Гитара 14-16

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ,
sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.06 13:37:00 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Игра на гитаре»
Возраст обучающихся: 14-16 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Котов Владимир Вадимович
педагог дополнительного образования

г. Карпинск

Пояснительная записка
Программа «Игра на гитаре» составлена в соответствии с нормативными
правовыми актами и государственными программными документами:
 Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Oб образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
 Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 №
295-ФЗ
«O внесении изменений в Федеральный закон «Oб образовании в Российской
Федерации»;
 Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Oб основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
 Концепция развития дополнительного образования
детей до
2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р;
 Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Oб утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Oб утверждении санитарных правил и норм»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Oб утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Oб утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
 Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «O направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
 Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AК-2563/05 «O методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
 Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28
октября 2015 г. № 08-1786 «O рабочих программах учебных предметов».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской

области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Oб утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Oб утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере;
 Устав и локальные акты МAУДO ДOOЦ.
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы
Данный курс:
Актуальность программы:
- даёт возможность комплексного одновременного изучения целого ряда
музыкальных дисциплин: практическое обучение игре на гитаре, пение,
изучение музыкальной грамоты;
- способствует популяризации игры на гитаре среди детей и подростков;
- помогает овладеть инструментом в короткие сроки;
- создаёт условия для самореализации, самовыражения обучающихся.
Отличительные особенности программы
Включение ребёнка в разные виды музыкальной деятельности,
основанной на различных музыкальных материалах - одно из главных условий
полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его творческих
способностей. Программа соответствует потребностям региона, детей и их
родителей.
Программа «Игра на гитаре» составлена на основе синтеза трех
образовательных программ: «Специальный класс шестиструнной гитары»,
г. Москва, 2008 г. для детей ДМШ.; «Классическая гитара», г. Москва, 2010 г.
программа для внешкольных учреждений и образовательных школ; «Гитара и
песня», автор В.И. Сурган, образовательная программа Центра творчества
юных
г.
Пласт,
Челябинской
области,
2021
г.
Отличие дополнительной общеобразовательной программы «Игра на
гитаре» в том, что она рассчитана на учащихся среднего и старшего
школьного возраста, которые ввиду различных финансовых, физиологических
и психологических особенностей не могут обучаться игре на гитаре в Детской
школе искусств.
В данной программе используются учебные пособия и сборники современных
авторов,
песни
которых
доступны
и
легки
в
исполнении.
Особенности данной программы также заключаются в подборе репертуара
произведений, так как она охватывает многие направления современной
музыки,
эстрадную,
патриотическую
и
бардовскую
песни.
Всё это способствует обогащению внутреннего мира обучающихся, что
особенно важно в современном Мире, ведь именно сегодня подростку

необходимо внушить правильные идеалы, взгляды на жизнь, твёрдые
представления о добре и зле, патриотизме, долге и чести.
Так же особенностью данной программы является возможность овладеть
игрой на гитаре в более короткие сроки, так как предполагается постепенное
изучение, закрепление и совершенствование основ игры на этом музыкальном
инструменте.
Адресат программы: подростки 14-16 лет.
Возрастные особенности группы подростков 14-16 лет:
Общение со сверстниками в этом возрасте становится ведущей деятельностью.
В этот период учеба для подростка отступает на второй план. Центр жизни
переносится из учебной деятельности (хотя она и остаётся преобладающей) в
деятельность общения. Именно через общение осваиваются нормы социального
поведения, система моральных и этических ценностей, устанавливаются
отношения равенства и уважения друг к другу. Именно в общении со своими
товарищами происходит проигрывание всех самых сложных сторон будущей
жизни. Каждый новый знакомый немного меняет представление подростка о
себе, делает его более многогранным. А ведь найти себя, собрать из мозаики
разрозненных знаний о себе собственную идентичность становится
первостепенной задачей в этом возрасте.
Тысячи проблем наваливаются на подростка – это психофизиологические
изменения, которые он наблюдает в себе, это новые потребности, которые его
раньше не волновали, это новые возможности, в том числе интеллектуальные,
которые теперь позволяют по-иному представить окружающую жизнь, себя,
других людей, дают основания для более глубокого осознания своего
предыдущего детского опыта.
Появляется критичность по отношению к своим способностям, планам и мечтам;
более остро переживается необходимость кем-то стать, что-то уметь, быть
компетентным в чём-то, и это не даёт возможности на какое-то время
остановиться, оглядеться, разобраться в своих целях – ведь заданный жизненный
ритм заставляет безостановочно двигаться вперед, то есть, в первую очередь,
обязательно хорошо учиться.
Наблюдаются
подростков:

следующие

противоречия

в

развитии

личности

старших

1. Между концентрацией на собственной личности и потребностью в общении со
сверстниками.
2. Между притязаниями подростков на взрослость, самостоятельность и
материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых.
3.Отсутствием жизненного опыта.

Чтобы справиться с задачами собственного развития, подросткам необходимо
иметь для этого некий багаж, достаточный ресурс, который частично основан на
опыте и способностях, приобретенных еще в детстве, а частично – на
появляющихся уже в период взросления. В результате интеллектуального
созревания у подростков возникает особая форма самосознания - рефлексия. У
некоторых потребность самоанализа так велика, что они заводят дневники, где
подробно описывают свои эмоциональные состояния, размышления, события,
личные промахи и достижения, подробно анализируют свои поступки, мысли,
переживания. Повышенный интерес к самому себе – необходимое условие
развития личности.
В данный период подростков волнуют вопросы становления: какой у них
характер, как научиться пониманию людей, хорошие или плохие они друзья,
смогут ли они преодолеть свои недостатки, такие, например, как лень,
раздражительность, неаккуратность, необязательность. Подростки вдруг
начинают обостренно видеть свои и чужие недостатки: критичность помогает им
лучше оценить свои собственные способности и личностные качества других
людей и в результате получить более полное представление о человеческой
природе.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учётом их возраста и
склонности к занятиям гитарой.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп
производится с учётом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся
одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.)
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы
Объем программы 152 учебных часа (38 недель) в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной программы: традиционная
модель реализации программы, которая представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или нескольких
лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень
форм
обучения:
фронтальная,
индивидуальная,

индивидуально-групповая, групповая, с использованием дистанционных
технологий.
Перечень видов занятий: лекции, групповые упражнения и занятия,
практические занятия, занятия-презентации, занятия-концерты.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: фестивали, конкурсы, отчётные концерты,
открытые занятия и мероприятия.
В случае необходимости в программу могут быть внесены изменения и
дополнения. Порядок и регламент дополнительной корректировки
образовательной программы указан в Рабочей программе педагога.
Цель и задачи программы.
Цель программы «Гитара»: формирование музыкальной культуры
обучающихся через обучение игре на музыкальном инструменте - гитара.
Задачи программы:
- обучающиеся: формировать технические навыки игры на гитаре,
сформировать представление о гитарной музыке и роли гитары
в музыкальном искусстве.
- развивающие: развивать музыкальный слух, ритм, память, внимание,
творческие способности обучающихся через формирование навыков игры на
гитаре;
- воспитательные: формировать духовно-нравственные качества
личности обучающихся, формировать культуру общения и поведения в социуме
посредством общения в группах при обучении.
Содержание программы
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Название темы
Вводное занятие.

2

Теор
ия
1

24

6

18

Опрос, педагогическое
наблюдение

3

1

2

Педагогическое
наблюдение;
тестирование

Всего

1
2

2.1

Музыкальнотеоретическая
подготовка
История развития
инструмента.
Аппликатура.

Формы
аттестации/контроля

Прак
тика
1
Опрос, педагогическое
наблюдение

диагностика,
проводимая по
окончанию каждого
занятия
2.2

2.3

2.4

Нотные обозначения.

3

1

2

Педагогическое
наблюдение

Знаки альтерации.

3

1

2

Опрос

Табулатура

12

2

10

Опрос, педагогическое
наблюдение

Чтение с листа

5

1

4

Постановка игрового
аппарата

81

15

66

Опрос, тестирование

Украшения в музыке

5

4

1

Опрос, педагогическое
наблюдение,
тестирование

Штрихи
звукоизвлечения

4

3

1

Опрос, педагогическое
наблюдение

3

2

1

4

1

3

Опрос, педагогическое
наблюдение

5

4

1

Опрос, педагогическое
наблюдение

2.5

3.

3.1

3.2
3.3
3.4
3.5

Натуральные и
искусственные
флажолеты
Игра медиатором
Постановка левой руки

Опрос, педагогическое
наблюдение,
диагностика,
проводимая по
окончанию каждого
занятия

Опрос, педагогическое
наблюдение

3.6
3.7

Работа с метрономом
Изучение простых
лёгких песен

Упражнения
3.8 пальцев
Овладение
переборами

на

и

смену

основными

15

1

14

Опрос, педагогическое
наблюдение

30

0

30

Педагогическое
наблюдение

5

0

5

Педагогическое
наблюдение,
тестирование

10

0

10

Педагогическое
наблюдение,
диагностика,
проводимая по
окончанию каждого
занятия

3.9

4.

Учебно-техническая
работа

40

2

38

Опрос, педагогическое
наблюдение

4.1

Работа над ритмом

5

1

4

Опрос, тестирование

4.2

Работа над гаммами

5

1

4

Опрос, тестирование

4.3

Учебно-тренировочные
занятия

30

0

30

Опрос, педагогическое
наблюдение

5.

Художественная
работа

5

2

3

Опрос, педагогическое
наблюдение

Работа над динамикой

5

2

3

Опрос, педагогическое
наблюдение,
диагностика,
проводимая по
окончанию каждого
занятия

152

26

126

5.1

ИТОГО:

Содержание учебного плана.
Тема 1. Вводное занятие. (2 ч.)
Теория: знакомство с содержанием обучения; режим занятий; правила
поведения в образовательном учреждении; правила дорожного движения;
правила противопожарной безопасности; правила проезда в транспорте.
Практика: Индивидуальные прослушивания. Индивидуальная проверка
знаний.
Раздел 2. Музыкально-теоретическая подготовка (24 ч.)
Тема 2.1 История развития инструмента. Аппликатура.
Теория: Гитарная музыка. История гитары. Важность аппликатуры. Что
такое аппликатура.
Практика: Работа над аппликатурой. Точность соблюдения аппликатуры.
Тема 2.2 Нотные обозначения.
Теория: Ноты и паузы. Триоли
Практика: Длительности нот и пауз.
Тема 2.3 Знаки альтерации.
Теория: Диез. Бемоль. Бекар. Знаки при ключе.
Практика: Знаки альтерации.
Тема 2.4 Табулатура
Теория: Что такое табулатура.
Практика: Чтение табулатур. Игра табулатур.
Тема 2.5 Чтение с листа.
Теория: Скрипичный ключ. Высота нот. Размер. Такт. Длительности нот.
Практика:

Работа

Шестнадцатые ноты.

над

штрихами.

Работа

над

аппликатурой.

Раздел 3. Постановка игрового аппарата (81ч.)
Тема 3.1 Украшения в музыке.
Теория: Мелизмы. Украшения в музыке.
Практика: Работа над техникой исполнения. Форшлаг. Трель. Легато.
Восходящее легато. Нисходящее легато.
Тема 3.2 Штрихи звукоизвлечения.
Теория: Аппликатура правой руки. Правильное звукоизвлечение.
Практика: Тирандо. Апояндо.
Тема 3.3 Натуральные и искусственные флажолеты.
Теория: Флажолеты. Виды флажолетов.
Практика:

Работа

над

звукоизвлечением.

Натуральные

флажолеты.

Искусственные флажолеты.
Тема 3.4 Игра медиатором.
Теория: Удар вниз. Переменный штрих.
Практика: Чтение с листа. Разбор произведения. Работа над ритмом.
Тема 3.5 Постановка левой руки.
Теория: Аппликатура левой руки. Обозначение аппликатуры левой руки в
нотах.
Практика: Упражнения для левой руки. Хроматизмы. Ансамбль левой и
правой рук. Восходящее легато. Нисходящее легато.
Тема 3.6 Работа с метрономом
Теория: В чём заключается работа с метраномом при обучении игре на
гитаре. Понятие метроном.
Практика: Отработка игры на гитаре с метрономом.
Тема 3.7 Изучение простых и лёгких песен
Практика: Отработка простых и лёгких песен.

Тема 3.8 Упражнения на смену пальцев
Практика: Отработка упражнений на смену пальцев.
Тема 3.9 Овладение основными переборами
Практика: Освоение и применение основных переборов
Раздел 4. Учебно-техническая работа (40 ч.)
Тема 4.1 Работа над ритмом.
Теория: Длительности нот. Размер такта.
Практика: Игра на инструменте. Ритмическая точность.
Тема 4.2 Работа над гаммами.
Теория: Звукоряд. Мажорный звукоряд. Минорный звукоряд.
Практика: Гамма до-мажор. Гамма ля-минор.
Тема 4.3 Учебно-тренировочные занятия.
Практика: Освоение и применение приёмов игры на гитаре в музыкальных
произведениях. Слушание и исполнение музыкальных произведений с
применением различных приёмов игры на инструменте.
Раздел 5. Художественная работа (5
ч.)
Тема 5.1 Работа над динамикой
Теория: Обозначения динамики в нотном тексте.
Практика: Игра с динамикой. Форте. Пьяно. Динамическое развитие. Игра с
динамикой. Форте. Пиано.

Планируемые результаты
В процессе обучения будут сформированы следующие
- метапредметные результаты:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения,
развивать мотивы и интересы своей музыкальной деятельности;
 умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
 умение определять понятия, устанавливать
следственные связи, строить рассуждение, и делать выводы;

причинно-

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования
позиций
и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
- личностные результаты:
- формирование ответственного отношения обучающихся к
изучению материала курса,
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной и творческой деятельности;
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей;
- предметные результаты:
- владение техническими навыками игры на гитаре;
- знание устройства гитары;
- умение классифицировать музыкально-выразительные средства музыки по
их отличительным признакам;
- умение пользоваться аппликатурой (буквенно-цифровое обозначение
пальцев, струн, ладов, аккордов);
- умение аккомпанировать на гитаре изученные песни в изученных
тональностях;

- умение выразительно и грамотно исполнять песни, применяя на практике
изученные музыкально-теоретические сведения (средства музыкальной
выразительности).
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
Изучив данный курс, обучающиеся должны знать:
– основные приёмы игры на гитаре, ее настройку, эксплуатацию;
– основы музыкальной грамоты;
– историю жанра гитарной песни;
– популярные детские гитарные песни;
– популярных авторов-исполнителей.
Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь:
- правильно ставить аккорды, играть;
- настраивать гитару;
- читать и записывать аккорды;
- исполнять произведения эмоционально, динамично, соблюдая средства
музыкальной выразительности.
Календарный график:
№ п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в первом полугодии
6
Недель во втором полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Праздничные дни
10
Окончание учебного года

38
76
4
152
17
21
2 сентября
30 декабря – 8 января
31 мая

Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы:
- Учебный класс, соответствующий
противопожарным требованиям;

санитарно-гигиеническим

и

- Ноутбук, гитара, электрогитара.
- Музыкальный центр, компьютер;
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
- Таблицы, схемы;
- Электроаппаратура;
- Зеркало;
- Подборка репертуара;
- Записи выступлений, концертов;
- Столы, стулья, шкафы для хранения материалов, методической литературы.
Информационное обеспечение:
- Вспомогательная литература;
- Папка с разработками теоретических материалов по темам программы;
- Интернет.
Кадровое обеспечение:

№
п/п

1

Педагог дополнительного образования.
Педагогический стаж более10 лет.
Методическое обеспечение:
Название раздела,
МатериальноФормы, методы,
тема
техническое
приемы
оснащение,
обучения,
дидактические
педагогические
материалы
технологии
Презентация
Беседа по
Вводное занятие.
«Правила
презентации.
Правила поведения в
поведения при
Знакомство с
кабинете.
(2 часа).
занятии в
содержанием
1 час теории.
объединении
обучения; режимом
«Игра на
занятий; правила
гитаре».
поведения в
образовательном
учреждении; правила
дорожного движения.

1 час практики.
Гитара.

Индивидуальные
прослушивания
Индивидуальная

Формы,
учебные
занятия

Работа с
группой.

Индивидуальная
работа.

проверка знаний.
2

Музыкальнотеоретическая
подготовка.
(24 часа).
6 часов теории.
18 практики.
История развития
инструмента.
Аппликатура.
(3 часа)
1 час теории.

3

Презентация
«История
развития
инструмента».
Видеоролик
«Что такое
аппликатура?»

Рассказ по
презентациям.

Работа с
группой.

2 часа практики.

Гитара.
Медиатор.

Нотные обозначения.
(3 часа)

Схемы нотных
обозначений.
Видеоролик
«Как читать,
петь, играть?»

Объяснение
материала по схемам
и видеоролику.

Работа с
группой.

Гитара.

Отработка
длительности нот и
пауз.

Индивидуальная
работа.

Картинки по
теме «Диез.
Бемоль. Бекар.
Знаки при
ключе».

Объяснение по теме.

Работа с
группой.

1 час теории.

Работа
аппликатурой.
Точность
соблюдения
аппликатуры.

над

Индивидуальная
работа.

2 часа практики.

4

Знаки альтерации
(3 часа)
1 час теории.

2 часа практики.

5

Гитары.

Отработка
альтерации.

знаков

Индивидуальная
работа.

Табулатура
(12 часов)
2 часа теории.

Презентация
«Что такое
табулатура».
Таблица
аккордов.

Рассказ по
презентации.

Работа с
группой.

Знакомство с
таблицей аккордов.

10 часов практики.
1-5 часы.
6-10 часы.

6

Схемы
табулатур.
Гитары.

Чтение табулатур.

Работа в парах.

Игра табулатур.

Индивидуальная
работа.

Презентация
«Как
практиковать
чтение нот с
листа».
Мультимедийн
ое
оборудование.

Объяснение
материала по
презентации.
Объяснение и разбор
понятий:
«Скрипичный ключ.
Высота нот. Размер.
Такт. Длительности
нот».

Работа с
группой.

Чтение с листа.
(5 часов)
1 час теории.

4 часа практики.

1-2 часы.

Упражнения
для чтения нот
с листа.
Гитары.

2-4 часы.

7

Отработка умений
читать с листа.
Работа
над
штрихами.
Работа
над
аппликатурой.
Шестнадцатые
ноты.

Работа в парах.

Индивидуальная
работа.

Постановка игрового
аппарата.
(81 час).
15 часов теории.
66 практики.
Украшения в музыке.
4 часа теории.
1 час.

2-4 час.

Презентация:
«Мелизмы в
музыке:
основные виды
украшений».
Гитара.
Медиатор.
Мультимедийн
ое
оборудование.
Презентация:
«Техника
исполнения:
форшлаг,
трель, легато».
Ноты. Гитара.

Объяснение
материала по
презентации.

Работа с
группой.

Объяснение
материала по
презентации.

Работа с
группой.

1 час практики.

7

Ноты. Гитара.
Медиатор.
Мультимедийн
ое
оборудование.

Штрихи
звукоизвлечения.
3 часа теории.

Натуральные
искусственные
флажолеты.
2 часа теории.

1 час практики.

9

Игра медиатором.
1 час теории.

Работа в парах.

Гитара. Стулья. Объяснение
Работа с
Ноты.
группой.
материала
«Правильное
звукоизвлечение».
Гитара. Ноты.
Отработка
Схемы.
Индивидуальная
постановки правой
работа.
руки на гитаре и двух
основных способов
извлечения
звука:
тирандо и апояндо.

1 час практики.

8

Работа над техникой
исполнения.

и

Гитара.
Медиатор.

Гитара.
Медиатор.

Гитара.
Медиатор.

Объяснение педагога.

Работа с
группой.

Работа
над
звукоизвлечением.
Работа в парах.
Натуральные
Индивидуальная
флажолеты.
работа.
Искусственные
флажолеты.
Разбор нескольких
упражнений «Удар

Работа с
группой.

Видеоролик
«Как играть
медиатором на
гитаре».

вниз. Переменный
штрих.»

Гитара.
Медиатор.

3 часа практики.

Чтение с листа.
1 час.
Разбор произведения.

1час.

Работа над ритмом.
Отработка
изученного
материала.

1 час.

10

11

Постановка
руки.

Работа в парах.
Индивидуальная
работа.

левой

4 часа теории.

Гитара. Ноты.
Схемы.

Объяснение
материала
«Аппликатура левой
руки. Обозначение
аппликатуры левой
руки в нотах».

Работа с
группой. Работа
в парах.

1 час практики.

Гитара. Ноты.
Схемы.

Отработка
упражнения
для
левой
руки.
Хроматизмы.
Ансамбль левой и
правой
рук.
Восходящее легато.
Нисходящее легато.

Работа в парах.
Индивидуальная
работа.

Гитара.
Метроном.
Медиатор.

Объяснение
материала «В чём
заключается работа с

Работа с
группой.

Работа с метрономом.
1 час теории.

14 часов практики.
Гитара.
Метроном.
Медиатор.
12

Изучение простых и
лёгких песен.
0 часов теории.
30 часов практики.

метрономом при
обучении игре на
гитаре. Понятие
метроном».
Отработка игры на
гитаре
с
метрономом.

Работав парах.
Индивидуальная
работа.

Гитара.
Медиатор.
Ноты.

1-6 часы.
7-11 часы.
12-20 часы.
21-30 часы.

13

Упражнения на смену
пальцев.
0 часов теории.
5 часов практики.

14

Овладение
основными
переборами.
0 часов теории.
10 часов практики.
1-4 часы.

Гитара.
Медиатор.
Схемы
упражнений на
смену пальцев.
Гитара.
Медиатор.
Схемы
переборов.

Отработка
патриотических
песен.
Отработка песен о
России.
Отработка
бардовских песен.
Отработка
классических
произведений.
Отработка
упражнений
на
смену пальцев.

Работа с
группой.
Индивидуальная
работа.

Работа в парах.
Индивидуальная
работа.
Работа с
группой.
Индивидуальная
работа.

Освоение основных
видов переборов.
5-8 часы.
Разборы гитарных
переборов.
9-10 часы.
Отработка и
применение

основных переборов
15

Учебно-техническая
работа.
(40 часов).
2 часа теории.
38 часов практики.
Работа над ритмом .
1 час теории.
Гитара. Ноты.

4 часа практики.

Краткое объяснение
теории ритма,
размера такта.
Знакомство с базовой
информацией
необходимой для
развития навыков и
техники игры.

Работа с
группой.

Игра на инструменте.
Работа в парах.
Отработка
Индивидуальная
ритмической
работа.
точности.
16

Работа над гаммами.
1 час теории.
Гитара.
Медиатор.

4 часа практики.

17

Учебнотренировочные

Объяснение понятий:
«Звукоряд.
Мажорный звукоряд.
Минорный
звукоряд».

Освоение и
отработка: «Гамма
до-мажор. Гамма ляминор».

Работа с
группой.

Работа в парах.
Индивидуальная
работа.

занятия.
0 часов теории.
30 часов практики.
1-16 часы.

Гитара.
Медиатор.
Ноты.

17-30 часы.

Освоение
и
применение приёмов
игры на гитаре в
музыкальных
произведениях.

Работа с
группой.

Слушание
и
Работа в парах.
исполнение
Индивидуальная
музыкальных
работа.
произведений
с
применением
различных приёмов
игры на инструменте.
Отработка игры на
гитаре
любимых
музыкальных
произведений.

18

19

Художественная
работа.
(5 часов).
2 часа теории.
3 часа практики.
Работа над динамикой.
2 часа теории.
3 часа практики.
Обозначение
динамики в нотном
тексте.
2 часа теории.

Гитара.
Медиатор.
Ноты.
Мультимедийн
ое
оборудование.

Презентация: «Как
разнообразить
технику игры на
гитаре различными
приёмами».

Работа с
группой.
Работа в парах.

Игра с динамикой.
3 часа практики.
1 час.

Гитара.
Медиатор.
Ноты.

Видеоролик
«Комплекс
упражнений для
тренировки

Работа с
группой.
Работа в парах.

скоростной игры на
гитаре».
Демонстрация
педагогом разминки
для разогрева рук и
зарядки для пальцев.
2 часа.
Гитара.
Медиатор.
Ноты.

Развитие и
совершенствование
навыков игры на
гитаре. Отработка
игры с динамикой
(форте, пьяно,
динамическое
развитие).

Работа в парах.
Индивидуальная
работа.

Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- опрос, педагогическое наблюдение;
- итоговое занятие;
- тестирование;
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных
обучающимися умений и навыков, правильности выполнения учебного
задания (справился или не справился).
Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов:
- открытое занятие;
- итоговое занятие;
-мини-концерты;
- презентация.

Вид
контроля

Оценочные материалы:
Цель контроля
Содержание
Форма
контроля
контроля

Текущий Положение рук
при игре на
гитаре.

Тема:
Правильность
постановки рук

Наблюдение

Критерии
оценивания
Правильнос
ть
постановки

при игре на
гитаре.

Промежу
точная
аттестац
ия

Знание
основных
аккордов,
схемы. Приемы
извлечения
звука.

Тема: Основные
аккорды.

рук;
Самостояте
льность

Практический Знание
контроль
аккордов;
Знание
приёмов
извлечения
звука
(Щипок,
перебор)

Текущий Умение играть
произведения
по аккордам

Тема: наиболее
понравившееся
песни

Практический Быстро
контроль
переставлят
ь аккорды
на гитаре во
время
исполнения

Итоговая Развитие
аттестац творческих
ия
способностей
обучающихся

Тема: наиболее
понравившееся
песни

Бубличные
выступления

Знание
песен;
умение
аккомпанир
овать и
петь песни
под гитару.

Диагностика
Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится
педагогом, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с
помощью устного опроса, тестирования, наблюдения, собеседования.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий
уровень. В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.

Показатели

Критерии

(оцениваемые

Степень выраженности оцениваемого

Возможное

Формы и методы

качества

количество

контроля

баллов

оценки

параметры)

и

результатов

Теоретическая

Соответст Низкий уровень (ребёнок овладел

Наблюблюден

подготовка

вие

менее чем 1/2 объёма знаний,

ие,

теоретиче

предусмотренных программой)

тестирование,

ских

Средний уровень (объём усвоенных

знаний

знаний составляет более 1/2)

ребёнка

Высокий уровень (ребёнок усвоил

программ

практически весь обём знаний,

ным

предусмотренных программой за

1-3

контрольный

4-7

опрос,
8-10

собеседование

требовани конкретный период)
ям
Практическая

Соответст Низкий уровень (умения и навыки

подготовка

вие

неустоичивые, требуется постоянная

задание,

практичес

помощь по их использованию)

просмотр,

ких

Средний уровень (обучающийся

умений и

овладел практическими умениями и

прослушивани

навыков

навыками, предусмотренными

е

1-3

4-7

требовани программой, применяет их под
ям

руководством педагога)

программ

Высокий уровень (обучающийся

ы

овладел в полном объёме

8-10

практическими умениями и
навыками, играет на инструменте
самостоятельно, качественно)

Тестирование обучающихся
Диагностика звуковысотного чувства
(мелодического и гармонического слуха)
"Гармонические загадки":

Практическое

концерт,

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности
определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер
звучания в ладовых созвучиях.
Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает
обучающемуся отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также
определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10
созвучий.
Критерии оценки:
- низкий уровень - угадано 1-3 созвучия;
- средний уровень - угадано 4-7 созвучий;
- высокий уровень - угадано 8-10 созвучий.
"Повтори мелодию":
Цель: определить уровень развития произвольных слухо-моторных
представлений:
- вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой
голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями
интонационного эталона мелодии;
- инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на
инструменте (гитара) мелодический образец.
Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.
Ребёнку предлагается:
- спеть любую известную ему песню;
- повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
- подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
- низкий уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по
направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
- средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение
тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка
диапазоне;
- высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на
кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических
линий в диапазоне октавы и более.
1. Диагностика чувства музыкальной формы
Тест-игра "Незавершённая мелодия":

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности)
музыкальной мысли.
Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.
Обучающемуся предлагается прослушать несколько мелодий и определить,
какие из них прозвучали полностью, а какие прекратились раньше времени.
Стимулирующий материал строится в следующем порядке:
1-я мелодия - не доигрывается последний такт;
2-я мелодия - доигрывается до конца;
3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;
4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);
5-я мелодия - доигрывается до конца.
Критерии оценки:
- низкий уровень - правильно определены 1-2 пункты;
- средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
- высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.
Форма обучения: очная.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы;
- схемы;
- видеозаписи выступлений;
- вспомогательная литература;
- папка с разработками теоретических материалов по темам программы.

Список литературы.
Список литературы для педагога:
1. Болотова А.К. , Молчанова О.Н. Психология развития. – М.: Омега-Л,
2005.
2. Бухарова Г.Д., Л.Д. Старикова Л.Д. Общая и профессиональная
педагогика.- М.: Академия, 2009.

3. Выготский Л.С.. Психология развития ребёнка. – М.: Эксмо cерия:
Библиотека всемирной психологии, 2005.
4. «Гитара и песня», автор В.И. Сурган, образовательная программа
Центра творчества юных г. Пласт, Челябинской области, 2021 г.
5. Журнал «Музыка в школе». М., № 1-6, 2007.
6. Захаров В.В. Лучшие песни под гитару. – М.: АСТ, 2007. - 62 с.
7. «Классическая гитара», программа для внешкольных учреждений и
образовательных школ, г. Москва, 2010 г.
8. Логинова А.А. Интернет-проекты в образовательных учреждениях. Самара: СДДЮТ, 2008.
9. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с
детьми. СПб.:, 2002.
10. Мухина О. Возрастная психология. М., 2000г.
11. Павленко Б.М. Поем под гитару. – Ростов - на - Дону: Феникс, 2004.
12. Смирнов С.А. Технология как средство обучения второго поколения.
Школьные технологии.- 2001.- № 1.
13. «Специальный класс шестиструнной гитары» (для детей ДМШ),
г. Москва, 2008 г.
14. Тимонин Ю. Игры на шестиструнной гитаре. Изд –во «Арт-сервис».
М., 2012 г.
15. Томилин А. Путешествие в мир ритма. - Воронеж, 2005.
Список литературы для обучающихся (родителей):
1.Агеев, Дмитрий Большая книга гитариста. Техника игры + 100
хитовых песен / Дмитрий Агеев. - М.: "Издательство "Питер", 2011.
2. Бойко, Игорь Игорь Бойко. Блюз. Мой метод. Блюз (+ CD-ROM) /
Игорь
Бойко.
М.:
Www.records,
2012.
3. Котов, Петр Гитара. Большой иллюстрированный каталог аккордов /
Петр
Котов.
М.:
Современная
школа,
2008.
4. Лихачев, Ю. Г. Аккорды для гитары. Иллюстрированный справочник
гитариста / Ю.Г. Лихачев. - М.: Книжкин дом, 2011.
5. Лихачев, Ю. Г. Лучшие песни под гитару с аккордами. Самоучитель
гитарного аккомпанемента / Ю.Г. Лихачев. - М.: АСТ, Астрель, 2012.
6. Новый самоучитель игры на гитаре. - М.: Рипол Классик, 2010.
7. Павленко, Б. М. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре.
Аккорды, аккомпанемент и пение под гитару. В 4 частях. Часть 3 / Б.М.
Павленко.
М.:
Феникс,
2008.
8. Петров, П. В. Аккорды на гитаре. 8 уроков для начинающих / П.В.
Петров.
М.:
Современная
школа,
2010.
9. Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. - М.:
Советский
композитор, 2006.
10. Разумовский, В. Учебник дворового гитариста / В. Разумовский. М.:
Феникс,
2013.
256
c.

11. Самоучитель игры на шестиструнной акустической и
электрогитаре. - М.: Современное слово, АСС-Центр, 2006.
Интернет ресурсы:
www. ateusclub. ru
www. akkords. net
www. pesnibardov. ru
www. bard.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».