ВОКАЛ (БЛИЦ) пропедефтика

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр

Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР,
1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru,
givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.09.09 09:05:10 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Вокал-пропедевтика»
(вокально–инструментальная студия «БЛИЦ»)

Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Котов Владимир Вадимович,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск

Пояснительная записка
Программа «Вокал-пропедевтика» (вокально-инструментальная студия
«Блиц») составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и
государственными программными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Oб
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ);

Федеральный закон Российской Федерации от
14.07.
2022
№
295-ФЗ «O внесении изменений в
Федеральный закон «Oб образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Oб
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции
2013 г.);

Концепция развития дополнительного образования детей до
2030 года, утвержденной распоряжением Правительства
Российской Федерации от 31 марта 2022 г.№ 678-р;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);

Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Oб утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН);

Постановление Главного государственного санитарного врача
РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Oб утверждении санитарных правил и норм»; 

Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Oб утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Oб утверждении профессионального
стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «O
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»; 

Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AК-2563/05 «O
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».

Письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «O рабочих программах


учебных предметов». 

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Oб утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».

Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Oб утверждении
Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в
социальной сфере;

Устав и локальные акты МAУДO ДOOЦ.
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы
Данный курс:
- развивает певческие навыки старших дошкольников;
- тренирует артикуляционный аппарат, без активной работы которого речь
человека становится нечёткой, нелепой, правильная ясная речь характеризует
ещё и правильное мышление.
- развивает голос, музыкальный слух и такие общие качества как внимание,
память, воображение и эмоциональная отзывчивость детей;
- закладывает первые навыки индивидуального труда; умение творчески
подходить к постановке и решению задач, воспитывает организованность,
ответственность, добросовестность и умение работать как индивидуально
(самостоятельно), так и в команде, что играет немаловажную роль в процессе
социализации и выработке позитивных личностных качеств ребёнка.
МАУДО ДООЦ г. Карпинска также имеет потенциал для выявления
талантливых детей и создания условий для развития их речевых и певческих
навыков, а также соответствует потребностям и проблемам детей и их
родителей. B центре наполняемость объединений художественной
направленности является самой большой, что говорит о популярности и
доступности программы.
Программа «Вокал-пропедевтика» входит в это число (популярна,
доступна и востребована).
При работе над программой были подробно изучены методические
матерниалы по вокалу:
• методики Стрельниковой A. Н. «Учитесь правильно дышать»;
• Емельянова B. B. «Фонопедический метод развития»;
• Огороднов Д. Е. «Методика комплексного воспитания вокально-речевой
и эмоционально-двигательной культуры человека»;
• Bербова A. М. «Техника постановки голоса»;
• Петрушин B. И. «Музыкальная психотерапия»;
• Попов A. И. «Физвокализ»;
• Теплов Б. М. «Развитие эмоционально-образного обучения».

Отличительные особенности программы
Включение ребёнка в разные виды певческой деятельности,
основанной на различных музыкальных материалах
- одно из главных
условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его
творческих способностей. Содержание программы направлено также на
развитие речи старших дошкольников.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и
региональной политики в сфере образования - развитие основ
художественного творчества детей в условиях модернизации образования.
Адресат программы: дошкольники и младшие школьники в возрасте от 5 до
6 лет.
Возрастные особенности детей группы 5-6 лет:
Возраст 5-6 лет является очень важным возрастом в развитии
познавательной сферы ребёнка, интеллектуальной и личностной. Его можно
назвать базовым возрастом, когда в ребёнке закладываются многие
личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация.
Важным показателем этого возраста является оценочное отношение
ребёнка к себе и другим. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность
в общении и творческая активность. Общение детей выражается в свободном
диалоге со сверстниками и взрослыми, выражении своих чувств и намерений
с помощью речи и неречевых средств (жестов, мимики). Творческая
активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать
условия для развития у детей творческого потенциала.
Ведущая деятельность – игра, в игровой деятельности дети уже могут
распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое
взаимодействие сопровождается речью. С 5 лет ребёнок начинает адекватно
оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера.
Удовлетворение полученным результатом начинает доставлять ребёнку
радость, способствует эмоциональному благополучию и поддерживает
положительное отношение к себе.
Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия.
Воображение – важнейшая психическая функция, которая лежит в основе
успешности всех видов творческой деятельности человека. Детей
необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность,
использовать воображение для развития внутреннего плана действий и
осуществлять внешний контроль посредством речи.
В 5-6 лет ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию.
Научно доказано, что ребёнок в этом возрасте запоминает столько материала,
сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В познавательной

деятельности продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и
величины. Дети называют не только основные цвета, но и их оттенки, знают
формы. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связано с окружающим
миром.
Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие,
расширение кругозора. Необходимо прививать интерес к размышлению и
рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от
прилагаемых усилий и получаемого результата.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста и склонности к художественной области знаний.
Принципы комплектования учебных групп:
Формирование учебных групп производится с учётом возраста от 5 до 6
лет.
Режим занятий:
Продолжительность одного занятия - 30 минут.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объём и срок освоения программы:
Объём программы 152 учебных часа (38 учебных недель) в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы обучения: очная.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма реализации образовательной программы: традиционная
модель реализации программы, которая представляет собой линейную
последовательность освоения содержания в течение одного или
нескольких лет обучения в одной образовательной организации.
Перечень форм обучения: индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: лекции, групповые упражнения и занятия,
практические занятия, занятия-презентации, занятия-концерты.

Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы:
занятие-концерт, фестивали, конкурсы, отчётные концерты, открытые
мероприятия.

В случае необходимости в программу могут быть внесены
изменения и дополнения. Порядок и регламент дополнительной
корректировки образовательной программы указан в Рабочей программе
педагога.

Цель и задачи программы:
Цель программы «Вокал-пропедевтика»: обучение основам вокального
мастерства, сольного и ансамблевого исполнительства, необходимым для
дальнейшей практической концертной деятельности.
Задачи программы:
- обучающие: ознакомить обучающихся с основами музыкальной грамоты,
видами певческого дыхания и вокальной культуры исполнительства;
- развивающие: развить личностные качества творческого потенциала,
музыкальной памяти, слуховых представлений, чувства ритма, артистизм,
вокальную культуру;
- воспитательные: формировать культуру общения и поведения в социуме
посредством индивидуальной и групповой работы при обучении и занятиях
пением.
Содержание программы
Учебный план
№
п/п
1

2

2.1

Название раздела/темы
Введение в
образовательную
программу
Пение как вид
музыкальной
деятельности:
Фонограмма,
особенности
возможности

её
и

Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля
Педагогическое
наблюдение, опрос

1

1

0

30

12

18

1

1

-

Опрос

4

6

Педагогическое
наблюдение

6

2

4

Педагогическое
наблюдение

1

1

-

Опрос

6

2

4

Педагогическое
наблюдение, опрос

6

2

4

Педагогическое
наблюдение, опрос

47

14

33

Звукообразование

9

3

6

Педагогическое
наблюдение, опрос

Певческое дыхание

12

4

8

Педагогическое
наблюдение, опрос

Дикция и артикуляция

12

4

8

Педагогическое
наблюдение

Дыхательная
гимнастика.

4

1

3

Вокальные упражнения

10

2

8

«Бэк–вокал» и его роль
в эстрадном жанре

10

2

2.2

Приёмы
работы
микрофоном

2.3

Приёмы
ансамблевого
исполнения

2.4

Правила
охраны
детского голоса
Пластическое
интонирование. Пение
учебно-тренировочного
материала
Упражнения на дыхание
по
методике
А.Н.
Стрельниковой
Формирование
детского голоса

2.5

2.6

3

с 10

3.1

3.2

3.3

Учебно-тренировочный
материал.
3.4

3.5
4.

Педагогическое
наблюдение

Педагогическое
наблюдение, опрос

8

4.1

Роль бэк–вокала
в эстрадной песне

4.2

Пение
песен

4.3

Сольное пение с беквокалом

5.

Музыкальноритмические движения

5.1

Ритмические движения

4

1

Танцевальные движения

4

1

репертуарных

3

1

2

Педагогическое
наблюдение

5

-

5

Педагогическое
наблюдение

2

1

1

Педагогическое
наблюдение

16

2

14

5.2

Сценический имидж

5.4

Педагогическое
наблюдение

3

Педагогическое
наблюдение

4

Педагогическое
наблюдение

4

5.3

-

Сценическая постановка
произведения

3

4
4

-

Педагогическое
наблюдение

6.

7.

12

12

Педагогическое
наблюдение

Репетиционная работа.
Концертная
деятельность.

36

36

Педагогическое
наблюдение

ИТОГО:

152

Работа над
репертуаром

31

121

Содержание учебного плана.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ.
Тема 1.1. Эстрадное творчество
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности и охране.
План работы объединения, цели и задачи занятий. Правила поведения на
занятиях. История зарождения эстрадного жанра.
Раздел 2. ПЕНИЕ КАК ВИД МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Тема 2.1 Фонограмма, её особенности и возможности
(1 час теории)
ТЕОРИЯ: Раскрытие слова фонограмма. Слушание видов фонограмм.
Студийные, любительские фонограммы. Прослушивание и разбор
произведения на примерах плюсовых и минусовых программ.
Тема 2.2 Приёмы работы с микрофоном
(4 часа теория, 6 часов практика)
ТЕОРИЯ: Рассказать для чего используется микрофон, о типах микрофона.
Показ и рассказ о видах микрофонов
радиомикрофон, петельчатый, головной)

(стационарный,

шнуровой,

ПРАКТИКА: Отработка постановки корпуса и рук при пении в микрофон.
Основные принципы работы (удаление, приближение микрофона).

Тема 2.3 Приёмы ансамблевого исполнения
(2 теория, 4 практика)
ТЕОРИЯ: Знакомство с приёмами ансамблевого исполнения - солист +
подпевка, смена солистов.
ПРАКТИКА: Познакомить с приемом ансамблевого пения с солистом.
Просмотр и прослушивание примеров исполнения. Подбор репертуарных
песен для исполнения.
Тема 2.4 Правила охраны детского голоса
(1 час теория)
ТЕОРИЯ: Характеристика детских голосов и возрастные особенности
состояния голосового аппарата. Нарушения правил охраны детского голоса:
форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный
вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов,
недоступных по физиологическим возможностям детям определённого
возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки
разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
Тема 2.5 Пластическое интонирование.
Пение учебно-тренировочного материала.
( теория 2, практика 4)
ТЕОРИЯ: Знакомство с понятием «Сценическое движение» и «сценическая
пластика».
ПРАКТИКА: Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение
нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне
детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.
Тема 2.6 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой
(теория2, практика 4)
ТЕОРИЯ: Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»),
мышц гортани и носоглотки.
ПРАКТИКА: Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник»,
«Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Раздел 3. Формирование детского голоса.
Тема 3.1 Звукообразование.
( теория 3, практика 6)
ТЕОРИЯ: Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая,
придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра.
Интонирование.
ПРАКТИКА: Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.
Тема 3.2 Певческое дыхание
(4 теория, 8 практика)
ТЕОРИЯ: Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной,
смешанный. Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания –
вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок».
Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании.
ПРАКТИКА: Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами;
специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.
Тема 3.3 Дикция и артикуляция.
( теория 4, практика 8)
ТЕОРИЯ: Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей
при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и
артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка
резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты.
Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование
гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.
ПРАКТИКА: Разучивание распевок способствующих развитию дикции и
артикуляции.
Тема 3.4 Учебно-тренировочного материал.
Дыхательная гимнастика.
(теория 1 практика 3)
ТЕОРИЯ: Отработка певческое дыхания. Дыхание перед началом пения.
Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед

началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения:
медленное, быстрое.
ПРАКТИКА: Смена дыхания в процессе пения.
Тема 3.5 Вокальные упражнения
(теория 2, практика 8)
ТЕОРИЯ: Концентрический метод обучения пению. Его основные
положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского
голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf
для избежания форсирования звука.
ПРАКТИКА: Обучение в процессе пения распевок.
Раздел 4. «Бэк –вокал» и его роль в эстрадном жанре
Тема 4.1 Роль бэк – вокала в эстрадной песне
(теория 1, практика 2)
ТЕОРИЯ: Роль бэк – вокала в эстрадной песне
ПРАКТИКА: Пение репертуарных песен для солиста и бэк-вокала.
Разучивание партий.
Тема 4.2 Пение репертуарных песен
(практика 5)
ПРАКТИКА: Прослушивание аудиозаписей с примером сольного исполнения
и бэк –вокала. Кто такие бэк-вокалисты. Для чего предназначен бэк-вокал.
Тема 4.3 Сольное пение с бек-вокалом
(теория 1, практика 1)
ТЕОРИЯ: Разучивание партий. Работа на сцене. Работа с микрофонами.
Пение в сценическом образе.
ПРАКТИКА: Пение репертуарных песен для солиста и бэк-вокала.
Раздел 5. Музыкально-ритмические движения
Теме 5.1 Ритмические движения

(теория 1, практика 3)
ТЕОРИЯ: Ритмика. Варианты движения по залу. Ориентировка в
пространстве. Ритмические рисунки на хлопках и шагах. Позиции и
движения головы, рук, ног. Движения рук без предметов и с предметами
(флажки, погремушки, ленты).
ПРАКТИКА: Выполнение ритмических упражнений под музыку. Умение
производить на хлопках и шагах разнообразные ритмические рисунки.
Упражнения с мячами, обручами, лентами, флажками.
Тема 5.2 Танцевальные движения
(теория 1, практика 3)
ТЕОРИЯ: Дробные движения, присядки, хлопки. Сюжетные движения.
ПРАКТИКА: Выполнение имитационных упражнений, построенных на
конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки
зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека).
Тема 5.3. Сценический имидж.
(практика 4)
ПРАКТИКА: Раскрытие темы на примерах известных певцов. Формирование
сценической культуры.
Тема 5.4 Сценическая постановка произведения
(практика 4)
ПРАКТИКА: Анализ выступлений
раскрывается художественный образ).

(как подаётся

произведение,

как

Раздел 6. Работа над репертуаром
(практика 12 часов)
ПРАКТИКА: Отработка тематических концертных и конкурсных номеров.
Отработка пения в сочетании с танцевальными движениями и оформлением
номеров.
Раздел 7. Репетиционная работа. Концертная деятельность
(практика 36 часов)

ПРАКТИКА: Репетиции концертных номеров. Отработка движений.
Сочетание имиджа с тематикой номера, выступления. Подготовка к
творческому отчёту.
Планируемые результаты:
В результате обучения в объединении в течение полного учебного года
по программе 1-го года обучения предполагается, что обучающиеся
получают следующие основные знания и умения:
Метапредметные результаты:
- сформированность умения общаться и взаимодействовать со сверстниками
на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- умения определять наиболее эффективные способы достижения результата
в исполнительской и творческой деятельности;
- владения навыками осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях произведений.
Личностные результаты:
- Сформированность основ нравственного
поведения
(доброты,
взаимопонимания, терпимости по отношению к людям, культуры общения);
- уважительного отношения к членам коллектива при осуществлении
совместной творческой деятельности.
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм
и ценностей.
Предметные результаты:
- ознакомление с основами музыкальной грамоты, видами певческого
дыхания; вокальной культуры исполнительства;
- сформированность умений: правильно дышать: делать небольшой
спокойный вдох, не поднимая плеч; петь короткие фразы на одном дыхании;
в подвижных песнях делать быстрый вдох; петь без сопровождения
отдельные попевки и фразы из песен; петь легким звуком, без напряжения.
Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе.
Изучив данный курс, обучающиеся должны знать:
-специфику вокального пения;
- как устроен голосовой аппарат;
- что такое артикуляция.
Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь:
- петь, не форсируя звуки;
- исполнять песни, активно выражая свои чувства, впечатления, эмоции;

- с помощью педагога определять характер песни, изменение динамики,
направление движения мелодии, различать звуки по высоте и длительности.
Календарный график:
№ п/п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Недель в первом полугодии
6
Недель во втором полугодии
7
Начало занятий
8
Каникулы
9
Праздничные дни
10
Окончание учебного года

38
76
4
152
17
21
2 сентября
30 декабря – 8 января
31 мая

Условия реализации общеразвивающей программы
Материально – техническое обеспечение программы.
- Учебный класс.
- Ноутбук.
- Фортепиано.
- Таблицы, схемы.
- Электроаппаратура.
- Зеркало.
- Подборка репертуара.
- Записи видео, формат CD, MP3.
- Записи выступлений, концертов.
- Столы, стулья, шкаф для хранения методической литературы.
Информационное обеспечение:
-

Вспомогательная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Набор мультимедийных презентаций
Учебная литература
Папка с разработками теоретических материалов по темам программы
Интернет

Кадровое обеспечение:
Педагог
дополнительного
образования,
педагогическое образование.
Педагогический стаж более10 лет.

имеющий

специальное

Методические материалы.
№
п/п

Название
раздела, тема

1

Введение в
образовательн
ую программу.
Эстрадное
творчество.
(1 час теории)
Пение как вид
музыкальной
деятельности.
Фонограмма, её
особенности.
(1 час теории)
Приёмы работы
с микрофоном.

2

3

4 часа теории.

6 часов
практики.

4

Приёмы
ансамблевого

Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы
Презентация
«Правила
поведения в
кабинете Вокала».

Формы, методы,
приёмы обучения,
педагогические
технологии

Формы,
учебные
занятия

Рассказ по
презентации.
Беседа.

Работа с
группой.

Различные
фонограммы «+» и

Рассказ теории.
Прослушивание
различных видов
фонограмм.

Работа с
группой.

Рассказать для чего
используется
микрофон, о видах
микрофонов.

Работа с
группой и
подгруппах.

«-».

Различные виды
микрофонов:
стационарный,
шнуровой,
радиомикрофон,
петельчатый,
головной.

Практическая
Работа в
работа с
подгруппах.
радиомикрофоном и Индивидуальн
шнуровым
ая работа.
микрофоном.
Отработка
основных
принципов работы с
микрофоном
(удаление,
приближение).

исполнения.
2 часа теории.
Различные
фонограммы «+» и
«-», видеозаписи
песен.
4 часа
практики.

5

6

Правила
охраны
детского
голоса.
1час теории.
Пластическое
интонирование.
Пение учебнотренировочног
о материала.
2 часа теории.

4 часа
практики.

7

Упражнения
на дыхание по
методике А.Н.
Стрельниково
й.
2 часа теории.

4 часа

Презентация по
теме.

Презентация
понятиях
«Сценическое
движение»
«сценическая
пластика».
Фонограммы
«-». Зеркало.

Работа с
группой.

Просмотр и
прослушивание
примеров
исполнения.
Рассказ о
характеристики
детских голосов и
правилах охраны
детского голоса.

Работа с
группой и
подгруппах.

о Знакомство
понятием
«Сценическое
и движение»
«сценическая
пластика».
«+» и

Презентация на
тему «Тренировка
легочной ткани,
диафрагмы
(«дыхательный
мускул»), мышц
гортани и
носоглотки».
Упражнения:
«Ладошки»,
«Погончики»,

Рассказ по
презентации о
приёмах
ансамблевого
исполнения.

Работа с
группой.

с

Работа с
группой.

и

Работа над
звуковедением и
чистотой
интонирования.
Пение нон легато и
легато. Работа над
ровным звучанием
во всём диапазоне
детского голоса.
Рассказ по
презентации.
Знакомство с
основными
понятиями.

Практическая
работа по отработке

Работа в
подгруппах.
Индивидуальн
ая работа.

Работа с
группой.

Работа в

8

практики.

«Маленький
маятник»,
«Кошечка»,
«Насос», «Обними
плечи», «Большой
маятник». Зеркало.

упражнений:
«Ладошки»,
«Погончики»,
«Маленький
маятник»,
«Кошечка»,
«Насос», «Обними
плечи», «Большой
маятник».

парах.
Индивидуальн
ая работа.

Формировани
е детского
голоса.
Звукообразован
ие.
3 часа теории.

Схемы
«Образование
голоса в гортани;
атака звука
(твёрдая, мягкая,
придыхательная);
движение
звучащей струи
воздуха;
образование
тембра.

Рассказ по схемам.
Объяснение
материала.

Работа с
группой.

Фонограммы

«+» и

«-».

Слуховой контроль
Работа в
за
парах.
звукообразованием. Индивидуальн
ая работа.

Презентация
«Основные типы
дыхания:
ключичный,
брюшной, грудной,
смешанный».

Объяснение
материала
презентации.

6 часов
практики.
9

Певческое
дыхание.
4 часа теории.
1 час.

2 час.

3,4 часы.

по

Отработка
координации
дыхания
и
звукообразования.
Отработка правил
дыхания – вдоха,
выдоха,
удерживания
дыхания.
Вдыхательная
установка, «зевок».
Воспитание чувства

Работа с
группой.

«опоры звука» на
дыхании.
8 часов
практики.
1-4 часы.

10

5-8 часы.
Дикция и
артикуляция.
4 часа теории.
8 часов
практики.
1-4 час.

Пианино.
Фонограммы

Видеозаписи
примерами
правильной
дикции
артикуляции.

Пианино.
Фонограммы

Отработка
специальных
упражнений,
формирующих
певческое дыхание.

с Объяснение
понятий – «Дикция»
и «Артикуляция».
и

Пианино. Зеркало.
Фонограммы
распевок.

5-8 часы.

«+» и

«-».

Работа в
парах.
Индивидуальн
ая работа.

Работа с
группой.

Отработка
положения языка и
челюстей
при
пении;
раскрытие
рта. Соотношение
положения гортани
и артикуляционных
движений
голосового
аппарата. Развитие
навыка
резонирования
звука.
Соотношение
дикционной
чёткости
с
качеством звучания.
Формирование
гласных
и
согласных звуков.
Разучивание
распевок
способствующих
развитию дикции и
Работа в
артикуляции. Пение
парах.
репертуарных
Индивидуальн

распевок.

11

Учебнотренировочны
й материал.
Дыхательная
гимнастика.
1 час теории.

3 часа
практики.

12

Вокальные
упражнения.
2 часа теории.

Презентация по
теме «Отработка
певческого
дыхания».
Схемы
упражнений для
отработки
дыхания.
Фонограммы

«+» и

«-».

Презентация на
тему «Упражнения
на укрепление
примарной зоны
звучания детского
голоса».

песен.

ая работа.

Рассказ о различных
характерах дыхания
перед началом
пения.

Работа с
группой.

Практическая
работа «Смена
дыхания в процессе
пения». Пение
учебнотренировочный
материала.
Рассказ по
презентации.

Работа в
подгруппах.
Индивидуальн
ая работа.
Работа с
группой.

2 часа
практики.

Пианино.
Фонограммы

«+» и

«-».

13

14

15

«Бэк-вокал» и
его роль в
эстрадном
жанре.
Роль бэквокала в
эстрадной
песне.
1 час теории.

Презентация «Роль
бэк-вокала в
эстрадной песне».

Обучение в
процессе пения
распевок.

Работа в
подгруппах.
Индивидуальн
ая работа.

Рассказ по
презентации.

Работа с
группой.

Фонограммы «+» и
«-».

Фонограммы
детских пен с беквокалом.

Пение
Работа в
репертуарных песен подгруппах.
2 часа
для солиста и бэк- Индивидуальпрактики.
вокала. Разучивание
ная работа.
партий.
Пение
Фонограммы с
Беседа «Кто такие
репертуарных
примером
бэк-вокалисты. Для
песен.
сольного
чего предназначен
Работа с
5 часов
исполнения и бэк –
бэк-вокал.»
группой.
практики.
вокала.
Прослушивание
Индивидуальаудиозаписей с
ная работа.
примером сольного
исполнения и бэк –
вокала.
Пение
репертуарных
песен.
Сольное пение
Отрывки из
Объяснение
Работа с
с бэк-вокалом.
мультфильма
материала на тему
группой.
1 час теории.
«Зверопой»
«Сценический
(1 сезон).
образ» на основе
Фонограммы с
просмотра отрывков
1 час практики.
примером
из мультфильма
сольного
«Зверопой».
исполнения и бэк –
Практическая
вокала.
Индивидуальработа
с
Микрофоны.
ная работа.
микрофонами
и
пение
в

сценическом образе.
Пение
репертуарных песен
для солиста и бэквокала.
16

Музыкальноритмические
движения.
Ритмические
движения.
1 час теории.

Презентация «Что
такое ритмика…»

3 часа
практики.

Фонограммы
детских песен «+» и
«-».

Зеркало.
1 час.

2 час.

3 час.

Рассказ о вариантах
движений.
Ритмические
рисунки на хлопках
и шагах.

Работа с
группой.

Индивидуальная работа.
Позиции
движения
рук, ног.

и
головы,

Движения рук без
предметов
и
с
предметами
(флажки,
погремушки,
ленты).
Практика
«Выполнение
ритмических
упражнений
под
музыку. Отработка
умений производить
на хлопках и шагах
разнообразные
ритмические
рисунки. Отработка
упражнений
с
мячами, обручами,
лентами, флажками.

17

Танцевальные
движения.
1 час теории.

3 часа
практики.

18

Сценический
имидж.
4 часа
практики.

Видеозаписи
дробных
движений,
движений в
присядку, хлопков,
сюжетных
движений.

Фонограммы
детских песен «+» и
«-».

Большое настенное
зеркало.

Отрывки из
мультфильма
«Зверопой»
(1 сезон).
Видеозаписи
выступлений
участников
конкурса «Голосдети».
Фонограммы
детских песен «+» и

Объяснение
материала.

Работа с
группой.

Работа с
группой.

Выполнение на
практике
имитационных
упражнений,
Индивидуальпостроенных на
ная работа.
конкретных
подражательных
образах, хорошо
знакомых детям
(повадки зверей,
птиц, движение
транспорта,
деятельность
человека).
Обсуждение
Работа с
сценического
группой.
имиджа на примере
Работа в
героев мультфильма
парах.
«Зверопой».

Раскрытие темы на Индивидуальпримерах
ная работа.
выступлений
участников
конкурса
«Голос«-».
дети».
Большое настенное Формирование
зеркало.
сценической
культуры.

19

Сценическая
постановка
произведения.
4 часа
практики.

Видеозаписи
выступлений
участников
различных детских
конкурсов
(«Голос-дети»,
«Евровидение» и
др.)
Фонограммы
детских песен «+» и
«-».

20

Работа над
репертуаром.
12 часов
практики.
4 часа.
6 часа.

2 часа.
21

Репетиционна
я работа.
Концертная
деятельность.
36 часов
практики.

Большое настенное
зеркало.
Фонограммы
детских песен «+» и

Анализ
выступлений (как
подаётся
произведение, как
раскрывается
художественный
образ).
Сценическая
постановка
концертных
номеров.

Работа с
группой.
Работа в
парах.
Индивидуальная работа.

Отработка
тематических
«-».
концертных и
Большое настенное
конкурсных
зеркало.
номеров. Отработка
пения в сочетании с
Репертуар к
танцевальными
Новому году.
движениями и
оформлением
Репертуар к Дню
номеров.
Защитника
Отечества, к 8
марта, к Дню
матери, к Дню
отца.
К дню победы.

Работа с
группой.
Работа в
парах.
Индивидуальная работа.

Фонограммы
Репетиции
детских песен.
концертных
Большое настенное номеров. Отработка
зеркало.
движений.
Сцена.
Сочетание имиджа с
тематикой номера,
выступления.
Подготовка к
творческому отчёту.

Работа с
группой.
Индивидуальная работа.

Формы аттестации и оценочные материалы:
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- мониторинг обучающихся;
- фото и видео;
- журнал посещаемости.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- фестивали, конкурсы, концерты;
- открытое занятие;
- отчётный концерт
- тестирование.
Оценочные материалы
Диагностика:
Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится
педагогом, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и
определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения.
Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися
оценивается по трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий
уровень. В конце учебного года можно проследить динамику усвоения и
успеваемости каждого обучающегося.
Низкий уровень.
Обучающий имеет слабые музыкально-эстетические певческие
представления: с трудом вспоминает песни, отказывается петь
индивидуально. Неправильно (или частично) интонирует мелодию, ритм. Не
проявляет интереса к пению, в повседневной жизни почти не поёт.
Средний уровень.
Обучающийся исполняет правильно многие песни, в достаточной мере
владеет вокальными навыками, но испытывает трудности в чистоте
интонирования мелодии и передаче ритмических особенностей. Затрудняется
самостоятельно исполнять песни без поддержки инструмента, фонограммы.
Любит петь вне занятий, но исполняет мелодию зачастую неверно.
Высокий уровень.
Обучающийся исполняет песню самостоятельно, естественно,
непринуждённо, эмоционально, точно интонирует мелодию и ритм,
исполняет на одном дыхании фразы песни, соблюдает правила певческой
дикции, с удовольствием исполняет песни в свободной деятельности.
№
п/п

ФИ обучающегося

Образовательный уровень
Низкий
Средний
Высокий

Тестирование обучающихся группы 5-6 лет (пропедевтика)
Игра-драматизация:
Игра - драматизация представляет собой разновидность театрализованной
сюжетно - ролевой, режиссёрской игры. Она сохраняет типичные признаки
сюжетно - ролевой игры (являющейся ведущей для детей данного возраста):
содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные
действия и отношения. Играя роль, ребёнок может не только представлять,
но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно,
влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания
помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые
он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и
других средств выразительности.
У зеркала детям предлагается ролевая гимнастика:
1. Нахмурится, как: а) король; б) ребёнок, у которого отняли игрушку; в)
человек, скрывающий улыбку.
2. Улыбнуться, как: а) вежливый японец; б) мать младенцу; в) кот на
солнце
3. Сесть, как: а) пчела на цветке; б) наказанный Буратино; в) обиженная
собака.
Форма обучения: очная.
Дидактические материалы:
- раздаточные материалы;
- схемы;
- видеозаписи исполнительских номеров;
- вспомогательная литература;
- папка с разработками теоретических материалов по темам программы.

Список литературы:
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997
г.
2. Романенко Ю.М. Сущность художественно-эстетического воспитания.
3. Ройштершейн М.И. Музыковедческая подготовка школьного учителя.
М.:1984г.
4. Русанова В.С. Восхитительный потенциал центров детского досуга.
Челябинск, 2000г.
5. Сусленкова Л. В. Возможности музыкального искусства в развитии
фонационных коммуникативно – речевых умений младших школьников. Н.
Тагил: 2005 г.
6. Апраксина А.Г. Из истории музыкального воспитания. – М, 2001.
7. Багадуров В.А., Орлова Н.Д. Начальные приемы развития детского голоса.
– М., 2007.
8. Кабалевский Д.Б. Музыкальное развитие детей. М., 1998.
9. Программа по музыке для внеклассных и внешкольных мероприятий. – М.,
2000.
10. Струве Г.Д. Методические рекомендации к работе над песенным
репертуаром. – С.П., 1997.
11. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1972.
12. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947.
13. Юссон Рауль Певческий голос. - М., 1998.
14. Малышева Н.М. «О пении. Из опыта работы с певцами» - М., 1991
15. Дмитриев Л.Д. «Основы вокальной методики» - М., 1997
16. Емельянов В.В. «Развитие голоса, координация и тренинг» - М., 1999
17. Усачева Н.П. «Палитра детских голосов» - М., 2006
18. Емельянов В.В. «Школа вокального мастерства» - М., 2002
19. Щетинин М.А. «Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой» - М.,2001
Интернет-ресурсы
1. http.//vkmoline.com/
2. http.//pedmir.ru/
3. www.startvocal.ru
4. http://www.mp3sort.com/
5. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
6. http://forums.minus-fanera.com/index.php
7. http://alekseev.numi.ru/
8. http://talismanst.narod.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».