Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.30 11:46:34 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву» Возраст обучающихся: 10-13 лет Срок реализации: 3 год Автор – составитель: Коновалова Г.В., педагог дополнительного образования г. Карпинск Программа «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву» составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования детей: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими 2 рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021, приказ № 1049. Направленность программы – художественная. Актуальность программы заключается в: - необходимости ранней профессиональной ориентации в современном обществе: недостаток квалифицированных специалистов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования. Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. В содержании программы на всех этапах обучения большее количество часов уделено теме «Прорезная резьба»,так как именно этот вид декоративноприкладного творчества играет важную роль в культурном наследии России. Через изучение истории, техники художественной обработки дерева, процесс обучения становится ближе к своим национальным корням, рождается чувство исторической общности поколения. Используя технику прорезной резьбы, обучающиеся изготавливают посуду, предметы быта, а также украшения для русской избы в виде народной традиционной символики (солнца, птицы, коня, петушка); деревянные игрушки и т.д. Отличительной особенностью образовательной программы являются включение в неё проведение традиционных народных праздников:«Новый год – традиционный праздник на Руси», «Пасхальный перезвон» и др. Каждый ребёнок может выбрать себе занятия по своему вкусу и способностям. Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Адресат программы: школьники 10-13 лет. Данная программа предназначена для начинающих резчиков в возрасте от 10 до 13 лет и реализуется в свободное от школьных занятий время.Занятия 3 проводятся в составе группы 12-15 человек одновременно. Количественный состав группы выбран исходя из опыта работы и наличия оборудования в мастерской ДООЦ. Это количество детей позволяет педагогу построить работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Особенно это важно на начальном этапе обучения, когда дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки. Состав обучающихся в группе может быть разновозрастным. Возрастные особенности детей 10-11 лет: В этот период продолжает увеличиваться объём требований к ребёнку со стороны социума. В тех случаях, когда дети добиваются успехов (в школе или других сферах деятельности), они понимают, что их работа приносит определенный результат и стремятся действовать для получения новых результатов. В случае негативного опыта у ребёнка может сформироваться представление о безрезультатности своих действий. Вследствие этого ребёнок может чувствовать себя неполноценным по сравнению со сверстниками. Происходит дальнейшее формирование Я-концепции, представление ребёнка о себе становится более реалистичным. Если он достигает успехов в том, что является значимым для него, то у него формируется самоуважение. В младшем школьном возрасте для многих детей учёба и отношение учителя является значимым. Однако успехи в учёбе не всегда являются необходимым условием для формирования самоуважения. Например, ребёнок может достичь самоуважения в других сферах деятельности. В конце младшего школьного возраста для многих детей значимой становится потребность в принятии сверстниками (в основном своего пола). Дружеские отношения могут возникать на основе сходства интересов, личностных особенностей, либо — на основе взаимо-дополнения (доминирование — подчинение). Значение группы сверстников связано с тем, что здесь ребёнок может одновременно удовлетворять потребность в принятии сверстниками и в независимости от контроля взрослых. Независимость достигается благодаря тому, что в группах дети сами создают определенные нормы, ритуалы, выполнение которых является обязательным для членов группы. Создавая свои правила, дети учатся контролировать социальное окружение, регулируя границы своего поведения в нём. Возрастные особенности детей 12-13 лет: В 12-13-летнем возрасте значительно активизируется процесс самовоспитания. Происходит интенсивный поиск друга, формирование товарищеских групп по интересам. Для этого возраста характерен процесс так называемой половой идентификации — осознание подростком своей принадлежности к мужскому или женскому роду и соответствующих социальных ролей. К 13 годам девочки по своему физиологическому и психическому развитию значительно опережают мальчиков. Начинает разрушаться психологический барьер между девочками и мальчиками, который был свойствен и предыдущим этапам развития (10—13 лет). 4 Возникает их интерес друг к другу. Расширяется сфера переживаний. У мальчиков в этом возрасте проявляется ярко выраженное стремление овладеть «мужскими» чертами (быть сильным, ловким, смелым и т. п.). Учебная деятельность, как правило, перестает быть всепоглощающей, хотя и остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со сверстниками. Меняются интересы и увлечения. Старших подростков интересуют все сферы жизни и взаимоотношений людей. В оценке людей им часто свойственна категоричность. Подросток настойчиво стремится к самостоятельности, избегает вмешательства в свои дела, активно отстаивает свои взгляды и убеждения. У учащихся 7—8-х классов возникает потребность видеть себя не только в настоящем, но и в будущем. Этим обусловлен интерес к профессиям. Однако говорить о своей будущей профессии подростки не любят. В подростковом возрасте усиливается тяга к сверстникам, активизируются межличностные отношения. Очень заметной становится ориентация на мнение сверстников, их авторитет, в том числе и в вопросах чтения, выбора и оценки книг. Учёт возрастных особенностей обучающихся Темп восприятия материала и динамика выполнения заданий сугубо индивидуальны, зависят от возрастных и психофизических особенностей каждого ребёнка. Для создания комфортных условий для обучающих, каждому ребёнку дают индивидуальные, посильные для него задания. Комплекс заданий дифференцирован по степени сложности и по тематическому принципу, что даёт занятию быть более интересным и эффективным. Учебные задания выполняются не только индивидуально, но и коллективно, группой учащихся. Эта методика позволяет не только воспитывать высококлассных мастеров и лидеров, но и создавать дружные, работоспособные коллективы детей. Успешному овладению художественным мастерством способствует знакомство обучающихся с историей народного искусства, местом и ролью в нём изучаемого ремесла, образцами лучших изделий народного промысла. Важную роль играет интеграция с такими предметами, как история, география, математика, изобразительное искусство, черчение. Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Объем программы – 456 часов. Режим занятий: 4 учебных часа в неделю (38 учебных недель в год). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между учебными занятиями 10 минут. Продолжительность одного занятия 40 минут. Уровневость: базовый. 5 Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по интересу к декоративно-прикладному творчеству, сформированных в разновозрастные группы. Состав групп постоянный. Виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная подготовка. Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции. 2.2.Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: Формирование у воспитанников региональных культурных традиций; создание условий для развития творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей детей и подростков, обеспечение социальной успешности обучающихся. Задачи: Образовательные: - Сформировать представление о различных видах резьбы по дереву. - Обучить безопасным приёмам работы. - Обучить приёмам техники выполнения резьбы. Развивающие: - Развивать личностное самообразование, самостоятельность, воображение, целеустремленность. - Развивать ключевые компетенции: умение думать, находить нужную информацию из различных источников, умение доводить начатую работу до конца при изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Воспитательные: - Воспитывать чувства уважения к различным традициям народного творчества народов России. - Воспитывать трудолюбие, бережливость, предприимчивость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда. - Воспитывать нравственные качества детей (патриотизм, гражданственность, честность, взаимопомощь, и др.). 6 I II Вводные занятия 1 2 3 Технология обработки древесины 4 5 6 7 III Конструктивные и 8 декоративные 9элементы избы 10 1113 1420 Содержание занятия Праздник знакомства Урок красоты Праздник «Рукам – работа, душе – праздник» Организация рабочего места. Инструменты. Древесина – природный конструкционный материал Пиломатериалы и древесные материалы Условные обозначения на простейших чертежах и технических рисунках Формы аттестации/ контроля Теорет. часы Практич. часы Название раздела Количество часов всего № п/п № занятия 2.3. Содержание программы. 2.3.1.а Учебный план 1-го года обучения 2 2 4 1 1 - 1 1 4 опрос опрос опрос 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 2 0,5 1,5 2 1 1 опрос, наблюдение опрос, наблюдение опрос, наблюдение опрос, наблюдение Сведение о народных 2 промыслах и ремёслах 4 Внешний вид русской избы. Изготовление орнамента для украшения ворот. 6 Художественная обработка изделий из древесины. Виды резьбы и их подвиды. 12 Изготовление изделий первой степени сложности 0,5 1,5 0,5 3,5 1 5 2 10 20 3 17 наблюдение 2 1 1 презентация работ 2 2 22 -2 2 2 20 наблюдение наблюдение наблюдение IV Сувенирная работа 21-31 Подготовка к Новому году. Новогодние поделки. 32 Итоговое занятие: новогодний праздник для детей и родителей. 33 Экскурсия в музей 34 Зимние забавы 35- Изготовление поделок 45 к Пасхе опрос, наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 7 V 46 Деревянная кухонная утварь и 47 48 посуда 4956 57 5862 6372 VI Проект 73 VII Итоговые занятия 74 75 76 Технология сборки изделия Отделка изделия Конкурсная программа «Весеннее настроение». Выставка «Подарок маме». Изготовление подставок под горячее Праздник «Пасха». Выставка «Пасхальный перезвон». Изготовление салфетницы первой степени сложности Изготовление подставки под яйцо первой степени сложности Знакомство с творческими проектами Творческий отчёт «Радуга талантов» Итоговое занятие: праздник красоты Заключительное занятие 2 2 2 1 1 - 1 1 2 наблюдение наблюдение выставка 16 1 15 наблюдение 2 -1 2 выставка 10 1 9 наблюдение 19 наблюдение опрос, наблюдение анализ мероприятия опрос, наблюдение 20 2 2 - 4 2 2 4 0,5 3,5 2 2 - 152 26 126 опрос, наблюдение Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. Содержание занятия Практич. часы II Вводные занятия Содержание занятия Теорет. часы I Количество часов всего № п/п Название раздела № занятия 2.3.1.б Учебный план 2-го года обучения Вводное занятие. Безопасность труда. 2-3 Экскурсия «Лес – наше богатство» 2 1 1 опрос 4 - 4 опрос 4-8 Основные виды обработки 10 1 9 2 1 1 2 1 1 опрос, наблюдение опрос, наблюдение опрос, наблюдение 1 древесины. Понятие об изделии и детали. Графическая 10 документация. Этапы создания изделий из древесины. 9 8 11 Декоративно-прикладное III Традиции искусство в жизни человека. прорезной Ремесла народов резьбы. 12 Урала. Декоративные Конструктивные и украшения избы. декоративные элементы избы. 13- Изготовление орнамента 15 для украшения русской избы. 16- Изготовление орнаментов 18 для наличников дома. 19- Резной декор домов. 20 Экскурсия по городу. 21- Изготовление изделий IV Сувенирная 31 сувенирного характера. работа 32- Новогодние поделки. 40 41 Итоговое занятие: новогодний праздник для воспитанников. Выставка «Мы ребята хоть куда, на все руки мастера». 42Русские сувениры 2 2 - опрос, наблюдение 2 1 1 опрос, наблюдение наблюдение 0,5 5,5 6 наблюдение 6 0,5 5,5 наблюдение 4 - 4 22 2 20 наблюдение 18 21 16 наблюдение 1 наблюдение , выставка 2 2 26 24 54 V Деревянная утварь и посуда Урала наблюдение 55- Соединение деталей 56 изделия на клей. 57- Изготовление салфетницы 63 4 1 3 наблюдение 14 - 14 наблюдение 20 1 19 наблюдение 2 - 2 наблюдение 2 - 2 2 2 - 19 133 сложной формы. 64- Изготовление 73 декоративной 74 полочки большой формы. Подставка для кухонных лопаток. VI Информационная 75 Творческий проект. Этапы выполнения творческого технология проекта. 76 Заключительное занятие. VII Итоговые занятия 152 опрос, наблюдение Анализ мероприяти я, наблюдение 9 III IV V 1 Народное искусство России. 3 Деревянная резная посуда Сувениры 2 4-6 Практич. часы II Вводные занятия Технология обработки древесины. Содержание занятия Вводное занятие. Безопасность труда. Измерительные инструменты. Виды резьбы. Инструменты резчика 2 1 1 опрос 2 1 1 опрос, наблюдение Преемственность традиций Декоративное блюдо. Роспись. 2 1 1 опрос, наблюдение опрос, наблюдение 6 0,5 5,5 7-11 Подставка «Чайная» 12-16 Подстаканник 10 10 0,5 0,5 0,5 9,5 9,5 17-23 Резная тарелочка 24-28 14 0,5 13,5 Подставка под яйцо «Петух» 29-33 Подставка под яйцо 34-46 «Конь» Сухарница 10 4752 «Елочка со звездами» 9,5 10 26 0,5 0,5 9,5 25,5 12 0,5 11,5 6 0,5 5,5 Набор новогодних сувениров VI Культура дома VII Информацион ная технология VIII Заключитель ные занятия Формы аттестации/ контроля Теорет. часы I Название раздела Количество часов Всего № п/п № занятия 2.3.1.в Учебный план 3-го года обучения наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 5557 5862 6366 Орнамент для украшения дома Оправа для зеркала Рамочка для фотографии опрос, наблюдение наблюдение наблюдение 10 8 0,5 0,5 9,5 7,5 6774 Проект. Салфетница 16 «Анютины глазки» 0,5 15,5 опрос, наблюдение 7576 Праздник выпускников 4 0,5 3,5 анализ мероприятия 152 10 142 10 2.3.2.а Содержание учебного плана 1-го года обучения Цели курса: создать условия для развития творческого потенциала ребёнка, выявить его способности, адаптировать к учреждению и деятельности, закрепить интерес к данному виду прикладного творчества. I. Вводные занятия (1-3) Цели и задачи: знакомство детей друг с другом и педагогом; установление контакта с каждым ребёнком; создать эмоционально благоприятную атмосферу в творческом объединении; раскрыть цели и задачи курса; организацию и содержание занятий; напомнить правила культуры труда; провести инструктаж по технике безопасности; пробудить интерес к художественно-прикладной деятельности; познакомить с природным разнообразием родного края. Практика: игры знакомства «Откроем сердце другу», «Снежный ком», тесты и др. Собрать природный материал, не причиняя вреда природе. Оборудование: бумага, ручки, стенды с образцами, книги и альбомы по декоративно-прикладному творчеству, стенд по технике безопасности, нарисованный цветок с пятью разноцветными лепестками, нарисованные цветы с белыми лепестками (по количеству детей) II. Технология обработки древесины (4-7) Цели и задачи: дать информацию о древесине и её применении, познакомить с видами пиломатериалов, дать понятие об изделии и детали; познакомить с основными этапами технологического процесса, графической документацией. Практические работы: • Брелоки для ключей • кухонная лопатка Материалы и инструменты: ножовка, лобзики, напильники, линейка, циркуль, карандаши простые, копировальная и наждачная бумага, досочки, рейки деревянные, кнопки. III. Конструктивные и декоративные элементы избы (8-21) Цели и задачи: показать величие и красоту Древней Руси через резьбу по дереву; воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда. Практические работы: • Орнамент «Солнышко» для украшения ворот • Орнамент «Птицы» для наличников окон • «Петух на крыше» и т.п. Материалы и инструменты: лобзики, шило, плоскогубцы, надфили, наждачная бумага, ручки, клей ПВА, фанера, рейки деревянные, лак бесцветный. 11 IV. Сувенирная работа (22-45) Цели и задачи: ознакомить с национальными традициями празднования Нового года и Пасхи; воспитывать любовь к народным традициям; продолжить учить делать изделия своими руками; показать первые достижения обучающихся. Практика: выставка работ, подведение итогов работы за полугодие; чаепитие, игры, викторины, развлечения. Практические работы: Ажурные новогодние игрушки Сувенир «Новогодняя елочка» Пасхальные яйца: «Птичка», «Курочка», «ХВ», «Зайчик», «Цыпленок», «Подснежники», «Цветы» и т.п. Материалы и инструменты: лобзики, шило, плоскогубцы, наждачная и копировальная бумага, ручки, простые карандаши, кнопки, клей ПВА, фанера, клей бесцветный, акварельные краски, кисточки. V. Деревянная кухонная утварь и посуда (46-72) Цели и задачи: закрепить полученные знания и умения; изучить технологию сборки изделия; развивать взаимопомощь. Практические работы: • Подставки под горячее: «Яблоня», «Рыбка», «Лебедь». • Салфетница «Листик» • Подставка под яйцо «Уточка» • Декоративная полочка первой степени сложности Материалы и инструменты: лобзики, шило, плоскогубцы, надфили, наждачная и копировальная бумага, ручки, карандаши, фанера, кнопки, лак бесцветный, клей ПВА VI. Творческий проект (73) Цели и задачи: познакомить с этапами творческого проекта; научить выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями. Практика: познакомиться с готовыми проектами. Материалы: образцы проектов. VII. Итоговые занятия (74-76) Цели и задачи: выявить знания и умения, полученные за учебный год; показать красоту на примере поделок и изделий, изготовленных руками детей; ознакомить родителей, классных руководителей и одноклассников с достижениями обучающихся; рассказать о добрых делах творческого объединения; закрепить интерес продолжить занятия в творческом объединении, привлечь новых детей в творческое объединение «Резьба по дереву». Практика: выставка работ обучающихся, презентация работ, рассказ о занятиях в творческом объединении; игры, конкурсы. Оборудование: литература по декоративно-прикладному творчеству, анкеты: «Мой "букет" настроения», «Моё предстоящее лето», ручки, цветные карандаши. 12 2.3.2.б Содержание учебного плана 2-го года обучения Цели курса: способствовать углублению и расширению базовых знаний, умений и навыков обучающихся, сформированных у них в процессе занятий; создать условия для реализации творческого потенциала ребёнка, побудить к самостоятельному выбору содержания для своей работы, умению самостоятельно анализировать схему последовательности действий; развивать в ребёнке творческую личность. I. Вводные занятия (1-3) Цели и задачи: раскрыть цели и задачи изученного курса; познакомить с организацией и содержанием занятий; провести инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Привлечь внимание детей к природному многообразию родного края; напомнить о бережном и рациональном использовании природного материала. Практика: собрать природный материал, не причиняя вреда. Оборудование: образцы изделий, книги и альбомы по резьбе, стенд по технике безопасности. II. Технология обработки древесины. Элементы машиноведения (4-10) Цели и задачи: познакомить с устройством столярного верстака; научить устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; научить пользоваться технологическими картами; познакомить с устройством и назначением сверлильного, токарного, шлифовального станков. Практика: изготовить кухонную разделочную доску (по технологической карте); разметить и просверлить отверстия коловоротом и дрелью. Материалы и инструменты: ножовка, лобзик, напильники, кнопки, наждачная и копировальная бумага, коловорот, дрель, шило, ручки, карандаши. III. Традиции прорезной резьбы. Декоративные украшения избы (11-20) Цели и задачи: познакомить с конструктивными и декоративными элементами избы г. Карпинска, повысить культурный и образовательный уровень обучающихся, побуждать к самостоятельному выбору содержания для своей работы, отработать полученные знания, умения и технические навыки. Практические работы: • «Солнышко – символ тепла и радости» • Орнаменты для наличников дома (по выбору) Материалы и инструменты: деревянные рейки, фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, копировальная и наждачная бумага, кнопки, клей ПВА, ДВП, ткань зелёного или синего цвета, лак бесцветный. IV. Сувенирная работа (21-54) Цели и задачи: расширить представления обучающихся о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Закрепить полученные 13 знания и умения; воспитывать чувство добра и душевной щедрости; обратить внимание на эстетические требования к качеству изделий сувенирного характера. Практика: выполнить изделие сувенирного характера, провести анализ работы. Практические работы: • Сувенир ко Дню Святого Валентина • Матрёшка – символ России • Коллекция расписных деревянных яиц • Кухонная доска (роспись по Городецким мотивам) Декоративное блюдо (Гжельская роспись) и т.п. Подготовка к Новому году. Новогодние поделки Цели и задачи: ознакомиться с национальными традициями празднования Нового года; воспитывать любовь к народным традициям; показать родителям возросший уровень исполнения работ. Практика: изготовить новогоднюю гирлянду, фигурку – символ года, подарочные сувениры; провести анализ изготовленных поделок. Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, копировальная и наждачная бумага, лак бесцветный, акварельные краски, кисточки, кнопки. V. Деревянная утварь и посуда народов Урала (55-74) Цели и задачи: повысить культурный и образовательный уровень обучающихся; усвоить традиционные правила поведения за столом; познакомиться с видами соединения деталей, декоративной отделкой изделия. Практические работы: • Подставка для кухонных лопаток • Подставка под яйцо: «Петух», «Курочка» • Ажурные салфетницы • Конфетницы • Вазы под фрукты и сладости Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, копировальная и наждачная бумага, ручки, карандаши простые, кнопки, клей ПВА, бесцветный лак, кисточки для лака. VI. Информационная технология (75) Цели и задачи: познакомиться с этапами выполнения творческого проекта, с содержанием этапов, с тематикой творческих проектов. Практика: выбрать тему проекта в соответствии со своими возможностями, составить технологическую последовательность изготовления изделия, обосновать свой выбор темы; выполнять простые расчёты с помощью калькулятора. Оборудование: калькуляторы, бумага, ручки, образцы проектов. 14 VII. Итоговые занятия (76) Цели и задачи: закрепить понимание красоты и доброты как основы взаимоотношений между людьми; закрепить интерес к художественно-прикладной деятельности; выявить профессиональный интерес к прикладному творчеству. Практика: оформить итоговую выставку работ обучающихся; подвести итоги выставок прикладного творчества, наградить воспитанников; подвести итоги, сделать анализ работы творческого объединения за два года; провести заключительный праздник детей и родителей. Оборудование: литература по декоративно-прикладному творчеству, бумага, ручки. 2.3.2.в Содержание учебного плана 3-го года обучения Цели курса: способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей детей и подростков; удовлетворить потребности в труде и подготовить к свободному осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности. I. Вводные занятия (1) Цели и задачи: познакомить с содержанием и последовательностью изучения материала на третьем году обучения, провести инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности; познакомить со свойствами древесины. Практика: доклады обучающихся об определённом дереве (материал предварительно выдаётся педагогом) Оборудование: образцы изделий, стенд по технике безопасности. II. Технология обработки древесины (2) Цели и задачи: познакомить с деревообрабатывающей промышленностью, с заготовкой древесины, с видами продукции из древесины в зависимости от способа её обработки; с инструментами для измерения лесоматериалов. Практические работы: • Определение размеров лесоматериалов • Вариативность при изготовлении разделочной доски (примеры разметки изделий) • Сверление отверстий (коловоротом, дрелью, сверлильным станком) Материалы и инструменты: метр-рулетка, ручка, бумага, досочки, коловорот, дрель. III. Народное искусство России (3-6) Цели и задачи: способствовать развитию интереса к художественным промыслам и ремёслам; традициям русского и других народов России. 15 Оборудование: подлинные образцы изделий народных мастеров, лучшие образцы изделий, выполненные обучающимися в предыдущие годы; фотографии, литература по декоративно-прикладному творчеству IV. Деревянная резная посуда (7-46) Цели и задачи: побуждать к самостоятельному выбору содержания для своей работы, формировать умение самостоятельно анализировать схему последовательности действий при создании изделия; выявить способности каждого обучающегося. Практические работы: Сухарница Ваза для печенья и т.п. Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, надфили, копировальная и наждачная бумага, кнопки, ручки, простые карандаши, клей ПВА, лак бесцветный. V. Сувениры (47-54) Цели и задачи: приобщать обучающихся к народной культуре через художественно-практическую деятельность творческого объединения; закрепить полученные знания и умения; воспитывать чувство добра и душевной щедрости. Практические работы: Конь – символ удачи Сувенир «Сердечки» Бабочка – символ бессмертия и т.п. Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, надфили, копировальная и наждачная бумага, кнопки, ручки, простые карандаши, клей ПВА, лак бесцветный, ткань синего или зелёного цвета. VI. Культура дома (55-66) Цели и задачи: воспитывать трудолюбие, бережливость, ответственность за результаты своей деятельности; развивать эстетические и нравственные нормы общения в семье, обществе, в коллективе сверстников. Практические работы (по выбору): • Орнаменты для украшения рабочего кабинета – дома, в котором дети проводят часть своего времени • Подсвечники • Рамочки для фотографий • Люльки для рукоделия и бумаг • Шкатулка • Рамочка для зеркала • Карандашница • Полочка для цветов 16 • Ваза для цветов • Светильники и ночники и т.п. Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, надфили, копировальная и наждачная бумага, кнопки, ручки, простые карандаши, клей ПВА, лак бесцветный. VII. Информационная технология (67-74) Цели и задачи: научить выбирать тему проекта в соответствии со своими возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор, технологию изготовления изделия. Практика: выполнение творческого проекта; защита творческого проекта. VIII. Заключительные занятия (75-76) Цели и задачи: ознакомить родителей с достижениями воспитанников, подвести итоги, выявить знания и умения, полученные за период обучения; рассказать о добрых делах творческого объединения. Практика: оформить итоговую выставку работ обучающихся; подвести итоги, сделать анализ работы творческого объединения за три года; наградить воспитанников, вручить обучающимся «Лист достижений выпускника»; провести заключительный праздник с чаепитием. 2.4. Планируемые результаты. 2.4.1. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Обучающийся должен знать: • правила безопасной работы с режущими, колющими, пилящими инструментами • названия, назначение инструментов, применяемых в объединении • профессиональные термины (разметка, сборка, схема, технологическая последовательность и т.п.) • условные обозначения линий чертежа • приёмы и методы обработки древесины эстетические требования к оформлению изделия. Обучающийся должен уметь: • различать и называть промыслы и ремесла родного края • соблюдать технику безопасности • выпиливать лобзиком по внешнему контуру и внутренним очертаниям 17 • • • • • • • в процессе работы объяснять свои действия проявлять самостоятельность в выборе материала экономно расходовать материал производить по схеме сборку изделия при помощи клея ПВА выполнять работу аккуратно и добросовестно убирать своё рабочее место по окончанию работы вести себя уважительно по отношению к товарищам и педагогу. 2.4.2. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как: − информационная: способность грамотно выполнять действия с информацией; − предметная: способность применять полученные знания на практике; − социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; − коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым; − общекультурная компетенция; − способность к самосовершенствованию. а также личностные качества, такие как: - общественная активность личности; - гражданская позиция; - культура общения и поведения в социуме. 2.4.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. К личностным результатам относятся: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; 3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К метапредметным результатам относятся: 1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 2) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 18 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 4) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. К предметным результатам относятся: владение базовым понятийным аппаратом; 1) владение практически значимыми конструкционными умениями и навыками, их применением к решению задач: − использование метода разбиения задачи и подзадачи в задачах большого объема; 2) выполнение инструкций для решения практических или учебных задач. 3. Организационно-педагогические условия. 3.1.Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 Окончание учебного года 38 76 4 152 18 20 1 сентября 0 31 декабря – 9 января 31 мая 3.2.Условия реализации общеразвивающей программы. техническое обеспечение программы: Материально – I. Верстаки со специальными приспособлениями для выпиливания, стулья; II. Классная доска; III. Шкафы для литературы, инструментов и материалов; IV. Полочки и стенды с наглядными изделиями; V. Инструменты и приспособления: 19 1. Ножовка; 2. Лобзики и пилки для лобзиков; 3. Комплект напильников (с плоским, круглым полотнами); 4. Надфили; 5. Линейки; 6. Угольник; 7. Циркуль; 8. Плоскогубцы; 9. Отвертки; 10. Шило; 11. Коловорот; 12. Сверла; 13. Молоток; 14. Шлифовальные шкурки всевозможных номеров; 15. Клей (клейстер, ПВА, «Момент»); 16. Простые карандаши (ТМ, НВ); 17. Ластик; 18. Акварельные и гуашевые краски; 19. Нитролак; 20. Кисточки (№1-6); 21. Бумага (рисовальная, калька, копировальная); 22. Досочки толщиной 8-10 мм; 23. Фанера толщиной 3-5 мм; 24. Рейки, брусочки (деревянные); 25. Гвозди. трёхгранным и VI. Образцы готовых изделий, выполняемых в соответствии с программой. VII. Альбомы по художественному выпиливанию. VIII. Альбомы по росписи. IX. Фотографии, рисунки, открытки различных изделий. X. Книги, журналы, методические разработки по работе с древесиной. XI. Таблицы по мониторингу результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе. • Кадровое обеспечение: - педагог дополнительного образования - высшей квалификационной категории Педагогический стаж 36 лет. • методические материалы. 20 1 № п/п год обучения Название раздела, темы Материально- техническое оснащение, дидактикометодический материал Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия 1-3 Вводные занятия Инструктажи по ТБ, ПБ, ЧС. Методическое пособие «О деревьях»; кроссворды «Инструменты»; карандаши Т, ТМ; фломастеры, черт. бумага Беседы; Индивидуальнофронтальный метод 4-7 Технология обработки древесины Беседы; Практические Технология работы личностноориентированного обучения 8-20 Конструктивные и декоративные элементы избы 21-45 Сувенирная работа 46-72 Деревянная кухонная утварь и посуда 73 74-76 Проект Итоговые занятия Верстаки, инструменты резчика; перчатки х/б, карандаши Т, ТМ; линейки, циркули, фанера; деревянные рейки, кусочки ДВП, ДСП. Эл. презентация; альбомы по вып. лобзиком, образцы изделий; инструменты резчика, фанера 3 мм, 4мм Лекция; Технология личностноориентированного обучения Чертежи изделий, Беседы; карандаши Т, Технология копировальная, нажд. личностнобумага, инструменты ориентированного резчика, фанера 4мм, 8мм обучения Альбомы по культурному Беседы; наследию народов России; Технология инструменты резчика, личностнофанера 4мм, 8мм, аквар. ориентированного краски, кисточки № 2-6. обучения Эл. презентация Беседа; Проектная технология Образцы изделий, простые Беседы; карандаши, шарик. ручки, Технология бумага А4, фотоаппарат коллективной творческой деятельности Групповые занятия Практические работы Практические работы Практические работы Групповое занятие Групповые занятия; выставка работ 21 2 год обучения № п/п Материально- техническое оснащение, дидактикоНазвание раздела, методический материал темы 1 Вводное занятие 2-3 Экскурсия «Лес – наше богатство» Технология обработки древесины. Элементы машиноведения. 4-10 11-20 Традиции прорезной резьбы. Декоративные украшения избы. 21-54 Сувенирная работа 55-74 Деревянная утварь и посуда Урала 75 76 Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Формы учебного занятия Инструктажи по ТБ, ПБ и ЧС. Методическое пособие «О деревьях» Беседа Альбом по машиноведению; верстаки, инструменты резчика, фанера 4мм, копировальная, нажд. бумаги, перчатки х/б. Эл. презентация; альбомы по выпиливанию лобзиком; инструменты резчика, фанера 4мм, копировальная, нажд. бумаги Альбомы по культурному наследию народов России; инструменты резчика, фанера 4мм, 8мм, аквар. краски и кисточки № 2-6. Альбомы по выпиливанию лобзиком; фанера 4мм, инструменты резчика Беседы; Практические Технология работы личностноориентированного обучения Информационная Эл. презентация «Этапы технология выполнения творческого проекта» Итоговое занятие Фотоаппарат; образцы изделий, простые карандаши, шарик. ручки, офисная бумага А4 Экскурсия Групповое занятие Групповое занятие Беседы; Практические Технология работы личностноориентированного обучения Беседы; Технология личностноориентированного обучения Лекции; Технология личностноориентированного обучения Беседа; Проектная технология Практические работы Беседа; Технология коллективной творческой деятельности Групповое занятие; выставка работ Практические работы Групповое занятие 22 3 год обучения № п/п Название раздела, темы 1 Вводное занятие 2 3-6 746 4754 5566 Материальнотехническое оснащение, дидактикометодический материал Инструктажи по ТБ, ПБ и ЧС. Технология Методическое обработки пособие «Виды древесины. резьбы». Инструменты Инструменты резчика. резчика. Народное Альбомы по искусство России культурному наследию России (роспись); инструменты резчика, фанера 48мм, аквар. краски, кисточки № 1-6. Деревянная Альбомы по резная посуда выпиливанию лобзиком; инструменты резчика, фанера 4мм, копировальная, нажд. бумага, клей ПВА Сувениры Фотографии, образцы изделий, фанера, инструменты резчика, копировальная и нажд. бумага, клей ПВА Культура дома Альбомы по выпиливанию лобзиком; копировальная и нажд. бумаги, Формы, методы, приемы обучения. Педагогические технологии Беседа Беседа; Фронтальный метод Формы учебного занятия Групповое занятие Групповое занятие Лекции; Технология Практические личностноработы ориентированного обучения Беседы; Технология Практические личностноработы ориентированного обучения Беседы; Технология Практические личностноработы ориентированного обучения Беседы; Технология Практические личностноориентированного работы обучения 23 фанера 4мм, инструменты резчика, клей ПВА 6774 7576 Информационная Эл. презентация, Проектная технология фанера 4мм, технология инструменты резчика, нажд. бумага, клей ПВА Заключительные Образцы изделий, Беседы; Коллективная занятия простые творческая деятельность карандаши, шарик. ручки, офисная бумага А4 Практические работы Групповые занятия; выставка работ Методы обучения: Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям. Методы Информационнорецептивный Репродуктивный Приёмы Рассматривание на занятиях готовых поделок, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание изделий и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, Проблемный использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.) Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование 24 Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Частично- поисковый Решение проблемных задач с помощью педагога Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Формы организации учебного занятия: - беседа (получение нового материала); - самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания); - познавательная игра; - просмотр видео материалов, презентаций; -задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и схемам; - викторины; - экскурсии в музей; - выставка работ. Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Педагогические технологии: - технология индивидуализации обучения; - технология группового обучения; - технология коллективного взаимообучения; - технология дифференцированного обучения; - технология разноуровневого обучения; - технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - технология проектной деятельности; - технология игровой деятельности; - коммуникативная технология обучения; - технология коллективной творческой деятельности; - здоровьесберегающая технология. 25 Блоки Этапы Подгото вительный 1 Основной Этап учебного занятия Организаци онный Задачи этапа Содержание деятельности Подготовка детей к работе на занятии 2 Проверочный 3 Подготовит ельный (подготовка к новому содержанию) Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия 4 Усвоение новых знаний и способов действий 5 Первичная проверка понимания изученного Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием 26 Итоговый 6 Закреплени е новых знаний, способов действий и их применение 7 Обобщение и систематиза ция знаний 8 Контрольный 9 Итоговый 10 Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения Формирование целостного представления знаний по теме Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми Использование бесед практических заданий и Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского) Педагог совместно с детьми подводит итог занятия Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы 27 11 Информаци онный Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Дидактические материалы: - раздаточные материалы, инструкции, схемы сборки, образцы изделий, вспомогательная литература, фотоальбомы 3.3. Формы аттестации и оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа; - статьи в прессе; - портфолио. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - выставка; - готовая работа; - конкурсы; - открытое занятие; - индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе. Оценочные материалы. Диагностика Мониторинг освоения детьми программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: подготовительный уровень, уровень освоения, уровень совершенствования в конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. 28 Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе. Показатели (оцениваемые параметры) 1.Теоретическая подготовка ребёнка 1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебнотематического плана программы) Критерии Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям 1.2.Владение специальной Осмысленность и правильность терминологией использования специальной терминологии .Практическая подготовка ребёнка 2.1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебнотематического плана программы) Соответствие практических умений и навыков программным требованиям 2.2.Владение пециальным оборудованием и оснащением Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Степень выраженности оцениваемого качества подготовительный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой); уровень освоения (объём усвоенных знаний составляет более ½ ); уровень совершенствования (ребёнок освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период). подготовительный уровень (ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины); уровень освоения (ребёнок сочетает специальную терминологию с бытовой); уровень совершенствования (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). подготовительный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма предусмотренных умений и навыков); уровень освоения (объём усвоенных умений и навыков составляет более ½ ); уровень совершенствования (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой за конкретный период). Уровень совершенствования (ребёнок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой за конкретный период). подготовительный уровень (ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием); Возмож ное кол-во баллов 1 Методы диагностики Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. 5 10 Собеседование 1 5 10 1 Контрольное задание 5 10 1 Контрольное задание 5 1 уровень освоения (работает с оборудованием с помощью педагога); уровень совершенствования (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений). 2.3.Творческие навыки 3.2.2.Умение выступать перед аудиторией 3.2.3.Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Креативность в выполнении практических заданий Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельност ь в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). подготовительный уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); уровень освоения (работает с помощью педагога или родителей); уровень совершенствования (работает самостоятельно, не испытывает особых затруднений). подготовительный уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); уровень освоения (работает с помощью педагога или родителей); уровень совершенствования (работает самостоятельно, не испытывает особых затруднений). 5 Контрольное задание 10 1 Контрольное задание 5 10 1 Контрольное задание 5 10 1 Контрольное задание 5 10 2 3.Учебноорганизационны е навыки и умения: 3.3.1.Умение рганизовать своё рабочее (учебное) место 3.3.2.Еавыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности 3.3.3.Умение аккуратно выполнять работу Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям подготовительный уровень (обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); уровень освоения (работает с помощью педагога или родителей); уровень совершенствования (работает самостоятельно, не испытывает особых затруднений). подготовительный уровень (ребёнок овладел менее чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); уровень освоения (объём усвоенных навыков составляет более ½); уровень совершенствования (ребёнок освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период). Аккуратность и удовл. – хорошо - отлично ответственнос ть в работе 1 Контрольное задание 5 10 1 Контрольное задание 5 10 3 Промежуточная аттестация обучающихся творческого объединения _______________________ учебный год дата проведения ________________________ Детское творческое объединение _________________________________________________________________________________________________ Ф.И.О. педагога ДО ______________________________________________ № группы ___________ год обучения _____________________________ Показатели № п/п Список обучающихся Средняя оценка обучающегося Форма проведения аттестации Результаты (в баллах) Итого в группе ______ чел. из них уровень совершенствования _______ % уровень освоения _______ % подготовительный уровень _______ % Комиссия в составе: Подписи: * см. таблицу «Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе» Уровни оценивания: • Подготовительный уровень (-) • Уровень освоения ( ) • Уровень совершенствования (+) 5 Итоговая аттестация обучающихся творческого объединения _____________________ учебный год Дата проведения ____________________________________ Детское творческое объединение_________________________________________________________________________ Ф.И.О._______________________________________________________________________________ № группы __________ год обучения ________ Показатели № п/п Список обучающихся Средняя оценка обучающегося Форма проведения аттестации Результаты (в баллах) Итого в группе ______ чел. из них уровень совершенствования _______ % уровень освоения _______ % подготовительный уровень _______ % * см. таблицу «Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе» • • • Уровни оценивания: Подготовительный уровень (-) Уровень освоения ( ) Уровень совершенствования (+) 6 Индивидуальная карточка учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________ Возраст__________________________________________ Вид и название детского объединения_________________________________________ Ф.И.О. педагога____________________________________________________________ Дата начала наблюдения____________________________________________ 3.2Учебнокоммуникативные умения: a) умение слушать и слышать педагога b) умение выступать перед аудиторией c) умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3.Учебноорганизаторские умения и навыки: a) умение организовать своё рабочее (учебное) место b) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности c) умение аккуратно выполнять работу 4.Предметные достижения учащегося: На уровне детского объединения (кружка, студии, секции) На уровне учреждения (по линии дополнительного образования) На уровне города На уровне управленческого округа На областном уровне На республиканском, международном уровне Промежуточная аттестация обучающихся. Дата проведения: 27 декабря. Тестирование обучающихся 10-11 лет. «Знания по предмету» Вопрос 1. Отметьте хвойные деревья знаком Х, лиственные деревья знаком Л. 1. Пихта ___ 2. Клен ___ 3. Вишня ___ 4. Яблоня ___ 5. Кедр ___ 6. Сосна ___ 7. Ель ___ 8. Рябина ___ 9. Черемуха ___ 10. Дуб ___ Вопрос 2. Из какой древесины делают фанеру? 1. Рябина 2. Береза 3. Черемуха Вопрос 3. Каким инструментом раскраивают фанеру? 1. Ножовка 2. Лобзик 3. Нож Вопрос 4. Из чего делают бумагу? 1. Глина 2. Дерево 3. Стекло Вопрос 5. Графическое изображение, выполненное от руки на глаз (без масштаба) это: 1. Рисунок 2. Эскиз 3. Чертеж Вопрос 6. Как называется рабочий стол столяра? 1. Письменный стол 2. Верстак 3. Журнальный столик Вопрос 7. Как правильно передавать острый инструмент (шило) другому человеку? 1. Лезвием вперед 2. Рукояткой вперед 3. Не имеет значения Вопрос 8. Как называется бумага, которой шлифуют детали деревянных изделий? 1. Калька 2. Наждачная 3. Копировальная Вопрос 9. Расставьте цифрами правильную последовательность изготовления изделия из фанеры: ___ выпиливание деталей // ___ отделка (покрытие лаком) ___ разметка // ___ шлифовка деталей // ___ сборка изделия Вопрос 10. Каким клеем нужно пользоваться при сборке изделия из фанеры? 1. Канцелярский 2. Клей ПВА 3. Клей «Момент» Итоговая аттестация обучающихся. Дата проведения: 23мая. Тестирование обучающихся 10-11 лет «Знание терминов» 1. Автомашина с прицепом для перевозки длинных лесоматериалов. 1. Пожарная 2. Лесовоз 3. Бензовоз 2. Рабочий стол столяра. 1. Письменный стол 2. Верстак 3. Журнальный столик 3. Ручная пила для ажурных работ – выпиливание узоров и рисунков на фанере. 1. Ножовка 2. Лобзик 3. Лучковая пила 4. Бумага разных цветов с нанесенной с одной стороны краской (чаще черной). Применяется для пишущих машин и перевода рисунка на различные материалы. 1. Обойная 2. Копировальная 3. Чертёжная 5. Прозрачная бумага, предназначенная для копирования чертежей или рисунков. 1. Газетная 2. Калька 3. Гофрированная 6. Чертежный инструмент для вычерчивания окружностей нужного диаметра. 1. Линейка 2. Карандаш 3. Циркуль 7. Карандашный набросок на бумаге это: 1. Рисунок 2. Эскиз 3. Чертеж 8. Процесс выполнения рисунка с помощью выжигательного прибора. 1. Аппликация 2. Выжигание 3. Деформация 9. Материал для ручной шлифовки древесины. 1. Бархатная бумага 2. Наждачная бумага 3. Фольга 10. Инструменты, необходимые для крепления винтов и гаек. 1. Шило 2. Отвертка 3. Гаечный ключ Промежуточная аттестация обучающихся 12-13 лет. Дата проведения: 27 декабря. Опросник. 2 1. Как называется необходимое приспособление для выпиливания лобзиком? («Ласточкин хвост») 2. Как называется деталь, позволяющая очень быстро производить разметку без специальных чертежных инструментов? (Шаблон) 3. Какие фигуры получаются при распиливании прямо пополам деревянного куба, круглой палки? (Прямоугольник, круг) 4. Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки? (Рисунок в виде сетки на шляпке гвоздя увеличивает шероховатость её поверхности и тем самым препятствует соскальзыванию молотка со шляпки при забивании гвоздя) 5. Какие пилы вы знаете? Перечислите. (Лобзик, ножовка, лучковая пила, двуручная пила, электропила, бензомоторная и т.д.) 6. Как называются тонкие заготовки из древесины? (Рейки) 7. Определите размеры бруска (брусок выдает педагог). Покажите длину, ширину, толщину бруска. 8. Почему, начиная работу, нельзя держать руку у полотна пилы? (В целях безопасности) 9. Чем отличается надфиль от других напильников? (Размером, т.к. надфиль – самый маленький напильник) 10. Как называется ручной инструмент для сверления отверстий? (Коловорот) 3 Итоговая аттестация обучающихся 12-13 лет. Дата проведения: 23 мая.. Опросник. Как называется чертежный инструмент, которым размечают окружности? (Циркуль) 1. Чертежные инструменты: линейка, карандаш, циркуль, кисточка, акварельные краски. Что лишнее? (Кисточка, акварельные краски) 2. На сколько частей делит окружность диаметр? (2) 3. Какие материалы можно использовать для изготовления кормушки для птиц? Рейки, фанера, досочки небольших размеров, ДСП – древесностружечные плиты, ДВП – древесноволокнистые плиты, пенопласт, картон. Что лишнее? (Пенопласт, картон) 4. Монтажные инструменты: гаечный ключ, гаечный ключ с отверткой, отвертка, круглогубцы, кусачки, молоток, карандаш. Что лишнее? (Карандаш) 5. Соединительные детали: гвоздь, шуруп, винт, гайка, мебельные скрепки, карандаш, ластик. Что лишнее? (Карандаш, ластик) 6. Какие инструменты используются на занятии «Художественная обработка изделий из древесины»? Ножовка, лобзик, шило, отвертка, плоскогубцы, карандаш, линейка, надфиль, ножницы. Что лишнее? (Ножницы) 7. Подбери инструмент для: 1) Выравнивания поверхности доски - ___ 2) Зачистки торцевых поверхностей древесины - ___ 3) Распиливания древесины поперёк волокон - ___ А) ножовка; В) Напильник Б) Рубанок; 9. Обозначьте цифрами правильный порядок работы: ___ выпиливание // ___ покрытие лаком // ___ разметка ___ шлифовка деталей // ___ сборка изделия 4 10. Рекомендуемый клей при сборке изделия из фанеры: а) канцелярский б) ПВА в) клей «Момент» II. Самостоятельная практическая работа «Изготовление кухонной лопатки» (свой выбор из 5 вариантов) 5 4. Список литературы 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, 6 способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021, приказ № 1049. Литература для педагога: 1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726р 2. Боровых В.П. Программа «Художественная обработка изделий из древесины. Резьба по дереву», Волгоград, Учитель, 2009г. 3. Данилюк Л.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия «Стандарты второго поколения»,-М:Просвещение, 2009г.-24 с. 4. Денисова Н.А. Успешность освоения детьми социокультурного опыта в системе дополнительного образования., журнал «Дополнительное образование», №9, 2007 г. 5. Князева О.А., Махнева М.Д. и др. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СП-б: Детство-Пресс, 2006 г 6. Костина Л.А. «Выпиливание лобзиком», Выпуск 2, Москва, Народное творчество, 2006г. 7. Логачева Л.А. «Резчикам по дереву» Альбом орнаментов, Выпуск 3, Москва, Народное творчество, 2005г. 8. Манжулин А.В., Сафронов М.В. «Прорезная резьба», Выпуск 5, Москва, Народное творчество, 2005г. 9. Попов В.В. «Выпиливание лобзиком», Выпуск 1, Москва, Народное творчество, 2006г. 10. Семенов А.Ф. «Выпиливание лобзиком», Выпуск 3, Москва, Народное творчество, 2006г. 11. Хайди Грунд-Торпе. «Выпиливаем лобзиком. Полезные поделки», Москва, Мой мир, 2005г. 7 Литература для обучающихся: 1. Вохринцева С.В. «Матрешки. Урало-Сибирская роспись», Екатеринбург, Страна Фантазий, 2017 г 2. Вохринцева С.В. «Матрешки. Пермогорская роспись», Екатеринбург, Страна Фантазий, 2017 г 3. Вохринцева С.В. «Матрешки. Мезенская роспись», Екатеринбург, Страна Фантазий, 2017 г 4. Вохринцева С.В. «Матрешки. Дымковская роспись», Екатеринбург, Страна Фантазий, 2017 г 5. Вохринцева С.В. «Матрешки. Гжельская роспись», Екатеринбург, Страна Фантазий, 2017 г 6. Вохринцева С.В. «Матрешки. Городецкая роспись», Екатеринбург, Страна Фантазий, 2017 г 7. Вохринцева С.В. «Матрешки. Хохломская роспись», Екатеринбург, Страна Фантазий, 2017 г 8