Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06 2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.22 14:34:24 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Проектирование» Возраст обучающихся: 12-18 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель: Кожевников Александр Евгеньевич педагог дополнительного образования ГО Карпинск 2024 г. Пояснительная записка Нормативные документы: Программа «Проектирование» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 2 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Направленность (профиль) программы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Проектирование» имеет техническую направленность. Актуальность программы Современное обучение в средней школе требует продуманной организации самостоятельной работы учащихся, обеспечивающей успешное овладение программным материалом и навыками творческой деятельности. Поэтому особо важное значение приобретает научно-исследовательская (проектная) деятельность школьников. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Педагогическая общественность должна осознать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся как неотъемлемую часть образования, отдельную систему в образовании, одним 3 из направлений модернизации концепции профильной школы. современного образования, развития Отличительные особенности программы Отличительная особенность программы заключается в изменении подхода к обучению детей, а именно – внедрению в образовательный процесс исследовательской и изобретательской деятельности, организации коллективных проектных работ, а также формирование и развитие навыков. Реализация программы позволит сформировать современную практик ориентированную высокотехнологичную образовательную среду, позволяющую эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность детей Адресат программы Дополнительная общеразвивающая программа предназначена для детейв возрасте 14-18 лет. Объем и срок освоения программы Срок освоения программы – 76 часов. На полное освоение программы требуется 76 часов, включая индивидуальные консультации, экскурсоводческие практикумы, тренинги, посещение экскурсий. Формы обучения Форма обучения – очная. Особенности организации образовательного процесса Набор детей в объединение – свободный. Программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав группы 5 человек. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятийОбщее количество часов в год – 76 часов. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 45 минут, между занятиями установлены 10-минутные перемены. Недельная нагрузка на одну группу: 2 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Педагогическая целесообразность В настоящее время владение информационными технологиями становится базовым требованием к ученикам, оканчивающим современную школу. Это объясняется востребованностью и практической применимостью этих технологий для участников информационных процессов. Таким образом, 4 введение учебного материала по созданию презентаций дает возможность учащимся познакомиться с новыми направлениями развития средств информационных технологий и получить практические навыки создания мультимедиа приложений. Наряду с основной задачей обучения информатики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися информационных знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к 5 предмету, выявление и развитие способностей, ориентацию на первичное профессиональное самоопределение, существенным образом связанное с информатикой, а также способствует в дальнейшем выбору профиля обучения в старших классах. Практическая значимость. данной программы заключается в том, что предложенная программа более подробно рассматривает базовые понятия и принципы создания презентаций так как данная тема в школьном курсе изучается обзорно. Таким образом, курс включает в себя практическое освоение техники создания мультимедийных презентаций в которой каждый учащийся создаетличностно значимую для него образовательную продукцию – сначала простейшие слайды, затем целостные презентации. Ведущие теоретические идеи. Ведущая идея данной программы — создание современной практикоориентированной высокотехнологичной образовательной среды, позволяющей эффективно реализовывать проектно-конструкторскую и экспериментально-исследовательскую деятельность обучающихся в разновозрастных проектных командах, получать новые образовательные результаты и инновационные продукты. Цель дополнительной общеразвивающей программы: познакомиться с технологией создания различного рода презентаций, рекламы, «живых» объявлений, приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности, которые будут развивать креативность учащихся, способствовать формированию у них системного мышления, углублению базовых знаний, подготовка учащихся к успешному выступлению на школьных и районных конференциях. Курс направлен на развитие общепредметных, общеинтеллектуальных знаний. Задачи дополнительной общеразвивающей программы: Обучающие задачи: - Привитие навыков сознательного и рационального использования компьютерной техники; - Знакомство с приемами работы над мультимедийными презентациями. - Развитие познавательных и коммуникативных способностей учащихся. - Расширение кругозора по школьным предметам. 6 - Дать представление об использовании мультимедийных презентаций в практической деятельности; - Формирование и развитие навыков самостоятельной работы, самообучения и самоконтроля. Основа курса — личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике — предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы при изучении общих для всех сетевых технологий каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию. Такой продукцией в данном курсе является презентация. Развивающие задачи: • на протяжении всех занятий формировать 4K-компетенции (критическое мышление, креативное мышление, коммуникация, кооперация); • способствовать расширению словарного запаса; • способствовать развитию памяти, внимания, технического мышления, изобретательности; • способствовать развитию алгоритмического мышления; • способствовать формированию интереса к техническим знаниям; • способствовать формированию умения практического применения полученных знаний; • сформировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; • сформировать умение выступать публично с докладами, презентациями и т. п. Воспитательные задачи: • воспитывать аккуратность и дисциплинированность при выполнении работы; • способствовать формированию положительной мотивации ктрудовой деятельности; • способствовать формированию опыта совместного и индивидуального творчества при выполнении командных заданий; • воспитывать трудолюбие, уважение к труду; • формировать чувство коллективизма и взаимопомощи; 7 • воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной ИТ-отрасли. Принципы отбора содержания: - принцип единства развития, обучения и воспитания; - принцип систематичности и последовательности; - принцип доступности; - принцип наглядности; - принцип взаимодействия и сотрудничества; - принцип комплексного подхода. Основные формы и методы: Основной технологией обучения по программе выбрана кейстехнология. Участие в образовательных событиях позволяет обучающимся пробовать себя в конкурсных режимах и демонстрировать успехи и достижения. При организации образовательных событий сочетаются индивидуальные и групповые формы деятельности и творчества, разновозрастное сотрудничество, возможность «командного зачета», рефлексивная деятельность, выделяется время для отдыха, неформального общения и релаксации. У обучающихся повышается познавательная активность, раскрывается их потенциал, вырабатывается умение конструктивно взаимодействовать друг с другом. Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению этого материала. Благодаря такому подходу у обучающихся вырабатываются такие качества, как решение практических задач, умениеставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели. Каждое занятие условно разбивается на 3 части, которые составляют в комплексе целостное занятие: 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового материала, инструктаж, планирование и распределение работы для каждого учащегося на данное занятие; 2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая, самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога). Здесь происходит закрепление теоретического материала, отрабатываются навыки и приемы; формируются успешные способы профессиональной деятельности; 8 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов. Это коллективная деятельность, состоящая из аналитической деятельности каждого обучающегося, педагога и всех вместе. Широко используется форма творческих занятий, которая придает смысл обучению, мотивирует обучающихся. Метод дискуссии учит обучающихся отстаивать свое мнение и слушать других. Например, при выборе темы для проекта обучающимся необходимо высказаться, аргументированно защитить свою работу. Учебные дискуссии обогащают представления обучающихся по теме, упорядочивают и закрепляют знания. Деловая игра, как средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные), показывает им возможность выбора этой сферы деятельности в качестве будущей профессии. Ролевая игра позволяет участникам представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение. Лекция с разбором конкретных ситуаций используется для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Планируемые результаты В работе над проектом обучающиеся получают не только новые знания, но также надпредметные компетенции: умение работать в команде, способность анализировать информацию и принимать решения. Образовательные • ключевые особенности технологий при работе с офисными программами; • перечень современных устройств, используемых для работы стехнологиями, и их предназначение; • основной функционал программ для создания презентаций; • принципы и способы разработки презентаций; В результате освоения программы обучающиеся должны уметь: • формулировать задачу на проектирование исходя из выявленнойпроблемы; • уметь пользоваться различными методами генерации идей; • выполнять операции в программах для трёхмерного моделирования; • выполнять примитивные операции в программных средах для разработки приложений с виртуальной и дополненной реальностью; 9 • компилировать приложение для персональных компьютеров и размещать его для скачивания пользователями; • представлять свой проект. В результате освоения программы обучающиеся должны владеть: • основной терминологией в области офисных программ; • базовыми навыками разработки презентаций; Развивающие Регулятивные универсальные учебные действия: • умение принимать и сохранять учебную задачу; • умение планировать последовательность шагов алгоритма длядостижения цели; • умение ставить цель (создание творческой работы), планироватьдостижение этой цели; • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; • способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся; • умение различать способ и результат действия; • умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок; • умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи; • способность проявлять познавательную инициативу вучебном сотрудничестве; • умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; • умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либопродукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: • умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося и глобальной сети Интернет; • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; • умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач; 10 • умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; • умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; • умение строить логические рассуждения в форме связи простыхсуждений об объекте; • умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; • умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числесамостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные универсальные учебные действия: • умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; • умение выслушивать собеседника и вести диалог; • способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; • умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; • умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; • умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи. Воспитательные • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; • развитие любознательности, сообразительности при выполненииразнообразных заданий проблемного и эвристического характера; • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; 11 • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; • формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве с другими обучающимися. Механизм оценивания образовательных результатов. 1. Уровень теоретических знаний. Низкий уровень. Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. Средний уровень. Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуются дополнительные вопросы. Высокий уровень. Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. - 2. Уровень практических навыков и умений. Работа с инструментами, техника безопасности. Низкий уровень. Требуется контроль педагога за выполнением правил по технике безопасности. Средний уровень. Требуется периодическое напоминание о том,как работать с инструментами. - Высокий уровень. Четко и безопасно работает инструментами. Способность изготовления конструкций. Низкий уровень. Не может изготовить конструкцию по схеме без помощи педагога. Средний уровень. Может изготовить конструкцию по схемам при подсказке педагога. Высокий уровень. Способен конструкцию по заданным схемам. самостоятельно изготовить Степень самостоятельности изготовления конструкции Низкий уровень. Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию конструкции. 12 Средний уровень. Нуждается в пояснении последовательности работы, но способен после объяснения к самостоятельным действиям. Высокий уровень. Самостоятельно выполняет операции при сборке и программированию конструкции. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: Для выявления уровня усвоения содержания программы и своевременного внесения коррекции в образовательный процесс, проводится текущий контроль в виде контрольного среза знаний освоения программы в конце освоения модуля. Итоговый контроль проводится в виде промежуточной или итоговой аттестации (по окончанию освоения программы). Обучающиеся участвуют в различных выставках и соревнованиях муниципального, регионального и всероссийского уровня. По окончаниимодуля обучающиеся представляют творческий проект, требующий проявить знания и навыки по ключевым темам. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления. Социально-психологические условия программы обеспечивают: учет специфики возрастного обучающихся; реализации образовательной психофизического развития вариативность направлений сопровождения участников образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся); формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни; дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детейс ограниченными возможностями здоровья; формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников. Материально-технические условия. Кабинет, соответствующий санитарным нормам СанПин. 13 Пространственно-предметная среда (стенды, наглядные пособия и др.). Кадровые. Педагог дополнительного образования. Материально-технические: обеспечение и др. ноутбуки, VR-шлем, программное УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название раздела, темы Количество часов Всего Теория 4 4 4 2 Практика Формы Самостоятельная контроля/ат тестации подготовка Введение (12 часов) 1 2 3 Проектная деятельность. Основы, жизненный цикл, презентация проекта. Назначение и функциональные возможности Power Point Создание типовой презентации. Этапы создания, оформление, технология настройки презентации 4 Устный опрос, рефлексия 2 4 Устный опрос, рефлексия Устный опрос, рефлексия 14 Проект «Разрешите представиться» (12 часов) 4 5 6 Технология работы с текстом, таблицей, изображением. Работа над проектом 4 4 4 Защита проекта, рефлексия 4 4 2 Устный опрос, рефлексия Устный опрос, рефлексия Творческий отчет, рефлексия 2 Проект «Школьные предметы» (12 часов) 7 8 9 Технология вставки диаграмм. Виды и форматирование диаграмм Работа над проектом 4 4 4 Защита проекта, рефлексия 4 4 2 Устный опрос, рефлексия Устный опрос, рефлексия Творческий отчет, рефлексия 2 Проект «Тренажер» (12 часов) 10 11 12 Технология работы управляющими кнопками, гиперссылками, триггерами Работа над проектом Защита проекта, рефлексия с 2 Устный опрос, рефлексия 4 4 4 4 Устный опрос, рефлексия Творческий отчет, рефлексия 4 2 Итоговый проект (16 часов) 13 14 16 Разработка собственного проекта Работа над проектом Защита проекта, рефлексия Итого Программа предусматривает 6 2 4 12 12 10 76 10 14 46 Устный опрос, рефлексия Устный опрос, рефлексия Защита проектов 16 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ рассчитана на 76 часов для учащихся 8-11 классов, проведение практических и теоретических занятий 15 продолжительностью 45 минут. Учащиеся самостоятельно или в парах (группах) могут создавать проекты и защищать их в классе. В зависимости от подготовки учеников программа спецкурса может сокращаться или увеличиваться, а также может меняться количество временина отдельные виды работ. Программа посвящается созданию различных мини-проектов в рамках школьного обучения. Это актуально для учащихся 14-18 лет в изучения курса информатики, так как обучающиеся всегда испытывают трудности при создании информационных продуктов посредством компьютерных технологий. Курс состоит из следующих проектов: «Представление о PowerPoint», «Разрешите представиться», «Школьные предметы», «Тренажер», «Итоговый проект» которые позволят получить углубленные знания по информатике и сформировать интерес к предмету. Проект «Представление о PowerPoint» Теоретическая часть: Возможности и область использования приложения PowerPoint. Типовые объекты презентации. Группы инструментов среди PowerPoint. Запуск и настройка приложения PowerPoint. Назначение панелей инструментов. Оформление презентации. Дизайн, цветовая схема слайда, фон слайда. Изменение шрифтов. Изменение верхнего и нижнего колонтитулов. Сортировка слайдов. Перестановка слайдов. Изменение дизайна слайда. Практическая часть: выполнение тренировочных заданий по знакомству с программой. Работа над самостоятельным проектом. Учащиеся должны знать: назначение и функциональные возможности PowerPoint; объекты и инструменты PowerPoint; технологию настройки PowerPoint; учащиеся должны уметь: запускать приложение PowerPoint; - создавать пустой слайд. Проект «Разрешите представиться» Теоретическая часть: Основные этапы создания презентаций. Начало работы в PowerPoint. Главное окно PowerPoint. Создание презентации. Мастер автосодержания. Шаблоны оформления. Примеры презентаций. Просмотр презентаций. Добавление слайдов. Режим структуры. Текст, редактирование текста. Перемещение, добавление и удаление слайдов. Ввод 16 текста. Выделение блоков. Перемещение, изменение размеров блоков. Форматирование текста. Редактирование содержимого блока. Рисование, добавление форм и линий. Добавление тени и трехмерных эффектов. Фигурный текст. Группировка, разгруппировка, изменение и вращение форм. Вставка рисунков из файла и из набора ClipArt. Практическая часть: выполнение тренировочных заданий по овладению основными приемами работы с программой PowerPoint. Работа над самостоятельным проектом по самопрезентации. Учащиеся должны знать: объекты, из которых состоит презентация; этапы создания презентации; технологию работы с каждым объектом презентации; учащиеся должны уметь: создавать слайд (создавать фон, текст, вставлять рисунки); изменять настройки слайда; создавать анимацию текста, рисунка. Проект «Школьные предметы» Теоретическая часть: Построение диаграммы. Изменение данных.Изменение типа диаграммы. Сохранение формата. Отображение легенды и сетки. Добавление заголовка. Вставка подписей к данным. Сортировка данных. Форматирование элементов диаграмм. Вырезание сектора из объемной круговой диаграммы. Форматирование объемных диаграмм. Перемещение и изменение размеров. Вставка звука и видеоклипов в презентацию. Настройка анимации звука или клипа. Эффекты смены кадров. Создание, добавление анимационных эффектов. Добавление аудио – и видеоэффектов. Практическая часть: выполнение тренировочных заданий по овладению основными приемами работы с программой PowerPoint. Работа над самостоятельным проектом на выбранную тему по школьному предмету на выбор. Учащиеся должны знать: технологию перехода слайда; технологию вставки схем, таблиц, диаграмм и их настройку; учащиеся должны уметь: создавать презентацию из нескольких слайдов; настраивать переход слайда; создавать и настраивать схемы; создавать и настраивать таблицы; 17 создавать и настраивать диаграммы. - Проект «Тренажер» Теоретическая часть: Назначение управляющих кнопок и гиперссылок. Алгоритм создания управляющих кнопок и гиперссылок. Эффекты смены кадров. Создание, добавление анимационных эффектов. Практическая часть: выполнение тренировочных заданий по овладению основными приемами работы с программой PowerPoint. Работа над самостоятельным проектом по созданию тренажера по школьному предмету на выбор. Учащиеся должны знать: назначение управляющих кнопок, гиперссылок, триггеров; технологию вставки управляющих кнопок, гиперссылок; учащиеся должны уметь: создавать управляющие кнопки, гиперссылки, триггеры. Итоговый проект Практическая часть: индивидуальная, парная или групповая работа над проектом на свободную тему. Защита итогового проекта Форма контроля Место проведения Тема занятия Кол-во часов Время проведения занятия Число Месяц № пп Форма занятия Календарный учебный график 1-2 Очная 2 Проектная деятельность. Основы, жизненный цикл, презентация проекта. Техноп арк Квант Устный опрос 3-4 Очная 2 Технопар к Квант Устный опрос 5-6 Очная 2 Проектная деятельность. Основы, жизненный цикл, презентация проекта. Назначение и функциональные возможности Power Point Технопар к Квант Устный опрос 18 7-8 Очная 2 Техноп Назначение и арк функциональные возможности Power Квант Point Устный опрос 9-10 Очная 2 Технопарк Квант Устный опрос 11-12 Очная 2 Создание типовой презентации. Этапысоздания, оформление, технология настройки презентации Создание типовой презентации. Этапысоздания, оформление, технология настройки презентации Технопарк Квант Устный опрос 13-15 Очная 2 Технология работы стекстом, таблицей, изображением. Технопарк Квант Устный опрос 16-17 Очная 2 Технопарк Квант Устный опрос 18-19 Очная 2 Технология работы стекстом, таблицей, изображением. Работа над проектом Технопарк Квант Устный контроль 20-21 Очная 2 Работа над проектом Технопарк Квант Устный контроль 22-23 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный опрос 24-25 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный опрос 26-27 Очная 2 Технология вставки диаграмм. Виды и форматирование Технопарк Квант Устный опрос 19 диаграмм Технология вставки диаграмм. Виды и форматирование диаграмм Работа над проектом Технопарк Квант Устный опрос Технопарк Квант Устный контроль 2 Работа над проектом Технопарк Квант Устный контроль 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный Технопарк Квант контроль 28-29 Очная 2 30-31 Очная 2 32-33 Очная 34-35 Очная 36-37 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный контроль 38-39 Очная 2 Технология работыс управляющими кнопками, гиперссылками, триггерами Технопарк Квант Устный опрос 40-41 Очная 2 Технопарк Квант Устный опрос 42-43 Очная 2 Технология работы с управляющими кнопками, гиперссылками, триггерами Работа над проектом Технопарк Квант Устный опрос 44-45 Очная 2 Работа над проектом Технопарк Квант Устный опрос 20 46-47 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный опрос 48-49 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный опрос 50-51 Очная 2 Разработка собственно го проекта Технопарк Квант Устный опрос 52-53 Очная 2 Разработка собственного проекта Технопарк Квант Устный опрос 54-55 Очная 2 Разработка собственно го проекта Технопарк Квант Устный опрос 56-57 Очная 2 Технопарк Квант Устный опрос 58-59 Очная 2 Технопарк Квант Устный опрос 60-61 Очная 2 Работа над проекто м Работа над проекто м Работа над проекто м Технопарк Квант Устный опрос 62-63 Очная 2 Работа над проектом Технопарк Квант Устный контроль 64-65 Очная 2 Работа над проектом Технопарк Квант Устный контроль 66-67 Очная 2 Работа над проектом Технопарк Квант Устный контроль 68-69 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный контроль 70-71 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Устный контроль 21 72-73 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Итоговый 74-75 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Итоговый 76 Очная 2 Защита проекта, рефлексия Технопарк Квант Итоговый Материально-техническое обеспечение Ноутбуки – 10 шт Шлем виртуальной реальности – 1 шт Оценочные и методические материалы Вся оценочная система делится на три уровня сложности: 1. Обучающийся может ответить на общие вопросы по большинству тем, с помощью педагога может построить и объяснить принцип работыодной из установок (на выбор). 2. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. 3. Обучающийся отвечает на все вопросы, поднимаемые за период обучения. Может самостоятельно построить и объяснить принцип действия и особенности любой из предложенных ему установок. Но, располагает сведениями сверх программы, проявляет интерес к теме. Проявилинициативу при выполнении конкурсной работы или проекта. Вносил предложения, имеющие смысл. Кроме того, весь курс делится на разделы. Успехи обучающегося оцениваются так же и по разделам: Теория; Практика; Конструкторская и рационализаторская часть. Методическое обеспечение Обеспечение программы предусматривает наличие следующихметодических видов продукции: электронные учебники; экранные видео лекции, Screencast (экранное видео записываютсяскриншоты (статические кадры экрана) в динамике; 22 видеоролики; информационные материалы на сайте, посвященном даннойдополнительной общеобразовательной программе; мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии. По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся. Методы, в основе которых располагается уровень деятельности учащихся: исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся; репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным чертежам, схемам и др.); словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.). Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях: При осуществлении образовательного процесса применяютсяследующие методы: проблемного изложения, исследовательский (для развития самостоятельности мышления, творческого подхода к выполняемой работе, исследовательских умений); объяснительно-иллюстративный (для формирования знаний и образа действий); репродуктивный (для формирования умений, навыков и способов деятельности); словесный - рассказ, объяснение, беседа, лекция (для формирования сознания); - - стимулирования (соревнования, выставки, поощрения). 23 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Нормативные документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». 13. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 24 14. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; 15. Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ. Литература для педагога Основная: 16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей и методистов. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. – М.: Просвещение, 2013. 17. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020г. 18. Кронистер Дж. - Основы Blender. Учебное пособие (3-е издание) v. 2.49 – 2010г. 19. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е.С. Савинов].– М.: Просвещение, 2013. 20. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. (Стандарты второго поколения). Программа. Горский В. А., Тимофеев А. А., Смирнов Д. В. и др. / Под ред. Горского В. А.М. Просвещение, 2013. 21. Примерные программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы (Стандарты второго поколения). – М.: Просвещение, 2014. 22. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 23. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2013. 24. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональна ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов, С.Н. Чистяков и др.: авт.-сост. С.В. Третьякова . – М.: Просвещение, 2013. 25. Теория обучения в информационном обществе. (Работаем по новым стандартам). Пособие для учителей и методистов. Иванова Е.О., Осмоловская И.М. – М.: Просвещение, 2015. 26. Технология. 5 класс:/учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.А, Сасова, М.Б. Павлова, М. И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012. 27. Учебные материалы ООО «ИРИСОФТ». СПб, 2014г. 28. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения). Пособие для учителей и методистов. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред. Асмолова А. Г.– М.: Просвещение, 2013. 29. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М.: первое сентября, 2010. 25 Дополнительная: 1. Изменение смысловых ориентиров: от успешной школы — к успехам ребёнка. Асмолова Л.М. – Интернет-издание «Просвещение», 2013. 2. Григорьев Д. В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. Стандарты второго поколения. – М. Просвещение, 2013. 3. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников». 4. Учебное пособие «Creo Elements/Pro 5.0 Primer» - ООО «Ирисофт», СПб, 2013. 5. Учебное пособие «Creo Parametric 2.0. Основы работы» - ООО «Ирисофт», СПб, 2013. 6. Учебное пособие «Creo Elements/Pro 5.0 Primer Advanced» - ООО «Ирисофт», СПб, 2013. Литература для учащихся Вариативно, в зависимости от условий ОО (набора реализуемых моджулей): 1. Технология. 8 класс: учебник / С.А. Бешенков и др.; под ред. С.А. Бешенкова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 2. Учебное пособие «Технология. Робототехника» для 8 класса / практикум / Копосов Д.Г. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. 3. Технология. 8 класс:/учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И.А, Сасова, М.Б. Павлова, М. И. Гуревич и др.; под ред. И.А. Сасовой. – 4-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2016. 4. Технология. Индустриальные технологии: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Тищенко А.Т., В.Д. Симоненко. – М.: ВентанаГраф, 2016. 5. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений.- Москва: Астрель, 2015. 6. Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений.- Москва: Астрель, 2015. Интернет-ресурсы: 1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта]; 2. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов]; 3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей] 4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»]; 5. http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»]; 26 6. http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»]; 7. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»]; 8. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»]; 9. www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»]; 10. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»]; 11. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам]; 12. http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»]; 13. http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»]; 14. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам]; 15. http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»]; 27