Деревянное кружево

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно-образовательный центр
Принята на заседании
педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол № 3 от 24.06.2024 г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ № 59-д от 25.06.2024 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ,
sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.08.28 08:04:45 +05'00'

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа технической направленности

«Деревянное кружево»
Возраст обучающихся: 10-13
летСрок реализации: 3 года

Автор – составитель: Коновалова Г.В.,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск

Программа «Деревянное кружево» составлена в соответствии с требованиями к
программам дополнительного образования детей:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017
г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения,
дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования

на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный Постановлением
Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021, приказ № 1049.
Направленность программы – художественная.
Актуальность программы
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа художественной направленности «Деревянное кружево» предназначена для
получения детьми с ОВЗ (ЗПР) дополнительного образования в области декоративноприкладного творчества.
Программа «Деревянное кружево» способствует формированию у детей с ОВЗ
(ЗПР) художественно-эстетического вкуса, самосознания и уважения к историческому
и культурному наследию России.
Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной
политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в
условиях модернизации образования.
Данная программа ежегодно обновляется с учетом развития науки, техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
В содержании программы на всех этапах обучения большее количество часов
уделено теме «Прорезная резьба», так как именно этот вид декоративно- прикладного
творчества играет важную роль в культурном наследии России. Через изучение
истории, техники художественной обработки дерева, процесс обучения становится
ближе к своим национальным корням, рождается чувство исторической общности
поколения. Используя технику прорезной резьбы, обучающиеся изготавливают посуду,
предметы быта, а также украшения для русской избы в виде народной традиционной
символики (солнца, птицы, коня, петушка); деревянные игрушки и т.д.
Отличительной особенностью образовательной программы являются включение
в неё проведение традиционных народных праздников: «Новый год
– традиционный праздник на Руси», «Пасхальный перезвон» и др. Каждый
ребёнок может выбрать себе занятия по своему вкусу и способностям.
Программа направлена на формирование познавательной мотивации,
определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта
продуктивной творческой деятельности.
Адресат программы: школьники 10-13 лет.
Данная программа предназначена для начинающих резчиков с ОВЗ (ЗПР) в
возрасте от 10 до 13 лет и реализуется в свободное от школьных занятий время.
Занятия проводятся в составе группы 12-15 человек одновременно. Количественный
состав группы выбран исходя из опыта работы и наличия оборудования в мастерской
ДООЦ. Это количество детей позволяет педагогу построить работу с учетом
индивидуальных особенностей каждого ребенка. Особенно это важно на начальном
этапе обучения, когда дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки.
Состав обучающихся в группе может быть разновозрастным.

Возрастные особенности детей 10-11 лет:
В этот период продолжает увеличиваться объём требований к ребёнку со
стороны социума. В тех случаях, когда дети добиваются успехов (в школе или других
сферах деятельности), они понимают, что их работа приносит определенный результат
и стремятся действовать для получения новых результатов. В случае негативного опыта
у ребёнка может сформироваться представление о безрезультатности своих действий.
Вследствие этого ребёнок может чувствовать себя неполноценным по сравнению со
сверстниками.
Происходит дальнейшее формирование Я-концепции, представление ребёнка о
себе становится более реалистичным. Если он достигает успехов в том, что является
значимым для него, то у него формируется самоуважение. В младшем школьном
возрасте для многих детей учёба и отношение учителя является значимым. Однако
успехи в учёбе не всегда являются необходимым условием для формирования
самоуважения. Например, ребёнок может достичь самоуважения в других сферах
деятельности.
В конце младшего школьного возраста для многих детей значимой становится
потребность в принятии сверстниками (в основном своего пола). Дружеские отношения
могут возникать на основе сходства интересов, личностных особенностей.
Значение группы сверстников связано с тем, что здесь ребёнок может
одновременно
удовлетворять
потребность
в принятии
сверстниками и в
независимости от контроля взрослых. Независимость достигается благодаря тому, что в
группах дети сами создают определенные нормы, ритуалы, выполнение которых
является обязательным для членов группы. Создавая свои правила, дети учатся
контролировать социальное окружение, регулируя границы своего поведения в нём.
Возрастные особенности детей 12-13 лет:
В 12-13-летнем возрасте значительно активизируется процесс самовоспитания.
Происходит интенсивный поиск друга, формирование товарищеских групп по
интересам. Для этого возраста характерен процесс так называемой половой
идентификации — осознание подростком своей принадлежности к мужскому или
женскому роду и соответствующих социальных ролей. К 13 годам девочки по своему
физиологическому и психическому развитию значительно опережают мальчиков.
Начинает разрушаться психологический барьер между девочками и мальчиками,
который был свойствен и предыдущим этапам развития (10—13 лет). Возникает их
интерес друг к другу. Расширяется сфера переживаний. У мальчиков в этом возрасте
проявляется ярко выраженное стремление овладеть «мужскими» чертами (быть
сильным, ловким, смелым и т. п.).
Учебная деятельность, как правило, перестает быть всепоглощающей, хотя и
остается основной. Как правило, наибольшее значение приобретает общение со
сверстниками. Меняются интересы и увлечения.
Старших подростков интересуют все сферы жизни и взаимоотношений людей. В
оценке людей им часто свойственна категоричность. Подросток настойчиво стремится
к самостоятельности, избегает вмешательства в свои дела, активно отстаивает свои
взгляды и убеждения.
У учащихся 7—8-х классов возникает потребность видеть себя не только в
настоящем, но и в будущем. Этим обусловлен интерес к профессиям. Однако говорить

о своей будущей профессии подростки не любят.
В подростковом возрасте усиливается тяга к сверстникам, активизируются
межличностные отношения. Очень заметной становится ориентация на мнение
сверстников, их авторитет, в том числе и в вопросах чтения, выбора и оценки книг.
Учёт возрастных особенностей обучающихся
Темп восприятия материала и динамика выполнения заданий сугубо
индивидуальны, зависят от возрастных и психофизических особенностей каждого
ребёнка. Для создания комфортных условий для обучающих, каждому ребёнку дают
индивидуальные, посильные для него задания.
Комплекс заданий дифференцирован по степени сложности и по тематическому
принципу, что даёт занятию быть более интересным и эффективным.
Учебные задания выполняются не только индивидуально, но и коллективно,
группой учащихся. Эта методика позволяет не только воспитывать высококлассных
мастеров и лидеров, но и создавать дружные, работоспособные коллективы детей.
Успешному овладению художественным мастерством способствует знакомство
обучающихся с историей народного искусства, местом и ролью в нём изучаемого
ремесла, образцами лучших изделий народного промысла. Важную роль играет
интеграция с такими предметами, как история, география, математика, изобразительное
искусство, черчение.
Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР):
Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят
легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие,
внимание, память, мышление, речь.
Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные
анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при
формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное
восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с
задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво,
кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и
переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью
на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного
напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита
внимания.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется
мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием
наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при
воспроизведении информации.
У детей с задержкой психического развития более сохранно нагляднодейственное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду
неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи
взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением,
обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение,
сформулировать выводы.
Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается
искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации,

резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за
грамматическим
оформлением
речи,
затруднениями построения
связного
высказывания, речевой пассивностью.
Личностная сфера у детей с задержкой психического развития
характеризуется
эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью,
безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться
аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети
с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку,
не стремятся контактировать со сверстниками.
Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и
стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии,
несоблюдением игровых правил.
Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную
координацию, часто – гиперкинезы и тики.
Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 3 года
обученияпри постоянном составе детей.
Объем программы – 456 часов.
Режим занятий: 4 учебных часа в неделю (38 учебных недель в год).
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Перерыв между учебными занятиями 10 минут. Продолжительность одногозанятия
40 минут.
Уровневость: базовый.
Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная.
Особенности организации образовательного процесса: Образовательный
процесс организован в соответствии с учебным планомобъединения обучающихся
по интересу к декоративно-прикладному творчеству, сформированных в
разновозрастные группы. Состав групп постоянный.
Виды занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная подготовка.
Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей
программы:
выставки,
фестивали,
соревнования,
учебно-исследовательские
конференции.
Цель и задачи программы.
Цель программы:
Развитие личности ребёнка с особыми образовательными потребностями,
способного к творческому самовыражению, взаимоотношениям с окружающими
людьми и продуктивной деятельности, через приобщение к древнему народному
ремеслу – резьбе по дереву; формирование художественно-ценностных ориентиров
ребёнка в процессе развития егосамоопределения.
Задачи:
Обучающие:

формировать ключевые компетенции у обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья;
обучить приемам самоконтроля и саморегуляции;
формировать способы эффективного взаимодействия со сверстниками
(умение договориться, сделать вклад в общее дело, увидеть успехи других,оценить
свои достоинства);
формировать представление о различных видах резьбы по дереву;
Обучить приёмам техники выполнения резьбы.
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, воображение, фантазию, наблюдательность;
развивать творческие и интеллектуальные способности;
формировать эстетическое восприятие окружающего мира, художественный
вкус;
способствовать снятию психоэмоционального и мышечного напряжения,
формировать уверенность в себе;
Развивать ключевые компетенции: умение думать, находить нужную
информацию из различных источников, умение доводить начатую работу доконца при
изготовлении изделий декоративно-прикладного назначения. Воспитательные:
Воспитывать чувства уважения к различным традициям народного творчества
народов России.
Воспитывать трудолюбие, бережливость, предприимчивость, ответственность
за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных
профессий и результатам их труда.
Воспитывать нравственные качества детей (патриотизм, гражданственность,
честность, взаимопомощь, и др.).

1
2
3

II

Технология
обработки
древесины

4
5
6
7

III Конструктивные 8
и
9декоративные
10
элементы
избы
1113

1420

IV

V

Сувенирная
работа

21
31
32

33
34
3545
46
Деревянная
кухонная утварьи 47
48
посуда

4956

Праздник знакомства
Урок красоты
Праздник «Рукам – работа,
душе – праздник»
Организация рабочего места.
Инструменты.
Древесина – природный
конструкционный материал
Пиломатериалы и древесные
материалы
Условные обозначения на
простейших чертежах
итехнических
рисунках
Сведение о народных
промыслах и ремёслах
Внешний вид русской избы.
Изготовление орнамента
для
украшения ворот.
Художественная обработка
изделий из древесины.
Виды
резьбы и их подвиды.
Изготовление изделий
первойстепени сложности
Подготовка к Новому году.
Новогодние поделки.
Итоговое занятие:
новогодний праздник
длядетей и родителей.
Экскурсия в музей
Зимние забавы
Изготовление поделок
к Пасхе
Технология сборки изделия
Отделка изделия
Конкурсная программа
«Весеннее настроение».
Выставка «Подарок маме».
Изготовление подставок под
горячее

1
1
-

1
1
4

опрос
опрос
опрос

1

0,
5
0,
5
0,
5
1

0,5

опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение

0,
5
0,
5

1,5

1
2
2

2
4

(часы)

2
2
4

(часы)

Практич.

Вводные занятия

Содержание занятия

Теорет.

I

Формы
аттестации/
контроля

Количество
часов

Всего

№
п/п Название раздела

№ занятия

Содержание программы.
Учебный план 1-го года обучения

0,5
1,5
1

3,5

опрос,
наблюдение
наблюдение
наблюдение

6

1

5

12

2

10

наблюдение

20

3

17

наблюдение

2

1

1

презентация
работ

2
2
22

2

2
2
20

наблюдение
наблюдение
наблюдение

2
2
2

1
1
-

1
1
2

наблюдение
наблюдение
выставка

16

1

15

наблюдение

57
5862
6372

VI

Проект

73

VII

Итоговые
занятия

74
75

76

Праздник «Пасха». Выставка
«Пасхальный перезвон».
Изготовление салфетницы
первой степени сложности
Изготовление подставки
подяйцо первой степени
сложности
Знакомство с творческими
проектами
Творческий отчёт «Радуга
талантов»
Итоговое занятие:
праздниккрасоты
Заключительное занятие

2

-

2

выставка

10

1

9

наблюдение

20

1

19

наблюдение

2

2

4

2

4

0,5

опрос,
наблюдение
2
анализ
мероприяти я
опрос,
3,5
наблюдение

2

2

-

152

26

126

-

опрос,
наблюдение

1
2-3

II

Технология обработки
древесины. Элементы
машиноведения.

4-8
9
10

III

IV

Традиции
прорезной
резьбы.
Декоративные
украшения
избы.

Сувенирнаяработа

11

12

1315
1618
1920
2131
3240
41

4254

V

Деревянная утварь и
посудаУрала

5556
5763
6473

1

1

опрос

4

-

4

опрос

Основные виды обработки
древесины.
Понятие об изделии и детали.
Графическая документация.
Этапы создания изделий
издревесины.

10

1

9

2

1

1

2

1

1

опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение

Декоративно-прикладное
искусство в жизни
человека.
Ремесла народов Урала.
Конструктивные и
декоративные
элементы избы.
Изготовление орнамента для
украшения русской избы.
Изготовление орнаментов для
наличников дома.
Резной декор домов.
Экскурсия по городу.
Изготовление изделий
сувенирного характера.
Новогодние поделки.

2

2

-

опрос,
наблюдение

Итоговое занятие:
новогодний праздник
длявоспитанников.
Выставка
«Мы ребята хоть куда, на все
руки мастера».
Русские сувениры
Соединение деталей изделия
на клей.
Изготовление салфетницы
сложной формы.
Изготовление декоративной
полочки большой формы.

(часы)

2

Вводное занятие.
Безопасность труда.
Экскурсия «Лес – наше
богатство»

(часы)

Практич.

Вводные
занятия

Содержание занятия

Теорет.

Название
раздела

Формы
аттестации/
контроля

Количество
часов

Всего

№
п/п

№ занятия

Учебный план 2-го года обучения

2

1

1

опрос,
наблюдение
наблюдение

6

5,5

наблюдение

5,5

наблюдение

4

0,
5
0,
5
-

22

2

20

наблюдение

18

2

16

наблюдение

2

1

1

наблюдение
,
выставка

26

2

24

4

1

3

14

-

14 наблюдение

20

1

19 наблюдение

6

4

наблюдение

наблюдение

VI

Информационная
технология

VII Итоговые
занятия

74

Подставка для
кухонныхлопаток.

2

-

2

наблюдение

75

Творческий проект. Этапы
выполнения
творческогопроекта.
Заключительное занятие.

2

-

2

опрос,
наблюдение

2

2

-

Анализ
мероприяти я,
наблюдение

152

19

133

76

1

опрос

2

1

1

опрос,
наблюдение

2

1

1

6

0,5

5,5

10
10

0,5
0,5

9,5
9,5

Резная тарелочка

14

0,5

13,5

24-28

Подставка под яйцо «Петух»

10

0,5

9,5

опрос,
наблюдение
опрос,
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

29-33
34-46
47-52

Подставка под яйцо
«Конь»Сухарница
«Елочка со звездами»

10
26
12

0,5
0,5
0,5

9,5
25,5
11,5

53-54

Набор новогодних

4

0,5

3,5

6

0,5

5,5

10
8

0,5
0,5

9,5
7,5

7-11
12-16
17-23

1

II

Технология
обработки
древесины.

2

Народное
искусство
России.

3

IV

V

Деревянная
резная посуда

Сувениры

4-6

(часы)

Практич.

1

Вводные
занятия

(часы)

2

Вводное занятие.
Безопасность
труда.
Измерительные
инструменты.
Виды резьбы.
Инструменты резчика
Преемственность
традиций
Декоративное блюдо.
Роспись.
Подставка «Чайная»
Подстаканник

I

III

Содержание занятия

Теорет.

Название
раздела

Формы
аттестации/
контроля

Количество
часов

Всего

№
п/п

№ занятия

Учебный план 3-го года обучения

наблюдение
наблюдение

сувениров
VI

Культура
дома

55-57
58-62
63-66

VII Информацион
ная технология
VIII Заключительн
ые занятия

Орнамент для
украшениядома
Оправа для зеркала
Рамочка для
фотографии

опрос,
наблюдение
наблюдение
наблюдение

67-74

Проект. Салфетница
«Анютины глазки»

16

0,5

15,5

опрос,
наблюдение

75-76

Праздник выпускников

4

0,5

3,5

анализ
мероприяти я

152

10

142

Содержание учебного плана 1-го года обучения
I. Вводные занятия (1-3)
Цели и задачи: знакомство детей друг с другом и педагогом; установление контакта
с каждым ребёнком; создать эмоционально благоприятную атмосферу в творческом
объединении; раскрыть цели и задачи курса; организацию и содержание занятий;
напомнить правила культуры труда; провести инструктаж по технике безопасности;
пробудить интерес к художественно-прикладной деятельности; познакомить с
природным разнообразием родного края.
Практика: игры знакомства «Откроем сердце другу»,
«Снежный ком», тесты и др.
Собрать природный материал, не причиняя вреда природе.
Оборудование: бумага, ручки, стенды с образцами, книги и альбомы по
декоративно-прикладному творчеству, стенд по технике безопасности, нарисованный
цветок с пятью разноцветными лепестками, нарисованные цветы с белыми лепестками
(по количеству детей)
II.
Технология обработки древесины (4-7)
Цели и задачи: дать информацию о древесине и её применении, познакомить с
видами пиломатериалов, дать понятие об изделии и детали; познакомить с основными
этапами технологическогопроцесса, графической документацией.
Практические работы:
 Брелоки для ключей
 кухонная лопатка
Материалы и инструменты: ножовка, лобзики, напильники, линейка, циркуль,
карандаши простые, копировальная и наждачная бумага, досочки, рейки деревянные,
кнопки.
III.
Конструктивные и декоративные элементы избы (8-21)
Цели и задачи: показать величие и красоту Древней Руси через резьбу по дереву;
воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе, уважительное отношение к людям
различных профессий и результатам их труда.
Практические работы:
 Орнамент «Солнышко» для украшения ворот
 Орнамент «Птицы» для наличников окон
 «Петух на крыше» и т.п.
Материалы и инструменты: лобзики, шило, плоскогубцы, надфили, наждачная
бумага, ручки, клей ПВА, фанера, рейки деревянные, лак бесцветный.
IV.
Сувенирная работа (22-45)
Цели и задачи: ознакомить с национальными традициями празднования Нового
года и Пасхи; воспитывать любовь к народным традициям; продолжить учить делать
изделия своими руками; показать первые достижения обучающихся.
Практика: выставка работ, подведение итогов работы за полугодие; чаепитие,
игры, викторины, развлечения.
Практические работы:
 Ажурные новогодние игрушки

 Сувенир «Новогодняя елочка»
 Пасхальные яйца:
«Птичка», «Курочка», «ХВ», «Зайчик», «Цыпленок»,
«Подснежники», «Цветы» и т.п.
Материалы и инструменты: лобзики, шило, плоскогубцы, наждачная и
копировальная бумага, ручки, простые карандаши, кнопки, клей ПВА, фанера, клей
бесцветный, акварельные краски, кисточки.
V. Деревянная кухонная утварь и посуда (46-72)
Цели и задачи: закрепить полученные знания и умения; изучить технологию сборки
изделия; развивать взаимопомощь.
Практические работы:
 Подставки под горячее: «Яблоня», «Рыбка», «Лебедь».
 Салфетница «Листик»
 Подставка под яйцо «Уточка»
 Декоративная полочка первой степени сложности
Материалы и инструменты: лобзики, шило, плоскогубцы, надфили, наждачная и
копировальная бумага, ручки, карандаши, фанера, кнопки, лак бесцветный, клей ПВА
VI.
Творческий проект (73)
Цели и задачи: познакомить с этапами творческого проекта; научить выбирать тему
проекта в соответствии со своимивозможностями.
Практика: познакомиться с готовыми проектами.
Материалы: образцы проектов.
VII.
Итоговые занятия (74-76)
Цели и задачи: выявить знания и умения, полученные за учебный год; показать
красоту на примере поделок и изделий, изготовленных руками детей; ознакомить
родителей, классных руководителей и одноклассников с достижениями обучающихся;
рассказать о добрых делах творческого объединения; закрепить интерес продолжить
занятия в творческом объединении, привлечь новых детей в творческое объединение
«Резьба по дереву».
Практика: выставка работ обучающихся, презентация работ, рассказ о занятиях в
творческом объединении; игры, конкурсы.
Оборудование: литература по декоративно-прикладному творчеству, анкеты:
«Мой "букет" настроения», «Моё предстоящеелето», ручки, цветные карандаши.
Содержание учебного плана 2-го года обучения

I. Вводные занятия (1-3)
Цели и задачи: раскрыть цели и задачи изученного курса; познакомить с
организацией и содержанием занятий; провести инструктаж по технике безопасности и
противопожарной безопасности. Привлечь внимание детей к природному многообразию
родного края; напомнить о бережном и рациональном использовании природного
материала.
Практика: собрать природный материал, не причиняя вреда.
Оборудование: образцы изделий, книги и альбомы по резьбе, стенд по технике

безопасности.
II.
Технология обработки древесины.Элементы машиноведения (4-10)
Цели и задачи: познакомить с устройством столярного верстака; научить
устанавливать и закреплять заготовки в зажимах верстака; научить пользоваться
технологическими картами; познакомить с устройством и назначением сверлильного,
токарного, шлифовального станков.
Практика: изготовить кухонную разделочную доску (по технологической карте);
разметить и просверлить отверстия коловоротом и дрелью.
Материалы и инструменты: ножовка, лобзик, напильники, кнопки, наждачная и
копировальная бумага, коловорот, дрель, шило, ручки, карандаши.
III.
Традиции прорезной резьбы.
Декоративные украшения избы (11-20)
Цели и задачи: познакомить с конструктивными и декоративными элементами избы
г. Карпинска, повысить культурный и образовательный уровень обучающихся, побуждать
к самостоятельному выбору содержания для своей работы, отработать полученные
знания, умения и технические навыки.
Практические работы:
 «Солнышко – символ тепла и радости»
 Орнаменты для наличников дома (по выбору)
Материалы и инструменты: деревянные рейки, фанера, лобзики, шило,
плоскогубцы, копировальная и наждачная бумага, кнопки, клей ПВА, ДВП, ткань
зелёного или синего цвета, лак бесцветный.
IV.
Сувенирная работа (21-54)
Цели и задачи: расширить представления обучающихся о многообразии изделий
народного декоративно-прикладного искусства. Закрепить полученные знания и умения;
воспитывать чувство добра и душевной щедрости; обратить внимание на эстетические
требования к качеству изделий сувенирного характера.
Практика: выполнить изделие сувенирного характера, провести анализ работы.
Практические работы:
 Сувенир ко Дню Святого Валентина
 Матрёшка – символ России
 Коллекция расписных деревянных яиц
 Кухонная доска (роспись по Городецким мотивам)
 Декоративное блюдо (Гжельская роспись) и т.п.
Подготовка к Новому году. Новогодние поделки
Цели и задачи: ознакомиться с национальными традициями празднования Нового
года; воспитывать любовь к народным традициям; показать родителям возросший
уровень исполненияработ.
Практика: изготовить новогоднюю гирлянду, фигурку – символ года, подарочные
сувениры; провести анализ изготовленных поделок.
Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, копировальная и
наждачная бумага, лак бесцветный, акварельные краски, кисточки, кнопки.
V.
Деревянная утварь и посуда народов Урала (55-74)
Цели и задачи: повысить культурный и образовательный уровень обучающихся;

усвоить традиционные правила поведения за столом; познакомиться с видами
соединения деталей, декоративной отделкой изделия.
Практические работы:
 Подставка для кухонных лопаток
 Подставка под яйцо: «Петух», «Курочка»
 Ажурные салфетницы
 Конфетницы
 Вазы под фрукты и сладости
Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, копировальная и
наждачная бумага, ручки, карандаши простые, кнопки, клей ПВА, бесцветный лак,
кисточки для лака.
VI.
Информационная технология (75)
Цели и задачи: познакомиться с этапами выполнения творческого проекта, с
содержанием этапов, с тематикой творческих проектов.
Практика: выбрать тему проекта в соответствии со своими возможностями,
составить технологическую последовательность изготовления изделия, обосновать свой
выбор темы; выполнять простые расчёты с помощью калькулятора.
Оборудование: калькуляторы, бумага, ручки, образцы проектов.
VII.
Итоговые занятия (76)
Цели и задачи: закрепить понимание красоты и доброты как основы
взаимоотношений между людьми; закрепить интерес к художественно-прикладной
деятельности;
выявитьпрофессиональный интерес к прикладному творчеству.
Практика: оформить итоговую выставку работ обучающихся; подвести итоги
выставок прикладного творчества, наградить воспитанников; подвести итоги, сделать
анализ работы творческого объединения за два года; провести заключительный праздник
детей и родителей.
Оборудование: литература по декоративно-прикладному творчеству, бумага,
ручки.
Содержание учебного плана 3-го года обучения

I. Вводные занятия (1)
Цели и задачи: познакомить с содержанием и последовательностью изучения
материала на третьем году обучения, провести инструктаж по технике безопасности и
противопожарной безопасности; познакомить со свойствами древесины.
Практика: доклады обучающихся об определённом дереве (материал
предварительно выдаётся педагогом)
Оборудование: образцы изделий, стенд по технике безопасности.
II.
Технология обработки древесины (2)
Цели и задачи: познакомить с деревообрабатывающей промышленностью, с
заготовкой древесины, с видами продукции из древесины в зависимости от способа её
обработки; с инструментами для измерения лесоматериалов.
Практические работы:
 Определение размеров лесоматериалов
 Вариативность при изготовлении разделочной доски (примеры разметки изделий)

 Сверление отверстий (коловоротом, дрелью, сверлильным станком)
Материалы и инструменты: метр-рулетка, ручка, бумага, досочки, коловорот,
дрель.
III.
Народное искусство России (3-6)
Цели и задачи: способствовать развитию интереса к художественным промыслам и
ремёслам; традициям русского и других народов России.
Оборудование: подлинные образцы изделий народных мастеров, лучшие образцы
изделий, выполненные обучающимися в предыдущие годы; фотографии, литература по
декоративно-прикладному творчеству
Деревянная резная посуда (7-46)
Цели и задачи: побуждать к самостоятельному выбору содержания для своей
работы, формировать умение самостоятельно анализировать схему последовательности
действий при создании изделия; выявить способности каждого обучающегося.
Практические работы:
 Сухарница
 Ваза для печенья и т.п.
Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, надфили,
копировальная и наждачная бумага, кнопки, ручки, простые карандаши, клей ПВА, лак
бесцветный.
V.
Сувениры (47-54)
Цели и задачи: приобщать обучающихся к народной культуре через
художественно-практическую деятельность творческого объединения; закрепить
полученные знания и умения; воспитывать чувство добра и душевной щедрости.
Практические работы:
 Конь – символ удачи
 Сувенир «Сердечки»
 Бабочка – символ бессмертия и т.п.
Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, надфили,
копировальная и наждачная бумага, кнопки, ручки, простые карандаши, клей ПВА, лак
бесцветный, ткань синего или зелёного цвета.
VI.
Культура дома (55-66)
Цели и задачи: воспитывать трудолюбие, бережливость, ответственность за
результаты своей деятельности; развивать эстетические и нравственные нормы общения
в семье, обществе, в коллективе сверстников.
Практические работы (по выбору):
 Орнаменты для украшения рабочего кабинета – дома, в котором дети проводят
часть своего времени
 Подсвечники
 Рамочки для фотографий
 Люльки для рукоделия и бумаг
 Шкатулка
 Рамочка для зеркала

IV.






Карандашница
Полочка для цветов
Ваза для цветов
Светильники и ночники и т.п.
Материалы и инструменты: фанера, лобзики, шило, плоскогубцы, надфили,
копировальная и наждачная бумага, кнопки, ручки, простые карандаши, клей ПВА, лак
бесцветный.
VII.
Информационная технология (67-74)
Цели и задачи: научить выбирать тему проекта в соответствии со своими
возможностями; подбирать инструменты и материалы; составлять технологическую
последовательность; изготовить изделие; обосновать свой выбор, технологию
изготовления изделия.
Практика: выполнение творческого проекта; защита творческого проекта.
VIII.
Заключительные занятия (75-76)
Цели и задачи: ознакомить родителей с достижениями воспитанников, подвести
итоги, выявить знания и умения, полученные за период обучения; рассказать о добрых
делах творческого объединения.
Практика: оформить итоговую выставку работ обучающихся; подвести итоги,
сделать анализ работы творческого объединения за три года; наградить воспитанников,
вручить обучающимся «Лист достижений выпускника»; провести заключительный
праздник с чаепитием.
Планируемые результаты.
Обучающийся должен знать:
 правила безопасной работы с режущими, колющими, пилящими инструментами
 названия, назначение инструментов, применяемых в объединении
 профессиональные термины (разметка, сборка, схема, технологическая
последовательность и т.п.)
 условные обозначения линий чертежа
 приёмы и методы обработки древесины
 эстетические требования к оформлению изделия.
Обучающийся должен уметь:
 различать и называть промыслы и ремесла родного края
 соблюдать технику безопасности
 выпиливать лобзиком по внешнему контуру и внутреннимочертаниям
 в процессе работы объяснять свои действия
 проявлять самостоятельность в выборе материала
 экономно расходовать материал
 производить по схеме сборку изделия при помощи клея ПВА
 выполнять работу аккуратно и добросовестно
 убирать своё рабочее место по окончанию работы
 вести себя уважительно по отношению к товарищам и педагогу.

К личностным результатам освоения программы относятся:
- создание устойчивой мотивации к ручному труду в технике резьбыпо дереву;
- проявление необходимых качеств личности для художественно- творческой
деятельности:
трудолюбие,
бережливость,
аккуратность,
целеустремленность
художественный вкус;
- стремление
активно
участвовать
в творческих
конкурсах
и
выставках;
- полноценное
усвоение знаний и умений, предложенных
для
изучения по программе;
- проявление
уважительного
отношения
к труду,
бережного
отношения к природе и народным традициям в искусстве;
- ранняя профилизация.
К метапредметным результатам освоения программы относятся:
1) освоение способов решения проблем творческого и поисковогохарактера;
2) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
3) формирование умения планировать, контролировать и оцениватьучебные действия
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
4) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументироватьсвою точку зрения и оценку событий.
К предметным результатам относятся:
1) владение базовым понятийным аппаратом;
2) владение практически значимыми конструкционными умениями и навыками, их
применением к решению задач:
− использование метода разбиения задачи и подзадачи в задачахбольшого объема;
3) выполнение инструкций для решения практических или учебныхзадач.
Результаты коррекционно-развивающей работы:
- у обучающихся будет развиваться мелкая моторика, оптико- пространственная
ориентация, зрительно-моторная координация;
- расширится кругозор, появятся представления о предметах и явлениях
окружающей действительности, которые позволят им воспринимать сознательно учебный
материал;
- обучающиеся будут проявлять признаки социально-нравственного поведения,
обеспечивающего их успешную адаптацию в процессе обучения;
- сформируется учебная мотивация;
- будут развиваться личностные компоненты познавательной
деятельности, дети начнут успешно преодолевать интеллектуальнуюпассивность;
- обучающиеся научатся ориентироваться в задании, планировать предстоящую
деятельность, осуществлять ее в соответствии с наглядным образом или словесными
указаниями педагога, самоконтроля и самооценки;
- обучающиеся научатся осуществлять операции анализа, сравнения, обобщения,
практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.;

- повысится интеллектуальный уровень развития учащихся;
- будет происходить укрепление соматического и психоневрологического здоровья
учащихся.
3. Организационно-педагогические условия.
Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

38
76
4
152
18
20
1 сентября
нет
31 декабря –
9 января
31 мая

Условия реализации общеразвивающей программы.
 Материально – техническое обеспечение программы:
I. Верстаки
со
специальными
приспособлениями
выпиливания, стулья;
II. Классная доска;
III. Шкафы для литературы, инструментов и материалов;
IV. Полочки и стенды с наглядными изделиями;
V. Инструменты и приспособления:
1. Ножовка;
2. Лобзики и пилки для лобзиков;
3. Комплект напильников (с плоским,
полотнами);
4. Надфили;
5. Линейки;
6. Угольник;
7. Циркуль;
8. Плоскогубцы;
9. Отвертки;
10. Шило;
11. Коловорот;
12. Сверла;
13. Молоток;

трёхгранным

и

для

круглым

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Шлифовальные шкурки всевозможных номеров;
Клей (клейстер, ПВА, «Момент»);
Простые карандаши (ТМ, НВ);
Ластик;
Акварельные и гуашевые краски;
Нитролак;
Кисточки (№1-6);
Бумага (рисовальная, калька, копировальная);
Досочки толщиной 8-10 мм;
Фанера толщиной 3-5 мм;
Рейки, брусочки (деревянные);
Гвозди.

VI. Образцы
готовых изделий, выполняемых
в соответствии
с
программой.
VII. Альбомы по художественному выпиливанию.
VIII. Альбомы по росписи.
IX. Фотографии, рисунки, открытки различных изделий.
X. Книги,
журналы,
методические
разработки
по работе
с
древесиной.
XI. Таблицы
по мониторингу
результатов
обучения
детей по
дополнительной образовательной программе.
 Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, прошедший
обучение по программам педагогической
деятельности с детьми с ОВЗ (ЗПР)
 методические материалы.

2
1

1 год обучения

№
п/п

1-3

4-7

8-20

21-45

46-72

73
74-76

Название
раздела, темы

Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический
материал

Вводные занятия Инструктажи по ТБ, ПБ,
ЧС. Методическое
пособие «О деревьях»;
кроссворды
«Инструменты»;
карандаши Т, ТМ;
фломастеры, черт. бумага
Технология
Верстаки, инструменты
обработки
резчика; перчатки х/б,
древесины
карандаши Т, ТМ;
линейки, циркули, фанера;
деревянные рейки,
кусочки ДВП, ДСП.
Конструктивные Эл. презентация; альбомы
и декоративные по вып. лобзиком,
элементы избы
образцы изделий;
инструменты резчика,
фанера 3 мм, 4мм
Сувенирная
Чертежи изделий,
работа
карандаши Т,
копировальная, нажд.
бумага, инструменты
резчика, фанера 4мм, 8мм
Деревянная
Альбомы по культурному
кухонная утварь наследию народов России;
и посуда
инструменты резчика,
фанера 4мм, 8мм, аквар.
краски, кисточки № 2-6.
Проект
Эл. презентация
Итоговые
занятия

Образцы изделий,
простые карандаши,
шарик. ручки, бумага А4,
фотоаппарат

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

Беседы;
Индивидуальнофронтальный
метод

Групповые
занятия

Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения

Практические
работы

Лекция;
Технология
личностноориентированного
обучения
Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения
Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения
Беседа; Проектная
технология
Беседы;
Технология
коллективной
творческой
деятельности

Практические
работы

Практические
работы

Практические
работы

Групповое
занятие
Групповые
занятия;
выставка
работ

2
2

2 год обучения

№
п/п

Название
раздела, темы

1

Вводное занятие

2-3

Экскурсия
«Лес – наше
богатство»
Технология
обработки
древесины.
Элементы
машиноведения.

4-10

11-20

Традиции
прорезной
резьбы.
Декоративные
украшения избы.

21-54

Сувенирная
работа

55-74

Деревянная
утварь и посуда
Урала

75

76

Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический
материал

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии

Формы
учебного
занятия

Инструктажи по ТБ, ПБ и
ЧС.
Методическое пособие
«О деревьях»

Беседа

Альбом по
машиноведению;
верстаки, инструменты
резчика, фанера 4мм,
копировальная, нажд.
бумаги, перчатки х/б.
Эл. презентация; альбомы
по выпиливанию
лобзиком; инструменты
резчика, фанера 4мм,
копировальная, нажд.
бумаги
Альбомы по культурному
наследию народов России;
инструменты резчика,
фанера 4мм, 8мм, аквар.
краски и кисточки № 2-6.
Альбомы по
выпиливанию лобзиком;
фанера 4мм, инструменты
резчика

Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения

Практические
работы

Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения

Практические
работы

Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения
Лекции;
Технология
личностноориентированного
обучения
Беседа; Проектная
технология

Практические
работы

Беседа;
Технология
коллективной
творческой
деятельности

Групповое
занятие;
выставка
работ

Информационная Эл. презентация «Этапы
технология
выполнения творческого
проекта»
Итоговое занятие Фотоаппарат; образцы
изделий, простые
карандаши, шарик. ручки,
офисная бумага А4

Экскурсия

Групповое
занятие
Групповое
занятие

Практические
работы

Групповое
занятие

2
3

3 год обучения
Материальнотехническое оснащение,
дидактикометодический
материал

№
п/п

Название
раздела, темы

1

Вводное занятие

2

Технология
обработки
древесины.
Инструменты
резчика.
Народное
Альбомы по культурному
искусство России наследию России
(роспись); инструменты
резчика, фанера 4-8мм,
аквар. краски, кисточки №
1-6.
Альбомы по
Деревянная
выпиливанию лобзиком;
резная посуда
инструменты резчика,
фанера 4мм,
копировальная, нажд.
бумага, клей ПВА
Сувениры
Фотографии, образцы
изделий, фанера,
инструменты резчика,
копировальная и нажд.
бумага, клей ПВА
Культура дома
Альбомы по
выпиливанию лобзиком;
копировальная и нажд.
бумаги, фанера 4мм,
инструменты резчика,
клей ПВА
Информационная Эл. презентация, фанера
4мм, инструменты
технология
резчика, нажд. бумага,
клей ПВА
Заключительные Образцы изделий,
простые карандаши,
занятия
шарик. ручки, офисная
бумага А4

3-6

7-46

47-54

55-66

67-74

75-76

Инструктажи по ТБ, ПБ и
ЧС.
Методическое пособие
«Виды резьбы».
Инструменты резчика.

Формы, методы,
приемы
обучения.
Педагогические
технологии
Беседа
Беседа;
Фронтальный
метод

Формы
учебного
занятия

Групповое
занятие
Групповое
занятие

Лекции;
Технология
личностноориентированного
обучения

Практические
работы

Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения

Практические
работы

Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения
Беседы;
Технология
личностноориентированного
обучения

Практические
работы

Проектная
технология

Практические
работы

Беседы;
Коллективная
творческая
деятельность

Групповые
занятия;
выставка
работ

Практические
работы

Методы обучения:
2
4

Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов,
методов и средств, представленных в образовательных программах, методических
пособиях, соответствующих принципам и целям.
Методы
Информационнорецептивный
Репродуктивный

Проблемный
Игровой
Частичнопоисковый

Приёмы
Рассматривание на занятиях готовых поделок,
демонстрация способов крепления, приемов
подбора деталей по размеру, форме, цвету.
Совместная деятельность педагога и ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание изделий и конструкций по
образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое
описание и объяснение действий, сопровождение и
демонстрация образцов, разных вариантов моделей,
использование детьми на практике полученных
знаний и увиденных приемов работы.)
Постановка проблемы и поиск решения.
Творческое
использование
готовых
заданий
(предметов), самостоятельное их преобразование
Использование сюжета игр для организации
детской деятельности, персонажей для
обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога

Формы организации образовательного процесса:
индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
- беседа (получение нового материала);
- самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания);
- познавательная игра;
- просмотр видео материалов, презентаций;
-задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и схемам;
- викторины;
- экскурсии в музей;
- выставка работ.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и
выбирается с учетом той или иной темы.
Педагогические технологии:
- технология индивидуализации обучения;
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технология разноуровневого обучения;
2
5

- технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология проектной деятельности;
- технология игровой деятельности;
- коммуникативная технология обучения;
- технология коллективной творческой деятельности;
- здоровьесберегающая технология.
Блоки

Этапы Этап
Задачи этапа
учебного
занятия
Организацион Подготовка детей к
Подготови 1
работе на занятии
ный
тельный

2

Основной 3

4

Проверочный Установление
правильности и
осознанности
выполнения
домашнего задания
(если таковое было),
выявление пробелов
и их коррекция
Подготовит
Обеспечение
ельный
мотивации и
(подготовкак принятие детьмицели
новому
учебносодержанию) познавательной
деятельности

Содержание
деятельности
Организация начала
занятия, создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания
Проверка домашнего
задания (творческого,
практического), проверка
усвоения знаний
предыдущего занятия

Сообщение темы, цели
учебного занятия и
мотивация учебной
деятельности детей
(например, эвристический
вопрос, познавательная
задача, проблемное
задание детям)
Усвоение
Обеспечение
Использование заданий и
новых знаний восприятия,
вопросов, которые
и способов
осмысления и
активизируют
действий
первичного
познавательную
запоминания связей и деятельность детей
отношений в объекте
изучения

2
6

5

6

Установление
правильности и
осознанности
усвоения нового
учебного материала,
выявление
ошибочных или
спорных
представлений и их
коррекция
Закрепление Обеспечение
новых
усвоения новых
знаний,
знаний, способов
способов
действий и их
действий и их применения
применение

Применение пробных
практических заданий,
которые сочетаются с
объяснением
соответствующих правил
или обоснованием

Обобщениеи
систематиза
ция знаний

Использование бесед и
практических заданий

8

Формирование
целостного
представлениязнаний
по теме
Контрольный Выявление качестваи
уровня овладения
знаниями,
самоконтроль и
коррекция знаний и
способов действий

9

Итоговый

7

Итоговы
й

Первичная
проверка
понимания
изученного

10

Применение
тренировочных
упражнений,
заданий, которые
выполняются
самостоятельно
детьми

Использование тестовых
заданий, устного
(письменного) опроса, а
также заданий различного
уровня сложности
(репродуктивного,
творческого, поисковоисследовательского)
Педагог совместно с
детьми подводит итог
занятия

Анализ и оценка
успешности
достижения цели,
определение
перспективы
последующей работы
Рефлексивный Мобилизация детейна Самооценка детьми своей
работоспособности,
самооценку
психологического
состояния, причин
некачественной работы,
результативности работы,
содержания и полезности
учебной работы

2
7

11

Информаци
онный

Обеспечение
понимания цели,
содержания
домашнего задания,
логики дальнейшего
занятия

Информация о содержании
и конечном результате
домашнего задания,
инструктаж по
выполнению, определение
места и роли данного
задания в системе
последующих занятий

Дидактические материалы:
- раздаточные материалы, инструкции, схемы сборки,
образцы изделий, вспомогательная литература, фотоальбомы
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми
умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не
справился);
- фото и видео; - журнал посещаемости;
- выполненная работа;
- статьи в прессе;
- портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- выставка;
- готовая работа;
- конкурсы;
- открытое занятие;
- индивидуальная карточка учета результатов обучения
по дополнительной образовательной программе.
Оценочные
материалы.
Диагностика
Мониторинг освоения детьми программы проводится руководителем, 2 раза в
год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса,
тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за
обучающимися оценивается по трем уровням: подготовительный уровень, уровень
освоения, уровень совершенствования в конце каждого учебного года можно
проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося.

2
8

Мониторинг результатов обучения ребёнка
по дополнительной образовательной программе.
Показатели
(оцениваемые
параметры)
1.Теоретическая
подготовка
ребёнка
1.1.Теоретические
знания (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)

1.2.Владение
специальной
терминологией

Степень выраженности
оцениваемого качества

Критерии

Соответствие
теоретических
знаний ребёнка
программным
требованиям

Осмысленность
и правильность
использования
специальной
терминологии









2.Практическая
подготовка
ребёнка
2.1.Практические
умения и навыки,
предусмотренные
программой (по
основным
разделам учебнотематического
плана программы)

2.2. .Владение
специальным
оборудованием и
оснащением


Соответствие
практических
умений и
навыков
программным
требованиям

Отсутствие
затруднений в
использовании
специального
оборудования и
оснащения









подготовительный уровень
(ребёнок овладел менее чем ½
объёма знаний, предусмотренных
программой);
уровень освоения (объём
усвоенных знаний составляет
более ½ );
уровень совершенствования
(ребёнок освоил практически весь
объём знаний, предусмотренных
программой за конкретный
период).
подготовительный уровень
(ребёнок, как правило, избегает
употреблять специальные
термины);
уровень освоения (ребёнок
сочетает специальную
терминологию с бытовой);
уровень совершенствования
(специальные термины
употребляет осознанно и в
полном соответствии с их
содержанием).
подготовительный уровень
(ребёнок овладел менее чем ½
объёма предусмотренных умений
и навыков);
уровень освоения (объём
усвоенных умений и навыков
составляет более ½ );
уровень совершенствования
(ребёнок овладел практически
всеми умениями и навыками,
предусмотренных программой за
конкретный период).
подготовительный уровень
(ребёнок испытывает серьёзные
затруднения при работе с
оборудованием);
уровень освоения (работает с
оборудованием с помощью
педагога);
уровень совершенствования
(работает с оборудованием
самостоятельно,
не
испытывает
особых
затруднений).

Возмож
ное
кол-во
баллов
1

Методы
диагностики
Наблюдение,
тестирование,
контрольный
опрос и др.

5

10

1

Собеседование

5

10

1

5

Контрольное
задание

10

1

5

Контрольное
задание

10

2
9

2.3.Творческие
навыки

Креативность в
выполнении
практических
заданий





3.Общеучебные
умения и навыки
ребёнка:
3.1.Учебноинтеллектуальные
умения
3.1.1.Умение
подбирать и
анализировать
специальную
литературу

Умение
пользоваться
компьютерными
источниками
информации



Самостоятельность в
подборе и анализе
литературы




Самостоятельность в
пользовании
компьютерными
источниками
информации






Умение
осуществлять
учебноисследовательску
ю работу (писать
рефераты,
проводить
самостоятельные
учебные
исследования)

3.2. Учебнокоммуникативные
умения:
3.2.1.Умение
слушать и
слышатьпедагога

Самостоятельность в
учебноисследовательской
работе








Адекватность
восприятия
информации, идущей
от педагога



начальный (элементарный)
уровень развития креативности
(ребёнок в состоянии выполнять
лишь простейшие практические
задания педагога);
репродуктивный уровень
(выполняет в основном задания
на основе образца);
творческий уровень (выполняет
практические задания с
элементами творчества).
подготовительный уровень
(обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при
работе с литературой, нуждается
в постоянной помощи и
контроле педагога);
уровень освоения (работает с
литературой с помощью
педагога или родителей);
уровеньсовершенствования
(работает с литературой
самостоятельно, не испытывает
особых затруднений).
подготовительный уровень
(обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при
работе, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
уровеньосвоения (работает с
помощью педагога или
родителей);
уровеньсовершенствования
(работает самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).
подготовительный уровень
(обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при
работе, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
уровеньосвоения (работает с
помощью педагога или
родителей);
уровеньсовершенствования
(работает самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).
подготовительный уровень
(обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при
работе, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
уровень освоения
(работает с помощью
педагога или
родителей);
уровень совершенствования
(работает самостоятельно, не
испытывает особых затруднений

1

5

Контрольное
задание

10

1
Анализ

5

10

Исследовательские работы

Наблюдение

1

5

10

1

5

10

1
5

10

3
0

Умение
выступать перед
аудиторией

Свобода владения и
подачи
обучающимся
подготовленной
информации






Умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии

Самостоятельность
в построении
дискуссионного
выступления, логика в
построении
доказательств






3.3.Учебноорганизационные
навыки и умения:
3.3.1.Умение
организовать своё
рабочее (учебное)
место

Способность
самостоятельно
готовить своё
рабочее место к
деятельности и
убирать его за
собой






3.3.2.Еавыки
соблюдения в
процессе
деятельности
правил
безопасности

Соответствие
реальных навыков
соблюдения правил
безопасности
программным
требованиям






3.3.3.Умение
аккуратно
выполнять
работу

Аккуратность и
ответственность
в работе

подготовительный уровень
(обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при
работе, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
уровеньосвоения (работает с
помощью педагога или
родителей);
уровеньсовершенствования
(работает самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).
подготовительный уровень
(обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при
работе, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
уровеньосвоения (работает с
помощью педагога или
родителей);
уровеньсовершенствования
(работает самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).
подготовительный уровень
(обучающийся испытывает
серьёзные затруднения при
работе, нуждается в постоянной
помощи и контроле педагога);
уровеньосвоения (работает с
помощью педагога или
родителей);
уровеньсовершенствования
(работает самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений).
подготовительный уровень
(ребёнок овладел менее чем ½
объёма навыков соблюдения
правил безопасности,
предусмотренных программой);
уровеньосвоения (объём
усвоенных навыков составляет
более ½);
уровеньсовершенствования
(ребёнок освоил практически
весь объём навыков,
предусмотренных программой
за конкретный период).

1

5

10

1

5

10

1
Контрольное
задание
5

10

1

5

10

удовл. – хорошо - отлично

3
1

Промежуточная аттестация обучающихся творческого объединения
учебный год
дата проведения
Детское творческое объединение
Ф.И.О. педагога ДО

№ группы

год обучения

Показатели
№
п/п

Список
обучающихся

Средняя
оценка
обучающегося

Форма проведения
аттестации

Результаты

(в баллах)

Итого в группе
чел.
из них
уровень
совершенствования

%
уровень освоения

%
подготовительный
уровень

%

Комиссия в составе:

* см. таблицу «Мониторинг результатов обучения ребёнка
по дополнительной образовательной программе»

Подписи:

Уровни оценивания:

Подготовительный уровень (-)



Уровень освоения ()
Уровень совершенствования (+)

3
2

Итоговая аттестация обучающихся творческого объединения
учебный год
Дата проведения
Детское творческое объединение
Ф.И.О.

№ группы

год обучения

Показатели
№
п/п

Список
обучающихся

Форма проведения
аттестации

Средняя
оценка
обучающегося

Результаты

(в баллах)

Итого в группе
чел.
из них
уровень
совершенствования

%
уровень освоения

%
подготовительный
уровень

%

* см. таблицу «Мониторинг результатов обучения ребёнка
по дополнительной образовательной программе»
Уровни оценивания:

Подготовительный уровень (-)
Уровень освоения ()


Уровень совершенствования (+)

3
3

Индивидуальная карточка учёта результатов обучения
по адаптированной дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребёнка
Возраст
Вид и название детского объединения
Ф.И.О. педагога
Дата начала наблюдения
Сроки диагностики
Показатели
1. Теоретическая

подготовка ребёнка:
Теоретические знания:

a).
b).
c). и т.д.
1.2.Владение специальной
терминологией
2.Практическая
подготовка ребёнка:
2.1.Практические умения
и навыки,
предусмотренные
программой:
a).
b).
c). и т.д.
2.2.Владение специальным
оборудованием и
оснащением
2.3.Творческие навыки
3.Общеучебные умения и
навыки ребёнка:
3.1.Учебноинтеллектуальные умения:
a)
b)

c)

умение подбирать и
анализировать
специальную литературу
умение пользоваться
компьютерными
источниками
информации
умение осуществлять
учебноисследовательскую
работу

Первый год обучения
Конец 1-го
полугодия

Конец
учебного
года

Второй год обучения
Конец 1-го
полугодия

Конец
учебного
года

Третий год обучения
Конец 1-го
полугодия

Конец
учебного
года

3.2Учебнокоммуникативные умения:
a) умение слушать и
слышать педагога
b) умение выступать
перед аудиторией
c) умение вести
полемику,
участвовать в
дискуссии
3.3.Учебноорганизаторские умения и
навыки:
a) умение организовать
своё рабочее
(учебное) место
b) навыки соблюдения
в процессе
деятельности правил
безопасности
c) умение аккуратно
выполнять работу
4.Предметные
достижения учащегося:
 На уровне детского
объединения
(кружка, студии,
секции)
 На уровне
учреждения (по
линии
дополнительного
образования)
 На уровне города
 На уровне
управленческого
округа
 На областном уровне
 На республиканском,
международном
уровне

2

Промежуточная аттестация обучающихся.
Дата проведения: 27 декабря. Тестирование
обучающихся 10-11 лет.
«Знания по предмету»
Вопрос 1. Отметьте хвойные деревья знаком Х,лиственные
деревья знаком Л.
1. Пихта
2. Клен
3. Вишня
4. Яблоня
5. Кедр
6. Сосна
7. Ель
8. Рябина
9. Черемуха
10. Дуб
Вопрос 2. Из какой древесины делают фанеру?
1. Рябина 2. Береза 3. Черемуха
Вопрос 3. Каким инструментом раскраивают фанеру?
1. Ножовка 2. Лобзик 3. Нож
Вопрос 4. Из чего делают бумагу?
1. Глина 2. Дерево 3. Стекло
Вопрос 5. Графическое изображение, выполненное от рукина
глаз (без масштаба) это:
1. Рисунок 2. Эскиз 3. Чертеж
Вопрос 6. Как называется рабочий стол столяра?
1. Письменный стол 2. Верстак 3. Журнальный столик
Вопрос 7. Как правильно передавать острый инструмент (шило)
другому человеку?
1. Лезвием вперед 2. Рукояткой вперед 3. Не имеет значения
Вопрос 8. Как называется бумага, которой шлифуют детали
деревянных изделий?
1. Калька 2. Наждачная 3. Копировальная
Вопрос 9. Расставьте цифрами правильную последовательность
изготовления изделия из фанеры:
выпиливание деталей
//
отделка (покрытие лаком)
разметка
//
шлифовка деталей //
сборка изделия
Вопрос 10. Каким клеем нужно пользоваться при
сборке изделия из фанеры?
1. Канцелярский 2. Клей ПВА 3. Клей «Момент»

Итоговая аттестация обучающихся.
Дата проведения: 23мая. Тестирование
обучающихся 10-11 лет
«Знание терминов»
1. Автомашина с прицепом для перевозки длинных лесоматериалов.
1. Пожарная 2. Лесовоз 3. Бензовоз
2. Рабочий стол столяра.
1. Письменный стол 2. Верстак 3. Журнальный столик
3. Ручная пила для ажурных работ – выпиливание узорови
рисунков на фанере.
1. Ножовка 2. Лобзик 3. Лучковая пила
4. Бумага разных цветов с нанесенной с одной стороны краской(чаще
черной).
Применяется для пишущих машин и перевода рисунка на
различные материалы.
1. Обойная 2. Копировальная 3. Чертёжная
5. Прозрачная бумага, предназначенная для копирования
чертежей или рисунков.
1. Газетная 2. Калька 3. Гофрированная
6. Чертежный инструмент для вычерчивания окружностей нужного
диаметра.
1. Линейка 2. Карандаш 3. Циркуль
7. Карандашный набросок на бумаге это:
1. Рисунок 2. Эскиз 3. Чертеж
8. Процесс выполнения рисунка с помощью выжигательного прибора.
1. Аппликация 2. Выжигание 3. Деформация
9. Материал для ручной шлифовки древесины.
1. Бархатная бумага 2. Наждачная бумага 3. Фольга
10. Инструменты, необходимые для крепления винтов и гаек.
1. Шило 2. Отвертка 3. Гаечный ключ

2

Промежуточная аттестация обучающихся 12-13 лет.
Дата проведения: 27 декабря.
Опросник.
1. Как называется необходимое приспособление для выпиливания лобзиком?
(«Ласточкин хвост»)
2. Как называется деталь, позволяющая очень быстро производить разметкубез
специальных чертежных инструментов? (Шаблон)
3. Какие фигуры получаются при распиливании прямо пополам деревянного
куба, круглой палки? (Прямоугольник, круг)
4. Зачем на шляпке гвоздя делают рисунок в виде сетки?
(Рисунок в виде сетки на шляпке гвоздя увеличивает шероховатость её
поверхности и тем самым препятствует соскальзыванию молотка со шляпкипри
забивании гвоздя)
5. Какие пилы вы знаете? Перечислите.
(Лобзик, ножовка, лучковая пила, двуручная пила, электропила,
бензомоторная и т.д.)
6. Как называются тонкие заготовки из древесины? (Рейки)
7. Определите размеры бруска (брусок выдает педагог). Покажите длину,
ширину, толщину бруска.
8. Почему, начиная работу, нельзя держать руку у полотна пилы?(В
целях безопасности)
9. Чем отличается надфиль от других напильников?
(Размером, т.к. надфиль – самый маленький напильник)
10. Как называется ручной инструмент для сверления отверстий?
(Коловорот)
Итоговая аттестация обучающихся 12-13 лет.
Дата проведения: 23 мая.
I. Опросник.
1. Как называется чертежный инструмент, которым размечают окружности?
(Циркуль)

3

2. Чертежные инструменты: линейка, карандаш, циркуль, кисточка,
акварельные краски. Что лишнее? (Кисточка, акварельные краски)
3. На сколько частей делит окружность диаметр? (2)
4. Какие материалы можно использовать для изготовления
кормушки для птиц?
Рейки, фанера, досочки небольших размеров, ДСП –
древесностружечные плиты,
ДВП – древесноволокнистые плиты, пенопласт, картон.
Что лишнее? (Пенопласт, картон)
5. Монтажные инструменты: гаечный ключ, гаечный ключ с отверткой,
отвертка, круглогубцы, кусачки, молоток, карандаш.
Что лишнее? (Карандаш)
6. Соединительные детали: гвоздь, шуруп, винт, гайка, мебельные скрепки,
карандаш, ластик.
Что лишнее? (Карандаш, ластик)
7. Какие инструменты используются на занятии
«Художественная обработка изделий из древесины»?
Ножовка, лобзик, шило, отвертка, плоскогубцы, карандаш, линейка,
надфиль, ножницы.
Что лишнее? (Ножницы)
8. Подбери инструмент для:
1) Выравнивания поверхности доски 2) Зачистки торцевых поверхностей древесины 3) Распиливания древесины поперёк волокон А) ножовка;
Б) Рубанок; В) Напильник
9. Обозначьте цифрами правильный порядок работы:
выпиливание //
покрытие лаком //
разметка
шлифовка деталей //
сборка изделия
10. Рекомендуемый клей при сборке изделия из фанеры:а)
канцелярский
б) ПВА в) клей «Момент»
II. Самостоятельная практическая работа
«Изготовление кухонной лопатки»
(свой выбор из 5 вариантов)

4

4. Список литературы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основныхгарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного
обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020
года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196«;
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально- психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
5

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
14. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный Постановлением
Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021, приказ № 1049.
Литература для педагога:
1. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной
распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р
2. Боровых В.П. Программа «Художественная обработка изделий из
древесины. Резьба по дереву», Волгоград, Учитель, 2009г.
3. Данилюк Л.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Серия
«Стандарты второго поколения»,-М:Просвещение, 2009г.-24 с.
4. Денисова Н.А. Успешность освоения детьми социокультурного опыта в
системе дополнительного образования., журнал «Дополнительное образование», №9,
2007 г.
5. Князева О.А., Махнева М.Д. и др. Приобщение детей к истокам русской
народной культуры, СП-б: Детство-Пресс, 2006 г
6. Костина Л.А. «Выпиливание лобзиком», Выпуск 2, Москва, Народное
творчество, 2006г.
7. Логачева Л.А. «Резчикам по дереву» Альбом орнаментов, Выпуск 3, Москва,
Народное творчество, 2005г.
8. Манжулин А.В., Сафронов М.В. «Прорезная резьба», Выпуск 5, Москва,
Народное творчество, 2005г.
9. Попов В.В. «Выпиливание лобзиком», Выпуск 1, Москва, Народное
творчество, 2006г.
10. Семенов А.Ф. «Выпиливание лобзиком», Выпуск 3, Москва, Народное
творчество, 2006г.
11. Хайди Грунд-Торпе. «Выпиливаем лобзиком. Полезные поделки»,
Москва, Мой мир, 2005г.
Литература для обучающихся:
1. Вохринцева С.В. «Матрешки. Урало-Сибирская роспись», Екатеринбург,
Страна Фантазий, 2017 г
2. Вохринцева
С.В.
«Матрешки.
Пермогорская роспись»,
Екатеринбург,Страна Фантазий, 2017 г
3. Вохринцева С.В. «Матрешки. Мезенская роспись», Екатеринбург, Страна
Фантазий, 2017 г
4. Вохринцева
С.В.
«Матрешки. Дымковская роспись»,
Екатеринбург,Страна Фантазий, 2017 г
5. Вохринцева С.В. «Матрешки. Гжельская роспись», Екатеринбург, Страна
Фантазий, 2017 г

6

6. Вохринцева С.В. «Матрешки. Городецкая роспись», Екатеринбург, Страна
Фантазий, 2017 г
7. Вохринцева
С.В.
«Матрешки. Хохломская роспись»,
Екатеринбург,Страна Фантазий, 2017 г

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».