пешечный
эндшпиль. Король с пешкой против короля.
Ладейный эндшпиль. Основные правила и
принципы разыгрывания. Ладейный эндшпиль.
Ладья с пешкой против ладьи. Этюды как метод
развития творческого мышления шахматиста.
Нестандартные эндшпиля: ферзь против ладьи,
ладья против коня.
Партии чемпионов мира как образец шахматной
игры. Стейниц, Ласкер. Капабланка, Алехин.
Партии чемпионов мира как образец шахматной
игры. Ботвинник, Таль. Карпов, Каспаров.
Ничья. Примеры позиционной ничьей.
Тактика и стратегия. Взаимосвязь. Тактика:
комбинационные приемы.

Дата
проведения
2/09

Количество
часов
2

11/09

2

29/09

2

6/10

2

13/10

2

27/10

2

3/11

2

17/11

2

24/11

2

5/12

2

15/12

2

29/12

2

12/01

2

23/01

2

26/01

2

9/02
13/02

2
2

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Тактика. Связка и вилки.
Тактика. Жертва, завлечения.
Тактика. Двойной удар, вскрытый шах, открытое
нападение.
Тактика. Перегрузка, промежуточный ход.
Основы стратегии и план.
План как основа мышления шахматиста.
Основные принципы шахматной стратегии.
Стратегия. Типы центров: открытый, закрытый,
фиксированный.
Стратегия. Пешечная структура как фундамент
стратегии.
Стратегия. Взаимодействие фигур и принцип
быстрейшего развития.
Стратегия. Борьба за поля и атак слабых пунктов.
Миттельшпиль. Связь стратегии и тактики.
Миттельшпиль. Взаимосвязь с дебютом.
Миттельшпиль. Взаимосвязь с эндшпилем.
Миттельшпиль. Сложные комбинации.
Миттельшпиль. Стратегические планы на основе
дебюта.
Миттельшпиль. Стратегические планы и их связь с
пешечной структурой.
Этические аспекты игры: уважение к сопернику,
воспитание боевого духа игрока, воля к победе.
Человек и компьютер. Современный этап.
Особенности мышления человека в сравнении с
компьютером.
Матчи человека с компьютером. Анализ
избранных партий
ИТОГО

20/02
27/02
2/03

2
2
2

6/03
13/03
16/03
20/03
27/03

2
2
2
2
2

30/03

2

3/04

2

6/04
13/04
17/04
20/04
24/04
27/04

2
2
2
2
2
2

4/05

2

8/05

2

11/05
18/05

2
2

22/05

2
76

Методическое обеспечение образовательной программы.
1. Принципы построения программы.
Программа опирается на общедидактические принципы, которые по-своему проявляются
в процессе обучения. Отметим некоторые из них.
Принцип последовательности, движение от простого к сложному выстраивают логику
освоение основных тематических разделов программы. Это делает процесс обучения
органичным и непринужденным.
Принцип научности. В процессе обучения дети осваивают систему дебюта, середину игры
и окончания, знакомятся с целым рядом партий, приемами и методами ведения игры.
Принцип наглядности в настоящем образовательном курсе сочетается с опорой на
коллективное творчество: объясняя материал, тренер-преподаватель показывает на
большой доске те или иные позиции используя при этом коллективную творческую
работу занимающихся.
Принцип доступности реализуется, прежде всего, в объяснении тренером-преподавателем
материала, который должен даваться с учетом индивидуальных особенностей и
способностей занимающихся. При необходимости тренер-преподаватель должен
включать в занятия индивидуальное объяснение сложных моментов в освоении
программы.

2. Методы обучения.

В программе применяются разнообразные методы обучения. Основополагающее значение
имеют следующие:
поисковый метод как нахождение учащимися самостоятельного оптимального решения;
соревновательный метод как включение в занятие творческой конкурсной ситуации или
проведение занятия в форме соревнования;
метод мобилизации морально-волевых качеств, необходимых для решения задачи и
участия в соревновательной ситуации;
метод анализа и синтеза, как отработка отдельных тактических приемов и их
последующее применение в более сложной комбинации, практическом задании или целой
партии;
игровой метод, организующий определенные этапы и формы занятия. Он органичен для
мини-соревнования, конкурсный «экспресс-опрос» по пройденному материалу и др.
Для поддержания интереса к шахматной игре и повышения квалификации шахматистов
применяются методы морального стимулирования, состоящие из ряда грамот.
Награждение производится строго по возрастающей значимости грамот, т.е. с учетом
ранее полученных.
3. Психолого-педагогические
особенности обучения шахматам занимающихся
школьного возраста.
Методы преодоления инертности мышления.
Наиболее благоприятным для начала обучения шахматам является возраст 7-14 лет, т.к. у
занимающихся более старшего возраста не приобщённых к подобной интеллектуальной
деятельности, нередко складывается привычка к пассивному восприятию, бездумному
заучиванию и шаблонным способам действий. Реконструировать такие стереотипы
восприятия и мышления достаточно трудно. В процессе обучения приходится
преодолевать негибкость, инертность, косность мыслительных процессов. Инертность
мышления приводит к образованию шаблонов мысли, к стереотипности действий, к
стремлению действовать уже закрепившимся способом, несмотря на изменение позиции.
В результате чего юные шахматисты, пришедшие к ошибкам или неверным решениям,
при новых попытках решить задачу возвращаются к тем же вариантам, которые уже
привели к неудаче. Они испытывают большие трудности при попытках рассматривать
несколько вариантов в многовариантных решениях задач. С наибольшей остротой
трудности ломки и перестройки стереотипов мышления проявляются при переходе от
атаки на короля к защите и наоборот.
Все вышеперечисленные трудности, связанные с инертностью, устраняются в результате
систематических, целенаправленных теоретических занятий, основанных на базе таких
методов обучения, как переключение и стимуляция поисковой активности. Все это дает
положительные результаты и помогает развивать гибкость мышления даже у самых
инертно мыслящих занимающихся, если, конечно, это не слишком поздно.

Список литературы
I. Для родителей:
1. Майзелис И.Л. Шахматы. ГИДЛ, М., 1960.
2. Котов А.А. Как стать гроссмейстером. ФиС, М., 1985.
3. Пожарский В.А. Учебник шахматной игры. RCH, М., 2005.
4. Журавлев Н.И. «Шаг за шагом». Москва: Физкультура и спорт, 1986.
5. Юдович М.М. «Занимательные шахматы». Москва: Физкультура и спорт, 1993.
II. Для учащихся:
1. Туров Б.И. Жемчужины шахматного творчества. ФиС, М., 1991.
2. Бронштейн Д.И. Международный турнир гроссмейстеров. ФиС, М., 1983.
3. Каспаров Г.К. Мои великие предшественники (в 5 т.). Рипол Классик, М., 2003.
4. Горенштейн Р. Я. «Книга юного шахматиста». Москва: АО Фердинанд, 1993.
5. Дамский Я. В. «Последний шанс». Москва: Физкультура и спорт, 1990.
6. Капабланка Х.Р. «Учебник шахматной игры». Москва: Физкультура и спорт,
1993.
7. Ласкер Э. «Учебник шахматной игры». Москва: Физкультура и спорт, 1980.
8. Рети Р. «Современный учебник шахматной игры». Москва: Физкультура и
спорт, 1981г.
III. Для тренеров:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Нейштадт Я.И. Шахматный практикум. ФиС, М., 1980
Нимцович А. Моя система. ФиС, М., 1984.
Дворецкий М.И. Школа будущих чемпионов (в 5 т.). Фолио, Харьков, 1997.
Дамский Я. В. «Взаимодействие тяжелых фигур». Москва: Физкультура и
спорт, 1988.
Иващенко С.Д. «Сборник шахматных комбинаций». Киев: Радянска школа,
1988.
6. Мацукевич А.А. «Принцип ограничения». Москва: Физкультура и спорт,
1982.
Нейштадт Я.И. «По следам дебютных катастроф». Москва: Физкультура и
спорт, 1980.
Шумилин Н. «Практикум по тактике». Москва: Андреевский флаг, 1993.
Юдович М.М. «План в шахматной партии». Москва: Физкультура и спорт,
1993.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».