Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.06 14:48:03 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Спортивный танец «Радуга» Возраст обучающихся: 7-12 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Нестерова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования г. Карпинск Пояснительная записка. Программа «Спортивный танец «Радуга»» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); • Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных образовательных программ»; технологий при реализации • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; • Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». • Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; • Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность программы – физкультурно-спортивная. Актуальность программы Программа соответствует нормативно-правовым актам и документам потребностям региона, детей и родителей, ее актуальность заключается: - в формировании здоровой, физически развитой личности; - в развитии творческих способностей, креативности, мобильности у детей школьного возраста. Отличительные особенности программы В программе «Спортивный танец «Радуга» используется новая нестандартная методика, в основе которой лежит танец - как особая форма двигательной активности. Это набор танцевальных упражнений различных танцевальных стилей с использованием различных атрибутов (фитбола, гимнастических палок, лент, помпонов), танцевальная аэробика, стретчинг, общеразвивающие упражнения. Программа направлена на формирование познавательной мотивации, естественное развитие организма ребенка, морфологическое и физическое совершенствование, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности, учитывает психологические и возрастные особенности детей школьного возраста. Адресат программы: школьники 7-12 лет. Возрастные особенности детей группы 7-12 лет: Младший школьный возраст – это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого периода является овладение всеми доступными движениями. Воспитанники в возрасте 7-12 располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач. В этом возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов: восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Комплексный подход к особенностям психофизического развития данной возрастной категории: высокому уровню активности, повышенной работоспособности, быстрой утомляемости, предусматривает частую смену деятельности с использованием элементов импровизации, созданием ситуации игры. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом возраста и пожеланиям детей (подружки) и родителей. Принципы формирования учебных групп: Число одновременно обучающихся в группе 15 человек. Объем и срок освоения программы Объем программы 152 часа (38 недель) в год Программа рассчитана на 1 год обучения Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями- 10 минут Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы, которая представляет собой освоение содержания в течение одного или нескольких лет в одной образовательной организации. Формы обучения: очная Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Перечень видов занятий: групповые упражнения и занятия, практические занятия. Перечень форм подведения итогов реализации программы: открытое занятие, творческий отчет, концерт. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе педагога. Цель и задачи программы. Цель программы «Спортивный танец «Радуга»»: создание условий для самореализации и развития качеств творческой личности ребенка, необходимых для формирования танцевального искусства. техничного исполнения, средствами Задачи программы: Обучающие: обеспечить в ходе выполнения заданий усвоение танцевальных движений и комплекса общеразвивающих упражнений; закрепить умения выполнять танцевальные движения и композиции. Развивающие: способствовать развитию волевых качеств личности (настойчивости, целеустремленности); развитию творческих способностей (фантазии, воображения). Воспитательные: воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу, морально-волевые и эстетические качества, сознательное отношение к здоровому образу жизни; формировать культуру общения и поведения в социуме. Планируемые результаты. Метапредметными результатами изучения спортивного танца являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: - умение участвовать в танцевальной жизни класса и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных задач; Учащиеся научатся: - находить ассоциативные связи между физическими упражнениями и художественными образами в танце; - передавать свои впечатления в устной форме. Личностными результатами изучения спортивного танца являются: - реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения танцевальных композиций; - развитие творческих способностей; - развитие интеллектуальных способностей, приобретение интеллектуальных знаний; Учащиеся научатся: - проявлять творческую инициативу в различных сферах двигательной деятельности, в танцевально-эстетической жизни класса (музыкальные вечера, концерты). Предметными результатами занятий являются: - устойчивый интерес к различным видам двигательной деятельности; - знание основных закономерностей спортивного танца, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности. Учащиеся научатся: - понимать роль здорового образа жизни в жизни человека; - эмоционально воспринимать спортивные движения; - исполнять изученные танцевальные комбинации; - участвовать в концертном исполнении танцевального репертуара класса. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Изучив данный курс, обучающиеся должны знать: - принципы здорового образа жизни; - правила безопасности при занятиях физическими упражнениями; - особенности музыки и принципы движения тела под музыкальное сопровождение; - итоговые танцевальные композиции и постановки. Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь: - выполнять комплексы упражнений под музыку; - выполнять базовые танцевальные шаги под музыкальное сопровождение; - выполнять комплекс упражнений по стретчингу; - исполнять движения в соответствии с характером стиля танца; - выступать командой, парой, соло в соответствии с выученными композициями Содержание программы Учебный план Количество часов № Тема Всего Теория Практика Формы контроля 1 Танцевальная аэробика 20 2 18 Открытое занятие 2 Стретчинг 28 4 24 Открытое занятие 3 Физические упражнения с 26 2 24 фитболом 4 занятие Физические упражнения с 16 2 14 гимнастическими палками 5 Физические упражнения с Открытое занятие 12 2 10 лентами 6 Открытое Открытое занятие Танцевальные шаги 18 2 16 Открытое занятие 7 Танцевальные композиции 32 2 30 Итого 152 2 136 Содержание учебного плана 1. Танцевальная аэробика Теория: назначение ритмической гимнастики Практика: выполнение комплекса упражнений под музыку 1. Базовые аэробные шаги с различными движениями рук. 2. Бег и прыжки. 3. Упражнения сидя, лежа. 4. Упражнения на расслабление. Концерт 2. Стретчинг Теория: назначение и правила выполнения упражнений Практика: выполнение упражнений а) упражнения для профилактики плоскостопия: сгибание пальцев ног; с напряжением тянуть носки ног на себя от себя; круговые движения стопами внутрь - наружу; поочередное поднимание выпрямленных ног, максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола, перекаты по стопе в продольном и поперечном направлении. б) упражнения для гибкости спины: наклоны туловища вперед, в стороны, назад; круговые движения корпусом с прямыми руками; прогибы корпуса назад лежа на животе: «Лодочка», «Качелька», «Кошечка», «Лягушка», «Мост» в) упражнения для растяжки ног: махи ногами вперед, в стороны, назад стоя на месте, у опоры, с продвижением вперед; « Бабочка»; растяжка ног лежа на спине со скакалкой; наклоны корпуса вперед к носкам стоя и сидя; « Шпагат» г) упражнения для растяжки рук: вытягивание сцепленных рук в «Замок» вперед, вверх, назад 3. Физические упражнения с фитболом Теория: назначение и правила выполнения упражнений на фитболе Практика: выполнение упражнений а) упражнения на развитие гибкости на фитболе: мостик на фитболе; прогибы корпуса назад с отведением мяча назад; волна туловищем на фитболе; наклоны в стороны, сидя на фитболе. б) упражнения для рук и плечевого пояса с помощью фитбола: круговые движения руками с фитболом; отжимание на фитболе; махи руками в стороны, вперед назад, сидя на фитболе; круги плечами вперед-назад. в) упражнения для пресса и талии на фитболе: поднимание корпуса вверх, ноги лежат на фитболе; скручивание на фитболе, подтягивание коленей к животу лежа на фитболе, наклоны корпуса вправо-влево, сидя на фитболе. 4. Физические упражнения с гимнастическими палками Теория: назначение и правила выполнения упражнений Практика: выполнение упражнений а) упражнения стоя: наклоны вправо, влево, вперед с палкой в руках, приседания, отведение ноги вперед, назад, в сторону с палкой в руках; б) упражнения сидя и лежа: с палкой в руках наклоны, махи ногами, прогибы туловища назад, лежа на животе. 5. Физические упражнения с лентами Теория: назначение и правила выполнения упражнений Практика: выполнение упражнений а) махи лентами вверх-вниз; б) круговые движения лентами; в) повороты корпуса вправо-влево, кругом с лентами в руках. 6. Танцевальные шаги. Теория: правила выполнения движений Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное сопровождение. а) приставные шаги вперед, в сторону, назад. б) подскоки. в) боковой галоп. г) шаг с оттягиванием носка. д) бег с подъёмом ног, согнутых в коленях вперёд и назад. 7. Танцевальные композиции Теория: правила выполнения движений Практика: разучивание танцевальных движений под музыкальное сопровождение. а) композиция на фитболе; б) композиция с гимнастической палкой; в) композиция с лентой Календарный учебный график № Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 38 2 Количество учебных дней 68 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов 152 5 Недель в 1 полугодии 18 6 Недель во 2 полугодии 20 7 Начало занятий 2 сентября 8 Каникулы 9 Выходные дни 31 декабря-9 января 10 Окончание учебного года 30 мая - Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: - музыкальный центр; - коврики; - фитболы; - гимнастические палки; - ленты; - аудио материалы с фонограммами; Информационное обеспечение: - вспомогательная литература; - папка с программы; разработками теоретических материалов по темам - схемы выполнения упражнений. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Методические материалы: № 1 Название темы, Материально- Формы, Формы раздела техническое методы, учебного оснащение, приемы занятия дидактико- обучения. методический Педагогические материал технологии Танцевальная Музыкальное Практические аэробика сопровождение, занятия Групповая тренировка коврики 2 Стретчинг Музыкальное Практические Групповая сопровождение, занятия, игровой тренировка, 3 коврики, схемы практикум работа в упражнений парах Физические Музыкальное Практические упражнения с сопровождение, занятия фитболом коврики, Групповая тренировка фитбол 4 Физические Музыкальное Практические упражнения с сопровождение, занятия гимнастическими коврики, палками гимнастические Групповая тренировка палки 5 Физические Музыкальное Практические Групповая 6 упражнения с сопровождение, занятия тренировка лентами ленты Танцевальные шаги Музыкальное Практические сопровождение занятия, игровой тренировка Групповая практикум 7 Танцевальные Музыкальное Практические Групповая композиции сопровождение занятия тренировка, концерт Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - тестовый контроль; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытый урок; - концерт. Оценочные материалы. Диагностика Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за учениками оценивается по трем уровням: высокий (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Планируемые Критерии оценивания результаты Виды Диагнос контроля тически й инструм ентарий Лично - реализация Низкий уровень: Контроль Фото стные творческого резуль потенциала таты процессе пассивное коллективного делах объединения работа (или Средний Наблюд индивидуально проявляет инициативу, интереса к творчеству ный урок, видео; в не проявляет, творческ участие в ий отчет уровень: го) исполнения может придумать танцевальных интересные идеи. Есть композиций; положительный - развитие эмоциональный творческих на способностей; коллектива. - и успехи развитие участие оклик свои и Активное в делах интеллектуальн объединения, ых учреждения. способностей, Высокий приобретение вносит предложения по уровень: интеллектуальн развитию деятельности ых объединения, знаний; быстро Учащиеся творческим научатся: обладает легко увлекается делом, выполне нная ение - проявлять оригинальностью творческую мышления, инициативу в воображением, различных способностью сферах рождению новых идей, двигательной активное к участие в деятельности, в мероприятиях танцевально- учреждения и на уровне эстетической города. жизни класса (музыкальные вечера, концерты) Метап Низкий -умение редмет участвовать уровень: Контроль Фото в социализация и в ный урок, видео; ные танцевальной и коллективе, творческ выполне резуль физкультурно- ий отчет нная таты оздоровительно потребность испытывает в й жизни класса получении новых и продуктивно знаний, Средний уровень: Есть со положительный сверстниками эмоциональный решении на успехи оклик свои и различных коллектива; задач; свое Учащиеся состояние при помощи научатся: мимики, - выражает эмоциональное жестов, находить включаясь ассоциативные Наблюд ение сотрудничать при работа, художественный образ в связи между Высокий уровень: физическими Развита эмоциональная упражнениями выразительность и жестов, мимики, художественны высокий уровень ми образами в включенности танце; - в художественный образ, передавать ненасыщающая свои впечатления устной форме. потребность в в восприятии или исполнении произведений искусства. Предм - устойчивый Низкий уровень: нет Контроль Фото етные интерес к устойчивой ный урок, видео; резуль различным потребности, творческ таты видам воспринимать, двигательной исполнять деятельности; произведения - знание искусства, основных участие или ий отчет движения, пассивное в Средний танца, умения и интерес выполне нная работа, Наблюд делах закономерносте объединения. й спортивного и уровень: на уровне навыки в увлечения, различных поддерживается видах учебно- самостоятельно. творческой Устойчивая мотивация, деятельности. проявляет инициативу, Учащиеся может придумать ение научатся: интересные идеи. Есть - понимать устойчивая роль здорового потребность образа жизни в восприятии жизни исполнении человека; произведений в или - эмоционально искусства. Активное воспринимать участие в спортивные объединения, движения; учреждения. - исполнять Высокий изученные четко танцевальные потребности, комбинации; стремление делах уровень: выраженные - участвовать в глубоко изучить предмет. концертном Развита эмоциональная исполнении выразительность танцевального жестов, мимики, репертуара высокий уровень класса. включенности в художественный образ, ненасыщающая потребность восприятии исполнении произведений искусства. в или Список литературы • Бриске Э. Ритмика и танец. Ч. I,II. – Челябинск: ЧГИК, 1993. Барышникова Т. Азбука хореографии - М. Рольф,1999. Берзина Л. А.,Пеганов Ю. А. М. Позвоночник гибок - тело молодо – Советский спорт, 1991. Ерохина О.В. Школа танцев для детей - Ростов-на-Дону «Феникс», 2003. Зуев Е. И. Волшебная сила – растяжки - М. Советский спорт, 1990 . Ротерс Т. Т Музыкально – ритмическое воспитание и художественная гимнастика - М. Просвещение, 1989. СидневаЛ.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике.Москва 2005.