Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06 2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.22 14:29:30 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего - конструирование» Возраст обучающихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель: Кожевникова Анжелика Юрьевна, педагог дополнительного образования ГО Карпинск 2024 г. 1 Пояснительная записка. Программа «Лего-конструирование» составлена в соответствии с нормативноправовыми основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию 2 дополнительных программы)»; общеразвивающих программ (включая разноуровневые 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – техническая. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности образования детей «Лего-конструирование» предназначена для получения базовых знаний о проектировании и моделировании, умении самостоятельно работать с различными видами конструирующих и моделирующих материалов. Актуальность программы заключается в: - востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника и младшего школьника в техническом направлении; - необходимости ранней пропедевтики технической профессиональной ориентации в связи с особенностями современного производства: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования. Отличительные особенности программы «Лего-конструирование»: Программа «Лего-конструирование» имеет техническую направленность, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, 3 моделирования, развития их информационной и технологической культуры. Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Новизна Программы заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГОконструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Адресат программы: дошкольники 5-6 лет. Возрастные особенности детей группы 5-6 лет: Старший дошкольный возраст-период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей. Игра остается основным способом, узнавания окружающего, хотя меняются ее формы и содержание. Идет подготовка к следующему, совершенно новому этапу в жизни ребенка - обучению в школе. В 5-6 лет ребенок задает очень много вопросов, сам способен ответить на многие из них или придумать свою версию ответа. Очень развито воображение и ребенок задействует его постоянно. В возрасте 5-6 лет складывается механизм управления своим поведением. Через общение со сверстниками дети учатся правилам взаимодействия. Не маловажную роль в этом имеет игра. Постепенно из сюжетно-ролевой она переходит в игру по правилам. В таких играх дети учатся устанавливать и соблюдать правила, играть не только по своим, но и по чужим правилам, договариваться, уступать друг другу. Любит играть во взрослые дела, подражая при этом значимым для него взрослым людям. Продолжительность игры увеличивается. Ребенок стремиться к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но пока не может надолго сосредотачиваться на том, что ему не интересно. 4 Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа. Объем программы: 152 учебных часа (38 недель) Уровень: базовый Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и т.п. Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, дистанционные занятия на платформах онлайн обучения и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, беседа и т.д. Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по интересу к техническому творчеству, сформированных в разновозрастные группы в количестве 15 человек. Состав групп постоянный. 1.2 Цель и задачи программы. Цель программы «Лего-конструирование»: пропедевтика образовательной программы «Робототехника», развитие интеллекта, речи, коммуникативных способностей детей посредством конструкторской деятельности. Задачи программы: Обучающие: • познакомить с основными простейшими принципами конструирования; • изучить виды конструкций и соединений деталей; • сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы; • повысить интерес к образовательной деятельности посредством конструирования. Развивающие: • содействовать развитию креативных способностей и логического мышления 5 детей; • сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел; • развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий; • стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности. Воспитательные: • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; • способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах. 1.3. Содержание программы. 1.3.1. Учебный план. № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Формы Всего Теория Практика аттестации/контроля 1 Путешествуем по стране Lego 6 5 1 Опрос 2 Математика и Lego 3 1 2 Опрос, викторина, 3 Рисуем из деталей Lego 12 1 11 Выставка 4 Lego-транспорт 18 2 16 5 Lego-зоопарк 18 2 16 6 Lego-дом 18 2 16 7 Lego-мебель 15 1 14 8 Lego-город 30 2 28 9 Конструируем на заданную тему по собственному замыслу 28 2 26 Опрос, викторина, соревнование Опрос, викторина, соревнование Опрос, викторина, соревнование Опрос, викторина, соревнование Опрос, викторина, соревнование Соревнование 6 10 Фестиваль «Юные Legoтехники» ИТОГО: 4 2 2 152 20 132 Соревнование, презентация работ, выставка 1.3.2. Содержание учебного плана. Раздел 1. Путешествуем по стране Lego. Теория: Знакомство с группой. Проведение инструктажа по технике безопасности. Ознакомление с программой. Знакомство с составом ЛЕГО. Знакомство с конструктором. Название деталей. Размеры деталей. Практика: Правила техники безопасности на занятиях правила безопасной работы с конструктором. Правила безопасности в аварийных ситуациях. Детали конструктора. Соединение деталей в узлы. Соединение узлов в готовую конструкцию. Раздел 2. Математика и Lego. Теория: Lego и цифры. Практика: Сборка нужного количества деталей конструктора по заданной цифре. Сборка изображения заданной цифры из деталей конструктора. Раздел 3. Рисуем из деталей Lego. Теория: Детали Lego, как инструмент для изображения. Практика: Графическое задание. Нарисуй из деталей Lego. Конструирование на тему: «Волшебные узоры». Конструирование на тему: «Узоры из деталей ЛЕГО». Графическое задание. Нарисуй из деталей ЛЕГО «Снежинка». Конструирование на тему: «Волшебные симметрические узоры». Конструирование на тему: «Веселая конструкция (состав 5-6 цветов)». Раздел 4. Lego-транспорт. Теория: Виды транспорта и их воплощение из конструктора Lego. Практика: Конструирование на тему: «Какой бывает транспорт?» Конструирование на тему: «Воздушный транспорт». Конструирование на тему: «Водный транспорт». Конструирование на тему: «Городской транспорт». Конструирование на тему: «Деревенский транспорт фермера». Конструирование на тему: «Военный транспорт». 7 Конструирование на тему: «Космический транспорт». Конструирование на тему: «Подземный транспорт». Конструирование на тему: «Грузовой транспорт». Конструирование на тему: «Гоночный транспорт». Раздел 5. Lego-зоопарк. Теория: Виды животных и их воплощение из конструктора Lego. Практика: Конструирование на тему: «Мое домашнее животное». Конструирование на тему: «Любимый зверь» Конструирование на тему: «Животные нашей фермы». Конструирование на тему: «Животные в нашем городе». Конструирование на тему: «Мое любимое животное». Конструирование на тему: «Животные Уральских лесов». Конструирование на тему: «Животные Севера». Конструирование на тему: «Животные Юга». Конструирование на тему: «Жираф». Конструирование на тему: «Жираф и ослик». Конструирование на тему: «Морские животные». Конструирование на тему: «Птицы моего города». Конструирование на тему: «Насекомые». Конструирование на тему: «Фантастическое животное». Раздел 6. Lego-дом. Теория: Архитектура, ее формы. Фасады. Арки. Мостики. Крыльцо. Крыши. Виды домов и их воплощение из конструктора Lego. Практика: Конструирование на тему: «Веселые кирпичики». Конструирование на тему: «Фасад дома». Конструирование на тему: «Виды фасадов домов». Конструирование на тему: «Дом в 1 этаж». Конструирование на тему: «Дом в 2 этажа». Конструирование на тему: «Строим городской дом». Конструирование на тему: «Дом, в котором я живу». Устойчивость конструкций «Малая башня». Устойчивость конструкций «Построение большой башни». Конструирование на тему: «Деревенский домик». Конструирование на тему: «Домик для животного». Раздел 7. Lego-мебель. Теория: Мебель, ее формы. Виды мебели и их воплощение из конструктора Lego. Практика: Конструирование на тему: «Мебель (диван, кровать, стол, кресло)». Конструирование на тему: «Мебель в моей комнате». 8 Конструирование на тему: «Моя комната (мебель в комнате)». Конструирование на тему: «Строим деревенскую мебель». Раздел 8. Lego-город. Теория: Городская архитектура, ее формы. Виды городской архитектуры и их воплощение из конструктора Lego. Практика: Конструирование на тему: «Городок». Конструирование на тему: «Улицы города». Конструирование на тему: «Мостик». Коллективный проект: «ЛЕГО-Новогодний городок». Конструирование на тему: «Подъемный мост». Коллективный проект: «ЛЕГО-Старинный город». Коллективный проект: «ЛЕГО-Родной город». Раздел 9. Конструируем на заданную тему по собственному замыслу. Теория: Фантазия на заданную тему из деталей Lego. Практика: Конструирование на тему: «Как мы отдыхали летом». Конструирование на тему: «Угадай кто, угадай что?». Конструирование на тему: «Инструменты». Конструирование несложной модели: «Таинственный гость». Конструирование на тему: «Игрушка». Конструирование на тему: «Любимая сказка». Конструирование на тему: «Новогодний городок». Конструирование на тему: «Подарок папе к дню защитников Отечества». Конструирование на тему: «Весна пришла». Конструирование на тему: «Подарок маме к дню 8 Марта». Конструирование на тему: «День смеха» Смешные фигурки. Конструирование на тему: «Угадай кто?». Конструирование на тему: «Сказочный гость». Конструирование на тему: «Фигура мальчика, девочки». Конструирование на тему: «Мой любимый сказочный герой». Раздел 10. Фестиваль «Юные Lego-техники». Теория: Подведение итогов учебного года. Практика: Соревнования по сборке конструкции по заданному чертежу. Конструирование моделей по собственному замыслу, Презентация выполненных работ. Выставка. 9 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Обучающийся должен знать: - названия и форму основных компонентов конструкторов ЛЕГО; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; - конструкционные особенности изученных видов моделей; - приемы конструирования моделей с использованием специальных элементов. Обучающийся должен уметь: - использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач; - из отдельных элементов собирать узлы, а из узлов готовую модель; - конструировать различные модели изученных видов конструкций; - использовать в создании своих моделей начальные элементы программирования; - применять полученные знания в практической деятельности; - владеть навыками работы с изученными видами конструкторов. 1.4.2. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как: − информационная: способность грамотно выполнять действия с информацией; − предметная: способность применять полученные знания на практике; − социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; − коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым; − общекультурная компетенция; − способность к самосовершенствованию. а также личностные качества, такие как: - общественная активность личности; - гражданская позиция; - культура общения и поведения в социуме. 1.4.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. К личностным результатам относятся: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 10 2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в конструкторской деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К метапредметным результатам относятся: 1) активное использование средств ЛЕГО-конструкторов для решения коммуникационных и познавательных задач; 2) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 7) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 8) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. К предметным результатам относятся: 1) владение базовым понятийным аппаратом; 2) владение практически значимыми конструкционными умениями и навыками, их применением к решению задач: − выполнение инструкций и алгоритмов для решения поставленных задач; − использование метода разбиения задачи и подзадачи в задачах большого объема; 3) выполнение инструкций и алгоритмов для решения практических или учебных задач. 11 Календарный учебный график № Основные характеристики образовательного п/п процесса 1 Количество учебных недель 2 Количество учебных дней 3 Количество часов в неделю 4 Количество часов 5 Недель в I полугодии 6 Недель во II полугодии 7 Начало занятий 8 Каникулы 9 Выходные дни 10 Окончание учебного года 38 76 4 152 19 19 1 сентября 31 декабря – 9 января 31 мая 12 Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: · · Учебный класс Конструктор: LEGO «Базовый уровень» LEGO «Первые механизмы» Канцтовары Ноутбук Столы, стулья Информационное обеспечение: Вспомогательная литература Папка с разработками теоретических материалов по темам программы Диски со схемами сборки Интернет Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования с педагогическим стажем не менее 5 лет. Формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - выставка; - готовая работа; - диагностическая карта; - соревнования, конкурсы; - открытое занятие. Оценочные материалы. Диагностика Мониторинг освоения детьми Программы проводится педагогом 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень 13 (С), низкий уровень (Н). в конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Уровни развития: -Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету) Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности. Низкий: не может без помощи выбрать необходимую деталь. -Умение правильно конструировать поделку по замыслу Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат. Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может. - Умение проектировать по образцу и по схеме: Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем педагога. - Умение конструировать по пошаговой схеме: Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. 14 Диагностическая карта на середину учебного года. № Ф.И. ребёнка Называет детали Называет форму Умеет скреплять детали конструктора Строит элементарные постройки по творческому замыслу Строит по образцу Строит по схеме Диагностическая карта на конец учебного года. № Ф.И.ребёнка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппами Строит Строит по образцу по Умение расска- зать о инструкпостройке ции 15 Методические материалы. Форма обучения: очная, очно/заочная, заочная. Методы обучения: Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям. Методы Приёмы Информационнорецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.) Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. 16 Частичнопоисковый Решение проблемных задач с помощью педагога Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Формы организации учебного занятия: - беседа (получение нового материала); - самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий); - познавательная игра; - просмотр видео материалов, презентаций; -задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и схемам, условиям, замыслу; - самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение одного-двух занятий); - викторины; - разработка творческих проектов и их презентация; -соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию); - творческое моделирование; - выставка работ. Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Педагогические технологии: - технология индивидуализации обучения; - технология группового обучения; 17 - технология коллективного взаимообучения; - технология модульного обучения; - технология дифференцированного обучения; - технология разноуровневого обучения; - технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - технология проектной деятельности; - технология игровой деятельности; - коммуникативная технология обучения; - технология коллективной творческой деятельности; - здоровьесберегающая технология. Алгоритм учебного занятия: Блоки Этапы Подготовительный 1 2 Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Организационный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия 18 Основной 3 Подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) 4 Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение Использование заданий и вопросов, восприятия, которые активизируют познавательную деятельность детей осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения 5 Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция 6 Закрепление новых Обеспечение знаний, способов усвоения новых знаний, способов Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми 19 Итоговый действий и их применение действий и их применения 7 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостного представления знаний по теме Использование бесед и практических заданий 8 Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского) 9 Итоговый Анализ и оценка Педагог совместно с детьми подводит итог занятия успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы 10 Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы 11 Информационный Обеспечение понимания цели, Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж 20 содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Дидактические материалы: - раздаточные материалы; - инструкции; - схемы сборки; - образцы изделий; - вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических материалов по темам программы; - CD диски со схемами сборки. 21 Список используемой литературы Литература для педагога: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 22 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Литература, использованная при составлении программы: 1. Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 2. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010. 3. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 4. Федеральные государственные требования дошкольного обучения. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники /С.А. Филиппов. – Спб.: Наука, 2010. 5. Халамов В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011. Литература для обучающихся (родителей): 1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс 2009. Интернет-источники: http://www.int-edu.ru/ http://www.lego.com/ru-ru/ http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school 23