Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06 2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.22 14:26:40 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего – конструирование+» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель: Кожевникова Анжелика Юрьевна, педагог дополнительного образования ГО Карпинск 2024 г. 1 Пояснительная записка. Программа «Лего-конструирование+» составлена в соответствии с нормативноправовыми основаниями для разработки общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования детей. Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию 2 дополнительных программы)»; общеразвивающих программ (включая разноуровневые 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы – техническая. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности образования детей «Лего-конструирование+» предназначена для получения базовых знаний о проектировании и моделировании, умении самостоятельно работать с различными видами конструирующих и моделирующих материалов. Актуальность программы заключается в: - востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника и младшего школьника в техническом направлении; - необходимости ранней пропедевтики технической профессиональной ориентации в связи с особенностями современного производства: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов. Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования. Отличительные особенности программы «Лего-конструирование+»: Программа «Лего-конструирование+» имеет техническую направленность, модульная, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере конструирования, моделирования, развития их информационной и технологической культуры. 3 Программа направлена на формирование познавательной мотивации, определяющей установку на продолжение образования, приобретение опыта продуктивной творческой деятельности. Новизна Программы заключается в технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГОконструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Адресат программы: дошкольники и младшие школьники 6 -7 лет. Возрастные особенности детей группы 6-7 лет: Дети 6-7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе. До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать. Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть. В возрасте 6–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо. В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь. У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. 4 Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут. Логическое мышление в 6–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к технической области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.) Объем и срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год обучения при постоянном составе детей. Режим занятий: 2 занятия в неделю по 2 часа. Объем программы: 152 учебных часа (38 недель) Уровень: базовый Перечень форм обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуальногрупповая, групповая, с использованием дистанционных технологий и т.п. Форма обучения, как дидактическая категория, означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов. Перечень видов занятий: беседа, лекция, практическое занятие, семинар, лабораторное занятие, круглый стол, тренинг, мастер-класс, экскурсия, открытое занятие, дистанционные занятия на платформах онлайн обучения и др. Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы: беседа, семинар, мастер-класс, спектакль, творческий отчет, фестиваль, презентация, практическое занятие, открытое занятие, беседа и т.д. Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по интересу к техническому творчеству, сформированных в разновозрастные группы в количестве 15 человек. Состав групп постоянный. Цель и задачи программы. 5 Цель программы «Лего-конструирование+»: формирование первоначальных конструкторских умений старших дошкольников и младших школьников посредством работы с конструктором LEGO. Задачи программы: Обучающие: • познакомить с основными простейшими принципами конструирования; • изучить виды конструкций и соединений деталей; • сформировать умение преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготавливать несложные конструкции и простые механизмы; • повысить интерес к образовательной деятельности посредством конструирования. Развивающие: • содействовать развитию креативных способностей и логического мышления детей; • сформировать образное мышление и умение выразить свой замысел; • развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий; • стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности. Воспитательные: • воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность; • способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах. 1.3. Содержание программы. 1.3.1. Учебный план. № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика 1 Компания LEGO 22 12 10 2 Я познаю мир вместе с LEGO 24 12 12 3 LEGO-друзья 24 12 12 Формы аттестации/контроля Опрос, викторина, оценивание работ Опрос, викторина, выставка, оценивание работ Выставка, викторина, конкурс, оценивание работ 6 4 Примерка профессий с LEGO 24 10 14 Опрос, викторина, тест, оценивание работ 5 В мире науки с LEGO 38 16 22 6 LEGO Проект 20 10 10 Решение задач, викторина, соревнование, оценивание работ Викторина, конкурс, оценивание работ, конечная диагностика. 152 72 80 ИТОГО: 1.3.2. Содержание учебного плана. Раздел 1. Компания LEGO (22ч.) 1.1 Виды и серии наборов LEGO. Правила ТБ и ПБ. Теория: Правила работы на занятиях. На занятии проводится беседа о ТБ и ПБ, какие действия нужно принимать в экстренных ситуациях. Рассказ из истории ЛЕГО: возникновение, создатель. Практика: практическое задание на диагностику способностей ребенка, групповое практическое задание. 1.2. Конструкторы LEGO: детали и соединения. Теория: Подробное описание деталей. Как называются основные детали конструктора ЛЕГО классик, как можно их соединять. Проверка знаний по деталям и соединениям. Практика: конструирование по заданным 3 способам соединения деталей. Защита работы. Групповая практическая деятельность. Выставка работ. 1.3. Работа по схеме, образцу и замыслу. Теория: Виды конструирования. Наглядно показать, как рисуется схема. Практика: Творческое задание построить 3 конструкции по 1 тематике. Нарисовать к нему схему. 1.4. Путешествие по LEGO – стране. Теория: Познавательная игра с заданиями с целью закрепления знаний по 1 разделу. Викторина. Проверка знаний. Практика: Игры на сплочение группы. Выполнение заданий. Раздел 2. Я познаю мир вместе с LEGO (24 ч.) 2.1. Удивительные вещи вокруг нас. Теория: Вещи, которые помогают на в жизни. Примеры из жизни. Телефон, радио, телевизор, посуда, лампа. Исторические факты о цивилизации. Практика: конструирование по заданной теме. 7 2.2. Сельские и городские постройки. Теория: Сельская усадьба, постройки, их функции. Жизнь в селе. Городские постройки, их функции. Скверы, площади, детские площадки. Городская жизнь. Практика: групповая проектная работа. Создание сельской усадьбы и города. Защита проектов. 2.3. Транспорт. Теория: История создания транспорта. Сравнение современных и старых моделей. Виды транспорта. Практика: конструирование различных транспортов. Защита работы. 2.4. Чудеса света. Теория: Интересные факты о 7 чудесах света. Просмотр картинок. Практика: Групповая работа над созданием 1 из чудес света: по образцу и по схеме. 2.5. Мой первый проект. Теория: Повтор видов деталей и соединений. Обучение последовательности при работе над проектом и его защите Практика: Индивидуальная работа над проектом. Защита работы перед родителями. Раздел 3. LEGO-друзья (24ч.) 3.1. LEGO-герой. Теория: Маскарад костюмированный. Мероприятие совместное с родителями. Практика: Игры, соревнование совместно с родителями, выставка. Награждение по итогам 1 полугодия. 3.2. Домашние и дикие животные. Теория: Виды домашних и диких животных, их роль в жизни людей, среда обитания. Практика: Конструирование любимого домашнего и дикого животных. Нарисовать к нему схему. 3.3. Фантастический герой. Теория: Викторина по теме. Определение комикса. Практика: Парная работа над созданием комикса в стиле ЛЕГО. Рисование красками. Выставка работ. Конкурс. 3.4. Мой лучший друг. Теория: Роль друга в жизни человека. Беседа. Практика: Обучение помогать друг другу при работе в группе и в паре. Распределять правильно обязанности. Конструирование в паре над созданием макета на свободную тему. Открытка другу. Открытая выставка открыток. 3.5 Дружбой нужно дорожить. Теория: Пословицы про дружбы. Истории из жизни. Беседа. Конструирование композиции по сказке. Практика: Выполнение практических заданий. Сюжетные ролевые игры. 8 Раздел 4. Примерка профессий с LEGO (24ч.) 4.1. Детали ЛЕГО-техник. Теория: Название деталей лего-техник, способы соединения и применения. Практика: нарисовать детали лего-техник, конструирование по заданию, конструирование собственной модели с применением деталей лего-техник. 4.2. Инженеры дом построят. Теория: Профессия инженера. Главная характеристика. Сделать чертеж здания индивидуально. Выбор лучшего проекта. Решение проблем. Анализ проекта. Практика: Конструирование здания. Обучение распределять обязанности по группе. 4.3. Как механики изобретаем из LEGO-техник. Теория: Профессия механика. Главная характеристика. Знакомство с деталями ЛЕГО ТЕХНИК: названия, соединения. Роль механизма в жизни. Практика: Конструирование механизма по образцу. Закрепление полученных знаний. Выполнение заданий «Ищейка». 4.4. Космонавты улетают на ракете. Теория: Профессия космонавта. Главная характеристика. Интересные факты о космосе. Практика: Групповая работа над созданием космодрома. Индивидуальная работа – конструирование ракеты. Защита работы. 4.5. Электрики свет проводят. Теория: Профессия электрика. Главная характеристика. Факты об электричестве. Инструктаж по ТБ с электричеством. Практика: Эксперимент с батарейкой и лампочкой. Конструирование светильника – парная работа. Применение других механизмов к конструкции. 4.6. Кем я стану, когда вырасту. Теория: Проверка знаний по разделу 4 – тест. Практика: Сюжетная игра с конструированием необходимых инструментов. Творческий проект с защитой проектов. Выставка рисунков «Ладошка – привет будущему Я». Раздел 5. В мире науки с LEGO (38ч.) 5.1. Научное LEGO. Теория: Наука что это как это. Практика: Решение примеров. Групповое решение логических задач. Самостоятельное выполнение задач. Творческие задания. 5.2. Знакомство с LEGO WeDo. Теория: Раскрыть цель и задачу программирования и моделирования по LEGO WeDo. Практика: Сборка конструкций по инструкции. 9 5.3. Программирование WeDo. Теория: Что такое программирование. Практика: Обучение управлению конструкцией через ПО. По заданным условиям. Разучивание команд. 5.4. Интересные научные факты. Теория: изобретения и научные факты. Дети-изобретатели. Беседа. Викторина. Практика: Конструирование с применением механизмов. 5.6. Наше научное открытие с LEGO. Теория: мини-презентации по пройденным темам из раздела 5. Практика: проектная работа с составлением схем и защита проектов в форме прессконференции с родителями с возможным приглашением корреспондентов. Раздел 6. LEGO Проект (20ч.) 6.1 Творчество как проект. Теория: творчество – разбор понятия. Чем полезна творческая работа в жизни. Беседа «от идеи до реализации» Практика: конструирование из лего с применением дополнительных художественных и бросовых материалов. Парная работа над конструкцией «Экспозиция». 6.2 LEGO Movie. Теория: Рассказ о том, как создаются фильмы, мультфильмы. Викторина. Загадки. Практика: Групповая творческая работа над созданием ЛЕГО фильма. Составление сценария. Конструирование необходимых сюжетов. Кастинг персонажей. Озвучивание и управление персонажами. Монтаж. Презентация фильмов в открытом занятии. 6.3 Я знаю про ЛЕГО. Теория: Проверка полученных знаний, повторение всех пройденных тем. Викторина. Беседа. Практика: Выполнение творческих задач и заданий. Итоговая проектная работа 6.4 «ЛЕГО-творец». Теория: Итоговая проверка знаний и умений каждого ребенка. Заполнение итогового анализа. Практика: Выполнение заданий. Индивидуальная проектная работа. Защита проекта. Подведение итогов. Итоговое мероприятие совместно с родителями. Выставка. Награждение. 10 1.4. Планируемые результаты. 1.4.1. Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Обучающийся должен знать: - названия и форму основных компонентов конструкторов ЛЕГО; - виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе; - конструкционные особенности изученных видов моделей; - приемы конструирования моделей с использованием специальных элементов. Обучающийся должен уметь: - использовать основные алгоритмические конструкции для решения задач; - из отдельных элементов собирать узлы, а из узлов готовую модель; - конструировать различные модели изученных видов конструкций; - использовать в создании своих моделей начальные элементы программирования; - применять полученные знания в практической деятельности; - владеть навыками работы с изученными видами конструкторов. 1.4.2. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как: − информационная: способность грамотно выполнять действия с информацией; − предметная: способность применять полученные знания на практике; − социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; − коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым; − общекультурная компетенция; − способность к самосовершенствованию. а также личностные качества, такие как: - общественная активность личности; - гражданская позиция; - культура общения и поведения в социуме. 1.4.3. Личностные, метапредметные и предметные результаты, которые приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. К личностным результатам относятся: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 11 2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в конструкторской деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 3) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К метапредметным результатам относятся: 1) активное использование средств ЛЕГО-конструкторов для решения коммуникационных и познавательных задач; 2) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 7) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 8) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. К предметным результатам относятся: 1) владение базовым понятийным аппаратом; 2) владение практически значимыми конструкционными умениями и навыками, их применением к решению задач: − выполнение инструкций и алгоритмов для решения поставленных задач; − использование метода разбиения задачи и подзадачи в задачах большого объема; 3) выполнение инструкций и алгоритмов для решения практических или учебных задач. 12 Календарный учебный график № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 Окончание учебного года 38 76 4 152 19 19 1 сентября 31 декабря – 9 января 31 мая 13 Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий». Условия реализации программы. Материально – техническое обеспечение программы: · · · · · Учебный класс Конструктор: LEGO «Базовый уровень» LEGO «Первые механизмы» LEGO «Простые механизмы» LEGO «Техник» LEGO WeDo Канцтовары Ноутбук Столы, стулья Информационное обеспечение: Вспомогательная литература Папка с разработками теоретических материалов по темам программы Диски со схемами сборки Интернет Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Педагогический стаж не менее 5 лет. Методическое обеспечение: № п/п Название раздела, тема 1 Правила ТБ и ПБ.Теория. 2 Виды и серии наборов LEGO. Формы, методы, Формы, приемы учебные обучения, занятия педагогические технологии Раздел 1: Компания LEGO. Методическое пособие: «Правила ТБ и ПБ» Беседа Работа в группах Конструктор LEGO® Education Беседа Работа в группах Материальнотехническое оснащение, дидактические материалы 14 10 Конструкторы LEGO: детали и соединения. Рассказ из истории ЛЕГО: возникновение, создатель. Практическое задание на диагностику способностей ребенка. Групповое практическое задание. 1112 Работа по схеме. 1314 Работа по образцу . 3-5 6-7 8-9 15 1617 18 Работа по замыслу. Путешествие по LEGO – стране. Познавательная игра с заданиями, с целью закрепления знаний . 19 2021 Викторина. Проверка знаний. Игры на сплочение группы. 22 Выполнение заданий. Наборы конструкторов LEGO® Education Схемы. Беседа/практика Работа в группах Презентация: «История LEGO» Беседа Работа в группах Практика Работа в группах Практика Работа в группах Практика Работа в группах Практика Работа в группах Практика Работа в группах Беседа Работа в группах Контролирующая игра Наборы конструкторов LEGO® Education Наборы конструкторов LEGO® Education Наборы конструкторов LEGO® Education Схемы. Наборы конструкторов LEGO® Education Модели. Наборы конструкторов LEGO® Education. Презентация: «Страна LEGO» Игровые карточки с заданиями. Викторина Конструктор LEGO® Education Наборы конструкторов LEGO® Education Технология развивающего обучения Игровые технологии Игровой практикум Практика Контролирующая игра Обучающая игра Работа в группах Раздел 2: Я познаю мир вместе с LEGO. 15 32 Удивительные вещи вокруг нас. Примеры из жизни. Телефон, радио, телевизор, посуда, лампа. Исторические факты о цивилизации. Сельские и городские постройки. Групповая проектная работа. Создание сельской усадьбы и города. Защита проектов. Транспорт. История создания транспорта. 3336 Конструирование различных видов транспорта. 23 24 2527 2831 3738 39 4042 4346 4749 Защита работ. Чудеса света. Интересные факты о 7 чудесах света. Групповая работа над созданием 1 из чудес света: по образцу и по схеме. Мой первый проект. LEGO-герои. Презентация: «Удивительные вещи вокруг нас» Беседа Работа в группах Презентация по теме Беседа Работа в группах Конструктор LEGO® Education Беседа/практика Работа в группах Наборы конструкторов LEGO® Education Практика Работа в группах Беседа Работа в группах Практика Работа в группах Практика Работа в группах Беседа Работа в группах Практика Работа в группах Презентация: «Транспорт» Наборы конструкторов LEGO® Education Наборы конструкторов LEGO® Education Презентация: «Чудеса света» Наборы конструкторов LEGO® Education Наборы конструкторов LEGO® Education Практика Раздел 3: LEGO-друзья. Наборы конструкторов LEGO® Education Беседа/практика Работа в группах Работа в группах 16 50 51 5254 5557 5860 61 Игры, соревнование совместно с родителями, выставка. Домашние и дикие животные. Конструирование любимых домашних животных. Конструирование диких животных. Фантастический герой. Викторина по теме. 6768 Парная работа над созданием комикса в стиле ЛЕГО. Выставка работ. Конкурс. Мой лучший друг. Роль друга в жизни человека. Дружбой нужно дорожить. Пословицы про дружбы. Истории из жизни. Конструирование в паре над созданием макета на свободную тему. 69 Конструирование открытки другу. Выставка открыток. 62 63 64 6566 Наборы конструкторов LEGO® Education Выставка работ Презентация по теме Тренинговая игра Игровые технологии Работа в группах Беседа Наборы конструкторов LEGO® Education Работа в группах Практика Наборы конструкторов LEGO® Education Наборы конструкторов LEGO® Education Методические материалы Работа в группах Практика Работа в группах Практика Технология развивающего обучения Наборы конструкторов LEGO® Education Контролирующая игра Работа в парах Работа в группах Выставка работ Беседа Презентация по теме Работа в группах Беседа Методический материал Работа в группах Беседа Наборы конструкторов LEGO® Education Работа в группах Практика Наборы конструкторов LEGO® Education Работа в группах Практика 17 70 71 72 73 7475 76 7778 7980 81 82 8384 8586 87 Выполнение практических заданий. Сюжетные ролевые игры. Наборы конструкторов LEGO® Education Тренинговая игра Игровой практикум Раздел 4: Примерка профессий с LEGO . Детали ЛЕГОКонструктор LEGO техник. Техник Беседа Название деталей лего-техник, способы соединения и Конструктор LEGO применения. Техник Беседа/Практика Конструирование с применением деталей легоКонструктор LEGO техник,по схеме. Техник. Схемы Практика Конструирование собственной модели с применением деталей легоКонструктор LEGO техник. Техник Практика Инженеры дом Презентация: построят.Профессия «Профессия инженера. инженера» Беседа Сделать чертеж здания индивидуально. Чертежи и схемы Практика Конструирование Конструктор LEGO здания. Техник Практика Презентация на Профессия тему: «Профессия механика. механика» Беседа Киноурок: «Роль Роль механизма в механизма в жизни. жизни.» Беседа Как механики изобретаем из Конструктор LEGO LEGO-техник. Техник Практика Конструирование механизма по Конструктор LEGO образцу. Техник. Образцы Практика Профессия Презентация на космонавта. тему: «Космонавт» Беседа Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах Работа в группах 18 88 8990 91 92 93 94 Интересные факты о космосе. Индивидуальная работа – конструирование ракеты. Защита работы. Групповая работа над созданием космодрома.Защита работы. Профессия электрика.Факты об электричестве. Инструктаж по ТБ с электричеством. Эксперимент с батарейкой и лампочкой. Кем я стану, когда вырасту. Сюжетная игра с конструированием . Практика Конструктор LEGO Техник Конструктор LEGO Техник Работа в группах Практика Методический материал Беседа Работа в группах Работа в группах Конструктор LEGO Техник Практика Работа в группах Конструктор LEGO Техник Практика Работа в группах Конструктор LEGO Техник Игровой практикум Тренинговая игра Раздел 5: В мире науки с LEGO. Наука - что это, как Презентация на Работа в группах 95 это. тему: «Наука» Беседа Презентация на Работа в группах тему: «Научное 96 Научное LEGO. LEGO» Беседа Групповое решение Методические Работа в парах 97 логических задач. пособия Беседа/Практика Методические Работа в парах 98 Творческие задания. пособия Беседа/Практика Самостоятельное Методические Работа в парах 99 выполнение задач. пособия Беседа/Практика Знакомство с LEGO Конструктор LEGO 100 WeDo. WeDo Беседа Работа в группах Раскрыть цель и Практика Работа в парах задачу программирования Конструктор LEGO 101 с LEGO WeDo. WeDo. Ноутбук. ПО 19 102 103112 Раскрыть цель и задачу моделирования с LEGO WeDo. Сборка конструкций по инструкции из LEGO WeDo. Конструктор LEGO WeDo. Ноутбук. ПО Практика Работа в парах Конструктор LEGO WeDo. Ноутбук. ПО Практика Работа в парах Беседа Практика Работа в группах Работа в парах Практика Работа в парах Практика Работа в парах Практика Работа в парах Беседа Работа в группах Беседа Работа в группах Технология развивающего обучения Контролирующая игра Презентация: Что такое «Программирование 113 программирование. WeDo» Конструктор LEGO 114- Программирование WeDo. Ноутбук. ПО 116 WeDo. Обучение Конструктор LEGO управлению WeDo. Ноутбук. ПО конструкцией через 117 ПО. Конструктор LEGO 118Разучивание WeDo. Ноутбук. ПО 120 команд. Составление своей Конструктор LEGO 121- программы к LEGO WeDo. Ноутбук. ПО 123 WeDo. Интересные Методический 124 научные факты. материал Методический 125 Дети-изобретатели. материал 126 Дети-изобретатели. Викторина. Наше научное 127 открытие с LEGO. Мини-презентации 128по пройденным 129 темам. Проектная работа с 130- составлением схем 132 и защита проектов. Методические пособия Презентация: «Научное открытие с LEGO» Работа в группах Беседа Работа в группах Презентация Беседа Конструктор LEGO WeDo. Ноутбук. ПО Практика Работа в парах Раздел 6: LEGO Проект. 20 133 134 Творчество как проект. Чем полезна творческая работа в жизни. Беседа «От идеи до 135 реализации». Конструирование из Лего с применением дополнительных художественных и 136бросовых 140 материалов. 141 142 143 144 145 146147 148 Парная работа над конструкцией «Экспозиция». LEGO Movie. Рассказ о том, как создаются фильмы, мультфильмы. Викторина. Загадки по теме. Групповая творческая работа над созданием ЛЕГО фильма. Кастинг персонажей. Презентация по теме Методические пособия Презентация: «От идеи до реализации» Наборы конструкторов LEGO® Education. Художественные и бросовые материалы Наборы конструкторов LEGO® Education. Художественные и бросовые материалы Методическое пособие. ПО Беседа Работа в группах Беседа Работа в группах Беседа Работа в группах Работа в группах Практика Практика Работа в парах Работа в парах Беседа Работа в группах Презентация по теме Методические материалы Беседа Технология развивающего обучения Методические материалы Игровые технологии Ноутбук. ПО Технология развивающего обучения Персонажи LEGO Игровой практикум Контролирующая игра Обучающая игра Работа в группах Обучающая игра 21 149 150 151 152 Презентация фильмов на открытом занятии. Работы воспитаников Я знаю про ЛЕГО. Проверка полученных знаний. Аттестационные материалы «ЛЕГО-творец». Итоговая проверка знаний и умений каждого ребенка. Подведение итогов. Итоговое мероприятие совместно с родителями. Выставка. Награждение. Работа в группах Беседа/Практика Беседа/Практика Работа в группах Беседа/Практика Работа в группах Аттестационные материалы Беседа/Практика Выставка работ Итоговое мероприятие совместно с родителями Формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных детьми умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - фото и видео; - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - выставка; - готовая работа; - диагностическая карта; - соревнования, конкурсы; - открытое занятие. Оценочные материалы. Диагностика Мониторинг освоения детьми Программы проводится руководителем, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, 22 тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). в конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Уровни развития: -Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету) Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности. Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь. -Умение правильно конструировать поделку по замыслу Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат. Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может. - Умение проектировать по образцу и по схеме: Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем воспитателя. - Умение конструировать по пошаговой схеме: Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством воспитателя. Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем воспитателя. 23 Диагностическая карта на середину учебного года. № Ф.И. ребёнка Называет детали Называет форму Умеет скреплять детали конструктора Строит элементарные постройки по творческому замыслу Строит по образцу Строит по схеме Диагностическая карта на конец учебного года. № Ф.И. ребёнка Называет детали конструктора Работает по схемам Строит сложные постройки Строит по творческому замыслу Строит подгруппами Строит Строит по образцу по Умение расска- зать о инструкпостройке ции 24 Методические материалы. Форма обучения: очная, очно/заочная, зачоная. Методы обучения: Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям. Методы Приёмы Информационнорецептивный Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.) Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. 25 Частичнопоисковый Решение проблемных задач с помощью педагога Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая. Формы организации учебного занятия: - беседа (получение нового материала); - самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий); - познавательная игра; - просмотр видео материалов, презентаций; -задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и схемам, условиям, замыслу; - самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение одного-двух занятий); - викторины; - разработка творческих проектов и их презентация; -соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию); - творческое моделирование; - выставка работ. Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Педагогические технологии: - технология индивидуализации обучения; - технология группового обучения; 26 - технология коллективного взаимообучения; - технология модульного обучения; - технология дифференцированного обучения; - технология разно уровневого обучения; - технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - технология проектной деятельности; - технология игровой деятельности; - коммуникативная технология обучения; - технология коллективной творческой деятельности; - здоровье сберегающая технология. Алгоритм учебного занятия: Блоки Этапы Подготовительный 1 2 Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Организационный Подготовка детей к работе на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Проверочный Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия 27 Основной 3 Подготовительный (подготовка к новому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) 4 Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение Использование заданий и вопросов, восприятия, которые активизируют познавательную деятельность детей осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения 5 Первичная проверка понимания изученного Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция 6 Закрепление новых Обеспечение знаний, способов усвоения новых знаний, способов Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми 28 Итоговый действий и их применение действий и их применения 7 Обобщение и систематизация знаний Формирование целостного представления знаний по теме Использование бесед и практических заданий 8 Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского) 9 Итоговый Анализ и оценка Педагог совместно с детьми подводит итог занятия успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы 10 Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы 11 Информационный Обеспечение понимания цели, Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж 29 содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий Дидактические материалы: - раздаточные материалы; - инструкции; - схемы сборки; - образцы изделий; - вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических материалов по темам программы; - CD диски со схемами сборки. 30 Список используемой литературы Литература для педагога: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 31 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Литература, использованная при составлении программы: 1. Злаказов А.С., Уроки Лего-конструирования в школе: методическое пособие /А.С. Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 2. Журба Н.Н., Педагог дополнительного образования: нормативные и методические основы организации деятельности: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации/Н.Н. Журба, Ю.В. Ребиков, Г.С. Шушарина. – Челябинск: Цицеро, 2010. 3. Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ для ДОУ. Методические рекомендации: методическое пособие /С.Д. Сажина. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 4. Федеральные государственные требования дошкольного обучения. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей: книга для родителей и преподавателей кружков робототехники /С.А. Филиппов. – Спб.: Наука, 2010. 5. Халамов В.Н. Образовательная робототехника в начальной школе: учебно-методическое пособие /Под рук. В.Н. Халамова и др. – Челябинск: Взгляд, 2011. Литература для обучающихся (родителей): 1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений объектов реального мира средствами конструктора LEGO): методическое пособие /Л.Г. Комарова – М.: Линка-Пресс 2009. Интернет-источники: http://www.int-edu.ru/ http://www.lego.com/ru-ru/ http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school 32