Программа Ритмика

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632,
1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru,
givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.25 15:24:35 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Ритмика»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года

Автор-составитель: Нестерова О.В.,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2024 г


Пояснительная записка.
Программа «Ритмика» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
•

Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации» (далее – ФЗ);
•

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
•

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных

гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
•

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,

утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
•

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года

(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28

января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»;
•

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от

23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ»;
•

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской

Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";



•

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации»

(вместе

с

«Методическими

рекомендациями

по

проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
•

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О

методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями
по организации образовательной деятельности с использованием сетевых
форм реализации образовательных программ".
•

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от

28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
•

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
•

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере;
•

Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ.

Направленность программы – художественная.
Актуальность программы
Программа соответствует нормативно-правовым актам и документам
потребностям региона, детей и родителей, ее актуальность заключается:
- в формировании здоровой, физически развитой личности;
- в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей
дошкольного возраста.
Отличительные особенности программы
Программа «Ритмика» ориентирована на реализацию интересов детей
в сфере хореографического искусства. Направлена на формирование


познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение
образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности,
учитывает психологические и возрастные особенности детей дошкольного
возраста.
Адресат программы: дошкольники 5-7 лет.
Возрастные особенности детей группы 5-7лет.
Отличительной

чертой

детей

дошкольного

возраста

является

открытость, послушание и исполнительность.
Организуя

занятия

необходимо

уделять

внимание

физиологическим

особенностям ребенка. Необходимо активизировать работу по развитию
специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости. Похвала,
подбадривание, различные виды поощрений просто необходимы для детей
этого возраста. В работе с детьми 5-7 лет игра является ведущим и основным
видом деятельности.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста.
Принципы формирования учебных групп:
Группа первого года обучения - дети 5-6 лет, второго года обучения - дети 67 лет. Число одновременно обучающихся в группе 12-15 человек.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа – 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа
Объем и срок освоения программы
Объем программы 304 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения
1 год обучения: 152 часа (38 недель) в год
2 год обучения: 152 часа (38 недель) в год
Формы обучения: очная


Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной программы: традиционная
модель

реализации

программы,

которая

представляет

собой

последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких
лет в одной образовательной организации.
Перечень

форм

обучения:

фронтальная,

индивидуальная,

индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных
технологий.
Перечень

видов

занятий:

групповые

упражнения

и

занятия,

практические занятия.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: открытое
занятие, творческий отчет, концерт.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения.

Порядок

и

регламент

дополнительной

корректировки

образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
Цель и задачи программы
Цель программы «Ритмика»: начальное музыкально-ритмическое и
физическое развитие детей, создание условий для выявления интереса и
способностей детей к танцу
Задачи программы:
Обучающие задачи: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение
музыкально-ритмических

движений;

закрепить

умения

выполнять

музыкально-ритмические движения.
Развивающие задачи: способствовать развитию волевых качеств личности
(настойчивости, целеустремленности); развитию творческих способностей
(фантазии, воображения).
Воспитательные: воспитать ответственность и добросовестное отношение
к начатому делу; формировать культуру общения и поведения в социуме
посредством общения в группах при обучении.


Планируемые результаты.
Метапредметные, личностные и предметные результаты,
которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы.
Метапредметными результатами изучения ритмики являются освоенные
способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях:
- умение участвовать в танцевальной жизни объединения и продуктивно
сотрудничать со сверстниками при решении различных задач;
Учащиеся научатся:
- находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и
других видов искусства;
- передавать свои впечатления в устной форме.
Личностными результатами изучения ритмики являются:
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного
(или индивидуального) исполнения танцевальных образов;
- развитие творческих способностей;
- развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных
знаний;
Учащиеся научатся:
- проявлять творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса
(музыкальные вечера, концерты).
Предметными результатами занятий являются:
- устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой
деятельности;
- знание основных закономерностей ритмики, умения и навыки в различных
видах учебно-творческой деятельности.
Учащиеся научатся:
- понимать роль музыкально-ритмических движений в жизни человека;


- эмоционально воспринимать ритмические движения;
- исполнять изученные танцевальные комбинации;
-участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
Изучив данный курс, обучающиеся должны знать:
- назначение отдельных упражнений танцевально-ритмической
гимнастики;
- правила безопасности при занятиях физическими упражнениями;
- итоговые танцевальные композиции.
Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь:
- выполнять комплексы упражнений под музыку;
- реагировать на начало и конец музыки;
- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;
- координировать свои движения.
Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
Количество часов
№

Тема

Всего

Теория Практика Формы
контроля

1

Танцевально-ритмическая

42

4

38

гимнастика
2

Основы партерной гимнастики

Открытое
занятие

44

6

38

Открытое
занятие

3

Музыкально-подвижные игры

36

4

32

Открытое
занятие



4

Танцевальные движения

30

4

Открытое

26

занятие
Итого

152

18

134

Учебный план
2 год обучения
Количество часов
№

Тема

Всего

Теория Практика Формы
контроля

1

Танцевально-ритмическая

36

4

32

гимнастика
2

Открытое
занятие

Партерная гимнастика

36

4

32

Открытое
занятие

3

Постановка корпуса

6

1

5

Открытое
занятие

4

Музыкально-подвижные игры

20

2

18

Открытое
занятие

5

Танцевальные движения

20

2

18

Открытое
занятие

6

Ритмические танцы

34

2

32

Открытое
занятие,
концерт

Итого

152

15

Содержание учебного плана
1 год обучения
1. Танцевально-ритмическая гимнастика
Теория: назначение ритмической гимнастики
Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку
1. Упражнения стоя на различные группы мышц.


137

2. Бег и прыжки.
3. Упражнения сидя, лежа.
4. Упражнения на расслабление.
2. Основы партерной гимнастики
Теория: назначение и правила выполнения упражнений
Практика: выполнение упражнений
а) упражнения для рук: «Шарик», «Весы», «Змейка», «Замок»,
«Буратино»
б) упражнениядля спины: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка»,
«Лягушка», «Мост»
в) упражнения для стоп: «Педальки», «Утюжок», «Дотянись до
солнышка»
г) упражнения для ног: «Бабочка», «Ножницы», «Зайчик»,
«Кузнечик», «Коленки улыбаются», «Шпагат».
д) упражнения для брюшного пресса: «Жучки», «Велосипед»
3.Музыкально-подвижные игры
Теория: объяснение правила игры
Практика: выполнение игровых движений.
«Спрячемся от дождика» - на развитие стопы.
«Займи место» - на ориентировку в пространстве.
«Цветочек» - на постановку корпуса.
« Поймай шарик» - на постановку рук.
«Ласточка» - на развитие равновесия.
«Домик» - на растяжку корпуса.
Работа над образами: «Мишка», Заяц», «Лиса», «Лошадь», «Петух».
4. Танцевальные движения.
Теория: правила выполнения движений
Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное
сопровождение.
а) приставные шаги вперед, в сторону, назад.


б) подскоки.
в) боковой галоп.
г) шаг с оттягиванием носка.
д) бег с подъёмом ног, согнутых в коленях вперёд и назад.
2 год обучения
1. Танцевально-ритмическая гимнастика
Теория: назначение ритмической гимнастики
Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку
1. Упражнения стоя на различные группы мышц.
2. Бег и прыжки.
3. Упражнения сидя, лежа.
4. Упражнения на расслабление.
2. Партерная гимнастика.
Закрепление и совершенствование упражнений первого года обучения.
Развитие у ребенка навыков владения своим телом. Повторение и
совершенствование упражнений сидя. Совершенствование упражнений лежа
на спине для натяжения мышц ног. Совершенствование упражнений лежа на
животе для силы мышц спины, для гибкости спины.
Теория: назначение и правила выполнения упражнений
Практика: выполнение упражнений
а) упражнения для рук: «Шарик», «Весы», «Змейка», «Замок».
б) упражнения для спины: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка»,
« Лягушка», «Мост»
в) упражнения для стоп: «Педальки», «Утюжок»
г) упражнения для ног: «Бабочка», «Ножницы», «Зайчик»,
«Кузнечик», «Коленки улыбаются», «Шпагат».
д) упражнения для брюшного пресса: «Жучки», « Велосипед»
3. Постановка корпуса.
Теория: правила выполнения движений


Практика: выполнение упражнений.
а) изучение позиций ног: 1,2,3,4,
б) изучение позиций рук: подготовительная,1,2,3,
4. Музыкально-подвижные игры.
Теория: объяснение правила игры
Практика: выполнение игровых движений.
а) танцевально-игровые, сюжетно-ролевые этюды: «ладошки», «грибы»,
«зайчики», «валенки».
б) игра «Прими позицию» (на закрепление позиций ног)
в) игра «Поймай шарик» (на закрепление позиций рук)
5. Танцевальные движения.
Теория: правила выполнения движений
Практика: выполнение танцевальных движений под музыкальное
сопровождение.
а) шаг с носка, с высоким коленом, на полу пальцах;
б) подскоки;
в) боковой галоп;
г) шаг польки;
д) бег на полу пальцах в продвижении вперед, с высоким коленом, с
захлестыванием ног назад, выбрасывая ноги вперед.
6. Ритмические танцы.
Теория: правила выполнения движений
Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное
сопровождение и отработка четкости движений.
а) танец с фитболом
б) танец «Дружба»



Календарный учебный график
№

Основные характеристики
образовательного процесса

1

Количество учебных недель

38

2

Количество учебных дней

76

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

152

5

Недель в 1 полугодии

18

6

Недель во 2 полугодии

20

7

Начало занятий

2 сентября

8

Каникулы

9

Выходные дни

31 декабря-9 января

10

Окончание учебного года

30 мая

Условия реализации программы.
Материально – техническое обеспечение программы:
- музыкальный центр;
- коврики;
- аудио материалы с фонограммами;
Информационное обеспечение:
-вспомогательная литература;
-

папка

с

разработками

теоретических

программы;
- схемы выполнения упражнений.
Кадровое обеспечение:


материалов по

темам

Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение:
№

1

2

Название темы,

Материально-

Формы,

Формы

раздела

техническое

методы,

учебного

оснащение,

приемы

занятия

дидактико-

обучения.

методический

Педагогические

материал

технологии

Танцевально-

Музыкальное

Практические

ритмическая

сопровождение, занятия,

гимнастика

коврики

Партерная

Музыкальное

гимнастика

сопровождение, занятия

Практические

Групповая
тренировка
Групповая
тренировка

коврики, схемы
упражнений
3

Постановка корпуса Музыкальное

Практические

сопровождение, занятия

Групповая
тренировка

схемы
упражнений
4

5

6

Музыкально-

Музыкальное

Практические

Групповая

подвижные игры

сопровождение

занятия

тренировка

Танцевальные

Музыкальное

Практические

Групповая

движения

сопровождение

занятия

тренировка

Ритмические танцы

Музыкальное

Практические

Групповая

сопровождение

занятия

тренировка,
концерт

Формы аттестации и оценочные материалы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:


- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания
(справился или не справился);
- фото и видео;
- тестовый контроль;
- выполненная работа.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытый урок;
- концерт.
Оценочные материалы.
Диагностика
Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем,
2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью
устного опроса, тестирования, наблюдения.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий (В), средний уровень (С), низкий
уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.

Планируемые

Критерии оценивания

результаты

Виды

Диагнос

контроля

тически
й
инструм
ентарий

Лично

-

стные

творческого

резуль

потенциала

таты

процессе

пассивное

коллективного

делах объединения



реализация Низкий

уровень: Контроль Фото

и

интереса к творчеству ный урок, видео;
в не

проявляет, творческ
участие

в ий отчет

выполне
нная
работа

(или

Средний

уровень:

индивидуально

проявляет инициативу,

го) исполнения может

придумать

танцевальных

интересные идеи. Есть

композиций;

положительный

-

развитие эмоциональный

творческих

на

способностей;

коллектива.

-

успехи

оклик

свои

и

Активное

развитие участие

в

делах

интеллектуальн объединения,
ых

учреждения.

способностей,

Высокий

приобретение

вносит предложения по

уровень:

интеллектуальн развитию деятельности
ых

объединения,

знаний;

быстро

Учащиеся

творческим

научатся:

обладает

- проявлять

оригинальностью

творческую

мышления,

инициативу в

воображением,

различных

способностью

сферах

рождению новых идей,

двигательной

активное

легко

увлекается
делом,

участие

к
в

деятельности, в мероприятиях
танцевально-

учреждения и на уровне

эстетической

города.

жизни класса
(музыкальные
вечера,


Наблюд
ение

концерты)
Метап

Низкий

-умение

редмет участвовать

уровень: Контроль Фото

в социализация

и

в ный урок, видео;

ные

танцевальной и коллективе,

творческ

выполне

резуль

физкультурно-

ий отчет

нная

таты

оздоровительно потребность

испытывает
в

й жизни класса получении

новых

и продуктивно знаний,
Средний уровень: Есть

со

положительный

сверстниками

эмоциональный

решении на

успехи

оклик

свои

и

различных

коллектива;

задач;

свое

Учащиеся

состояние при помощи

научатся:

мимики,

выражает

эмоциональное
жестов,

находить включаясь

-

ассоциативные
связи

в

художественный образ

между Высокий

уровень:

физическими

Развита эмоциональная

упражнениями

выразительность

и

жестов,

художественны высокий
ми образами в включенности
танце;
-

впечатления
устной форме.

уровень
в

художественный образ,
потребность
в восприятии
исполнении
произведений



мимики,

передавать ненасыщающая

свои

Наблюд
ение

сотрудничать

при

работа,

в
или

искусства.
Предм

- устойчивый

Низкий

уровень:

нет Контроль Фото

етные

интерес к

устойчивой

ный урок, видео;

резуль

различным

потребности,

творческ

таты

видам

воспринимать,

двигательной

исполнять

деятельности;

произведения

- знание

искусства,

основных

участие

или ий отчет

движения,
пассивное
в

Средний

танца, умения и интерес

делах
уровень:

на

уровне

навыки в

увлечения,

различных

поддерживается

видах учебно-

самостоятельно.

творческой

Устойчивая мотивация,

деятельности.

проявляет инициативу,

Учащиеся

может

научатся:

интересные идеи. Есть

- понимать

устойчивая

роль здорового

потребность

образа жизни в

восприятии

жизни

исполнении

человека;

произведений

придумать

в
или

- эмоционально искусства.

Активное

воспринимать

участие

спортивные

объединения,

движения;

учреждения.

- исполнять

Высокий

изученные

четко



в

выполне
нная
работа,
Наблюд

закономерносте объединения.
й спортивного

и

делах

уровень:
выраженные

ение

танцевальные

потребности,

комбинации;

стремление

- участвовать в глубоко

изучить
предмет.

концертном

Развита эмоциональная

исполнении

выразительность

танцевального

жестов,

мимики,

репертуара

высокий

уровень

класса.

включенности

в

художественный образ,
ненасыщающая
потребность
восприятии

в
или

исполнении
произведений
искусства.
Форма обучения: очная
Дидактические материалы:
-папка со схемами выполнения упражнений;
- папка с разработками теоретических материалов по темам программы.



Список литературы
• Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993.
 Барышникова Т.

Азбука хореографии - М. Рольф,1999.

 Берзина Л. А.,Пеганов Ю. А.

Позвоночник гибок - тело молодо – М.

Советский спорт, 1991.
 Ерохина О.В.

Школа танцев для детей - Ростов-на-Дону

«Феникс», 2003.


Зуев Е. И.

Волшебная сила – растяжки - М. Советский спорт,

1990 .


Ротерс Т. Т.

Музыкально – ритмическое воспитание и

художественная гимнастика - М. Просвещение, 1989






Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».