Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24 июня 2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ ____________С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25 июня 2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.20 13:52:17 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадный вокал-ПРОФИ» Возраст обучающихся: 10-17 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Фрицлер Галина Петровна, педагог дополнительного образования ГО Карпинск Пояснительная записка. Программа «Эстрадный вокал-ПРОФИ» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); • Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; • Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – художественная. Одним из актуальных и востребованных в комплексе музыкальных дисциплин учреждений дополнительного образования является пение. В процессе изучения эстрадного вокала обучающиеся получают элементарные знания по основным элементам вокального искусства: техника дыхания, звуковедение, чтение вокального материала и т.д. В связи с этим, дополнительная общеобразовательная программа имеет художественную направленность. Актуальность программы. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства. Одной из основных задач в программе «Эстрадный вокал-ПРОФИ» является воспитание гражданина, патриота своей Родины. Сегодня на первый план вышла проблема формирования личности гражданина, патриота своей страны. Молодой гражданин должен быть подготовлен к новым общественным отношениям, уметь адаптироваться в новых социокультурных условиях, найти своѐ место в этом обществе, стать полноценным гражданином своей страны, патриотом Родины, сохранять и преумножать еѐ культуру, заботиться об еѐ престиже в мире. В репертуаре объединения не только современные эстрадные песни, но и песни патриотической направленности (о Родине, родном крае и его природе, военные песни, песни о мире, дружбе, доброте и т.п.) Условия приѐма: В студию «Эстрадный вокал-Профи» (углубленный уровень) принимаются обучающиеся, со специальной подготовкой (закончившие программу стартового и базового уровня «Мир эстрадного вокала», или учащиеся музыкальных школ или других вокальных студий) по результатам вступительного тестирования. Особенности организации образовательного процесса: основным составом объединения является разновозрастная группа. Принципы формирования учебных групп: формируются по 10-12 человек. Группы обучающихся Адресат программы: дети и подростки от 10 до 17 лет. Возрастные особенности детей 10-14 лет: Физические Рост в этом возрасте не только быстрый, но и неравномерный. Поэтому часто чувствует себя усталым, неуклюжим. Думает, что привлекает всеобщее внимание, чувствует себя неловко. Начинают появляться признаки полового созревания. Интеллектуальные Происходят изменения в мышлении. Требует фактов и доказательств. Он больше не принимает с готовностью все, что ему говорят, и подвергает все критике. Начинает мыслить абстрактно, но обычно находит всему только крайние «контрастные» объяснения. Либо видит всѐ в чѐрном, либо в белом цвете. Возрастает способность к логическому мышлению. Способен к сложному восприятию времени и пространства. Способен к проявлению творческого воображения и творческой деятельности. Способен прогнозировать последствия своих поступков. Обладает развитым навыком чтения. Эмоциональные Подростковый кризис характеризуется перепадами настроения без достаточных причин, повышенной чувствительностью к оценке посторонними внешности, способностей, умений. При этом внешне подростки выглядят самоуверенными, безапелляционными в суждениях. Сентиментальность порой уживается с черствостью, а болезненная застенчивость — с развязностью, показной независимостью, неприятием авторитетов и общепринятых правил, обожанием случайных кумиров. Часто проявляет вспыльчивость. Способен проявить сдержанность, когда находит это нужным. Постепенно начинает обретать уверенность в себе. Обладает энтузиазмом, чувством юмора. Социальные Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между двумя группами: взрослых и детей. Он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. В этом возрасте ребята склонны к творческим и спортивным играм, где можно проверить волевые качества: выносливость, настойчивость, выдержку. Увлекает соревновательская деятельность. Их тянет к романтике. Стремление к сплочѐнности. Детям этого возраста очень нравится быть командой, быть лучше всех. Именно на этом возрасте у детей очень сильно, в хорошем смысле «стадное» чувство, для них главное - «МЫ». Может быть подвержен влиянию моды. Легко увлекается модным. Духовные Подростковый кризис связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению и самовоспитанию. Подросток склонен подвергать критике систему ценностей взрослых. У него начинает формироваться своя система взглядов и ценностей. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка. Часто он не видит прямой связи между привлекательными для него качествами личности и своим повседневным поведением. Возрастные особенности подростков группы 15-17 лет: В данном возрасте отмечается высокая энергичность подростков наряду с большим самоконтролем. Физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди сверстников и на собственное мнение о себе. Основные психологические характеристики: настроение подвержено колебаниям; больше нацелены на действие, чем на размышление; сильные чувства симпатии и антипатии; чувствительны к обидам и критике, подвержены ревности; время от времени непродолжительные вспышки гнева и агрессии; снимают напряжение с помощью физической активности. Возможные трудности: недостаточная уверенность в себе; подвержены сменам настроения, непредсказуемы; нуждаются в возможности побыть одному; часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников; испытывают потребность в общении «на равных» с взрослыми. Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение. Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональной деятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места в обществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л. С. Выготский). Режим занятий Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Объем и срок освоения программы – 76 учебных часа (программа рассчитана на 1 год - 38 учебных недель). Форма обучения: очная Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации. Перечень форм обучения: игровая (тренинговая), фронтальная, индивидуальная, работа в малых группах и парах, формы взаимоконтроля, исследовательские работы, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: Кроме традиционного занятия, программа предусматривает использование подготовки детей к выступлениям на концертах, альтернативных форм организации образовательно-воспитательного процесса: - занятие – репетиция; - занятие – концерт, выступление детей на тематических лекциях, концертах; -занятие – «ансамбль» – учащийся совместно с другим учащимся или педагогом исполняют музыкальное произведения из репертуара; - индивидуальные и групповые упражнения и занятия, самостоятельная подготовка. Обучение предусматривает реализацию отдельных разделов программы, интегрируя их в другие разделы, т.к. содержательные связи между ними позволяют это сделать. Такой принцип построения программы используется для гибкого проектирования целостного образовательного процесса, придает единую направленность содержания программы. Педагогом определяется оптимальный порядок и количество часов изучаемых тем, что способствует объединению, систематизации, расширению знаний, умений и навыков учащихся при освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, опрос, наблюдение, прослушивание на репетициях, праздничные мероприятия, фестивали, концерты, конкурсы, творческий отчѐт, открытые уроки, мастер-классы, уроки-концерты. Спектр способов и форм фиксации результатов: грамоты, дипломы, анкеты, тесты. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе педагога. Следует обратить внимание на «спиральную» структуру построения программы и практических занятий. При занятиях в вокальном жанре темы, методы периодически повторяются в каждом круге, но вновь откладываясь в памяти уже на более высоком уровне и в широком понимании. Помимо этого, придается огромное значение нравственному становлению личности ребенка. Так, как в эстрадном вокальном жанре преобладает сольное исполнение, то большая часть программы кроме групповых занятий состоит из индивидуальных занятий. Также программа предусматривает занятия по индивидуальному графику. Цель и задачи программы Цель программы: обучение основам вокального мастерства, сольного и ансамблевого исполнительства, необходимым для дальнейшей практической концертной деятельности. Для достижения цели поставлены следующие задачи: образовательные: - ознакомление с основами музыкальной грамоты, видами певческого дыхания; вокальной культуры исполнительства; развивающие: - развитие личностных качеств: творческого потенциала, музыкальной памяти, слуховых представлений, чувства ритма, артистизма, вокальной культуры; воспитательные: - формирование умения петь в ансамбле, культуры поведения и общения; - приобщение к культурным традициям и наследию страны, края; - формирование знаний здорового образа жизни. В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В. В. Иноземцевой. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся. Содержание программы. Учебный план. № п/п Всего часов Разделы В том числе Практика Теория 1 Формы аттестации 6 4 2 беседа, тестирование, спец. упражнения 3 Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения. Повторение основных вокально-хоровых навыков пения. Звукообразование. 10 8 2 тестирование 4 5 Дыхание. Дикция и артикуляция. 8 8 6 6 2 2 6 Ансамбль. двухголосья. Ритм. 6 6 - 6 4 2 31 24 7 Спец. упражнения речевые и муз. скороговорки, упражнения Исполнение муз. номера на 2 голоса Упражнения на проверку чувства ритма Участие в концертных программах и мероприятиях ДООЦ, города Выступление на публике (визуальная форма). Отработка номеров на занятиях + открытые занятия, уроки-концерты. Творческий отчѐт «Радуга талантов», мастер-классы 76ч. 58 ч. 1 2 7 8 Элементы Музыкальноисполнительская работа (работа над репертуаром, индивидуальные занятия, сценодвижение, концертная деятельность, итоговые занятия, творческий отчет) ИТОГО: 1 18ч. Беседа,опрос Содержание учебного плана. Содержание программы. 1.Вводное занятие. Теория: Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста. 2. Повторение основных вокально-хоровых навыков пения. Теория: Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Практика: исполнение вокальных упражнений. 3.Звукообразование. Теория: Приѐмы звуковедения. Формирование певческих навыков. Практика: Работа над точным звучанием унисона. Упражнение на расширение диапазона. 4.Дыхание. Теория: Главные принципы дыхания. Практика: Упражнения на постановку правильного дыхания. 5.Дикция и артикуляция. Теория: Работа с текстом. Практика: Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дикцию и артикуляцию. Распевки-скороговорки. 6.Ансамбль. Элементы двухголосья. Теория: Навыки ансамблевого пения. Практика: Понятие единства музыкального звучания. Прослушивание произведений с многоголосием. 7. Ритм и ритмический рисунок. Практика: Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. 8. Музыкально – исполнительская работа (работа над репертуаром, индивидуальные занятия, сценодвижение, концертная деятельность, итоговые занятия, творческие отчеты) Практика: Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах оттенков («легато», «стаккато»). Отработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона при пении «тихо». Сценическое движение. Сценическая культура. Теория: беседа на тему - владение собой, устранение волнения на сцене. Практика: работа над мимикой, выражением лица, улыбка. Умение изобразить настроение различных движений. Работа над репертуаром. Теория: Выбор и разучивание репертуара. Просмотр видеоклипов. Практика: Освоение всех вокальных интонационных и технических трудностей. Работа с солистами. Индивидуальные занятия. Концертная деятельность. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Анализ выступлений. Итоговые занятия, творческие отчеты. Практика: участие в мастер-классах для родителей и обучающихся ДООЦ, выступление в концертных программах города, участие в итоговом мероприятии коллективов ДООЦ «Радуга талантов», участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. Планируемые результаты Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. В результате обучения вокалу обучающийся должен: знать, понимать: - скороговорки и уметь четко произносить их в темпе, заданном педагогом, - индивидуальные особенности своего тела и уметь использовать свои достоинства уметь: - обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, -включать в работу весь психофизический аппарат, - продуктивно выполнять дыхательные упражнения, - выполнять дыхательные и речевые упражнения, усложненные физической нагрузкой, -обнаруживать и самостоятельно снимать мышечные зажимы, препятствующие раскрытию звукового канала, -производить действенный анализ текста, -создавать песенный образ, -владеть навыками самопроизвольной концентрации и расслабления, -создавать танцевальные композиции под заданную песню, -выступать на профессиональной сцене конкурсов, фестивалей разного уровня Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как: − информационная: способность грамотно выполнять действия с информацией; − предметная: способность применять полученные знания на практике; − социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; − коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым; − общекультурная компетенция; − способность к самосовершенствованию. а также личностные качества, такие как: - общественная активность личности; - гражданская позиция; - культура общения и поведения в социуме. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. Личностными результатами занятий являются: - формирование эстетических потребностей, ценностей; - развитие эстетических чувств и художественного вкуса; - развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства; - бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности. Метапредметными результатами являются: - овладение способами решения поискового и творческого характера; - культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности; - приобретение опыта в вокально – творческой деятельности. Предметными результатами занятий по программе вокального объединения являются: - овладение практическими умениями и навыками вокального творчества; - овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края. Календарный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 38 76 2 76 17 21 1 сентября 25 октября-31 октября 31 декабря-9 января 31 мая Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: - Кабинет с мини сценой, зеркалами; -Фортепиано; -Ноутбук; -Усиливающая аппаратура; -Мультимедийный проектор; -Экран. Информационное обеспечение: -Методические рекомендации для педагога; -Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации (см. приложения); -Интернет. Кадровое обеспечение: педагог, имеющий соответствующее музыкальное образование, имеющий опыт реализации программ дополнительного образования в области вокала, имеющий педагогическое образование и квалификационную категорию не ниже первой. Методическое обеспечение: № п/п Название раздела, тема Материальнотехническое оснащение, дидактические материалы Формы, Формы, методы, учебные приѐмы занятия обучения, педагогические технологии Раздел 1. Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения – 1 ч. 1. Вводное занятие. Инструкции по ТБ. Беседа Знакомство с Методичка основными разделами «Правила личной и темами программы, гигиены режимом работы вокалиста» объединения, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста, инструктаж по техники безопасности. Подбор репертуара. Раздел 2. Повторение основных вокально-хоровых навыков пения – 6 ч. 2. Работа над звуком. видео «Постановка пение Визуальное голоса. Красивый наблюдение, звук» индивид. работа 3. Строение голосового Эл. презентация показ Визуальное аппарата «Строение наблюдение голосового аппарата» повторение 4. Повторение вокальноВидеоматериал Беседа, Тестирование хоровых навыков: «Вокально-хоровая объяснение певческое дыхание, работа» дикция, интонация 5. Повторение вокально- Видеоматериал Показ, Визуальное хоровых навыков: мастер-класс «3 анализ наблюдение, певческое дыхание, простых шага к работа в малых дикция, интонация 1 достижению группах идеальной речи» 6. Повторение видов Видео «Атака звука Показ, Визуальное атаки: твѐрдая, и ее виды» репетиция наблюдение мягкая, придыхательная. 7. Формирование Метод. материал ЗанятиеВизуальное певческих гласных. «Приемы постановка, наблюдение, Приѐмы звуковедения звуковедения. репетиция, ролевая игра 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. Цепное дыхание. анализ Тембр голоса.» Раздел 3. Звукообразование – 10 ч. Приѐм звуковедения Метод. материал ЗанятиеLegato (легато) «Приемы постановка, звуковедения. репетиция, Цепное дыхание. анализ Тембр голоса.» Приѐм звуковедения Метод. материал ЗанятиеStaccato (стаккато) «Приемы постановка, звуковедения. репетиц. Цепное дыхание. Тембр голоса.» Приѐм звуковедения Метод. материал ЗанятиеNon legato (нон «Приемы постановка, легато) звуковедения. репетиц. Цепное дыхание. Тембр голоса.» Формирование Презентация Занятиенавыков " Работа над постановка, звукообразования на вокальным репетиция, основе певческого дыханием и анализ дыхания правильным звукоизвлечением, как необходимое условие формирования певческих навыков" Повторение средств Видео Показ, пение с музыкальной «Музыкальный педагогом, выразительности 1 язык – средства дискуссия муз. выразительности» Повторение средств Видео «Жанры Лекция, музыкальной вокальной музыки» слушание выразительности музыки Повторение Тесты Занятиеизученной темы. постановка, Тесты: «Музыкальные репетиция, жанры», «Строение тесты голосового аппарата» Формирование Презентация Занятиенавыков " Работа над постановка, звукообразования на вокальным репетиция, основе певческого дыханием и анализ дыхания-1 правильным Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение, работа в группе Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение 16. Повторение изученной темы. 17. Повторение изученной темы-1. 18. Виды и значение дыхания 19. Певческое дыхание. Разучивание дыхательных упражнений для начинающих Упражнения на постановку правильного дыхания 20. 21. 22. Упражнения на постановку правильного дыхания1 Цепное дыхание. Пение в ансамбле звукоизвлечением, как необходимое условие формирования певческих навыков" Тесты Занятиепостановка, репетиция, тесты Тесты Занятиепостановка, репетиция, тесты Раздел 4. Дыхание – 8 ч. Видео «Дыхание репетиция вокалиста» Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение Визуальное наблюдение. Практическая работа. Визуальное наблюдение. Практическая работа. Видео «Основы правильного дыхания вокалиста» Беседа, репетиция Видео – «Правильное Певческое Дыхание. Упражнения» Видео «Дыхательные упражнения» репетиция Визуальное наблюдение. Практическая работа. репетиция Видео «Правила пения на цепном дыхании» Видео «Правила цепного дыхания» Занятиепостановка, репетиц. Занятиепостановка, репетиц. Занятиепостановка, репетиция, тесты Занятиепостановка, тесты Визуальное наблюдение. Практическая работа. Визуальное наблюдение, работа парами Визуальное наблюдение, работа парами Визуальное наблюдение 23. Цепное дыхание. Пение в ансамбле -1 24. Повторение изученной темы. видео 25. Повторение изученной темы-1. видео Визуальное наблюдение 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Раздел 5. Дикция и артикуляция – 8 ч. Артикуляция и Видео «Уроки ЗанятиеВизуальное дикция в вокальном риторики» постановка, наблюдение. исполнении репетиця – Индивид. работа практическая работа Артикуляция и Видео «Уроки ЗанятиеВизуальное дикция в вокальном риторики» постановка, наблюдение. исполнении-1 репетиця – Индивид. работа практическая работа Строение Презентация ЗанятиеВизуальное артикуляционного «Строение постановка, наблюдение. аппарата. артикуляционного репетиц. Работа в группе Артикуляционная аппарата» гимнастика – повторение материала. Строение Презентация ЗанятиеВизуальное артикуляционного «Строение постановка, наблюдение. аппарата. артикуляционного репетиц. Работа в группе Артикуляционная аппарата» гимнастика – повторение материала-1. Работа над дикцией и Видео ЗанятиеВизуальное произношением. «Упражнения на постановка, наблюдение. Упражнения для дикцию и репетиц. Индивид и дикции и артикуляцию» групповая артикуляции работа 14.12 Работа над дикцией и Видео ЗанятиеВизуальное произношением. «Упражнения на постановка, наблюдение. Упражнения для дикцию и репетиц. Индивид и дикции и артикуляцию-1» групповая артикуляции-1 работа Распевки – Скороговорки Показ, Визуальное скороговорки. Работа дискуссия, наблюдение с текстом песен. анализ 21.12 Распевки – Скороговорки Показ, Визуальное скороговорки. Работа дискуссия, наблюдение с текстом песен-1. анализ 26.12 Раздел 6. Ансамбль. Элементы двухголосья – 6 ч. Понятие Видео «Урок ЗанятиеВизуальное "ансамблевое вокала. Навыки постановка, наблюдение. 35. 36. 37. исполнение". Навыки работы в ансамбле» исполнения в ансамбле.-28.12 Понятие Видео «Урок "ансамблевое вокала. Навыки исполнение". Навыки работы в ансамбле» исполнения в ансамбле-1 -09.01 24 Основные типы и Метод. материал виды вокальных «Типы и виды ансамблей ансамблей» 11.01 Основные типы и Метод. материал виды вокальных «Типы и виды ансамблей-1 ансамблей» репетиц. Работа в паре Занятиепостановка, репетиц. Визуальное наблюдение. Работа в паре Лекция, пение, анализ Визуальное наблюдение, практическая работа Визуальное наблюдение, практическая работа Визуальное наблюдение, практическая работа Визуальное наблюдение, практическая работа Лекция, пение, анализ 38. Начало двухголосного пения Фортепиано, аппаратура Репетиция – исполнение с педагогм 39. Начало двухголосного пения1 Фортепиано, аппаратура Репетиция – исполнение с педагогм 40. 41. 42. Знакомство с понятием "ритм" в музыке Знакомство с понятием "ритм" в музыке-1 Игры на ритмическое моделирование-1. 43. Игры на ритмическое моделирование. 44. Понятия: "длительности", "паузы". Понятия: "длительности", "паузы"-1. 45. Раздел 7. Ритм – 6 ч. Метод. материал Игровой Визуальное «Музыкальный взаимоконтроль, наблюдение. ритм» анализ Метод. материал Игровой Визуальное «Музыкальный взаимоконтроль, наблюдение. ритм» анализ Метод. материал ЗанятиеВизуальное «Муз.-ритмические постановка, наблюдение, игры и репетиции практическая упражнения» работа Метод. материал ЗанятиеВизуальное «Муз.-ритмические постановка, наблюдение, игры и репетиции практическая упражнения» работа Презентация Лекция Работа в группе «Длительности и паузы в музыке» Презентация Тест практическая «Длительности и работа паузы в музыке» Раздел 8. Музыкально-исполнительская работа (работа над репертуаром, индивидуальные занятия, сценодвижение, концертная деятельность, итоговые занятия, творческий отчет) – 31 ч. 46. Упражнения на Видео «Основы ЗанятиеВизуальное сохранение вокала», «Как постановка наблюдение, певческого тона. снять зажим репетиция практическая голоса» работа 47. Групповое Аппаратура, ЗанятиеВизуальное интернет постановка, наблюдение, прослушивание репетиция, практическая исполнения слушание работа. известных вокалистов музыки, анализ и обсуждение манеры и стиля исполнения. 48. Развитие Фортепиано Визуальное интонационной репетиция наблюдение точности слуха. Вокальноинтонационные упражнения 49. Подборка Интернет Дискуссия, Визуальное репертуара репетиция, наблюдение. анализ Индивид. работа 50. Выступление и Сценическая Анализ Визуальное подготовка к площадка, произведений, наблюдение концертной аппаратура репетиция программе "Встреча добрых друзей" 51. Что такое Сценическая Лекция, Работа в группе сценическое площадка, репетиц. движение аппаратура 52. Индивидуальные аппаратура Показ, Индивид. занятия. Работа с репетиц. работа. солистами. 53. Выразительные Видео Лекция, Визуальное составляющие «Сценическое репетиция, наблюдение движения на сцене. движение» импровизация 54. Выразительные Видео «Искусство Лекция, Визуальное составляющие переживание и репетиция, наблюдение движения на сцене-1. представления» импровизация 55. Работа над Видео Ролевые игры. Визуальное сценическим образом. «Сценическое наблюдение движение» 56. Работа над Видео Ролевые игры. Визуальное сценическим образом- «Упражнения по наблюдение 1. актѐрскому мастерству» 57. 58. 59. Концертная деятельность. Концертная программа "С днѐм защитника Отечества!" Мастер-класс для родителей и обучающихся Работа над сценическим образом. Правила поведения на сцене 60. Танцевальные движения под музыку 61. Упражнения для развития сценического движения Концертная деятельность. Концерт «Самой лучшей маме на свете» Игры на развитие выразительности, естественности 62. 63. Сценическая площадка, аппаратура Концерт, анализ Визуальное наблюдение Сценическая площадка, аппаратура презентация «Работа над сценическим образом», Пезентация «Правила сцены» Сценическая площадка, аппаратура Видео «Сценические упражнения» Урок-концерт практическая работа Лекция, дискуссия, репетиция Визуальное наблюдение, практич. работа. Занятие постановка, репитиц, анализ Лекция-показ, репитиция Визуальное наблюдение. Работа в группе Визуальное наблюдение Сценическая площадка, аппаратура Концерт Визуальное наблюдение Метод. материал «Картотека игр на развитие музыкальной выразительности» Интернет видеоклипы Игровая ипровизация, репитиция Визуальное наблюдение. Работа в группе Занятие постановка, репитиция, играимпровизация Занятие постановка, репитиция Визуальное наблюдение, практическая работа. 64. Движения и жесты под музыку для передачи образа 65. Индивидуальные занятия. Работа с песней в микрофон. Аппаратура, микрофон 66. Концертная деятельность. Концерт «Мы вместе!» Бэк-вокал. Значение Сценическая площадка, аппаратура концерт Интернет – Лекция. 67. Визуальное наблюдение. Индивидуальная работа Визуальное наблюдение Визуальное бэк-вокала в эстрадном пении. фонограммы «-» с бэк-вокалом 68. Репетиционная работа. Работа над текстом. 69. Концертная деятельность. Концерт "Весна Победы" Концертная деятельность. Концерт "Слава тебе, солдат!" Репетиционная работа. Работа над мелодией (интонацией) Особенности работы с фонограммой Метод. материал «Углубленная работа над поэтическим текстом песни» Сценическая площадка, аппаратура 70. 71. 72. 73. 74. 75. 76. Концертная деятельность. Концерт «От всей души» Участие в итоговом мероприятии ДООЦ "Радуга талантов" Упражнения на расширение диапазона Концертная деятельность. Концерт "Дарим хорошее настроение" импровизация, слушание музыки Беседа, показ, репетиция наблюдение практическая работа. Занятие-концерт Визуальное наблюдение Сценическая площадка, аппаратура Занятие-концерт Визуальное наблюдение Фортепиано, аппаратура Репетиция. Работа в группе, практическая работа Аппаратура Пение под фонограмму «+» и «-». Анализ Занятие-концерт Визуальное наблюдение. Работа парами Визуальное наблюдение Концерт «Радуга талантов» репетиция Визуальное наблюдение концерт практическая работа Сценическая площадка, аппаратура Сценическая площадка, аппаратура Видео «Постановка голоса. Увеличение диапазона» Сценическая площадка, аппаратура Визуальное наблюдение 76 ч. Формы аттестации 1. Сентябрь – начальная аттестация (тест по теории, практические упражнения на выявление муз. способностей, прослушивание) 2. Декабрь – промежуточная аттестация (концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях; открытое занятие) 3. Май – итоговая аттестация (концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях; творческий отчѐт «Радуга талантов», мастер-класс, урок-концерт) Мониторинг освоения программы. Время проведения Цель проведения Формы мониторинга Начальный или входной мониторинг В начале учебного Определение уровня развития Беседа, опрос, года обучающихся, их творческих тестирование, способностей анкетирование Текущий мониторинг В течение всего Определение степени усвоения Педагогическое учебного года обучающимися учебного наблюдение, опрос, материала. Определение контрольное занятие, готовности обучающихся к самостоятельная работа восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности обучающихся в обучении. Выявление обучающихся, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. Промежуточный или рубежный мониторинг По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. В конце учебного года или ступени обучения Определение степени усвоения учебного м териала. Определение результатов обучения. Итоговый мониторинг Определение изменения уровня развития обучающихся, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения Конкурсы, концерты, фестивали, опрос, открытое занятие, тестирование, анкетирование. Конкурсы, фестивали, праздники, концерты, опрос, контрольное занятие, зачет, открытое занятие, тестирование, анкетирование, итоговое мероприятие. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Спектр способов и форм Спектр способов и Спектр способов и форм выявления результатов форм фиксации предъявления результатов результатов Беседа, опрос, наблюдение, Грамоты Конкурсы, фестивали, прослушивание на репетициях, Дипломы праздники, концерты, праздничные мероприятия, фестивали, концерты Анкеты Тестирование творческий отчѐт, открытые уроки, мастер-классы Ожидаемые результаты и способы их проверки: По программе «Мир эстрадного вокала» осуществляются следующие виды контроля: предварительный – выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей, текущий контроль – систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения, итоговый контроль – чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. Результатами проверки работы педагога по реализации данной программы являются: открытые уроки, сольные выступления, вокальные конкурсы, отчѐтные концерты, мастер-классы. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 «МЕТОДИКА ТЕСТИРОВАНИЯ» Данная методика предназначена для индивидуальной диагностики обучающихся, занимающихся в вокальной студии. Система тестовых заданий разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста и состоит преимущественно из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком. В ходе тестирования определяется состояние важнейших компонентов психофизического развития ребенка, которые необходимы для поступления в объединение: музыкальная память, слух, чувство ритма. Каждое задание оценивается по трехбалльной системе, а затем суммируется. Диагностические исследования направлены на выявление уровня знаний, умений, навыков и представлений о музыкальном искусстве. Диагностическое исследование проводится в начале каждого нового учебного года. В целях контроля эффективности обучения каждый этап диагностического исследования следует проводить 3 раза в год: Начало учебного года (входной срез); Середина учебного года (контрольный срез); Конец учебного года (итоговый срез). Диагностика Тестовые задания 1. Ритмический ансамбль Изобразить самостоятельно ритмический аккомпанемент к песне. Задание позволяет определить насколько развито чувство ритма у обучающегося. 3 балла – самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента к песне и сохранение ритма на протяжении звучания всей песни 2 балла - самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента и не сохранение его на протяжении звучания всей песни 1 балл – обучающийся не может сочинить ритмический аккомпанемент к песне 2. Игра «Веселый аккорд» Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья. 3 балла – уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья 2 балла – исполнение с небольшими ошибками 1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами двухголосья 3. Исполнение песни «a cappella» 23 Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимися песни без сопровождения 3 балла – интонационно-чистое исполнение песни от начала до конца в одной тональности 2 балла – исполнение песни с небольшим ошибками, но с уверенным ощущением тоники 1 балл – обучающийся не может исполнить песню без сопровождения в одной тональности 4. Анкетирование Анкетирование определяет уровень знаний обучающихся в области терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края. 3 балла – анкета заполнена грамотно и творчески 2 балла - анкета заполнена аккуратно 1 балл - анкета заполнена не полностью, неаккуратно и равнодушно Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образования является одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников. Алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Исследования обучающихся, анализ состояния: − диагностика базового (стартового) уровня и выявление индивидуальных особенностей обучающегося; − дифференциация обучающихся; Постановка совместно с обучающимся цели и определение образовательных задач. Определение срока действия маршрута. Отбор содержания образовательного маршрута Определение модели образовательного процесса Планирование и созданием индивидуальной образовательной программы и определение результатов ее реализации. Образовательная деятельность в рамках индивидуального образовательного маршрута. Диагностика текущих результатов и возможная коррекция индивидуального образовательного маршрута. Подведение итогов работы 24 Таким образом, технология создания индивидуального образовательного маршрута – это более или менее алгоритмизированный процесс взаимодействия педагога и обучающихся, гарантирующий достижение поставленной цели. Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося ДТО «Эстрадный вокал» Выявленные результаты на начало 2023-2024 учебного года Направления работы Стартовая оценка Итоговый результат 1 полугодие Интонирова- чистота ние – … интонирования в среднем диапазоне Сила голоса – обеспечение … оптимального качества звучания голоса Дыхание – … формирование правильного дыхания Дикция – … формирование правильной дикции, артикуляции Особенности развитие исполненияорганов … звукообразования, устранение носового пения Эмоциональ- Мимика и жесты ная подача – … Уверенность 1.Работа над на сцене – … сценическим движением 2.Психологическая подготовка к выходу на сцену 25 Итоговый результат 2 полугодие Общий балл по основным направлениям работы Оценки выступления на конкурсах ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Начальная аттестация обучающихся в творческих объединениях ______________________ учебный год дата проведения ____________________________ Детское творческое объединение _______________________________________________________________________________ Ф.И.О. педагога ДО __________________________________________________№ группы 1 гр. 1год обучения Список учащихся Форма проведения Показатели № аттестации Результаты Теоретич. Практич. Творческ. Оценка п/п знания навыки способ-ти обучающихся Диагностика: тестирование, Итого в группе: анкетирование, опрос. ______ чел. Упражнения на выявление уровня из них: вокальных способностей Уровень обучающихся. совершенствования Прослушивание. _______% Уровень освоения _______% Уровень подготовительный _______% Комиссия в составе:__________________________________________________роспись_______________________________ ___________________________________________________ _______________________________ 26 Показатель № 1 -Теоретические знания № Список учащихся Форма проведения п/п Тест по теории музыки. Оценка обучающихся ТЕСТ ПО ТЕОРИИ МУЗЫКИ И ВОКАЛУ Слово вокал переводится, как… А) пение Б) голос В) музыка Ансамбль – это… А) группа спортсменов Б) группа певцов В) группа плавцов Исполнениеforte это - : А) громко Б) тихо В) весело Плавное, связное исполнение – это : А) non legato Б)staccato В)legato Скорость исполнения музыкального произведения это - : А) тембр Б) темп В) динамика Тембр – это: А) скорость исполнения Б) индивидуальная окраска звука В) высота звука Чередование и соотношение различных музыкальныхдлительностей и акцентов называется: А) метром Б) музыкальным строем В) ритмом временное молчание, перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса это - : А) такт Б) пауза В) мелизм 27 Такт в музыкальном произведении это - : А) расстояние (количество долей) между двумя сильными долями. Б) культурное исполнение произведения В) скорость исполнения произведения Показатель № 2 –Практические навыки (чувство ритма) № п/п Список учащихся Форма проведения Оценка обучающихся Игра: «Ритмический ансамбль» Ритмический ансамбль Изобразить самостоятельно ритмический аккомпанемент к песне. Задание позволяет определить насколько развито чувство ритма у обучающегося. 3 балла – самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента к песне и сохранение ритма на протяжении звучания всей песни 2 балла - самостоятельное сочинение ритмического аккомпанемента и не сохранение его на протяжении звучания всей песни 1 балл – обучающийся не может сочинить ритмический аккомпанемент к песне Показатель № 3 – Творческие способности (артистичность, выразительность исполнения песни) № п/п Список учащихся Форма проведения Оценка обучающихся Исполнение любимой песни Исполнение любимой песни. Задание позволяет определить музыкальную память, чистоту интонации, артистичность (выразительность) исполнения. 3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в исполнении 2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием эмоций 1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала 28 Промежуточная аттестация обучающихся в творческих объединениях_____________________ учебный год дата проведения ____________________________ Детское творческое объединение _______________________________________________________________________________ Ф.И.О. педагога ДО __________________________________________________№ группы 1 гр. 1 год обучения Список учащихся Форма Показатели Чистота Выразит-ть Сценич. № проведения Оценка Результаты интонироисполнения культура п/п аттестации обучающихся вания Концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях; Открытое занятие, урокконцерт. Тестирование. Итого в группе: ______ чел. из них: Уровень совершенствования _______% Уровень освоения _______% Уровень подготовительный _______% Комиссия в составе:__________________________________________________роспись_______________________________ ___________________________________________________ _______________________________ 29 Показатели № п/п Список учащихся Форма проведения Оценка обучающихся (наличие грамот, дипломов, благодарностей) Участие в конкурсах, фестивалях; участие в концертной деят-ти. Тестирование. Урокконцерт. Тест «Состав исполнителей» (подчеркнуть правильный ответ) 1.Один исполнитель это: а) певец б) солист в) артист 2.Небольшой коллектив исполнителей это: а) ансамбль б) группа в) компания 3.Два исполнителя это: а) солисты б) дуэт в) партнеры 3.Три исполнителя это: а) трио б) группа в) дуэт 4.Четыре исполнителя это: а) квинтет б) квартет в) секстет 5.Вокальный коллектив это: а) хор б) оркестр в) бригада 6.Коллектив музыкантов, играющих на музыкальных инструментах это: а) ансамбль б) банда в) оркестр 7.Народный, симфонический, джазовый это: а) тембры голосов б) названия инструментов в) виды оркестров 30 Итоговая аттестация обучающихся в творческих объединениях_____________________ учебный год дата проведения ____________________________ Детское творческое объединение _______________________________________________________________________________ Ф.И.О. педагога ДО __________________________________________________№ группы 1 гр. 1год обучения Список учащихся Форма Показатели Чистота Выразит-ть Сценич. № проведения Оценка Результаты интонироисполнения культура п/п аттестации обучающихся вания Концертная деятельность, участие в конкурсах, фестивалях; Творческий отчѐт «Радуга талантов», индивидуальные мастер-классы. Итого в группе: ______ чел. из них: Уровень совершенствования _______% Уровень освоения _______% Уровень подготовительный _______% Комиссия в составе:__________________________________________________ роспись_______________________________ ______________________________________________роспись____________________________ 31 № п/п Список учащихся Форма проведения Оценка обучающихся Игра «Веселый аккорд». Исполнение песни «a cappella». Анкетирование. Мастер-класс. Игра «Веселый аккорд» Исполнить знакомую мелодию или песню с элементами двухголосья. 3 балла – уверенное исполнение мелодии с элементами двухголосья 2 балла – исполнение с небольшими ошибками 1 балл – обучающийся не может исполнить мелодию или песню с элементами двухголосья Исполнение песни «a cappella» Задание позволяет определить уровень исполнения обучающимися песни без сопровождения 3 балла – интонационно-чистое исполнение песни от начала до конца в одной тональности 2балла – исполнение песни с небольшими ошибками, но с уверенным ощущением тоники 1 балл – обучающийся не может исполнить песню без сопровождения в одной тональности Анкетирование Анкетирование определяет уровень знаний обучающихся в области терминологии, нотной грамоты, музыкального искусства родного края. 3 балла – анкета заполнена грамотно и творчески 2 балла - анкета заполнена аккуратно 1 балл - анкета заполнена не полностью, неаккуратно и равнодушно Тест по теории. Вопрос № 1 Назовите наиболее оптимальный вид певческого дыхания. Грудное Брюшное Ключичное Диафрагменное Вопрос № 2 Как правильно брать вдох перед началом пения? 32 Жадно набрать полные легкие воздуха, подняв плечи и грудную клетку Бесшумно взять вдох в живот. Плечи и грудую клетку не поднимать Взять вдох, выпятить грудь колесом Вопрос № 3 Насколько громко нужно петь? Петь, не напрягая голосовые связки, без форсирования звука Петь громко, выразительно Петь тихо, ласково, беречь голос Вопрос № 4 Назовите правильное положение нижней челюсти и языка при пении челюсть выдвинута вперед, язык глубоко уложен челюсть свободна, язык расслаблен челюсть поджата, язык напряжен Вопрос № 5 Наиболее оптимальная поза вокалиста во время пения Лежа Стоя Сидя Вопрос № 6 Мимика лица при пении мышцы лица расслаблены, на лице естественная улыбка и блеск в глазах мышцы лица напряжены, на лице широкая улыбка глаза широко раскрыты, мышцы лица напряжены Вопрос № 7 Правильное положение тела во время пения в положении стоя тело по струнке, шея вытянута, подбородок приподнят, руки на поясе, ноги на ширине плеч спина прямая, плечи развернуты, руки вдоль тела, ноги прямые, на ширине плеч, подбородок параллельно полу, шея не вытянута, не напряжена 33 сплести кисти рук сзади и, вывернув их, расправить плечи, подав при этом грудь вперед Вопрос № 8 Какой характер звучания в вокале не принимается? Прикрытый звук Закрытый звук Открытый звук Вопрос № 9 Как называется пение без слов? Вокализ Анамнез Экстаз Вопрос № 10 Пением А Сарреllа называется пение?... Под оркестр Без нот Без музыки Вопрос № 11 Перечислить основные типы женских голосов: Вопрос № 12 Перечислить основные типы мужских голосов: …. 34 Список рекомендуемой литературы для педагога. 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 2. Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975. 3. Алиев Ю.Б. Технические средства, используемые в музыкальном обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274-287. 4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научнометодическая разработка. – М.: 1999. 5. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007. 6. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983. 7. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.-Пб., Музыка, 2000. 8. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 9. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 10.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007. 11.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 12. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Список полезных интернет – ресурсов для педагога http://www.mp3sort.com/ http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm http://forums.minus-fanera.com/index.php http://alekseev.numi.ru/ http://talismanst.narod.ru/ http://www.rodniki-studio.ru/ http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm http://www.lastbell.ru/pesni.html http://www.fonogramm.net/songs/14818 http://www.vstudio.ru/muzik.htm http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/ Список литературы для обучающихся 1. 2. 3. 4. 5. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003; Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002; Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998 Журнал «Звуковая дорожка», все выпуски. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006; 35 6. Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всѐ обо всѐм». – М.: 2002; 7. Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000. 8. Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009; 9. Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999; 10.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ. ред. О.Г. Хинн. – М., 1998 36