Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования детский оздоровительно – образовательный центр Принята на заседании Педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол №3 от 24.06.2024г. Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ С.Б. Еремеев Приказ №59-д от 25.06.2024г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.28 08:01:57 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности « Юные ИнжеЭврики» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: год Автор – составитель: Вохмянина Ксения Юрьевна, педагог дополнительного образования г. Карпинск 2024 Содержание Пояснительная записка ................................................................................................ 3 Цель и задачи программы ............................................................................................ 7 Учебный план ................................................................................................................ 8 Содержание учебного плана ........................................................................................ 8 Планируемые результаты освоения программы ...................................................... 12 Календарный учебный график .................................................................................. 12 Условия реализации программы ............................................................................... 13 Оценочные материалы ............................................................................................... 14 Методические материалы .......................................................................................... 15 Список используемой литературы ............................................................................ 19 2 Пояснительная записка Жизнь современного поколения людей немыслима без роботизированных устройств и систем, которые охватывают все больше направлений деятельности человека и применяются не только в производственной сфере, но и в быту. «Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации» включает робототехнику в перечень приоритетных направлений развития. На повестку дня выносится разработка технологий искусственного интеллекта. Эти технологии будут придавать мощный импульс развитию робототехнических систем с интеллектуальной начинкой, и кардинально изменят окружающий мир уже в обозримом будущем. Ключевая роль в решении заявленных целей отводится системе образования, которая занимается не только профессиональной подготовкой соответствующих кадров, но и решает более широкие задачи ориентировки подрастающего поколения в современном цифровом мире, его адаптации и подготовки к жизни в новых постоянно меняющихся условиях. Как следствие, робототехника, программирование, и связанные с ними области знаний, сегодня на доступном уровне изучаются с детьми разных возрастов. В том числе, идет внедрение робототехники в практику работы с детьми дошкольного возраста, что определяется не только общим вектором развития государства и общества, запросами современных родителей, но и широким распространением инженерно-технических конструкторов с большим дидактическим потенциалом. Нормативными основаниями для разработки программы являются: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании вРоссийской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 5. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных программ»; 7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 3 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021, приказ № 1049. Направленность (профиль) программы – техническая. Актуальность настоящей программы (далее - Программы) обусловлена запросами родителей и государства на соответствие содержания образования ключевым тенденциям развития общества, на использование интеллектуальных ресурсов в образовательном процессе, в том числетехнических игр и игрушек, отражающих современный мир и его движение взавтрашний день. В настоящий момент в России развиваются нано-технологии, электроника, механика и программирование т.е. созревает благодатная почва для развития компьютерных технологий и робототехники. Робототехнические устройства интенсивно проникают практически во все сферы деятельности человека. Это новый этап в развитии общества. Очевидно, что он требует своевременного образования, обеспечивающего базу для естественного и осмысленного использования соответствующих устройств и технологий, профессиональной ориентации и обеспечения непрерывного образовательного процесса. Фактически программа призвана решить две взаимосвязанные задачи: профессиональная ориентация ребят в технически сложной сфере робототехники и формирование адекватного способа мышления. Новизна Программы состоит в системном выстраивании 4 образовательного курса, который объединяет современные подходы к обучению детей робототехнике и включает подходы, рекомендуемые разработчиками электронных и роботизированных конструкторов, а также традиции отечественной дидактики, опирающейся на изученные закономерности развития детей дошкольного возраста. Отличительная особенность Программы. Программа построена на модульном принципе и включает в себя пять предметных области – конструирование, механика, электромеханика, программирование и робототехника. Каждый модуль предшествует освоению последующего, и все они связаны между собой логикой системного построения учебных задач в соответствии с принципами обучения. Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста. Рекомендуемая наполняемость групп 12-15 человек. Возрастные особенности детей группы 5-7 лет: Дети 5-7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе. До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать. Личностное развитие ребёнка 5–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть. В возрасте 5–7 лет у детей формируются морально-этические категории. Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо поступать и как плохо. В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты «хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь. У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения. Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется, предполагать о событиях, которых ждут. Логическое мышление в 5–7 лет развивается очень активно. Для малышей к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд 5 предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать, обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные способности. Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к технической области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся (обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.). Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1год. Общее количество учебных часов на весь период обучения составляет 152 часа. Рекомендуемая периодичность учебных занятий 2 раз в неделю по 2 академических часа. Принципы, формы и методы обучения. Программа опирается на общепринятые принципы дидактики: научности обучения и его связи с жизнью; направленности обучения на решение задач воспитания, образования и общего развития; доступности,последовательности и систематичности в обучении; наглядности обучения и активности детей в обучении; сочетания разных форм, средств и методов обучения; природосообразности и создания благоприятных условий для обучения. Разнообразие форм организации детской деятельности позволит проводить двухчасовые (в академических часах) занятия, не выходя за пределы временных ограничений к непосредственно образовательной деятельности, установленных в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14). Поддержка разнообразия форм организации детской деятельности осуществляется через определяемую Программой структуру занятий, которая включает: • начало занятия (организационный момент, игровые мотивирующие ситуации); • вводная часть (дидактическая игра или игровое экспериментирование,демонстрации); • основанная часть (теория - объяснения способов действий педагогоми практика – самостоятельная сборка детьми конструкций); • завершение занятия (ролевая игра с постройками, включающая элементы испытаний (проверки) конструкций, собранных детьми, и подведение 6 итогов занятия). Цель и задачи программы Цель программы – развитие творческих и научно-технических компетенций учащихся в неразрывном единстве с воспитанием коммуникативных качеств и целенаправленности личности через систему практикоориентированных групповых занятий, консультаций и самостоятельной деятельности воспитанников по созданию робототехнических устройств, решающих поставленные задачи. Задачи программы: Обучающие: • сформировать представление о применении роботов в современном мире: от детских игрушек до научно-технических разработок; • сформировать представление об истории развития робототехники; • сформировать навыки конструирования; • сформировать навыки по составлению алгоритмов программирования; • сформировать у учащихся умения составлять элементарную программу для работы модели; • сформировать у учащихся поиску нестандартных решений при разработке модели. Развивающие: • способствовать формированию интереса к техническому творчеству; • способствовать развитию творческого, логического мышления; • способствовать развитию мелкой моторики рук; • способствовать развитию изобретательности, творческой инициативы; • способствовать развитию стремления к достижению цели; • способствовать развитию умения анализировать результаты работы. Воспитательные: • способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи; • способствовать воспитанию чувства уважения и бережного отношения к результатам своего руда и труда окружающих; • способствовать воспитанию трудолюбия и волевых качеств: терпению, ответственности и усидчивости. 7 Учебный план Количество часов № п/п Название раздела,уровня 1. Всего Теория Модуль «Конструирование» 30 4 24 2 диагностика, выставки, фотоотчеты 2. Модуль «Механика» 26 4 20 2 диагностика, выставки, фотоотчеты 3. Модуль «Электромеханика» 26 4 20 2 диагностика, выставки, фотоотчеты 4. Модуль «Программирование» 34 12 20 2 диагностика, выставки, фотоотчеты 5. Модуль «Робототехника» 36 14 20 2 диагностика, выставки, фотоотчеты 152 38 104 10 ИТОГО: Практика Контрольное занятие Формы аттестации/ контроля Содержание учебного плана Модуль «Конструирование» Раздел «Сенсорные эталоны» Теория • Цвет: коричневый, оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый светло-зеленый, светло-розовый. • Форма: плоские фигуры – овал, ромб, многоугольник. • Величина: большие, маленькие, средние, узкие, широкие, длинные, короткие, высокие, низкие. • Пространственные ориентировки и положения: над, под, между, посередине, рядом (около), ближе, дальше, в ряд, вокруг (по кругу), по краям,в углу, в центре, посередине, слева - справа, внутри, снаружи, вдоль, поперек замкнутое пространство. Практика • Распознавание и сортировка основных цветов, относительных величин иформы предметов, их положений в двухмерном пространстве. Раздел «Сборка простых конструкций» Теория • Детали конструктора (колеса, арка, декоративные детали, элементы 8 крепления (шипы)). • Приемы конструирования (соединение стопкой, внахлест, лесенкой (ступенчатое), углом, через пластину) и обеспечения свойств построек (устойчивость, прочность, соразмерность, вместимость, сходство, подвижность). • Особенности конструкций (конструкции в профиль; конструкции, сочетающие вертикальную и горизонтальную сборку; симметричные конструкции; парные конструкции; конструкции с сужающимся кверху сводом; конструкции на высоких опорах; замкнутые конструкции с входом разной формы; конструкции с кровлей разной формы). Практика • Создание (по образцу, по рисунку, по схеме, по модели скрытымишвами) и изменение конструкций. со Модуль «Механика» Раздел «Простые механизмы и физические явления - элементарные сведения» Теория • Рычаги. • Зубчатая передача. • Кулачковая передача. • Червячная передача. • Угловая зубчатая передача. • Подъемный механизм. • Храповой механизм. • Ременная передача. • Ведущее и ведомые колеса. • Равновесие, трение, скорость, вес (масса). Практика • Сборка простых механизмов (разные виды механических передач, подъемный и храповой механизмы). Раздел «Сборка механических моделей» Теория • Анализ схемы сборки и образцов последовательности сборки. • Конструкции с колесами на осях. • Конструкции с рычагом. • Конструкции с наклонной плоскостью. • Конструкции с зубчатыми колесами. • Конструкции с кулачком. • Конструкции с червячком. моделей, планирование 9 • • • Конструкции с храповым механизмом. Конструкции со шкивами и ремнями. Конструкции с подъемным механизмом. Практика • Создание (по образцу, по схеме сборки) механических моделей. Модуль «Электромеханика» Раздел «Электронные устройства конструктора» Теория • Мотор. • Ручка управления. • Сервомотор. • Джойстик. • Датчик расстояния/ультразвуковой датчик. • Датчик звука. • Датчик цвета. • Датчик пути (движения по черной линии). • Панель с пикселями. • Манипулятор. Практика • Сборка электронных устройств конструктора. Раздел «Сборка механических моделей с электронными устройствами» Теория • Конструкции с мотором. • Конструкции с двумя моторами. • Конструкции с кнопкой включения/выключения. • Конструкции с ручкой управления. • Конструкции с сервомотором. • Конструкции с джойстиком. • конструкции с датчиком расстояния. • Конструкции с датчиком звука. • Конструкции с датчиком цвета. • Конструкции с датчиком пути. • Конструкции с пиксельной панелью. • Конструкции с манипулятором. • Конструкции с колесами на осях. • Конструкции на гусеницах. • Конструкции с рычагом. • Конструкции с зубчатыми колесами. 10 • • Конструкции с кулачком. Конструкции со шкивами и ремнями. Практика • Создание механических моделей с электронными устройствами по образцу, по схеме сборки, по фотографиям образца, по теме. Модуль «Программирование» Раздел «Кодирование и алгоритмы» Теория • Код. • Алгоритм линейный. • Алгоритм разветвляющийся. • Алгоритм циклический. Практика • Составление и чтение алгоритмов. Раздел «Сборка программируемых моделей» Теория • Приемы работы на компьютере. Практика • Сборка и программирование конструкций с использованием линейного,разветвляющегося, циклического алгоритмов. Модуль «Робототехника» Раздел «Виды движений роботов их характеристики и обеспечивающие механизмы» Теория • Перемещение. Гусеницы. • Скорость движения. • Время движения. • Ограничение движения. • Поворот. Поворотный механизм. • Наклон. Наклонный механизм. • Захват. Механизм захвата (манипулятор). • Подъем. Подъемный механизм. • Перемещение. Колеса и оси. Практика • Игровое экспериментирование с разными видами движений. 11 Раздел «Сборка роботизированных моделей» Теория • Конструкции с функцией поворота, наклона, захвата, подъема, перемещения. • Конструкции с колесным и гусеничным способами перемещения. • Конструкции с ограничением перемещения. • Свойства конструкций (управляемость, поворачиваемость, проходимость). Практика • Создание роботизированных моделей по схеме сборки и (или) образцу. Планируемые результаты освоения программы К завершению обучения дети: • овладеют устойчивыми навыками конструирования разнообразных моделей по образцу, по рисунку, по графической схеме, схеме мозаичного типа и схеме сборки, по замыслу. Они научатся планировать свои действия и достигать поставленные в конструировании цели; • получат представление об устройстве и работе основных механизмов, о назначении электронных устройств, включенных в набор инженерно- технического конструктора, на котором будет осуществляться обучение; • усвоят на уровне элементарного понимания процесс алгоритмизации несложных действий и кодирования информации для работы в программных средах; • освоят простейшие навыки визуального программирования робототехнических конструкций на основе пиктограмм в программной среде, предусмотренной инженерно-техническим конструктором, на котором будет осуществляться обучение. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Недель в I полугодии Недель во II полугодии Начало занятий Каникулы Выходные дни 10 Окончание учебного года Основные характеристики образовательного процесса 38 76 4 152 18 21 9 января 31 декабря-9 января 31 мая 12 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение: Помещение с набором мебели, отвечающее требованиям, установленным в «Санитарно- эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14). Игровое и учебное оборудование: конструкторы; игровые поля; фигурки (картинки) животных, человечков и сказочных героев, соразмерные деталям конструктора; наборы геометрических фигур разной формы и цвета; наборы бумажных линеек и предметных картинок. Информационное обеспечение: • Вспомогательная литература; • Папка с разработками теоретических программы; • Диски со схемами сборки; • Интернет. Кадровое обеспечение: Педагоги дополнительного образования, установленным квалификационным требованиям. материалов по темам соответствующие Методическое обеспечение: № п/п 1 Учебный модуль Конструирование 2 Механика 3 Электромеханика Формы, методы, приемы обучения, Разновидности конструкторов педагогические технологии Любой конструктор с шиповым типом соединений. Любой конструктор c деталями для сборки механических передач. Любой конструктор с электронными устройствами. Формы, учебные занятия Работа в группах, Беседа, практика, обучающая игровые игра, технологии контролирую щая игра Работа в группах, Беседа, практика, обучающая игровые игра, технологии контролирую щая игра Работа в группах, обучающая Беседа, практика, игра, игровые технологии контролирующ ая игра 13 4 5 Программирование Любой программируемый конструктор сэлектронными устройствами. Беседа, практика, игровые технологии Робототехника Любой программируемый конструктор с деталямидля сборки механических передач и электронными устройствами. Беседа, практика, игровые технологии Работа в группах, обучающая игра, контролирую щая игра Работа в группах, обучающая игра, контролирую щая игра Оценочные материалы Освоение Программы сопровождается текущим контролем, промежуточной аттестацией. Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего обучения на каждом занятии и представляет собой основную форму контроля. Текущий контроль может проводиться в форме тестирования, анкетирования, устного опроса, практического занятия, творческой работы, участия выставках, праздниках, конкурсах, акциях, интеллектуальных играх различного уровня и др. Тестирование и анкетирование проводятся с целью оценки достижений конкретного учащегося и позволяют выявить пробелы в освоении им текущего программного материала Программы, учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности. Выставка творческих работ учащихся может проводиться по итогам изучения разделов, тем Программы. Выставка является показателем успешности и развития творческих способностей учащихся. Каждый учащийся при подготовке работы к выставке должен учитывать следующие критерии: • соответствие тематике, целям и задачам; • оригинальность формы и выбора материала; • эстетичность композиции; • авторский замысел; • законченность образа; • аккуратность исполнения; • мастерство исполнения. Каждый учащийся, представивший на выставку свою творческую работу должен подготовить этикетку, содержащую следующую информацию: • название работы; • фамилия, имя учащегося; • возраст учащегося. 14 Промежуточная аттестация – проводится с целью объективной оценки качества усвоения учащимися содержания Программы по итогам обучения, осуществляется оценка уровня достижений учащихся. Для определения результативности усвоения учащимися Программы используется следующие формы промежуточной аттестации/контроля: творческая работа. Результаты промежуточной аттестации фиксируются протоколом установленного образца. Описание форм промежуточной аттестации: Творческая работа. Работа учащегося оценивается по следующим критериям: • практическая направленность изделия; • качество; • оригинальность и законченность изделия; • эстетическое оформление изделия; • уровень выполнения. В процессе защиты творческой работы оценивается владение специальной терминологией, умение охарактеризовать предмет творчества, знание основных приемов и техник деятельности, ответы на дополнительные вопросы. Методические материалы Форма обучения: очная, очно/заочная, заочная. Методы обучения: Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм, способов, методов и средств, представленных в образовательных программах, методических пособиях, соответствующих принципам и целям. Методы Информационнорецептивный Репродуктивный Проблемный Игровой Частично- поисковый Приёмы Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Совместная деятельность педагога и ребёнка. Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.) Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. Решение проблемных задач с помощью педагога 15 Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая и групповая. Формы организации учебного занятия: • беседа (получение нового материала); • самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или одного-двух занятий); • познавательная игра; • просмотр видео материалов, презентаций; • задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и схемам, условиям, замыслу; • самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные задания в течение одного-двух занятий); • викторины; • разработка творческих проектов и их презентация; • соревнование (практическое участие детей в разнообразных мероприятиях по техническому конструированию); • творческое моделирование; • выставка работ. Форма организации образовательной деятельности может варьироваться педагогом и выбирается с учетом той или иной темы. Педагогические технологии: • технология индивидуализации обучения; • технология группового обучения; • технология коллективного взаимообучения; • технология модульного обучения; • технология дифференцированного обучения; • технология разно уровневого обучения; • технология развивающего обучения; • технология проблемного обучения; • технология проектной деятельности; • технология игровой деятельности; • коммуникативная технология обучения; • технология коллективной творческой деятельности; • здоровье сберегающая технология. 16 Алгоритм учебного занятия: Блоки Этапы Подготовительный 1 Этап учебного занятия Организационный 2 Проверочный 3 Подготовительны й (подготовка к новому содержанию) 4 Усвоение новых Обеспечение знаний и способов восприятия, действий осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения Первичная Установление проверка правильности и понимания осознанности изученного усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция Обеспечение Закрепление новых новых знаний, усвоения способов способов действий знаний, действий и их и их применение применения Обобщение и Формирование систематизация целостного представления знаний знаний по теме Контрольный Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий Основной 5 6 7 8 Задачи этапа Подготовка детей к работе на занятии Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробелов и их коррекция Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности Содержание деятельности Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занят Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям) Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми Использование бесед и практических заданий Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково- 17 Итоговый 9 Итоговый 10 Рефлексивный 11 Информационный Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы Мобилизация детей на самооценку Обеспечение понимания цели, исследовательского) Педагог совместно с детьми подводит итог занятия Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж Дидактические материалы: • раздаточные материалы; • инструкции; • схемы сборки; • образцы изделий; • вспомогательная литература. 18 Список используемой литературы Литература для педагога: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«; 9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ». 12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных 19 общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 13. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». Литература, использованная при составлении программы: 1. Анянова И.В., Андреева С.М., Миназова Л.И. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста. Методические рекомендации – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. - 168 с. 2. Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника: конструирование и программирование. Методические рекомендации – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 42 с. 3. Сероштанова Н.Ю., Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника: конструирование и программирование. Учебно-методические материалы. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 44 с. 4. Дэниел Липковиц, LEGO Книга игр «Оживи свои модели!» 2014. 200 с. 5. Механика и электромеханика. Конструктор конспектов занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования, - М: Издательство «Перо», 2021. - 200с. 6. Программирование и робототехника. Конструктор конспектов занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования, - М: Издательство Перо, 2021. - 190 с. 7. «Конструирование» [Конструктор конспектов занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования], - Москва, Издательство "Перо", 2020. - 200 с. Литература для обучающихся (родителей): 1. Дэниел Липковиц, LEGO Книга модели!» 2014. - 200 с. игр «Оживи свои 20