Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.06 13:37:00 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Игра на гитаре» Возраст обучающихся: 14-16 лет Срок реализации: 1 год Автор-составитель: Котов Владимир Вадимович педагог дополнительного образования г. Карпинск Пояснительная записка Программа «Игра на гитаре» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Oб образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «O внесении изменений в Федеральный закон «Oб образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Oб основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Oб утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Oб утверждении санитарных правил и норм»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Oб утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Oб утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «O направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AК-2563/05 «O методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «O рабочих программах учебных предметов». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Oб утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Oб утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; Устав и локальные акты МAУДO ДOOЦ. Направленность (профиль) программы – художественная. Актуальность программы Данный курс: Актуальность программы: - даёт возможность комплексного одновременного изучения целого ряда музыкальных дисциплин: практическое обучение игре на гитаре, пение, изучение музыкальной грамоты; - способствует популяризации игры на гитаре среди детей и подростков; - помогает овладеть инструментом в короткие сроки; - создаёт условия для самореализации, самовыражения обучающихся. Отличительные особенности программы Включение ребёнка в разные виды музыкальной деятельности, основанной на различных музыкальных материалах - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его творческих способностей. Программа соответствует потребностям региона, детей и их родителей. Программа «Игра на гитаре» составлена на основе синтеза трех образовательных программ: «Специальный класс шестиструнной гитары», г. Москва, 2008 г. для детей ДМШ.; «Классическая гитара», г. Москва, 2010 г. программа для внешкольных учреждений и образовательных школ; «Гитара и песня», автор В.И. Сурган, образовательная программа Центра творчества юных г. Пласт, Челябинской области, 2021 г. Отличие дополнительной общеобразовательной программы «Игра на гитаре» в том, что она рассчитана на учащихся среднего и старшего школьного возраста, которые ввиду различных финансовых, физиологических и психологических особенностей не могут обучаться игре на гитаре в Детской школе искусств. В данной программе используются учебные пособия и сборники современных авторов, песни которых доступны и легки в исполнении. Особенности данной программы также заключаются в подборе репертуара произведений, так как она охватывает многие направления современной музыки, эстрадную, патриотическую и бардовскую песни. Всё это способствует обогащению внутреннего мира обучающихся, что особенно важно в современном Мире, ведь именно сегодня подростку необходимо внушить правильные идеалы, взгляды на жизнь, твёрдые представления о добре и зле, патриотизме, долге и чести. Так же особенностью данной программы является возможность овладеть игрой на гитаре в более короткие сроки, так как предполагается постепенное изучение, закрепление и совершенствование основ игры на этом музыкальном инструменте. Адресат программы: подростки 14-16 лет. Возрастные особенности группы подростков 14-16 лет: Общение со сверстниками в этом возрасте становится ведущей деятельностью. В этот период учеба для подростка отступает на второй план. Центр жизни переносится из учебной деятельности (хотя она и остаётся преобладающей) в деятельность общения. Именно через общение осваиваются нормы социального поведения, система моральных и этических ценностей, устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Именно в общении со своими товарищами происходит проигрывание всех самых сложных сторон будущей жизни. Каждый новый знакомый немного меняет представление подростка о себе, делает его более многогранным. А ведь найти себя, собрать из мозаики разрозненных знаний о себе собственную идентичность становится первостепенной задачей в этом возрасте. Тысячи проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные, которые теперь позволяют по-иному представить окружающую жизнь, себя, других людей, дают основания для более глубокого осознания своего предыдущего детского опыта. Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам; более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть компетентным в чём-то, и это не даёт возможности на какое-то время остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь, обязательно хорошо учиться. Наблюдаются подростков: следующие противоречия в развитии личности старших 1. Между концентрацией на собственной личности и потребностью в общении со сверстниками. 2. Между притязаниями подростков на взрослость, самостоятельность и материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых. 3.Отсутствием жизненного опыта. Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на появляющихся уже в период взросления. В результате интеллектуального созревания у подростков возникает особая форма самосознания - рефлексия. У некоторых потребность самоанализа так велика, что они заводят дневники, где подробно описывают свои эмоциональные состояния, размышления, события, личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли, переживания. Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие развития личности. В данный период подростков волнуют вопросы становления: какой у них характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья, смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень, раздражительность, неаккуратность, необязательность. Подростки вдруг начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность помогает им лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других людей и в результате получить более полное представление о человеческой природе. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учётом их возраста и склонности к занятиям гитарой. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учётом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.) Режим занятий: Продолжительность одного академического часа - 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Объем и срок освоения программы Объем программы 152 учебных часа (38 недель) в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. Формы обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Форма реализации образовательной программы: традиционная модель реализации программы, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких лет обучения в одной образовательной организации. Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных технологий. Перечень видов занятий: лекции, групповые упражнения и занятия, практические занятия, занятия-презентации, занятия-концерты. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: фестивали, конкурсы, отчётные концерты, открытые занятия и мероприятия. В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе педагога. Цель и задачи программы. Цель программы «Гитара»: формирование музыкальной культуры обучающихся через обучение игре на музыкальном инструменте - гитара. Задачи программы: - обучающиеся: формировать технические навыки игры на гитаре, сформировать представление о гитарной музыке и роли гитары в музыкальном искусстве. - развивающие: развивать музыкальный слух, ритм, память, внимание, творческие способности обучающихся через формирование навыков игры на гитаре; - воспитательные: формировать духовно-нравственные качества личности обучающихся, формировать культуру общения и поведения в социуме посредством общения в группах при обучении. Содержание программы Учебный план № п/п Количество часов Название темы Вводное занятие. 2 Теор ия 1 24 6 18 Опрос, педагогическое наблюдение 3 1 2 Педагогическое наблюдение; тестирование Всего 1 2 2.1 Музыкальнотеоретическая подготовка История развития инструмента. Аппликатура. Формы аттестации/контроля Прак тика 1 Опрос, педагогическое наблюдение диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия 2.2 2.3 2.4 Нотные обозначения. 3 1 2 Педагогическое наблюдение Знаки альтерации. 3 1 2 Опрос Табулатура 12 2 10 Опрос, педагогическое наблюдение Чтение с листа 5 1 4 Постановка игрового аппарата 81 15 66 Опрос, тестирование Украшения в музыке 5 4 1 Опрос, педагогическое наблюдение, тестирование Штрихи звукоизвлечения 4 3 1 Опрос, педагогическое наблюдение 3 2 1 4 1 3 Опрос, педагогическое наблюдение 5 4 1 Опрос, педагогическое наблюдение 2.5 3. 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 Натуральные и искусственные флажолеты Игра медиатором Постановка левой руки Опрос, педагогическое наблюдение, диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия Опрос, педагогическое наблюдение 3.6 3.7 Работа с метрономом Изучение простых лёгких песен Упражнения 3.8 пальцев Овладение переборами на и смену основными 15 1 14 Опрос, педагогическое наблюдение 30 0 30 Педагогическое наблюдение 5 0 5 Педагогическое наблюдение, тестирование 10 0 10 Педагогическое наблюдение, диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия 3.9 4. Учебно-техническая работа 40 2 38 Опрос, педагогическое наблюдение 4.1 Работа над ритмом 5 1 4 Опрос, тестирование 4.2 Работа над гаммами 5 1 4 Опрос, тестирование 4.3 Учебно-тренировочные занятия 30 0 30 Опрос, педагогическое наблюдение 5. Художественная работа 5 2 3 Опрос, педагогическое наблюдение Работа над динамикой 5 2 3 Опрос, педагогическое наблюдение, диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия 152 26 126 5.1 ИТОГО: Содержание учебного плана. Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.) Теория: знакомство с содержанием обучения; режим занятий; правила поведения в образовательном учреждении; правила дорожного движения; правила противопожарной безопасности; правила проезда в транспорте. Практика: Индивидуальные прослушивания. Индивидуальная проверка знаний. Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка (24 ч.) Тема 2.1 История развития инструмента. Аппликатура. Теория: Гитарная музыка. История гитары. Важность аппликатуры. Что такое аппликатура. Практика: Работа над аппликатурой. Точность соблюдения аппликатуры. Тема 2.2 Нотные обозначения. Теория: Ноты и паузы. Триоли Практика: Длительности нот и пауз. Тема 2.3 Знаки альтерации. Теория: Диез. Бемоль. Бекар. Знаки при ключе. Практика: Знаки альтерации. Тема 2.4 Табулатура Теория: Что такое табулатура. Практика: Чтение табулатур. Игра табулатур. Тема 2.5 Чтение с листа. Теория: Скрипичный ключ. Высота нот. Размер. Такт. Длительности нот. Практика: Работа Шестнадцатые ноты. над штрихами. Работа над аппликатурой. Раздел 3. Постановка игрового аппарата (81ч.) Тема 3.1 Украшения в музыке. Теория: Мелизмы. Украшения в музыке. Практика: Работа над техникой исполнения. Форшлаг. Трель. Легато. Восходящее легато. Нисходящее легато. Тема 3.2 Штрихи звукоизвлечения. Теория: Аппликатура правой руки. Правильное звукоизвлечение. Практика: Тирандо. Апояндо. Тема 3.3 Натуральные и искусственные флажолеты. Теория: Флажолеты. Виды флажолетов. Практика: Работа над звукоизвлечением. Натуральные флажолеты. Искусственные флажолеты. Тема 3.4 Игра медиатором. Теория: Удар вниз. Переменный штрих. Практика: Чтение с листа. Разбор произведения. Работа над ритмом. Тема 3.5 Постановка левой руки. Теория: Аппликатура левой руки. Обозначение аппликатуры левой руки в нотах. Практика: Упражнения для левой руки. Хроматизмы. Ансамбль левой и правой рук. Восходящее легато. Нисходящее легато. Тема 3.6 Работа с метрономом Теория: В чём заключается работа с метраномом при обучении игре на гитаре. Понятие метроном. Практика: Отработка игры на гитаре с метрономом. Тема 3.7 Изучение простых и лёгких песен Практика: Отработка простых и лёгких песен. Тема 3.8 Упражнения на смену пальцев Практика: Отработка упражнений на смену пальцев. Тема 3.9 Овладение основными переборами Практика: Освоение и применение основных переборов Раздел 4. Учебно-техническая работа (40 ч.) Тема 4.1 Работа над ритмом. Теория: Длительности нот. Размер такта. Практика: Игра на инструменте. Ритмическая точность. Тема 4.2 Работа над гаммами. Теория: Звукоряд. Мажорный звукоряд. Минорный звукоряд. Практика: Гамма до-мажор. Гамма ля-минор. Тема 4.3 Учебно-тренировочные занятия. Практика: Освоение и применение приёмов игры на гитаре в музыкальных произведениях. Слушание и исполнение музыкальных произведений с применением различных приёмов игры на инструменте. Раздел 5. Художественная работа (5 ч.) Тема 5.1 Работа над динамикой Теория: Обозначения динамики в нотном тексте. Практика: Игра с динамикой. Форте. Пьяно. Динамическое развитие. Игра с динамикой. Форте. Пиано. Планируемые результаты В процессе обучения будут сформированы следующие - метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей музыкальной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение определять понятия, устанавливать следственные связи, строить рассуждение, и делать выводы; причинно- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; - личностные результаты: - формирование ответственного отношения обучающихся к изучению материала курса, - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; - усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; - предметные результаты: - владение техническими навыками игры на гитаре; - знание устройства гитары; - умение классифицировать музыкально-выразительные средства музыки по их отличительным признакам; - умение пользоваться аппликатурой (буквенно-цифровое обозначение пальцев, струн, ладов, аккордов); - умение аккомпанировать на гитаре изученные песни в изученных тональностях; - умение выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике изученные музыкально-теоретические сведения (средства музыкальной выразительности). Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Изучив данный курс, обучающиеся должны знать: – основные приёмы игры на гитаре, ее настройку, эксплуатацию; – основы музыкальной грамоты; – историю жанра гитарной песни; – популярные детские гитарные песни; – популярных авторов-исполнителей. Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь: - правильно ставить аккорды, играть; - настраивать гитару; - читать и записывать аккорды; - исполнять произведения эмоционально, динамично, соблюдая средства музыкальной выразительности. Календарный график: № п/п Основные характеристики образовательного процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 Недель в первом полугодии 6 Недель во втором полугодии 7 Начало занятий 8 Каникулы 9 Праздничные дни 10 Окончание учебного года 38 76 4 152 17 21 2 сентября 30 декабря – 8 января 31 мая Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение программы: - Учебный класс, соответствующий противопожарным требованиям; санитарно-гигиеническим и - Ноутбук, гитара, электрогитара. - Музыкальный центр, компьютер; - Записи фонограмм в режиме «+» и «-»; - Таблицы, схемы; - Электроаппаратура; - Зеркало; - Подборка репертуара; - Записи выступлений, концертов; - Столы, стулья, шкафы для хранения материалов, методической литературы. Информационное обеспечение: - Вспомогательная литература; - Папка с разработками теоретических материалов по темам программы; - Интернет. Кадровое обеспечение: № п/п 1 Педагог дополнительного образования. Педагогический стаж более10 лет. Методическое обеспечение: Название раздела, МатериальноФормы, методы, тема техническое приемы оснащение, обучения, дидактические педагогические материалы технологии Презентация Беседа по Вводное занятие. «Правила презентации. Правила поведения в поведения при Знакомство с кабинете. (2 часа). занятии в содержанием 1 час теории. объединении обучения; режимом «Игра на занятий; правила гитаре». поведения в образовательном учреждении; правила дорожного движения. 1 час практики. Гитара. Индивидуальные прослушивания Индивидуальная Формы, учебные занятия Работа с группой. Индивидуальная работа. проверка знаний. 2 Музыкальнотеоретическая подготовка. (24 часа). 6 часов теории. 18 практики. История развития инструмента. Аппликатура. (3 часа) 1 час теории. 3 Презентация «История развития инструмента». Видеоролик «Что такое аппликатура?» Рассказ по презентациям. Работа с группой. 2 часа практики. Гитара. Медиатор. Нотные обозначения. (3 часа) Схемы нотных обозначений. Видеоролик «Как читать, петь, играть?» Объяснение материала по схемам и видеоролику. Работа с группой. Гитара. Отработка длительности нот и пауз. Индивидуальная работа. Картинки по теме «Диез. Бемоль. Бекар. Знаки при ключе». Объяснение по теме. Работа с группой. 1 час теории. Работа аппликатурой. Точность соблюдения аппликатуры. над Индивидуальная работа. 2 часа практики. 4 Знаки альтерации (3 часа) 1 час теории. 2 часа практики. 5 Гитары. Отработка альтерации. знаков Индивидуальная работа. Табулатура (12 часов) 2 часа теории. Презентация «Что такое табулатура». Таблица аккордов. Рассказ по презентации. Работа с группой. Знакомство с таблицей аккордов. 10 часов практики. 1-5 часы. 6-10 часы. 6 Схемы табулатур. Гитары. Чтение табулатур. Работа в парах. Игра табулатур. Индивидуальная работа. Презентация «Как практиковать чтение нот с листа». Мультимедийн ое оборудование. Объяснение материала по презентации. Объяснение и разбор понятий: «Скрипичный ключ. Высота нот. Размер. Такт. Длительности нот». Работа с группой. Чтение с листа. (5 часов) 1 час теории. 4 часа практики. 1-2 часы. Упражнения для чтения нот с листа. Гитары. 2-4 часы. 7 Отработка умений читать с листа. Работа над штрихами. Работа над аппликатурой. Шестнадцатые ноты. Работа в парах. Индивидуальная работа. Постановка игрового аппарата. (81 час). 15 часов теории. 66 практики. Украшения в музыке. 4 часа теории. 1 час. 2-4 час. Презентация: «Мелизмы в музыке: основные виды украшений». Гитара. Медиатор. Мультимедийн ое оборудование. Презентация: «Техника исполнения: форшлаг, трель, легато». Ноты. Гитара. Объяснение материала по презентации. Работа с группой. Объяснение материала по презентации. Работа с группой. 1 час практики. 7 Ноты. Гитара. Медиатор. Мультимедийн ое оборудование. Штрихи звукоизвлечения. 3 часа теории. Натуральные искусственные флажолеты. 2 часа теории. 1 час практики. 9 Игра медиатором. 1 час теории. Работа в парах. Гитара. Стулья. Объяснение Работа с Ноты. группой. материала «Правильное звукоизвлечение». Гитара. Ноты. Отработка Схемы. Индивидуальная постановки правой работа. руки на гитаре и двух основных способов извлечения звука: тирандо и апояндо. 1 час практики. 8 Работа над техникой исполнения. и Гитара. Медиатор. Гитара. Медиатор. Гитара. Медиатор. Объяснение педагога. Работа с группой. Работа над звукоизвлечением. Работа в парах. Натуральные Индивидуальная флажолеты. работа. Искусственные флажолеты. Разбор нескольких упражнений «Удар Работа с группой. Видеоролик «Как играть медиатором на гитаре». вниз. Переменный штрих.» Гитара. Медиатор. 3 часа практики. Чтение с листа. 1 час. Разбор произведения. 1час. Работа над ритмом. Отработка изученного материала. 1 час. 10 11 Постановка руки. Работа в парах. Индивидуальная работа. левой 4 часа теории. Гитара. Ноты. Схемы. Объяснение материала «Аппликатура левой руки. Обозначение аппликатуры левой руки в нотах». Работа с группой. Работа в парах. 1 час практики. Гитара. Ноты. Схемы. Отработка упражнения для левой руки. Хроматизмы. Ансамбль левой и правой рук. Восходящее легато. Нисходящее легато. Работа в парах. Индивидуальная работа. Гитара. Метроном. Медиатор. Объяснение материала «В чём заключается работа с Работа с группой. Работа с метрономом. 1 час теории. 14 часов практики. Гитара. Метроном. Медиатор. 12 Изучение простых и лёгких песен. 0 часов теории. 30 часов практики. метрономом при обучении игре на гитаре. Понятие метроном». Отработка игры на гитаре с метрономом. Работав парах. Индивидуальная работа. Гитара. Медиатор. Ноты. 1-6 часы. 7-11 часы. 12-20 часы. 21-30 часы. 13 Упражнения на смену пальцев. 0 часов теории. 5 часов практики. 14 Овладение основными переборами. 0 часов теории. 10 часов практики. 1-4 часы. Гитара. Медиатор. Схемы упражнений на смену пальцев. Гитара. Медиатор. Схемы переборов. Отработка патриотических песен. Отработка песен о России. Отработка бардовских песен. Отработка классических произведений. Отработка упражнений на смену пальцев. Работа с группой. Индивидуальная работа. Работа в парах. Индивидуальная работа. Работа с группой. Индивидуальная работа. Освоение основных видов переборов. 5-8 часы. Разборы гитарных переборов. 9-10 часы. Отработка и применение основных переборов 15 Учебно-техническая работа. (40 часов). 2 часа теории. 38 часов практики. Работа над ритмом . 1 час теории. Гитара. Ноты. 4 часа практики. Краткое объяснение теории ритма, размера такта. Знакомство с базовой информацией необходимой для развития навыков и техники игры. Работа с группой. Игра на инструменте. Работа в парах. Отработка Индивидуальная ритмической работа. точности. 16 Работа над гаммами. 1 час теории. Гитара. Медиатор. 4 часа практики. 17 Учебнотренировочные Объяснение понятий: «Звукоряд. Мажорный звукоряд. Минорный звукоряд». Освоение и отработка: «Гамма до-мажор. Гамма ляминор». Работа с группой. Работа в парах. Индивидуальная работа. занятия. 0 часов теории. 30 часов практики. 1-16 часы. Гитара. Медиатор. Ноты. 17-30 часы. Освоение и применение приёмов игры на гитаре в музыкальных произведениях. Работа с группой. Слушание и Работа в парах. исполнение Индивидуальная музыкальных работа. произведений с применением различных приёмов игры на инструменте. Отработка игры на гитаре любимых музыкальных произведений. 18 19 Художественная работа. (5 часов). 2 часа теории. 3 часа практики. Работа над динамикой. 2 часа теории. 3 часа практики. Обозначение динамики в нотном тексте. 2 часа теории. Гитара. Медиатор. Ноты. Мультимедийн ое оборудование. Презентация: «Как разнообразить технику игры на гитаре различными приёмами». Работа с группой. Работа в парах. Игра с динамикой. 3 часа практики. 1 час. Гитара. Медиатор. Ноты. Видеоролик «Комплекс упражнений для тренировки Работа с группой. Работа в парах. скоростной игры на гитаре». Демонстрация педагогом разминки для разогрева рук и зарядки для пальцев. 2 часа. Гитара. Медиатор. Ноты. Развитие и совершенствование навыков игры на гитаре. Отработка игры с динамикой (форте, пьяно, динамическое развитие). Работа в парах. Индивидуальная работа. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - опрос, педагогическое наблюдение; - итоговое занятие; - тестирование; - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных обучающимися умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - открытое занятие; - итоговое занятие; -мини-концерты; - презентация. Вид контроля Оценочные материалы: Цель контроля Содержание Форма контроля контроля Текущий Положение рук при игре на гитаре. Тема: Правильность постановки рук Наблюдение Критерии оценивания Правильнос ть постановки при игре на гитаре. Промежу точная аттестац ия Знание основных аккордов, схемы. Приемы извлечения звука. Тема: Основные аккорды. рук; Самостояте льность Практический Знание контроль аккордов; Знание приёмов извлечения звука (Щипок, перебор) Текущий Умение играть произведения по аккордам Тема: наиболее понравившееся песни Практический Быстро контроль переставлят ь аккорды на гитаре во время исполнения Итоговая Развитие аттестац творческих ия способностей обучающихся Тема: наиболее понравившееся песни Бубличные выступления Знание песен; умение аккомпанир овать и петь песни под гитару. Диагностика Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится педагогом, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, собеседования. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Показатели Критерии (оцениваемые Степень выраженности оцениваемого Возможное Формы и методы качества количество контроля баллов оценки параметры) и результатов Теоретическая Соответст Низкий уровень (ребёнок овладел Наблюблюден подготовка вие менее чем 1/2 объёма знаний, ие, теоретиче предусмотренных программой) тестирование, ских Средний уровень (объём усвоенных знаний знаний составляет более 1/2) ребёнка Высокий уровень (ребёнок усвоил программ практически весь обём знаний, ным предусмотренных программой за 1-3 контрольный 4-7 опрос, 8-10 собеседование требовани конкретный период) ям Практическая Соответст Низкий уровень (умения и навыки подготовка вие неустоичивые, требуется постоянная задание, практичес помощь по их использованию) просмотр, ких Средний уровень (обучающийся умений и овладел практическими умениями и прослушивани навыков навыками, предусмотренными е 1-3 4-7 требовани программой, применяет их под ям руководством педагога) программ Высокий уровень (обучающийся ы овладел в полном объёме 8-10 практическими умениями и навыками, играет на инструменте самостоятельно, качественно) Тестирование обучающихся Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха) "Гармонические загадки": Практическое концерт, Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях. Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает обучающемуся отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий. Критерии оценки: - низкий уровень - угадано 1-3 созвучия; - средний уровень - угадано 4-7 созвучий; - высокий уровень - угадано 8-10 созвучий. "Повтори мелодию": Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений: - вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии; - инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (гитара) мелодический образец. Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки. Ребёнку предлагается: - спеть любую известную ему песню; - повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте; - подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию. Критерии оценки: - низкий уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции; - средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне; - высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более. 1. Диагностика чувства музыкальной формы Тест-игра "Незавершённая мелодия": Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли. Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно. Обучающемуся предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие прекратились раньше времени. Стимулирующий материал строится в следующем порядке: 1-я мелодия - не доигрывается последний такт; 2-я мелодия - доигрывается до конца; 3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии; 4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх); 5-я мелодия - доигрывается до конца. Критерии оценки: - низкий уровень - правильно определены 1-2 пункты; - средний уровень - правильно определены 3-4 пункты; - высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов. Форма обучения: очная. Дидактические материалы: - раздаточные материалы; - схемы; - видеозаписи выступлений; - вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических материалов по темам программы. Список литературы. Список литературы для педагога: 1. Болотова А.К. , Молчанова О.Н. Психология развития. – М.: Омега-Л, 2005. 2. Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная педагогика.- М.: Академия, 2009. 3. Выготский Л.С.. Психология развития ребёнка. – М.: Эксмо cерия: Библиотека всемирной психологии, 2005. 4. «Гитара и песня», автор В.И. Сурган, образовательная программа Центра творчества юных г. Пласт, Челябинской области, 2021 г. 5. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007. 6. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с. 7. «Классическая гитара», программа для внешкольных учреждений и образовательных школ, г. Москва, 2010 г. 8. Логинова А.А. Интернет-проекты в образовательных учреждениях. Самара: СДДЮТ, 2008. 9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.:, 2002. 10. Мухина О. Возрастная психология. М., 2000г. 11. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004. 12. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения. Школьные технологии.- 2001.- № 1. 13. «Специальный класс шестиструнной гитары» (для детей ДМШ), г. Москва, 2008 г. 14. Тимонин Ю. Игры на шестиструнной гитаре. Изд –во «Арт-сервис». М., 2012 г. 15. Томилин А. Путешествие в мир ритма. - Воронеж, 2005. Список литературы для обучающихся (родителей): 1.Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100 хитовых песен / Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011. 2. Бойко, Игорь Игорь Бойко. Блюз. Мой метод. Блюз (+ CD-ROM) / Игорь Бойко. М.: Www.records, 2012. 3. Котов, Петр Гитара. Большой иллюстрированный каталог аккордов / Петр Котов. М.: Современная школа, 2008. 4. Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Книжкин дом, 2011. 5. Лихачев, Ю. Г. Лучшие песни под гитару с аккордами. Самоучитель гитарного аккомпанемента / Ю.Г. Лихачев. - М.: АСТ, Астрель, 2012. 6. Новый самоучитель игры на гитаре. - М.: Рипол Классик, 2010. 7. Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М. Павленко. М.: Феникс, 2008. 8. Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В. Петров. М.: Современная школа, 2010. 9. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - М.: Советский композитор, 2006. 10. Разумовский, В. Учебник дворового гитариста / В. Разумовский. М.: Феникс, 2013. 256 c. 11. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и электрогитаре. - М.: Современное слово, АСС-Центр, 2006. Интернет ресурсы: www. ateusclub. ru www. akkords. net www. pesnibardov. ru www. bard.