Департамент образования администрации Свердловской области Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно – образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол № 3 от 24.06.2024 г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.09.04 15:46:38 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Жемчужная мозаика» Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 1 год Автор – составитель: Ключникова Наталья Александровна, педагог дополнительного образования ГО Карпинск 1. Пояснительная записка Программа «Жемчужная мозаика» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере; Устав и локальные акты МАУДО ДООЦ 2. Основная характеристика программы: Направленность программы: художественная. Актуальность программы: В настоящее время наблюдается подъём интереса к бисероплетению. Изделия из бисера вошли в моду, появились специализированные магазины, регулярно проводятся выставки высокохудожественных работ из бисера, издаётся большое количество литературы, как по технике исполнения изделий, так и по истории этого вида рукоделия. Отражая общую тенденцию к возрождению искусства бисероплетения, программа «Жемчужная мозаика» опирается при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания девочек в семье. «Жемчужная мозаика» - программа обучения конструированию оригинальных вещей и аксессуаров из бисера для украшения костюма, быта и интерьера. Отличительные особенности программы: Образовательная программа «Жемчужная мозаика», являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся. Основной идеей программы является возможность формирования у детей устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности, возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне, различать изученные виды плетения из бисера, сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить своё общение со сверстниками и взрослыми. Адресат программы: младшие школьники – 7-10 лет. Возрастные особенности детей группы 7-10 лет: На возраст 7 - 10 лет приходится третий период умственного развития по Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия, выделения следствия и причин. Развитие отдельных психических процессов осуществляется на протяжении всего младшего школьного возраста. Дети приходят в школу развитыми процессами восприятия (сформированы простые виды восприятия: величина, форма, цвет). У младших школьников совершенствование восприятия не останавливается, становится более управляемым и целенаправленным процессом. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Постепенно ребенок учится направлять и устойчиво сохранять внимание на нужных, а не просто внешне привлекательных предметах. Развитие внимания связано с расширением его объема и умением распределять внимание между разными видами действий. Поэтому учебные задачи целесообразно ставить так, чтобы ребенок, выполняя свои действия, мог и должен был следить за работой товарищей. Продуктивность памяти младших школьников зависит от понимания ими характера задачи и от овладения соответствующими приемами и способами запоминания и воспроизведения. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти в процессе их развития внутри учебной деятельности различно. В 7 лет эффективность непроизвольного запоминания выше, чем произвольного, так как у детей еще не сформированы особые приемы осмысленной обработки материала и самоконтроля. По мере формирования приемов осмысленного запоминания и самоконтроля произвольная память у второклассников и третьеклассников оказывается во многих случаях более продуктивной, чем непроизвольная. Систематическая учебная деятельность помогает развить у детей такую важную психическую способность, как воображение. Развитие воображения проходит две главные стадии. Первоначально воссоздаваемые образы весьма приблизительно характеризуют реальный объект, бедны деталями. Построение таких образов требует словесного описания или картины. В конце 2 класса, а затем в 3-м классе наступает вторая стадия, и этому способствует значительное увеличение количества признаков и свойств в образах. На протяжении младшего школьного возраста наблюдается усиление сдержанности и осознанности в проявлениях эмоций и повышение устойчивости эмоциональных состояний. Объем и срок освоения программы: Образовательная программа «Жемчужная мозаика» рассчитана на 1 год. Объем программы 152 учебных часа (38 недель) в год. Форма обучения: очная. Особенности организации образовательного процесса. Образовательный процесс организован в соответствии с учебным планом объединения обучающихся по интересу к искусству бисероплетения, сформированных в разновозрастные группы. Состав групп постоянный. Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 мин. Общее количество часов в неделю – 4 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Цель и задача программы: Цель программы: развитие творческой личности через приобщение к древнему народному ремеслу - низанию бисера; формирование художественноценностных ориентиров ребёнка в процессе развития его самоопределения. Задачи программы: обучающие: формирование у детей умений и навыков практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции; обучение технологии изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов; ознакомление с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром труда взрослых. развивающие: развитие творческих и интеллектуальных способностей; формирование эстетического восприятия окружающего мира; развитие художественного вкуса; развитие произвольных движений. воспитывающие: воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности; воспитание уважения к наследию предков; воспитание заботливого отношения к близким; воспитание культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Содержание программы. Учебный план. № п/п Название раздела, темы Количество часов Всего Теория Практи ка Формы аттестаци и/контрол я Тест Вводное занятие. Техника безопасности при работе с инструментами. Навыки соединения концов проволоки, лески, нити; закрепление бусин, стекляруса. Приплетение нити, лески. 2 1 1 Приёмы и техники плетения простых цепочек. Плетение на леске. Разработка эскиза, подбор цвета. Работа над изделием: кулон, браслет, цепочка, фенечка. Простые техники бисерного плетения. Параллельное плетение. Игрушки: «ящерица», «черепашка», «крокодил» и др. Умение читать схемы, выбор материала и цветовой гаммы. 44 8 36 Готовые изделия 30 6 24 Готовые изделия 3. Оплетение формы. Особенности работы в данной технике. Пасхальное яйцо: разработка эскиза, выбор цветовой гаммы. особенности оплетения: «рубашка», «стяжки». 22 2 20 Выставка работ 4. Знакомство с французской «круговой» техникой плетения. Петельная и игольчатая техники плетения. Изготовление листьев. лепестков, серединок цветов. Выполнение композиции «фиалки». 24 2 20 Готовая работа 5. Техника плетения «ткачество без станка» на леске или «нить + игла». Техника безопасности при работе с бисерными иглами. Разработка эскиза. Выбор цветовой гаммы. Работа над изделием: закладка для книги, рамка для фото, миниатюра. 26 2 24 Готовая работа 6. Подготовка и оформление работ к выставкам. Итоговая выставка года. 4 1 3 Выставка. Итоговый отчёт. 1. 2. Итого: 152 23 129 Содержание учебного плана Вводное занятие (2 ч.) Теория: знакомство с искусством бисерного плетения, Правила техники безопасности. Разновидности бисера. Практика: крепление первой бисерины, набор бисера на леску. Тест. Раздел 1. Приёмы и техники плетения простых цепочек (46 ч.) Теория: Понятия: «ритм», «тёплая и холодная» цветовая гамма, «рабочий хвост», «схема». Знать отличительные особенности плетения цепочек: «с петельками», «восьмерка»; браслетов: «с пупырышками», «сложный», «квадратики», «волна», «змейка», «зубчики». Практика: Плетение данных цепочек и браслетов. Уметь работать на одном и двух концах лески, начинать и заканчивать работу, исправлять самостоятельно допущенные ошибки в своей работе. Готовые изделия. Раздел 2. Простые техники бисерного плетения (30ч.) Теория: Понятие «параллельное плетение». Отличительные особенности данной техники плетения. Понятие «объёмное плетение», техника безопасности при работе с леской. Практика: уметь работать в технике параллельного плетения. Изготовление игрушек «черепашка», «ящерица», «крокодил». Выбор материала и цветовой гаммы, соблюдение последовательности при изготовлении игрушки, уметь работать со схемами. Аккуратность и завершённость в работе. Готовые изделия. Раздел 3. Оплетение формы. Пасхальное яйцо. (22ч.) Теория: Понятие «оплетение формы» Отличительные особенности данной техники плетения. Понятие «поясок», «стяжки» при оплетении пасхального яйца, техника безопасности при работе с бисерной иглой. Практика: Умение работать в технике «ткачество без станка» и в «мозаичной технике». Умение работать с бисерной иглой и нитью. Выбор материала и цветовой гаммы. Аккуратность и завершенность в работе. Выставка работ. Раздел 4. Знакомство с французской «круговой» техникой плетения. (24 ч.) Теория: Понятие французская «круговая» техника. Отличительные особенности данной техники плетения от других техник: «параллельная», «игольчатая», «петельная». Техника безопасности при работе с проволокой. Практика: Умение работать в «круговой» технике плетения. Изготовление букета «фиалки». Умение подобрать материал и цветовую гамму данной композиции. Соблюдение последовательности при изготовлении элементов цветка. Соблюдение аккуратности в работе. Готовая работа. Раздел 5. Техника плетения «Ткачество без станка». (26 ч). Теория: Понятие техники плетения «ткачество без станка». Отличительные особенности данной техники плетения от других техник: «мозаичное плетение», «сетка», «ячейки». Техника безопасности при работе с бисерной иглой и нитью. Практика: Умение работать в данной технике плетения. Изготовление миниатюры, закладки, рамки для фото. Выбор материала и цветовой гаммы. Умение начинать и заканчивать работу, самостоятельно исправлять допущенные ошибки. Уметь работать со схемами. Готовая работа. Раздел 6. Подготовка и оформление работ к выставкам. (4ч.) Теория: Расположение изделий из бисера в пространстве. Композиционное решение. Выбор центра. Практика: Оформление работ на плоскости. Стенды и манекены для показа изделий из бисера. Выставка. Итоговый отчет. Планируемые результаты Требования к уровню образованности выпускника. К концу учебного года выпускники должны знать: - названия простых техник бисерного плетения, разбираться в разнообразии материалов и их особенностях: бисер, стеклярус, ткань, леска, проволока, мононить; технологические приёмы термины: «эскиз», «схема», «ритм», «узор», «мотив», «низание», «крепление»; - «тёплая» и «холодная» цветовая гамма, сближенные и контрастные цвета, цветовые сочетания; - краткие сведения об истории возникновения бисероплетения, о развитии этого вида искусства в России. должны уметь: правильно пользоваться инструментами и принадлежностями: бисерными иглами, леской, проволокой, ножницами, клеем; - понимать, читать, составлять схемы, пользоваться условными обозначениями и с их помощью плести элементы изделия, собирать части в единое целое; - составлять цветовую гамму для изделия; - начинать и заканчивать работу – закреплять первую бисерину, приплетать и закреплять нить и т.п.; - добиваться в работе аккуратности и завершённости. Компетенции и личностные качества, которые могут быть сформированы и развиты у детей в результате занятий по программе. В процессе обучения будут приобретены необходимые общие учебные умения, навыки, которые формируют основные компетенции, такие как: − информационная: способность грамотно выполнять действия с информацией; − предметная: способность применять полученные знания на практике; − социальная: способность действовать в социуме с учетом позиций других людей; − коммуникативная: способность вступать в общение с целью быть понятым; − общекультурная компетенция; − способность к самосовершенствованию. а также личностные качества, такие как: - общественная активность личности; - гражданская позиция; - культура общения и поведения в социуме. Личностные, метапредметные и предметные результаты, приобретут обучающиеся по итогам освоения программы. которые К личностным результатам относятся: 1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 2) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в художественной деятельности на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 3) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. К метапредметным результатам относятся: 1) активное использование видов и техник бисерного плетения для решения поставленных задач; 2) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 3) использование знаково-символических средств представления информации для создания изделий из бисера, схем решения учебных и практических задач; 4) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. 5) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 6) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. К предметным результатам относятся: 1) владение базовым понятийным аппаратом; 2) владение практически значимыми конструкционными умениями и навыками, их применением к решению задач: − выполнение инструкций и алгоритмов для решения поставленных задач; − использование метода разбиения задачи и подзадачи в задачах большого объема; 3) выполнение инструкций и алгоритмов для решения практических или учебных задач. 3. Организация педагогических условий. Календарный график: № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в первом полугодии Недель во втором полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни Окончание учебного года Материально – техническое обеспечение программы: · . Учебный класс Бисер, леска, проволока, нить, иглы, ножницы. 38 38 4 152 17 21 2 сентября 31 декабря – 9января 31 мая · · Канцтовары Столы, стулья Информационное обеспечение: · Вспомогательная литература · Лекционный материал по истории возникновения и развития бисероплетения · Информационный стенд · Схемы Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования 1 категории. № Название МатериальноФормы, Формы, п/п раздела, темы техническое методы, учебные оснащение, приемы занятия дидактические обучения, материалы педагогичес кие технологии 1-2 Вводное Методическое Беседа. Опрос. занятие. пособие: «История Занятие по Инструктаж по возникновения схеме. технике искусства безопасности бисероплетния» при работе с Бисер, леска бисером. 3-4; «Приёмы и Методические ЗанятиеИндивидуальная 5-6 техники пособия: презентация. работа. плетения «Материаловедение» простых «Цветовой круг». цепочек». Бисер, леска Браслет с пупырышками. 7-8 Цепочка с Литература по Занятие Работа в парах 9-10 петельками. бисероплетению: практикум Баскова Т.Н. «Бисер».Уроки труда в начальной школе. Бисер, леска 11-12 Цепочка Схемы по Беседа. Работа в 13-14 «Восьмерка» бисероплетению Практикум группах 15-16 Браслет Литература по ЗанятиеОпрос, 17-18 «Сложный» бисероплетению: презентация. индивидуальная Ануфриева М.Я. работа. «Искусство бисерного плетения». Эл. 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 49-50 51-52 53-54 55-56 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67-68 презентация «Виды фенечек из бисера» Браслет Схемы по «Квадратики» бисероплетению. Бисер, леска Браслет «Волна» Эл. презентация «Плетение браслетов со стеклярусом», бисер. леска, стеклярус Браслет Схемы по «Змейка» бисероплетению, бисер, леска Браслет Схемы по «Зубчики» бисероплетению. Цепочка Эл. презентация « «Цветочки» Плетение цепочки «Цветочек». Бисер, леска, бусины Цепочка Литература по «Ромбики» бисероплетению: Ануфриева М.Я. «Искусство бисерного плетения» «Простые «Параллельное техники плетение» бисерного Особенности работы плетения». в данной технике. Параллельное Схемы по плетение. бисероплетению. Игрушка «Черепашка». Игрушка Дидактическая «Ящерица» разработка «Изготовление объёмных игрушек с использованием лески». Игрушка Схемы по «Крокодил» бисероплетению. Бисер, леска. Игрушка Схемы по «Пчёлка» бисероплетению Игрушка «Божья Дидактическая коровка» разработка «Изготовление практикум работа в парах Презентация Индивидуальная практикум работа Беседа, практикум Работа в группах практикум Работа в парах ЗанятиеРабота в презентация. группах практикум Практикум Индивидуальная работа, кросворд. Беседа Работа в парах Презентация Индивидуальная работа Беседа, практикум практикум Работа в группах Индивидуальная работа Презентация Работа в парах практикум 69-70 71-72 73-74 75-76 объёмных игрушек с использованием лески». Бисер, леска Игрушка Эл. презентация «Мышка». «Мышка из бисера». Схемы по бисероплетению. Заключительный Готовые изделия из урок - выставка бисера 77-98 «Оплетение формы». Пасхальное яйцо. 99122 Знакомство с французской «круговой» техникой плетения. Цветочная композиция «Фиалки». 123148 Техника плетения «Ткачество без станка» 149152 Подготовка и оформление работ к выставкам. Беседа, практикум лекция Индивидуальная работа Опрос, выставка. Работа в группах Эл. презентация: Лекция, Опрос, работа в «Пасхальные яйца из презентация, группах, бисера и бусин»; практикум индивидуальная Литература: работа. «Пасхальные яйца из бисера»; Схемы по бисероплетению; бисер, бусины, стеклярус, леска, игла, нить, ножницы. Эл. презентация: ЗанятиеОпрос, работа в «Цветы из бисера презентация, парах, (французская практикум. индивидуальная техника плетения)». работа. Литература: Федотова М. «Цветы из бисера». Схемы по бисероплетению, Бисер, бусины, проволока, ножницы. Литература: Беседа, Опрос, работа в Ануфриева М.Я. практикум. парах, «Искусство индивидуальная бисерного работа. плетения»; схемы по бисероплетению, схемы вышивки крестом; бисер, нить, игла. Готовые работы, Беседа, Опрос, драпировки, столы. практикум. выставка. Работа в группах. Формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: - диагностика, проводимая по окончанию каждого занятия, усвоенных обучающимися умений и навыков, правильности выполнения учебного задания (справился или не справился); - журнал посещаемости; - выполненная работа. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - выставка; - готовая работа; - диагностическая карта; -защита творческих работ; - конкурсы; - открытое занятие; - итоговый отчет Оценочные материалы. Диагностика Мониторинг освоения обучающимися Программы проводится педагогом, 2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью устного опроса, тестирования, наблюдения. Тестирование в совокупности с наблюдением педагога за обучающимися оценивается по трем уровням: высокий уровень (В), средний уровень (С), низкий уровень (Н). В конце каждого учебного года можно проследить динамику усвоения и успеваемости каждого обучающегося. Уровни развития: -Навык подбора необходимых материалов (по форме, цвету, виду) Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые материалы (бисер, нить, проволоку и т.д.). Средний: может самостоятельно, но медленно, необходимые материалы, присутствуют неточности. без ошибок выбрать Низкий: не может без помощи педагога выбрать необходимые материалы. -Умение правильно выполнить работу из бисера по замыслу Высокий: обучающийся самостоятельно создает элементы задуманной конструкции из бисера, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат. Средний: обучающийся, методом проб и ошибок, добивается поставленной цели. Испытывает трудности, рассказывая о своем замысле. Низкий: неустойчивость замысла – обучающийся начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ выполнения работы обучающийся не может. - Умение проектировать по образцу и по схеме: Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью педагога Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать только под контролем педагога. - Умение плести из бисера по пошаговой схеме: Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок плести по пошаговой схеме. Средний: может плести по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может плести по схеме только под контролем педагога. Диагностическая карта на середину учебного года № Ф.И.ребёнка Называние видов бисера для данной работы Называние видов и техник плетения Умение работать с леской и проволокой Изготовление определенной работы по творческому замыслу Изготовление работы из бисера по образцу Выполнение изделия по схеме Диагностическая карта на конец учебного года № Ф.И.ребёнка Знает названия всех видов бисера и вспомогательных материалов Умение работать по схемам Выполнение сложных работ Умение выполнять работы по творческому замыслу Работа по образцу Работа по инструкции Умение рассказать о своей работе Методические материалы. Форма обучения: очная. Методы обучения: Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям. Методы Приёмы ИнформационноИсследование видов бисера, которое предполагает рецептивный подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, цветом. Рассматривание на занятиях готовых образцов, демонстрация видов и техник плетения бисером, приемов крепления лески, нити, проволоки. Совместная деятельность педагога и обучающегося. Репродуктивный Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: выполнение изделий и конструкций из бисера по образцу, беседа, упражнения, краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов изделий из бисера, использование обучающимися на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.) Проблемный Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Игровой Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. ЧастичноРешение проблемных задач с помощью педагога поисковый Формы организации образовательного процесса: - индивидуально-групповая и групповая. Формы организации учебного занятия: - беседа (получение нового материала); - самостоятельная деятельность (обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий); - познавательная игра; - просмотр видео материалов, презентаций; -задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и схемам, условиям, замыслу; - разработка творческих проектов и их презентация; - выставка работ. Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Педагогические технологии: - технология индивидуализации обучения; - технология группового обучения; - технология коллективного взаимообучения; - технология модульного обучения; - технология дифференцированного обучения; - технология разно уровневого обучения; - технология развивающего обучения; - технология проблемного обучения; - технология проектной деятельности; - технология игровой деятельности; - коммуникативная технология обучения; - здоровье сберегающая технология. Дидактические материалы: - раздаточные материалы; - инструкции; - схемы по бисероплетению; - образцы изделий; - вспомогательная литература; - папка с разработками теоретических материалов по темам программы; 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1. 2. 3. 4. 5. 4. Список литературы. Ануфриева М.Я. «Искусство бисерного плетения» современная школа Культура и традиции. М., 2006 Баскова Т.Н. «Бисер». Уроки труда в начальной школе. «Паритет». С-Петербург. 2005 Булатов А.А. «Бисероплетение: от азов к мастерству». Серия журналов 2009-2014 г.г. Ключникова Н.А. «Изготовление объёмных игрушек с использованием лески». МАУДО ДООЦ, г.Карпинск, 2020. Ключникова Н.А. «Схемы видов и техник плетения бисером». МАУДО ДООЦ, г.Карпинск 2019. Ключникова Н.А. «Материаловедение». МАУДО ДООЦ, г.Карпинск 2019. Федотова М., Валюх Г. «Цветы из бисера». Культура и традиции. М. 2004 Интернет – Ресурсы https://biserok.org http://www.biserinka.com/ http://bicer.ru/ Развитие бисерного производства и рукоделия в России. http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukode lija_v_rossii..html Использование бисера в народном костюме. http://www.kalitva.ru/2007/06/08/ispolzovanie_bisera_v_narodnom_kostj ume_v_rossii..html