Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно – образовательный центр Утверждаю Директор МАУДО ДООЦ С.Б.Еремеев Приказ № 59-д 25.06.2024. Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.22 10:32:10 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «ВЫМПЕЛ» Возраст обучающихся: 14-16 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель: Еремеев Сергей Борисович, педагог дополнительного образования ГО Карпинск 1 Пояснительная записка. Программа «Вымпел» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта2022 г. № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 2 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – социально-гуманитарная. Актуальность программы Результаты исследования, проведенного в Свердловской области при анализе выполнения «Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2020 года» показали, что патриотизм не всегда престижен для молодежи и, зачастую, рассматривается как «сопутствующий», необязательный элемент культуры личности. По мнению большинства молодых людей (более 85%) наиболее яркими носителями патриотических ценностей, воплощающими образ патриотов, являются ветераны войн, военнослужащие, учителя, пенсионеры. Только 5% опрошенных считают, что молодёжь относится к группе носителей патриотических ценностей. Вместе с тем, само понятие «патриотизм» не дискредитировано в глазах молодежи (негативную и пассивную позицию занимают только 8-11% молодых людей). Кроме того, небольшой срок военной службы по призыву требует, чтобы программы подготовки курсантов военно-патриотических клубов включали в себя обязательный объем знаний, навыков и умений, которые помогут им в короткие сроки адаптироваться к условиям военной службы и освоить воинские специальности. Это позволяет сделать вывод, что при своевременной и правильно выстроенной работе по патриотическому воспитанию можно достичь позитивной динамики изменения образа патриотизма и подготовки к действительной военной службе для значительной части молодежи, роста патриотических настроений, что говорит об актуальности данной программы 3 и её соответствию потребностям детей, родителей и региональным и федеральным документам в области образования и патриотического воспитания. Отличительные особенности программы Программа «Вымпел» является целостным интегрированным курсом, который включает основы начальной военной подготовки и тактической медицины, учитывает психологические закономерности формирования специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся старшего школьного возраста. Адресат общеразвивающей программы: подростки 14-16 лет. Возрастные особенности подростков группы 14-16 лет: В данном возрасте отмечается высокая энергичность подростков наряду с большим самоконтролем. Физические навыки, ловкость и сила оказывают огромное влияние на статус среди сверстников и на собственное мнение о себе. Основные психологические характеристики: -настроение подвержено колебаниям; -больше нацелены на действие, чем на размышление; -сильные чувства симпатии и антипатии; -чувствительны к обидам и критике, подвержены ревности; -время от времени непродолжительные вспышки гнева и агрессии; -снимают напряжение с помощью физической активности. Возможные трудности: -недостаточная уверенность в себе; -подвержены сменам настроения, непредсказуемы; -нуждаются в возможности побыть одному; -часто чувствуют непонимание со стороны взрослых и сверстников; -испытывают потребность в общении «на равных» с взрослыми. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к получению знаний в области начальной военной подготовки. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.) Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. 4 Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа Объем и срок освоения программы Объем программы 152 учебных часа (38 недель) в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формы обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: Лекции, групповые упражнения и занятия; практические занятия, тренировки, тактико-строевые занятия, тактические занятия и учения, самостоятельная подготовка. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: Поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль, военноспортивные игры «Зарница», «Орлёнок», «Защитники Отечества», соревнования по тактической медицине «Северный Урал», соревнования по практической стрельбе «Северный ветер», соревнования по спортивному пейнтболу «Линия огня» и др. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе педагога. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: формирование у выпускников осознания значимости военной службы, как особого вида государственной службы, стремления к служению Отечеству на должностях солдат и сержантов и готовности в случае необходимости к защите его интересов. 5 Задачи: образовательные: -ознакомление курсантов объединения с назначением, задачами, структурой, боевыми традициями армии и флота, порядком прохождения военной службы по призыву и по контракту, а также порядком поступления в учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации и других силовых структур; -изучение материальной части и боевых свойств стрелкового оружия, правил его сбережения и хранения, мер безопасности при обращении с оружием и при проведении стрельб; -изучение поражающих факторов оружия массового поражения и способов защиты от него, приобретение первичных навыков использования средств индивидуальной защиты; -получение навыков ориентирования на местности различными способами, работы с топографическими картами; -изучение порядка и правил оказания первой помощи в условиях современного боя и чрезвычайных ситуаций, получение практических навыков в оказании первой помощи себе и окружающим, в организации эвакуации раненых и больных, медицинской службы отделения и взвода; -изучение основ ведения боевых действий и обязанностей солдата в бою, приобретение первичных навыков действий в различных видах боя. развивающие: - развитие интереса к служению Российскому государству, к социально значимой деятельности; -развитие познавательных интересов; -развитие и поддержание хорошей физической формы; -развитие психологической устойчивости, умения принимать правильные решения в сложной обстановке; -развитие позитивных личностных качеств: навыков самообслуживания, организаторских способностей, ответственности, смелости, решительности, коммуникативности; -воспитательные: - формирование у молодых людей чувства патриотизма, гражданского самосознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей; -воспитание уважительного отношения к истории Отечества и его Вооруженных Сил, к подвигам старших поколений; -формирование потребности в здоровом образе жизни и активном отдыхе; 6 -привитие самостоятельности, сознательной дисциплинированности и культуры поведения, чувства ответственности за свои поступки; -воспитание силы воли, умения концентрироваться на достижении поставленной цели. Содержание общеразвивающей программы Учебный план № Количество часов Наименование раздела, темы Формы аттестации, контроля теория практика 1. Основы тактической подготовки 22 1 21 1 Требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке, возможные последствия их нарушения. Обязанности по соблюдению требований безопасности 1 1 2 Боевой, предбоевой и походный порядок отделения и взвода 2 2 наблюдение 3 Обязанности солдата в бою 2 2 наблюдение 4 Тактико-строевое занятие. 2 2 наблюдение всего наблюдение Выбор места для наблюдения и ведения огня 5 Тактико-строевое занятие. Самоокапывание и маскировка под огнем противника. Использование местных предметов и укрытий для ведения огня 2 2 наблюдение 6 Тактико-строевое занятие. 2 2 зачёт 2 2 наблюдение 1 1 наблюдение Способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом (бегом), перебежками и переползанием 7 Тактико-строевое занятие. Действия в населённых пунктах 8 Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, 7 применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью Областные соревнования по практической стрельбе «Северный ветер» 8 2.Тактика медика на поле боя. 99 23 76 10 Общие закономерности, различие общевойсковой и специальной тактики, зависимость от условий (лес, горы, город, время суток и года) 3 1 2 Наблюдение 11 Общие сведения о роли связи, топографии, фортификации в работе тактического медика. Выбор позиций, места под медпункт, розыск пострадавших. 3 1 2 Зачёт 12 Комплектация укладок 2 1 1 Наблюдение 13 Понятие о зонах тактической медицины. Действия в красной, жёлтой и зелёной зонах 6 1 5 Зачёт 14 Сортировка и эвакуация. Виды носилок, правила и порядок переноски раненого. 3 1 2 Зачёт 15 Эвакуация пострадавшего: лёжа 6 6 Зачёт 16 Эвакуация пострадавшего: 6 6 Зачёт 9 8 зачёт стоя; приёмом Раутека; вдвоём; 17 Эвакуация пострадавшего: с подручными приспособлениями 3 3 Зачёт 18 Использование подручных средств: жгуты, шины, носилки 2 2 Наблюдение 19 Работа с нонкомбатантами 1 1 Наблюдение 20 Боевые травмы: ушибы, растяжения, вывихи 1 1 Наблюдение 8 21 Огнестрельные и осколочные переломы костей: закрытые и открытые. Конечности 1 22 Иммобилизация конечностей 4 23 Современные средства остановки кровотечений 1 24 Первая помощь при кровотечениях в «Красной» зоне. Наложение жгута, самопомощь. 4 25 Переломы ребер, ключицы 1 26 Оказание первой помощи при переломах ребер, ключицы в «Жёлтой» зоне 4 27 Ранения в голову. Контузии, огнестрельные ранения, открытые и закрытые черепно-мозговые травмы 1 28 Первая помощь при ранениях в голову 4 29 Обязанности взводного санитара в наступлении и в обороне 1 30 Действия взводного санитара в наступлении и в обороне 2 31 Обморожения и переохлаждения в боевых условиях 1 32 Первая помощь при обморожениях и переохлаждениях в боевых условиях 2 33 Повреждение раздавливанием 2 1 34 Нарушение дыхательной функции. Сердечно-лёгочная реанимация в условиях «Жёлтой» зоны 1 1 35 Сердечно-лёгочная реанимация в условиях «Жёлтой» зоны 4 36 Первая помощь при пневмотораксе 2 37 Тактико-строевое занятие. 4 9 Наблюдение 1 4 Наблюдение 1 4 Зачёт Наблюдение 1 4 Зачёт Наблюдение 1 4 Зачёт Наблюдение 1 2 Зачёт Наблюдение 1 1 Зачёт 2 Зачёт 1 Наблюдение Наблюдение 4 Зачёт 1 Зачёт 4 Зачёт Отработка навыков оказания само- и взаимопомощи 38 Тактико-строевое занятие Отработка навыков переворачивания и разворачивания раненого в нужную сторону 4 4 Зачёт 39 Тактико-строевое занятие. 4 4 Зачёт Отработка навыков эвакуации 40 Профилактика и лечение основных заболеваний, наиболее часто применяемые медикаменты 2 2 Наблюдение 41 Организация медицинской помощи в период социальной нестабильности 2 2 Наблюдение 42 Организация медицинских пунктов 2 2 Наблюдение 43 Гигиена в полевых условиях 2 1 44 Участие в городских, окружных соревнованиях по тактической медицине «Северный Урал» 8 8 3. Основы военной топографии 8 8 45 Тактико-строевое занятие. Ориентирование на местности без карты. Выход в пункт назначения (практика) 2 2 зачёт 46 Тактико-строевое занятие. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий (практика) 2 2 наблюдение 47 Тактико-строевое занятие. Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения 2 2 наблюдение 48 Тактико-строевое занятие. Ориентирование на местности по 2 2 наблюдение 10 1 Наблюдение карте. Выход в пункт назначения по легенде (практика) 4. Основы психологической подготовки 5 49 Проведение тренинга 4 50 Приемы психологической саморегуляции в экстремальных ситуациях 1 1 5. Основы огневой подготовки 16 3 51 Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире 1 1 наблюдение 52 Основы стрельбы из стрелкового оружия. Меткость стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы 1 1 наблюдение 53 Автомат Калашникова – модернизация от АК до АК 12 1 1 зачёт 54 Тренировка в неполной разборкесборке АК 4 4 наблюдение 55 Тренировка в снаряжении магазина АК 30 патронами 4 4 зачёт 56 Практическая стрельба из пневматической винтовки 5 5 наблюдение 6. Радиационная, химическая и биологическая защита 2 2 Отработка практических нормативов по надеванию противогаза 2 2 ИТОГО 152 57 1 4 28 Содержание учебного плана Раздел 1. Основы тактической подготовки 11 4 наблюдение наблюдение 13 124 зачёт Теория: Требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке, возможные последствия их нарушения. Обязанности по соблюдению требований безопасности. Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью. Практика: Боевой, предбоевой и походный порядок отделения и взвода. Обязанности солдата в бою. Тактико-строевое занятие. Выбор места для наблюдения и ведения огня. Тактико-строевое занятие. Самоокапывание и маскировка под огнем противника. Использование местных предметов и укрытий для ведения огня. Тактико-строевое занятие. Способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом (бегом), перебежками и переползанием. Тактико-строевое занятие. Действия в населённых пунктах. Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью. Областные соревнования по практической стрельбе «Северный ветер». Раздел 2. Тактика взводного санитара на поле боя. Теория: Общие закономерности, различие общевойсковой и специальной тактики, зависимость от условий (лес, горы, город, время суток и года). Общие сведения о роли связи, топографии, фортификации в работе тактического медика. Выбор позиций, места под медпункт, розыск пострадавших. Комплектация укладок. Понятие о зонах тактической медицины. Действия в красной, жёлтой и зелёной зонах. Сортировка и эвакуация. Виды носилок, правила и порядок переноски раненого. Работа с нонкомбатантами. Боевые травмы: ушибы, растяжения, вывихи. Огнестрельные и осколочные переломы костей: закрытые и открытые. Современные средства остановки кровотечений. Ранения в голову. Контузии, огнестрельные ранения, открытые и закрытые черепно-мозговые травмы. Обязанности взводного санитара в наступлении и в обороне. Обморожения и переохлаждения в боевых условиях. Повреждение раздавливанием. Нарушение дыхательной функции. Сердечнолёгочная реанимация в условиях «Жёлтой» зоны. Первая помощь при пневмотораксе. Профилактика и лечение основных заболеваний, наиболее часто применяемые медикаменты. Организация медицинской помощи в период социальной нестабильности. Организация медицинских пунктов. Гигиена в полевых условиях. 12 Практика: Общие закономерности, различие общевойсковой и специальной тактики, зависимость от условий (лес, горы, город, время суток и года). Общие сведения о роли связи, топографии, фортификации в работе тактического медика. Выбор позиций, места под медпункт, розыск пострадавших. Комплектация укладок. Понятие о зонах тактической медицины. Действия в красной, жёлтой и зелёной зонах. Сортировка и эвакуация. Виды носилок, правила и порядок переноски раненого. Эвакуация пострадавшего: лёжа. Эвакуация пострадавшего: стоя, приёмом Раутека, вдвоём. Эвакуация пострадавшего: с подручными приспособлениями . Использование подручных средств: жгуты, шины, носилки. Иммобилизация конечностей. Первая помощь при кровотечениях в «Красной» зоне. Наложение жгута, самопомощь. Первая помощь при ранениях в голову. Действия взводного санитара в наступлении и в обороне. Первая помощь при обморожениях и переохлаждениях в боевых условиях. Сердечно-лёгочная реанимация в условиях «Жёлтой» зоны. Первая помощь при пневмотораксе. Гигиена в полевых условиях. Тактико-строевое занятие: Отработка навыков оказания само - и взаимопомощи. Тактико-строевое занятие: Отработка навыков переворачивания и разворачивания раненого в нужную сторону. Тактико-строевое занятие: Отработка навыков эвакуации. Участие в соревнованиях по тактической медицине «Северный Урал». Раздел 3. Основы военной топографии Практика: Тактико-строевое занятие. Ориентирование на местности без карты. Выход в пункт назначения. Тактико-строевое занятие. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий. Тактико-строевое занятие. Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения. Тактико-строевое занятие. Ориентирование на местности по карте. Выход в пункт назначения. Раздел 4. Основы психологической подготовки Теория: Приемы психологической саморегуляции в экстремальных ситуациях. Практика: Проведение комплексного психологического тренинга по системе ВПЦ «Вымпел». 13 Раздел 5. Основы огневой подготовки. Теория: Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире. Основы стрельбы из стрелкового оружия. Меткость стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы. Автомат Калашникова – модернизация от АК до АК 12. Практика: Тренировка в неполной разборке и сборке АК. Тренировка в снаряжении магазина АК 30 патронами. Практическая стрельба из пневматической винтовки. Раздел 6. Радиационная, химическая и биологическая защита. Практика: Отработка практических нормативов по надеванию противогаза. Планируемые результаты В процессе обучения будут сформированы следующие результаты: Личностные: - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни формирование у молодых людей чувства патриотизма, гражданского самосознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, культуры поведения, воспитание силы воли, умения концентрироваться на достижении поставленной цели; - повышение конкурентоспособности выпускников образовательных организаций на основе высокого уровня полученного образования, сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций. Метапредметные: - развитие мотивации к служению Российскому государству, к социально значимой деятельности, потребности в развитии навыков самообслуживания, организаторских способностей, ответственности, смелости, решительности, коммуникативности, развитие психологической устойчивости; - участие в общегородских, региональных, всероссийских мероприятиях не менее 80% обучающихся; - включение в число победителей и призеров мероприятий, не менее 50% обучающихся. Образовательные (предметные): - освоение образовательной программы; 14 - изучение материальной части и боевых свойств стрелкового оружия, правил его сбережения и хранения, мер безопасности при обращении с оружием и при проведении стрельб; - изучение поражающих факторов оружия массового поражения и способов защиты от него, приобретение первичных навыков использования средств индивидуальной защиты; - получение навыков ориентирования на местности различными способами, работы с топографическими картами; - изучение порядка и правил оказания первой помощи, получение практических навыков в оказании первой помощи себе и окружающим, эвакуации раненых (больных), организации медицинской службы отделения и взвода в условиях современного боя и ЧС; - изучение основ ведения боевых действий и обязанностей солдата в бою, приобретение первичных навыков действий в различных видах боя. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Изучив данный курс, обучающиеся должны знать: -материальную часть и боевые свойства стрелкового оружия, правила его сбережения и хранения, меры безопасности при обращении с оружием и при проведении стрельб; -требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке, возможные последствия их нарушения; -поражающие факторы оружия массового поражения и способы защиты от него; -способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом (бегом), перебежками и переползанием; -порядок и правила оказания первой помощи в условиях современного боя. Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь: -передвигаться на поле боя ускоренным шагом (бегом), перебежками и переползанием; -выдвигаться к объекту атаки с преодолением заграждений различными способами и атаковать противника; -ориентироваться, выдерживать направление наступления и обозначение своего положения; -использовать местные предметы и укрытия для ведения огня; -оказывать первую помощь себе и окружающим, эвакуировать раненых (больных), организовывать медицинскую службу отделения и взвода; 15 -использовать средства индивидуальной защиты; -определять направление на стороны горизонта по компасу, признакам местных предметов; -определять своё местоположения относительно окружающих местных предметов; -передвигаться по незнакомой местности по карте. Календарный график: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года 38 76 4 152 17 21 1 сентября 31 декабря – 9 января 31 мая Условия реализации общеразвивающей программы Материально-техническое обеспечение. Для успешной реализации программы имеется следующее материально-техническое обеспечение: 1. Учебный класс, в нём: Столы ученические, 8 шт. Стулья ученические, 16 шт. Стол педагога, 1 шт. Стул педагога, 1 шт. Стол демонстрационный, 5 шт. Макет массо-габаритный автомата Калашникова, 2 шт. Магазин к автомату Калашникова с 30 учебными патронами, 2 шт. Противогаз ГП-7, 15 шт. Радиостанции переносные, 4 шт. Страйкбольный привод (реплика АК), 10 шт. Транспортная шина, 3 к-та. Компас, 5 шт. 16 Ноутбук, 1 шт. Проектор, 1 шт. Аудиосистема, 1 к-т. Экран, 1 шт. 2. Укладка для тренировок по оказанию первой помощи, в ней: Жгут Эсмарха 10 шт. Косынка медицинская 10 шт. Шина гибкая алюминиевая 5 шт. Жгут «Альфа» 5 шт. Жгут турникетный «Медплант – 2» 5 шт. 3. Расходные материалы: ППИ-1 300 шт. ППИ-Э «Аполло» 30 шт. ППИ абдоминальный «Аполло» - 15 шт. Кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования, имеющий соответствующий опыт службы в ВС РФ или иных силовых структурах, и (или) имеющий опыт реализации программ дополнительного образования в области начальной военной подготовки, имеющий педагогическое образование и квалификационную категорию не ниже первой. Методическое обеспечение: № п/п 1 Название раздела, тема Раздел: «Тактическая подготовка» Требования безопасности при проведении занятий по тактической подготовке, возможные последствия их нарушения. Материальнотехническое оснащение, дидактические материалы Учебник сержанта мотострелковых войск. 17 Формы, Формы, методы, учебные приемы занятия обучения, педагогическ ие технологии Лекция Работа группой Обязанности курсантов по соблюдению требований безопасности 2-3 Боевой, предбоевой и походный порядок отделения и взвода Учебник сержанта мотострелковых войск. Рассказ, показ, тренировка Работа группой ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки 4-5 Обязанности солдата в бою Учебник сержанта мотострелковых войск. лекция Работа группой 6-7 Тактико-строевое занятие. Учебник сержанта мотострелковых войск. показ, тренировка Индивидуаль ная работа показ, тренировка Индивидуаль ная работа показ, тренировка Индивидуаль ная работа. Работа в парах, в четвёрках показ, тренировка Работа в парах, в четвёрках Выбор места для наблюдения и ведения огня 8-9 10-11 Тактико-строевое занятие. Самоокапывание и маскировка под огнем противника. Использование местных предметов и укрытий для ведения огня Учебник сержанта мотострелковых войск. Тактико-строевое занятие. Учебник сержанта мотострелковых войск. Способы передвижения солдата в бою: ускоренным шагом (бегом), перебежками и переползанием 12-13 ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки Тактико-строевое занятие. Действия в населённых пунктах ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки, малые пехотные лопаты ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки Учебник сержанта мотострелковых войск. 18 ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки Основы управления в бою. Сигналы управления и оповещения, применяемые при подготовке и в ходе боя, порядок их подачи различными способами. Тренировка в выполнении сигналов и команд, подаваемых днем и ночью Учебник сержанта мотострелковых войск. 15-22 Областные соревнования по практической стрельбе «Северный ветер» Положение о соревнованиях, страйкбольные приводы АК, ММГ АК 23-25 Раздел: «Тактика медика на поле боя» Тактическая медицина лекция современной иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой 14 Общие закономерности, различие общевойсковой и специальной тактики, зависимость от условий (лес, горы, город, время суток и года) Рассказ, показ, тренировка Индивидуаль ная работа соревнования Работа в четвёрках, индивидуаль ная работа Сигнальные флажки, фонарики, рации носимые. 26-28 Общие сведения о роли связи, топографии, фортификации в работе тактического медика. Выбор позиций, места под медпункт, розыск пострадавших. Тактическая медицина Рассказ, современной показ, иррегулярной войны/ тренировка Евич Ю.Ю. Работа в четвёрках 29-30 Комплектация укладок Тактическая медицина Лекция, современной тренировка иррегулярной войны в особых условиях. Том 1 Пустыня/ Евич Ю.Ю. Работа группой 19 Различные виды укладок по эшелонированию, комплектующие 31-36 Понятие о зонах тактической медицины. Действия в красной, жёлтой и зелёной зонах Тактическая медицина Лекция, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой 37-39 Сортировка и эвакуация. Виды носилок, правила и порядок переноски раненого. Тактическая медицина Лекция, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой Носилки – тканевые, мобильные, медицинские 40-45 Эвакуация пострадавшего: лёжа Тактическая медицина Показ, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа в четвёрках 46-51 Эвакуация пострадавшего: Тактическая медицина Показ, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа в четвёрках Тактическая медицина Показ, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа в четвёрках стоя; приёмом Раутека; вдвоём; 52-54 Эвакуация пострадавшего: с подручными приспособлениями Эвакуационная стропа, носилочные лямки, плащ-палатка 55-56 Использование подручных средств: жгуты, шины, носилки Тактическая медицина Показ, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Ремни, стропа, верёвки, плащпалатки, медицинские косынки, писчая 20 Работа группой бумага, тетради, канцелярские папки 57 Работа с нонкомбатантами Тактическая медицина лекция современной иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой 58 Боевые травмы: ушибы, растяжения, вывихи Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г лекция 59 Огнестрельные и осколочные переломы костей: закрытые и открытые. Конечности Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г лекция Работа группой 60-63 Иммобилизация конечностей Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г тренировка Индивидуаль ная работа, работа в парах Шины Крамера, шины лестничные, шины гибкие 64 Современные средства остановки кровотечений Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г лекция Работа группой 65-68 Первая помощь при кровотечениях в «Красной» зоне Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г тренировка Работа в четвёрках 21 69 Переломы ребер, ключицы Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г лекция Работа группой 70-73 Первая помощь при переломах ребер, ключицы Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г тренировка Индивидуаль ная работа, работа в парах Абдоминальные бинты 74 Ранения головы. Контузии, сотрясения мозга, огнестрельные ранения, открытые и закрытые черепномозговые травмы Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Бубнов В.Г. лекция Работа группой 75-78 Первая помощь при ранениях головы Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г тренировка Индивидуаль ная работа, работа в парах Бинты нестерильные, ППИ-1, ППИЭ Аполло 79 Обязанности взводного санитара в наступлении и в обороне Организация медицинского обеспечения войск: Курс лекций/ Дрокин А.А. и др. лекция Работа группой 80-81 Действия взводного санитара в наступлении и в обороне Организация медицинского обеспечения войск: Курс лекций/ Дрокин А.А. и др. тренировка Индивидуаль ная работа, работа в парах 22 82 Обморожения и переохлаждения в боевых условиях Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Бубнов В.Г. лекция Работа группой 83-84 Первая помощь при обморожениях и переохлаждении в боевых условиях Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г тренировка Индивидуаль ная работа, работа в парах 85-86 Повреждение раздавливанием Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Бубнов В.Г. лекция Работа группой 87 Нарушение дыхательной функции. Сердечнолёгочная реанимация в «Жёлтой» зоне Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Бубнов В.Г. лекция Работа группой 88-91 Сердечно-лёгочная реанимация в «Жёлтой» зоне Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г лекция Работа группой тренировка Индивидуаль ная работа, работа в парах Манекен Максим 2 92-93 Первая помощь при пневмотораксе Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г Манекен Максим 2, пластыри для первой помощи при ПТ 94-97 Тактико-строевое занятие. Отработка навыков оказания само- и взаимопомощи Тактическая медицина Показ, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки, носилки, медицинская 23 Работа в четвёрках укладка, эвакуационная стропа 98101 102105 Тактико-строевое занятие Отработка навыков переворачивания и разворачивания раненого в нужную сторону Тактическая медицина Показ, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Тактико-строевое занятие. Тактическая медицина Показ, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Отработка навыков эвакуации Работа в парах ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки, носилки, медицинская укладка, эвакуационная стропа Работа в четвёрках ММГ АК, ММГ РПК, шлемы, разгрузки, носилки, медицинская укладка, эвакуационная стропа 106107 Профилактика и лечение основных заболеваний, наиболее часто применяемые медикаменты Тактическая медицина лекция современной иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой 108109 Организация медицинской помощи в период социальной нестабильности Тактическая медицина лекция современной иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой 110111 Организация медицинских пунктов Тактическая медицина лекция современной иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой 112113 Гигиена в полевых условиях Тактическая медицина лекция, современной тренировка иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. Работа группой 114121 Участие в городских, окружных соревнованиях по Положение о соревнованиях, ММГ Работа в группах 24 участие 122123 тактической медицине «Северный Урал» АК, носилки, шлемы, разгрузки. Раздел: «Основы военной топографии» Топографическая подготовка для курсантов патриотических объединений: методическое пособие / Омельченко С. Д., карты, компасы тренировка Работа в группах Тактико-строевое занятие. Ориентирование на местности без карты. Выход в пункт назначения (практика) 124125 Тактико-строевое занятие. Подготовка данных для движения по азимуту. Выдерживание указанного (намеченного) направления движения и расстояния. Обход препятствий (практика) Топографическая подготовка для курсантов патриотических объединений: методическое пособие / Омельченко С. Д карты, компасы, планшеты тренировка Работа в парах 126127 Тактико-строевое занятие. Измерение расстояний по карте. Изучение участка местности. Чтение карты по маршруту движения Топографическая подготовка для курсантов патриотических объединений: методическое пособие / Омельченко С. Д. карты, компасы, планшеты тренировка Работа в четвёрках 128129 Тактико-строевое занятие. Ориентирование на местности по карте. Выход в пункт назначения по легенде (практика) Топографическая подготовка для курсантов патриотических объединений: методическое пособие / Омельченко С. Д.карты, компасы, планшеты тренировка Работа в четвёрках 130133 Раздел: «Основы психологической подготовки» «Организация и проведение специального комплексного тренинг Работа группой 25 Проведение тренинга тренинга для командообразования и раскрытия личностных качеств»: Методическое пособие 134 Приемы психологической саморегуляции в экстремальных ситуациях «Организация и лекция проведение специального комплексного тренинга для командообразования и раскрытия личностных качеств»: Методическое пособие Работа в группах 135 Раздел: «Основы огневой подготовки» Современная начальная военная подготовка: Учебнометодические материалы/ Даурцев К.В. и др. лекция Работа группой Основы стрельбы из стрелкового оружия. Меткость стрельбы и выбор цели. Выбор прицела и точки прицеливания. Корректирование стрельбы Современная начальная военная подготовка: Учебнометодические материалы/ Даурцев К.В. и др. лекция Работа группой Автомат Калашникова – модернизация от АК до АК 12 Современная начальная военная подготовка: Учебнометодические материалы/ Даурцев К.В. и др. лекция Работа группой Требования безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. Меры безопасности при проведении стрельб в тире 136 137 ММГ АК, пневматическая винтовка, ММГ РПК 26 138141 Разборка-сборка АК ММГ АК, 4 шт тренировка Индивидуаль ная работа 142145 Тренировка в снаряжении магазина АК 30 патронами Магазин АК с 30 патронами, 4 комплекта тренировка Индивидуаль ная работа 146151 Практическая стрельба из пневматической винтовки Современная начальная военная подготовка: Учебнометодические материалы/ Даурцев К.В. и др. тренировка Индивидуаль ная работа тренировка Работа группой Пневматическая винтовка 4 шт., пули 4,5 мм 152 Раздел: «Радиационная, химическая и бактериологическая защита» Отработка практических нормативов по надеванию противогаза Современная начальная военная подготовка: Учебнометодические материалы/ Даурцев К.В. и др. Противогазы ГП-6 15 шт. Формы аттестации и оценочные материалы Для определения результативности освоения программы используются следующие формы аттестации: Зачёт, тестирование, участие в военно-прикладных соревнованиях, играх. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: зачётный лист (Приложение 1), грамота, диплом, материал анкетирования и тестирования, протокол соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат), статья в СМИ и на сайте МАУ ДО ДООЦ. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: Конкурс, открытое занятие, отчет итоговый, поступление выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль, военно-спортивные игры «Зарница», «Орлёнок», «Защитники Отечества» соревнования по тактической медицине «Северный Урал», соревнования по практической 27 стрельбе «Северный ветер», соревнования по спортивному пейнтболу «Линия огня» и др. Оценочные материалы Диагностика: Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, зачётов, наблюдения с занесением результатов в Зачётный лист (Приложение 1). Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Уровни развития: Низкий уровень: Знает основные требования, предъявляемые к взводному санитару, в тактическом отношении подготовлен базово, может выполнять боевые задачи под руководством наставника; самостоятельная работа вызывает затруднения. Средний уровень: Знает основные требования, предъявляемые к взводному санитару, в тактическом отношении подготовлен хорошо, может выполнять боевые задачи самостоятельно; способен провести анализ боевой ситуации. Высокий уровень: Твёрдо знает основные требования, предъявляемые к взводному санитару, грамотно организует медицинское обеспечение отделения, может выполнять боевые задачи самостоятельно и ставить их перед подчинёнными; способен провести анализ боевой ситуации. Форма обучения: очная. Дидактические материалы: Медицинская подготовка: https://vk.com/doc268969235_517528670?hash=319a6bffa91cecf93d&dl= 670ca28ae031bb0a65 1. «Комплект индивидуальный медицинской помощи». 2. «Первая помощь при остановке дыхания». 3. «Первая помощь при ранениях». 4. «Первая помощь при ожогах и травмах». 5. «Первая помощь при укусах змей». 6. «Переноска раненых» 28 Тактическая подготовка: 1. «Декоративная маскировка». https://vk.com/wall-186417088_6?browse_images=1 2. «Звукомаскировка». https://vk.com/wall-186417088_7?browse_images=1 3. «Маскировка запаха». https://vk.com/wall-186417088_8?browse_images=1 4. «Следопытство». https://vk.com/wall-186417088_9?browse_images=1 Огневая подготовка: https://vk.com/wall-186417088_4?browse_images=1 1. «5,45 мм.Автомат Калашникова АК-74». 2. «7,62 мм. Снайперская винтовка Драгунова СВД». 3. «9мм. пистолет Макарова ПМ». 4. «Ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7». 5. «30 мм. Автоматический гранатомёт АГС-17 «Пламя». Тесты: Задание промежуточной аттестации по тактической медицине. https://coreapp.ai/app/player/lesson/5fdb132ac41bc11ca1612c9f Задание итоговой аттестации: https://coreapp.ai/app/player/lesson/62e0f254c4821b8525e29ada Разработки теоретических материалов по темам программы: https://coreapp.ai/app/preview/lesson/5fc624eb13dcd747e54d457f https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5fc61d6e2a16169ecc83a3ce https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5fc6254d2a16169ecc83a3ed https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5fb239663872019d4489b0be https://coreapp.ai/app/builder/lesson/5f34d3b965f129775fcb349c Требования Положений военно-спортивных игр, соревнований, http://pik.karpinskedu.ru/poster/194-2-otkrytye-sorevnovanija-poконкурсов. takticheskoi-medicine-severnyi-ural-2022.html Зачётный лист обучающегося. (Приложение 1) Список литературы 1. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». — М.: Эксмо, 2018. 2. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации с изменениями на 2018 год. — М.: Эксмо, 2018. 29 3. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). — М.: Военное Издательство, 2009. 4. Учебник сержанта мотострелковых войск. — М.: Военное Издательство, 2003. 5. Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание в образовательном процессе патриотических объединений: Методическое пособие – М.: ООО «Центр полиграфических услуг «РАДУГА», 2015. 6. Искусство снайпера / Потапов А.А. – СПб.: Фаир-Пресс, 2005. 7. Организация и проведение специального комплексного тренинга для командообразования и раскрытия личностных качеств: Методическое пособие – М.: ООО «Центр полиграфических услуг «РАДУГА», 2015. 8. Организация медицинского обеспечения войск: Курс лекций/ Дрокин А.А. и др. – Гродно: Гродненский государственный медицинский университет, 2020. 9. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. – М.: Астрель, 2005. 10. Первая помощь в экстремальных ситуациях: Практическое пособие/Петров С.В., Бубнов В.Г. – М.: НЦ ЭНАС,2000. 11. Современная начальная военная подготовка: Учебнометодические материалы/ Даурцев К.В. и др. – М.: ООО «Технология защиты», 2016. 12. Тактическая медицина современной иррегулярной войны в особых условиях. Том 1. Пустыня/ Евич Ю.Ю. – М.: ООО «Русский печатный двор», 2018. 13. Тактическая медицина современной иррегулярной войны/ Евич Ю.Ю. – М.: ООО «Русский печатный двор», 2018. 14. Топографическая подготовка для курсантов патриотических объединений: методическое пособие / Омельченко С. Д., Решетов П.А., Дубровин С.А., Алексеев А.Ю., Хисматуллина Е.А., Чуфистова Т.С. – М.: ООО «Центр полиграфических услуг «РАДУГА», 2015. Интернет-ресурсы: https://vk.com/club186417088 Школа младших командиров. 1. Группа «ВКонтакте». http://www.compancommand.com/ В помощь молодому офицеру. 2. 3. http://vpc-vympel.ru/ Сайт ВПЦ «Вымпел». 4. https://topwar.ru/armament/ Военное обозрение. 5. http://технологии-выживания.рф 30 Приложение 1. Зачётный лист обучающегося ______________________________________________ Дата Тема Отметка Правила радиосвязи Переход к обороне вне соприкосновения с противником и ведение оборонительного боя. Занятие отделением указанной позиции и ее оборудование Действия отделения при нанесении противником ядерного удара и во время огневой подготовки. Действия солдата в бою Отделение в наступлении Действия дозорного отделения при прохождении теснин, мостов, при преодолении водной преграды Личная и коллективная гигиена. Выполнение правил гигиены в полевых условиях. Предупреждение инфекционных заболеваний. Первая помощь при переломах костей, вывихах и ушибах. Использование подручных средств для иммобилизации при переломах Порядок транспортировки раненых Практическая отработка нормативов по надеванию противогаза Отделение в обороне Основы маскировки Практическая отработка норматива по разборке-сборке автомата Калашникова Снаряжение магазина патронами 31 Подпись инструктора Участие в военно-спортивных играх «Северный Урал» «Северный ветер» «Зарница» «Защитники Отечества» Решение руководителя__________________________________ 32