Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.20 11:12:35 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Магия шитья» Возраст обучающихся: 9-16 лет Срок реализации: 2 года Автор-составитель: Тырышкина И.Е., педагог дополнительного образования г.Карпинск Содержание 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цель и задачи развивающей программы 1.3. Содержание общеразвивающей программы: учебный (тематический) план; содержание учебного (тематического) плана. 1.4. Планируемые результаты 2. Организация педагогического условия 2.1 Условия реализации общеразвивающей программы 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы 3. Список литературы 1. Основные характеристики 1.1. Пояснительная записка Программа «Магия шитья» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013г.); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022г. № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далееСанПиН); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Магия шитья» (далее Программа) имеет художественную направленность. Программа предназначена для формирования начального опыта обучения основам конструирования и моделирования одежды, способствует созданию условий для формирования творческой личности, развития нагляднообразного мышления, которое, в свою очередь, может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека – рабочего, ученого, инженера, художника, представителя творческой профессии. Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, развитие у учащихся эстетического вкуса, расширение их кругозора. Учащимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного и машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с необходимыми инструментами. Актуальность программы, обусловлена тем, что рукоделие благотворно влияет на развитие ребенка, способствует развитию мелкой пальцевой моторики, координации движений рук и глаз. Программа «Магия шитья» это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии. Создание одежды – это занятие, способное воспитать эстетические чувства, подготовить обучающихся к будущей семейной жизни, это мастерство, не знающее границ в творчестве. Программа мотивирует детей к творчеству, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром. Главный принцип программы: идти от возможностей и способностей ребенка, совершенствуя их; не от содержания предмета к ребенку, а с ребенком к вершинам мастерства, вершинам творчества. Адресат программы: школьники 9-16 лет. Возрастные особенности детей группы 9-10 лет: Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы, весьма приблизительно, характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. Возрастные особенности детей группы 11-16 лет: Подростковый возраст (11-16 лет) — период взросления, промежуточный между детством и взрослостью. После его окончания подросток обретает зрелость, характеризующуюся физическим, эмоциональным, социальным и интеллектуальным развитием. В подростковом возрасте активно развивается самосознание. Подросток начинает размышлять не только о внешних событиях, но и собственных мыслях, чувствах и поступках. У него появляется способность смотреть на себя со стороны, глазами других людей и самостоятельно оценивать свои достоинства и недостатки. Большую значимость приобретает потребность в установлении дружеских взаимоотношений со сверстниками. Освобождаясь от родительской опеки, подросток теряет возможность удовлетворять потребность в эмоциональной поддержке в общении с родителями. Теперь эта потребность удовлетворяется в отношениях со сверстниками. Не менее важной является потребность в принадлежности к группе, в признании сверстниками. Подростки хотят нравиться сверстникам и хотят быть принятыми в привлекательную для них группу. Они уделяют большое значение одежде и внешности. В одежде отражается стремление подростков к выражению себя и своей принадлежности к определенной группе. При формировании состава групп учитывается не только возраст, но и индивидуальные особенности обучающегося. В группу первого года реализации Программы принимаются обучающиеся, проявившие интерес к художественному творчеству и искусству дизайнеров. В группу второго года обучения принимаются обучающиеся, занимавшиеся ранее по данной Программе или после собеседования с педагогом. Уровень, объем и срок освоения программы: Уровень программы - базовый. Программа рассчитана на 2 года обучения при постоянном составе детей. Общий объем программы: 304 учебных часа 1 год обучения - 152 часа (38 недель) в год. 2 год обучения - 152 часа (38 недель) в год. Формы обучения: очная, очно-заочная. Методы проведения занятий: теоретическая часть представлена в виде занятий, которые сопровождаются объяснением материала, показом и демонстрацией наглядных пособий и изделий, обменом опыта и мнениями. Практическая часть представлена в виде практического выполнения задания, изготовления изделий. В проведении занятий используются формы коллективно-группового творчества и индивидуальной работы. Основной формой работы являются комбинированные занятия. Режим занятий: 4 учебных часа в неделю (38 учебных недель). Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы выставка работ обучающихся в учебном кабинете, фотовыставка работ обучающихся, участие в олимпиадах различного уровня . 1.2. Цель и задачи развивающей программы Цель программы: Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей и подростков посредством овладения искусством конструирования и моделирования одежды. Задачи программы: Образовательные: ∙ обеспечить в ходе занятий усвоение основ моделирования и конструирования швейных изделий; технологии и последовательности изготовления швейных изделий; ∙ обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение (закрепление) качественно выполнять работу, рационально используя материал и время; выполнять разнообразные виды ручных швов; выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий; выбирать последовательность операций по изготовлению изделий; ∙ сформировать (продолжить формирование, закрепить) изготавливать чертеж выкройки швейного изделия; читать чертежи; определять название и форму деталей кроя; умение подбирать материал для изготовления швейного изделия. Развивающие: способствовать развитию творческих способностей (чувства красоты, вкуса и индивидуальности, самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий); ∙ способствовать развитию волевых качеств (настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач); ∙ способствовать развитию познавательных способностей (идейнохудожественное мышление, культуру общения в детском коллективе во время занятий, аккуратность и усидчивость при работе над изделием). Воспитательные: ∙ содействовать в решении задач трудового воспитания (формировать способности к самоорганизации; формировать общественно активную личность с четкой гражданской позицией; культуру общения и поведение в социуме; воспитывать навыки ведения здорового образа жизни; формировать: трудолюбие, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, уважение к чужому труду и результатам труда; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию разных народов). 1.3. Содержание общеразвивающей программы Учебно-тематический план (первый год обучения) № Темы. Разделы. 1. Вводное занятие. Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год. Вводный и первичный инструктаж по ТБ. Техника безопасности. Работа с инструментами. Правила поведения в объединении. Ручные швы и стежки. ТБ при работе ручными работами Терминология ручных работ Сметочные и копировальные стежки. Швы «назад иголка», «через край». Потайные стежки. «Тамбурный» шов. Штуковочные стежки. Самостоятельная работа по пройденному материалу. Работа с фурнитурой. Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры. Пришивание пуговиц. Пришивание бусин и бисера. Самостоятельная работа по пройденному материалу. Работа с выкройкой. Знакомство с понятиями – выкройка, лекало. Копирование выкроек. Изготовление и хранение лекал. Рациональное использование материала. Правила раскроя ткани. Самостоятельная работа по пройденному материалу. Машинные швы и строчки ТБ при работе на швейной машине. Подготовка швейной машины к работе. Заправка верхней и нижней нити. Терминология машинных работ. 2. 3. 4. 5. 6. Всего часов 2 Теория Практика 2 _ 2 2 _ 4 1 3 2 1 1 20 4 16 24 8 16 Выполнение машинных швов. 7. Вещи для дома. Игольница Кухонные прихватки Салфетки Подушка – думка Кухонный фартук 8. Технологическая последовательность пошива майки (топ) Выбор модели, снятие лекала с журнала. Подгонка лекала по фигуре. Крой изделия. Подготовка изделия на 1ю примерку. Изменения после примерки. Проведение примерки. Стачивание швов, рельефов. Процессная утюжка. Осноровка изделия. Подрезка мелких деталей. Обработка застежки. Обработка швов. Обработка горловины. Обработка пройм на изделии. Утюжка готового изделия. Декор. 9. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки Подбор модели, выбор ткани. Снятие лекала. Подгонка лекала по фигуре. Раскладка лекала по ткани. Крой изделия, припуски на швы. Подготовка изделия на 1ю примерку. Изменение после примерки. Стачивание швов, выточек. Процессная утюжка, осноровка изделия, обметка швов. Обработка карманов. Обработка застежки. Обработка низа изделия. Утюжка готового изделия. ИТОГО за период обучения: 30 10 20 30 10 20 38 8 30 152 46 106 Содержание программы (первый год обучения) 1. Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж по Технике безопасности. Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на год, наглядных пособий, литературы. Практика: просмотр и обсуждение наглядных пособий и литературы. 2. Техника безопасности. Теория: правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях в объединении. Практика: игра на закрепление теоретического материала. 3. Ручные швы и стежки. Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения. Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные, штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний. 4. Работа с фурнитурой. Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры (пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий. Практика: упражнения в пришивание фурнитуры, самостоятельная работа на закрепление знаний. 5. Работа с выкройкой. Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и хранении лекал. Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа по разработке выкроек и на закрепление знаний. 6. Машинные швы и строчки Теория: рассказ о возникновении швейных машин. Практика: Выполнение машинных швов. 7. Вещи для дома. Теория: беседа о вещах, которые служат украшением интерьера дома, их декоративные и полезные функции. Практика: изготовление вещей для дома (салфетки, прихватки, подушкидумки, игольницы и т. д.). Выставка изделий внутри объединения. 8. Технологическая последовательность пошива. Теория: рассказ о назначении и применении моделирования. Практика: зарисовки эскизов изделий, упражнение в моделировании одежды, вещей и их декорировании. Самостоятельная работа. 9. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива майки (топ). 10. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки. Учебно - тематический план (второй год обучения) № Тема занятий 1 2 3 Вводное. Цели и задачи курса. ТБ и охрана труда. Машиноведение. Ручные и машинные швы. Их виды и правила выполнения. Роль ткани и цвета в создании одежды. Фактура материала, колористика. Системное проектирование футболки. Виды дефектов и их устранение. (снятие мерок) Расчет ткани на изделие. Правила подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой. 4 5 6 Количество часов Всего Теория Практика часов 2 2 2 1 1 10 2 8 6 2 4 14 4 10 8 4 4 Технологическая последовательность изготовления футболки .(первая примерка) 8 Системное проектирование базовой конструкции футболки. Дефекты, их причины и способы устранения. 9 Технологическая последовательность изготовления футболки. (готовое изделие) 10 Полезные советы при работе с различными по фактуре тканями. 11 Итоговое занятие Итого 7 20 4 16 26 10 16 48 4 44 12 8 4 4 152 4 45 107 Содержание программы (второй год обучения) 1. Введение Теория: Ознакомление с работой творческого объединения. Понятие о трудовой, технологической дисциплине и культуре труда. Практика: Материалы, инструменты и принадлежности, необходимые для работы в творческом объединении. 2. Машиноведение. Теория: История развития швейных машин. Краткая характеристика основных видов швейных машин. Технологическая и техническая характеристика стачивающих машин челночного стежка. Механизм игловодителя, его работа и устройство. Механизм нитепритягивателя, конструкция и работа. Механизм двигателя ткани. Регулятор стежка и механизм обратного хода, их конструкция и работа Машины обметочные (оверлоки). Назначение обметочных строчек. Техническая характеристика машин. Устройство, работа и регулировка машин. Конструктивные особенности машин. Заправка нитью и управление машиной. Уход за швейными и обметочными машинами. Порядок чистки и смазки машины. Практика: Заправка верхней и нижней нитей. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей. Замена иглы в швейной машине. Заправка нити в обметочную машину (оверлок). Управление швейной и обметочной машиной, их смазка и чистка. 3. Ручные и машинные швы. Их виды и правила выполнения. Теория: Организация рабочего места для ручных и машинных работ, применяемые инструменты и приспособления. Виды ручных стежков и их назначение. Приемы выполнения ручных стежков и их применение. Виды и способы крепления фурнитуры. Технические условия для выполнения ручных работ. Терминология ручных работ. Подбор игл и ниток в зависимости от вида материала. Виды машинных швов и строчек. Их назначение. Приемы выполнения машинных строчек. Технические условия выполнения машинных работ. Терминология машинных работ. Практика: Выполнение образцов ручных стежков. Выполнение образцов машинных стежков и строчек. 4. Роль ткани и цвета в создании одежды. Фактура материала, колористика. Теория: Определение фактуры, ее многообразие. Виды тканей и ее определение, рекомендации по уходу. Практика: Рекомендации по выбору ткани для определенного вида изделия. Роль цвета в жизни человека. 5. Системное проектирование футболки. Виды дефектов и их устранение. Теория: Правила снятия мерок. Разновидность футболок (макси, классические, приталенные, прямые и т.д.). Термины деталей кроя и конструктивных элементов (спинка, полочка, рукав, бейка, карман). Практика: Возможные дефекты, причины и способы их устранения. 6. Расчет ткани на изделие. Правила подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой. Теория: Подготовка ткани к раскрою. Правила раскладки выкройки на ткани. Особенности раскладки выкройки на ткани с различным типом рисунка (одноцветным, с симметричными долевыми полосами, с поперечными полосами, с направленным рисунком, с асимметричными поперечными полосами, ворсом). Припуски на швы и обработку. Правила расчета ткани на изделие. Практика: Экономная раскладка выкройки на ткани. Расчет ткани на выбранный фасон изделия. Выполнение нескольких вариантов раскладки выкройки на ткани различной ширины. 7. Технологическая последовательность изготовления футболки. Теория: Технология раскроя. Порядок подготовки деталей кроя к сборке изделия. Способы переноса меловых линий по контуру кроя изделия. Сборка изделия на примерку. Порядок проведения примерки изделия. Выявление и исправление дефектов кроя в изделии. Последовательность и способы обработки изделия. Влажно-тепловая обработка деталей различных конструкций и различных готовых изделий. Практика: Обмеловка выкроек и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Сметывание деталей кроя. Проведение примерок, исправление дефектов. Стачивание изделий и выполнение отделочных работ. Окончательная отделка изделия и его влажно-тепловая обработка. Определение качества изделия. 8. Системное проектирование базовой конструкции футболки. Дефекты, их причины и способы устранения. Теория: Фигура человека и ее измерения. Общие сведения о строение фигуры человека. Правила снятия мерок. Возможные дефекты, причины и способы их устранения. Термины деталей кроя и конструктивных элементов (спинка, полочка, кокетка и т.д.). Термины отделочных элементов (карман, окантовка проймы и горловины и т.д.) Практика: Возможные дефекты, причины и способы их устранения. Тема 9. Технологическая последовательность изготовления футболки. Теория: Технология раскроя. Порядок сметывания изделия к примерке. Порядок проведения примерки. Выявление исправление дефектов кроя в изделии. Последовательность и способы обработки изделия. ВТО деталей готовых изделий. Осноровка деталей кроя. Практика: Обмеловка выкроек и раскрой ткани. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя. Сметывание деталей кроя. Проведение примерок, исправление дефектов. Стачивание изделий и выполнение отделочных работ. Окончательная отделка изделия и его влажно-тепловая обработка. Определение качества изделия. 10. Полезные советы при работе с различными по фактуре тканями. Теория: Советы при работе с такими тканями как шелк, бархат, шифон, трикотаж, кожа. 11. Итоговое занятие. Теория: Проверка знаний пройденного материала. Подведение итогов за учебный год. 1.4. Планируемые результаты Метапредметные результаты: самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в творческой и познавательной деятельности; выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернетресурсы и другие базы данных; организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива; соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой; оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда; самооценка умственных и физических способностей при трудовой деятельности в различных сферах с позиций будущей социализации; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; стремление внести красоту в домашний быт; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Предметные результаты: формирование у учащихся представления о различных видах рукоделия; развитие необходимых практических умений и навыков по выполнению различных видов ручных и машинных работ; формирование навыков, обеспечивающих успешное выполнение самостоятельных работ; способность изготовления изделий декоративно-прикладного творчества собственного дизайна. 2. Организация педагогического условия 2.1 Условия реализации общеразвивающей программы Методическое и материально-техническое обеспечение программы (1 год обучения) № Темы, разделы. Форма занятий Приемы и Методичес методы кий и организации дидактичес кий материал 1. Вводное занятие Коллективная Беседа, обсуждение 2. Техника безопасности Коллективная , игровая Инструктаж 3. Ручные швы и стежки Коллективная , индивидуаль ная Объяснение, разъяснение, упражнение 4. Работа фурнитурой с Коллективная , индивидуаль ная Объяснение, разъяснение, упражнение 5. Работа выкройкой с Коллективная , индивидуаль ная Объяснение, разъяснение, упражнение Литература , образцы швов и материала Наглядные пособия Наглядные пособия, образцы швов, литература Образцы, наглядные пособия, литература Техническое оснащение занятий, материалы, инструмент ы Кусочки ткани, иглы, ножницы и т.д. Форма подведения итогов Ручки, карандаши, альбомы для записи и зарисовки Ткань, иглы, нитки, ножницы Беседа Беседа Самостоятельная работа, оформление альбома Самостоятельная работа Нитки, иглы, тесьма, пуговицы, бисер, бусины и т.д. Литература Сантиметро Самостоя, образцы вая лента, тельная лекал, ткань, работа наглядные ножницы, пособия нитки, мел, карандаши, бумага 6. Машинные швы Коллективная и строчки , индивидуаль ная Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа 7 Вещи для дома Коллективная , индивидуаль ная Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа 8 Технологическая последовательн ость пошива майки – топ. Коллективная , индивидуаль ная Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа 9 КонструироваКоллективная ние и , игровая моделирование, последовательн ая технология пошива майкитоп. Беседа, практическая работа Литература Ткань, Готовые , готовые нитки, иглы, изделия, изделия фурнитура, выставка ножницы, внутри утюг, мел, объединекарандаши ния Литература Ткань, Готовые , готовые нитки, иглы, изделия, изделия, фурнитура, выставка наглядные ножницы, внутри пособия утюг, мел, объединекарандаши, ния бумага Литература Ткань, Готовые , готовые нитки, иглы, изделия, изделия фурнитура, выставка ножницы, внутри утюг, мел, объединекарандаши, ния бумага Литература Альбомы, Самостоя, карандаши, тельная наглядные ткань, работа, пособия ножницы выставка внутри объединения Методическое и материально-техническое обеспечение программы (второй год обучения) № Раздел Форма занятий Приемы и методы организаци и Методический и дидактическ ий материал 1 Вводное. Цели и задачи курса. ТБ и охрана труда Коллективная Беседа, обсуждение, инструкта ж Литература, образцы швов и материала 2 Машиноведен ие Коллективная, игровая Объяснение, разъяснение, упражнение Наглядные пособия Техническо е оснащение занятий, материалы, инструмент ы Кусочки ткани, иглы, ножницы и т.д. Ручки, карандаши, альбомы для записи и зарисовки Ручки, карандаши, альбомы для записи и зарисовки, Форма подведения итогов Беседа Беседа 3 Ручные и машинные швы. Их виды и правила выполнения Коллективная, индивидуальная 4 Роль ткани и цвета в создании одежды. Фактура материала, колористика Системное проектировани е футболок. Виды дефектов и их устранение Коллективная, индивидуальная 5 6 7 8 9 Объяснение, Разъяснение, Упражнение Объяснение, Разъяснение, упражнени е Наглядные пособия, образцы швов, литература Коллективная, индивидуальная Объяснение, разъяснение, упражнение Литература, образцы лекал, наглядные пособия Расчет ткани на изделие. Правила подготовки ткани к раскрою, раскладка выкройки на ткани, раскрой Технологическая последовательность изготовления футболки Коллективная, индивидуальная Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа Литература, готовые изделия Коллективная, индивидуальная Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа Литература, готовые изделия, наглядные пособия Системное проектировани е базовой конструкции футболки. Дефекты, их причины и способы устранения Технологическая Коллективная, индивидуальная Беседа, объяснение, разъяснение, практическая работа Литература, готовые изделия Коллективная, игровая Беседа, практичес- Литература, наглядные Образцы, наглядные пособия, литература машины швейные Ткань, иглы, нитки, ножницы, машины швейные Нитки, иглы, тесьма, пуговицы, бисер, бусины и т.д. Сантиметровая лента, ткань, ножницы, нитки, мел, карандаши, бумага Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши Самостоятельная работа, оформление альбома Самостоятельная работа Самостоятельная работа Готовые изделия, выставка внутри объединения Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага, машины швейные. Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага Готовые изделия, выставка внутри объединени я Ткань, нитки, Самостоятельная Готовые изделия, выставка внутри объединени я последовательность изготовления футболки кая работа пособия Полезные советы при работе с различными по фактуре тканями Коллективная, игровая Беседа, практическая работа Литература, образцы швов и материала Итоговое занятие Коллективная, игровая Беседа, практическая работа Тестовые задания и наглядные пособия иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага машины швейные Кусочки ткани, иглы, ножницы и т.д. Ручки, карандаши, альбомы для записи и зарисовки Ткань, иглы, нитки, ножницы работа, выставка внутри объединения Беседа Беседа, тестирование, практическое тестирование Кадровое обеспечение: Программу может реализовывать педагог, имеющий педагогическое профильное образование, в совершенстве владеющий навыками руководства учебно-творческой деятельностью обучающихся и методикой преподавания предмета. Методические материалы: При изучении тем используются: наглядные пособия; фотоматериалы, иллюстративный материал по истории дизайна. Плакаты: «Технология подготовки рабочего места к работе», «Техника безопасности при работе», «Виды орнамента», «Цветовой круг», «Примеры построений перспективного изображения», «Законы композиции» и т.д. Интернет-платформа Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/50/. 2.2 Формы аттестации и оценочные материалы В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов: • стартовое - (цель – выявление ошибок и успехов в работе). Определение ручных навыков шитья у детей проходит с помощью теста «Виды стежков, швов». • промежуточные - (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие). Самостоятельное выполнение детьми первых швейных изделий для дома с помощью ручных и машинных швов. • итоговые - (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год) Выявление результатов осуществляется: через отчетные просмотры законченных работ; отслеживание личностного развития детей методом наблюдения. 3. Список литературы Для педагога 1. Арциховский А. В. Одежда // История культуры древней Руси. М.; Л., 1948. 2. «Бурда» - журнал моды. 2005 – 2009 год. 3. Екшурская Т.Н. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб. Лениздат, 1992. 4. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – ТОО «Лейла», 1994. 5. Левашева В.П. Об одежде сельского населения//Труды Государственного Исторического музея. М., Вып. 40, 1966. 6. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтнографический источник. М., 1978. 7. Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. 8. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006. 9. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. – М., 2000. Для обучающихся 1. «Бурда» - журнал моды. 2005 – 2009 год. 2. Екшурская Т.Н. Модное платье: конструирование, технология пошива, отделка. СПб. Лениздат, 1992. 3. Ерзенкова Н.В. Женская одежда в деталях. – ТОО «Лейла», 1994. 4. Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. 5. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль. 2006. 6. Труханова А.Т. Иллюстрированное пособие по технологии лёгкой одежды. – М., 2000. 7. Информационные плакаты.