Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.25 15:24:35 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Ритмика» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Нестерова О.В., педагог дополнительного образования г. Карпинск 2024 г Пояснительная записка. Программа «Ритмика» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); • Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; • Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность программы – художественная. Актуальность программы Программа соответствует нормативно-правовым актам и документам потребностям региона, детей и родителей, ее актуальность заключается: - в формировании здоровой, физически развитой личности; - в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей дошкольного возраста. Отличительные особенности программы Программа «Ритмика» ориентирована на реализацию интересов детей в сфере хореографического искусства. Направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности, учитывает психологические и возрастные особенности детей дошкольного возраста. Адресат программы: дошкольники 5-7 лет. Возрастные особенности детей группы 5-7лет. Отличительной чертой детей дошкольного возраста является открытость, послушание и исполнительность. Организуя занятия необходимо уделять внимание физиологическим особенностям ребенка. Необходимо активизировать работу по развитию специальных физических качеств, особенно ловкости, гибкости. Похвала, подбадривание, различные виды поощрений просто необходимы для детей этого возраста. В работе с детьми 5-7 лет игра является ведущим и основным видом деятельности. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста. Принципы формирования учебных групп: Группа первого года обучения - дети 5-6 лет, второго года обучения - дети 67 лет. Число одновременно обучающихся в группе 12-15 человек. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа Объем и срок освоения программы Объем программы 304 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения 1 год обучения: 152 часа (38 недель) в год 2 год обучения: 152 часа (38 недель) в год Формы обучения: очная Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы, которая представляет собой последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет в одной образовательной организации. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: групповые упражнения и занятия, практические занятия. Перечень форм подведения итогов реализации программы: открытое занятие, творческий отчет, концерт. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе педагога. Цель и задачи программы Цель программы «Ритмика»: начальное музыкально-ритмическое и физическое развитие детей, создание условий для выявления интереса и способностей детей к танцу Задачи программы: Обучающие задачи: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение музыкально-ритмических движений; закрепить умения выполнять музыкально-ритмические движения. Развивающие задачи: способствовать развитию волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности); развитию творческих способностей (фантазии, воображения). Воспитательные: воспитать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу; формировать культуру общения и поведения в социуме посредством общения в группах при обучении. Планируемые результаты. Метапредметные, личностные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. Метапредметными результатами изучения ритмики являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: - умение участвовать в танцевальной жизни объединения и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач; Учащиеся научатся: - находить ассоциативные связи между художественными образами в танце и других видов искусства; - передавать свои впечатления в устной форме. Личностными результатами изучения ритмики являются: - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных образов; - развитие творческих способностей; - развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний; Учащиеся научатся: - проявлять творческую инициативу в различных сферах художественнотворческой деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса (музыкальные вечера, концерты). Предметными результатами занятий являются: - устойчивый интерес к различным видам музыкально-творческой деятельности; - знание основных закономерностей ритмики, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: - понимать роль музыкально-ритмических движений в жизни человека; - эмоционально воспринимать ритмические движения; - исполнять изученные танцевальные комбинации; -участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Изучив данный курс, обучающиеся должны знать: - назначение отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики; - правила безопасности при занятиях физическими упражнениями; - итоговые танцевальные композиции. Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь: - выполнять комплексы упражнений под музыку; - реагировать на начало и конец музыки; - ритмично двигаться в различных музыкальных темпах; - координировать свои движения. Содержание программы Учебный план 1 год обучения Количество часов № Тема Всего Теория Практика Формы контроля 1 Танцевально-ритмическая 42 4 38 гимнастика 2 Основы партерной гимнастики Открытое занятие 44 6 38 Открытое занятие 3 Музыкально-подвижные игры 36 4 32 Открытое занятие 4 Танцевальные движения 30 4 Открытое 26 занятие Итого 152 18 134 Учебный план 2 год обучения Количество часов № Тема Всего Теория Практика Формы контроля 1 Танцевально-ритмическая 36 4 32 гимнастика 2 Открытое занятие Партерная гимнастика 36 4 32 Открытое занятие 3 Постановка корпуса 6 1 5 Открытое занятие 4 Музыкально-подвижные игры 20 2 18 Открытое занятие 5 Танцевальные движения 20 2 18 Открытое занятие 6 Ритмические танцы 34 2 32 Открытое занятие, концерт Итого 152 15 Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Танцевально-ритмическая гимнастика Теория: назначение ритмической гимнастики Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку 1. Упражнения стоя на различные группы мышц. 137 2. Бег и прыжки. 3. Упражнения сидя, лежа. 4. Упражнения на расслабление. 2. Основы партерной гимнастики Теория: назначение и правила выполнения упражнений Практика: выполнение упражнений а) упражнения для рук: «Шарик», «Весы», «Змейка», «Замок», «Буратино» б) упражнениядля спины: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка», «Лягушка», «Мост» в) упражнения для стоп: «Педальки», «Утюжок», «Дотянись до солнышка» г) упражнения для ног: «Бабочка», «Ножницы», «Зайчик», «Кузнечик», «Коленки улыбаются», «Шпагат». д) упражнения для брюшного пресса: «Жучки», «Велосипед» 3.Музыкально-подвижные игры Теория: объяснение правила игры Практика: выполнение игровых движений. «Спрячемся от дождика» - на развитие стопы. «Займи место» - на ориентировку в пространстве. «Цветочек» - на постановку корпуса. « Поймай шарик» - на постановку рук. «Ласточка» - на развитие равновесия. «Домик» - на растяжку корпуса. Работа над образами: «Мишка», Заяц», «Лиса», «Лошадь», «Петух». 4. Танцевальные движения. Теория: правила выполнения движений Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное сопровождение. а) приставные шаги вперед, в сторону, назад. б) подскоки. в) боковой галоп. г) шаг с оттягиванием носка. д) бег с подъёмом ног, согнутых в коленях вперёд и назад. 2 год обучения 1. Танцевально-ритмическая гимнастика Теория: назначение ритмической гимнастики Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку 1. Упражнения стоя на различные группы мышц. 2. Бег и прыжки. 3. Упражнения сидя, лежа. 4. Упражнения на расслабление. 2. Партерная гимнастика. Закрепление и совершенствование упражнений первого года обучения. Развитие у ребенка навыков владения своим телом. Повторение и совершенствование упражнений сидя. Совершенствование упражнений лежа на спине для натяжения мышц ног. Совершенствование упражнений лежа на животе для силы мышц спины, для гибкости спины. Теория: назначение и правила выполнения упражнений Практика: выполнение упражнений а) упражнения для рук: «Шарик», «Весы», «Змейка», «Замок». б) упражнения для спины: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка», « Лягушка», «Мост» в) упражнения для стоп: «Педальки», «Утюжок» г) упражнения для ног: «Бабочка», «Ножницы», «Зайчик», «Кузнечик», «Коленки улыбаются», «Шпагат». д) упражнения для брюшного пресса: «Жучки», « Велосипед» 3. Постановка корпуса. Теория: правила выполнения движений Практика: выполнение упражнений. а) изучение позиций ног: 1,2,3,4, б) изучение позиций рук: подготовительная,1,2,3, 4. Музыкально-подвижные игры. Теория: объяснение правила игры Практика: выполнение игровых движений. а) танцевально-игровые, сюжетно-ролевые этюды: «ладошки», «грибы», «зайчики», «валенки». б) игра «Прими позицию» (на закрепление позиций ног) в) игра «Поймай шарик» (на закрепление позиций рук) 5. Танцевальные движения. Теория: правила выполнения движений Практика: выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение. а) шаг с носка, с высоким коленом, на полу пальцах; б) подскоки; в) боковой галоп; г) шаг польки; д) бег на полу пальцах в продвижении вперед, с высоким коленом, с захлестыванием ног назад, выбрасывая ноги вперед. 6. Ритмические танцы. Теория: правила выполнения движений Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное сопровождение и отработка четкости движений. а) танец с фитболом б) танец «Дружба» Календарный учебный график № Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 38 2 Количество учебных дней 76 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов 152 5 Недель в 1 полугодии 18 6 Недель во 2 полугодии 20 7 Начало занятий 2 сентября 8 Каникулы 9 Выходные дни 31 декабря-9 января 10 Окончание учебного года 30 мая Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: - музыкальный центр; - коврики; - аудио материалы с фонограммами; Информационное обеспечение: -вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических программы; - схемы выполнения упражнений. Кадровое обеспечение: материалов по темам Педагог дополнительного образования. Методическое обеспечение: № 1 2 Название темы, Материально- Формы, Формы раздела техническое методы, учебного оснащение, приемы занятия дидактико- обучения. методический Педагогические материал технологии Танцевально- Музыкальное Практические ритмическая сопровождение, занятия, гимнастика коврики Партерная Музыкальное гимнастика сопровождение, занятия Практические Групповая тренировка Групповая тренировка коврики, схемы упражнений 3 Постановка корпуса Музыкальное Практические сопровождение, занятия Групповая тренировка схемы упражнений 4 5 6 Музыкально- Музыкальное Практические Групповая подвижные игры сопровождение занятия тренировка Танцевальные Музыкальное Практические Групповая движения сопровождение занятия тренировка Ритмические танцы Музыкальное Практические Групповая сопровождение занятия тренировка, концерт Формы аттестации и оценочные материалы. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - тестовый контроль; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытый урок; - концерт. Оценочные материалы. Диагностика Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Планируемые Критерии оценивания результаты Виды Диагнос контроля тически й инструм ентарий Лично - стные творческого резуль потенциала таты процессе пассивное коллективного делах объединения реализация Низкий уровень: Контроль Фото и интереса к творчеству ный урок, видео; в не проявляет, творческ участие в ий отчет выполне нная работа (или Средний уровень: индивидуально проявляет инициативу, го) исполнения может придумать танцевальных интересные идеи. Есть композиций; положительный - развитие эмоциональный творческих на способностей; коллектива. - успехи оклик свои и Активное развитие участие в делах интеллектуальн объединения, ых учреждения. способностей, Высокий приобретение вносит предложения по уровень: интеллектуальн развитию деятельности ых объединения, знаний; быстро Учащиеся творческим научатся: обладает - проявлять оригинальностью творческую мышления, инициативу в воображением, различных способностью сферах рождению новых идей, двигательной активное легко увлекается делом, участие к в деятельности, в мероприятиях танцевально- учреждения и на уровне эстетической города. жизни класса (музыкальные вечера, Наблюд ение концерты) Метап Низкий -умение редмет участвовать уровень: Контроль Фото в социализация и в ный урок, видео; ные танцевальной и коллективе, творческ выполне резуль физкультурно- ий отчет нная таты оздоровительно потребность испытывает в й жизни класса получении новых и продуктивно знаний, Средний уровень: Есть со положительный сверстниками эмоциональный решении на успехи оклик свои и различных коллектива; задач; свое Учащиеся состояние при помощи научатся: мимики, выражает эмоциональное жестов, находить включаясь - ассоциативные связи в художественный образ между Высокий уровень: физическими Развита эмоциональная упражнениями выразительность и жестов, художественны высокий ми образами в включенности танце; - впечатления устной форме. уровень в художественный образ, потребность в восприятии исполнении произведений мимики, передавать ненасыщающая свои Наблюд ение сотрудничать при работа, в или искусства. Предм - устойчивый Низкий уровень: нет Контроль Фото етные интерес к устойчивой ный урок, видео; резуль различным потребности, творческ таты видам воспринимать, двигательной исполнять деятельности; произведения - знание искусства, основных участие или ий отчет движения, пассивное в Средний танца, умения и интерес делах уровень: на уровне навыки в увлечения, различных поддерживается видах учебно- самостоятельно. творческой Устойчивая мотивация, деятельности. проявляет инициативу, Учащиеся может научатся: интересные идеи. Есть - понимать устойчивая роль здорового потребность образа жизни в восприятии жизни исполнении человека; произведений придумать в или - эмоционально искусства. Активное воспринимать участие спортивные объединения, движения; учреждения. - исполнять Высокий изученные четко в выполне нная работа, Наблюд закономерносте объединения. й спортивного и делах уровень: выраженные ение танцевальные потребности, комбинации; стремление - участвовать в глубоко изучить предмет. концертном Развита эмоциональная исполнении выразительность танцевального жестов, мимики, репертуара высокий уровень класса. включенности в художественный образ, ненасыщающая потребность восприятии в или исполнении произведений искусства. Форма обучения: очная Дидактические материалы: -папка со схемами выполнения упражнений; - папка с разработками теоретических материалов по темам программы. Список литературы • Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993. Барышникова Т. Азбука хореографии - М. Рольф,1999. Берзина Л. А.,Пеганов Ю. А. Позвоночник гибок - тело молодо – М. Советский спорт, 1991. Ерохина О.В. Школа танцев для детей - Ростов-на-Дону «Феникс», 2003. Зуев Е. И. Волшебная сила – растяжки - М. Советский спорт, 1990 . Ротерс Т. Т. Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика - М. Просвещение, 1989