Юные ИнжеЭврики

Муниципальное автономное учреждениедополнительного образования
детский оздоровительно – образовательный центр

Принята на заседании
Педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол №3 от 24.06.2024г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ №59-д от 25.06.2024г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск,
title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР,
1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru,
givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.08.28 08:01:57 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
« Юные ИнжеЭврики»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: год

Автор – составитель:
Вохмянина Ксения Юрьевна,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск 2024

Содержание
Пояснительная записка ................................................................................................ 3
Цель и задачи программы ............................................................................................ 7
Учебный план ................................................................................................................ 8
Содержание учебного плана ........................................................................................ 8
Планируемые результаты освоения программы ...................................................... 12
Календарный учебный график .................................................................................. 12
Условия реализации программы ............................................................................... 13
Оценочные материалы ............................................................................................... 14
Методические материалы .......................................................................................... 15
Список используемой литературы ............................................................................ 19

2

Пояснительная записка
Жизнь современного поколения людей немыслима без роботизированных
устройств и систем, которые охватывают все больше направлений деятельности
человека и применяются не только в производственной сфере, но и в быту.
«Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской
Федерации» включает робототехнику в перечень приоритетных направлений
развития. На повестку дня выносится разработка технологий искусственного
интеллекта. Эти технологии будут придавать мощный импульс развитию
робототехнических систем с интеллектуальной начинкой, и кардинально
изменят окружающий мир уже в обозримом будущем.
Ключевая роль в решении заявленных целей отводится системе
образования, которая занимается не только профессиональной подготовкой
соответствующих кадров, но и решает более широкие задачи ориентировки
подрастающего поколения в современном цифровом мире, его адаптации и
подготовки к жизни в новых постоянно меняющихся условиях.
Как следствие, робототехника, программирование, и связанные с ними
области знаний, сегодня на доступном уровне изучаются с детьми разных
возрастов. В том числе, идет внедрение робототехники в практику работы с
детьми дошкольного возраста, что определяется не только общим вектором
развития государства и общества, запросами современных родителей, но и
широким распространением инженерно-технических конструкторов с большим
дидактическим потенциалом.
Нормативными основаниями для разработки программы являются:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
вРоссийской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
5.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных
программ»;
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
3

8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
12. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный
Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021,
приказ № 1049.
Направленность (профиль) программы – техническая.
Актуальность настоящей программы (далее - Программы) обусловлена
запросами родителей и государства на соответствие содержания образования
ключевым тенденциям развития общества, на использование интеллектуальных
ресурсов в образовательном процессе, в том числетехнических игр и игрушек,
отражающих современный мир и его движение взавтрашний день.
В настоящий момент в России развиваются нано-технологии, электроника,
механика и программирование т.е. созревает благодатная почва для развития
компьютерных технологий и робототехники. Робототехнические устройства
интенсивно проникают практически во все сферы деятельности человека. Это
новый этап в развитии общества. Очевидно, что он требует своевременного
образования, обеспечивающего базу для естественного и осмысленного
использования соответствующих устройств и технологий, профессиональной
ориентации и обеспечения непрерывного образовательного процесса.
Фактически программа призвана решить две взаимосвязанные задачи:
профессиональная ориентация ребят в технически сложной сфере
робототехники и формирование адекватного способа мышления.
Новизна

Программы

состоит

в

системном

выстраивании

4

образовательного курса, который объединяет современные подходы к обучению
детей робототехнике и включает подходы, рекомендуемые разработчиками
электронных и роботизированных конструкторов, а также традиции
отечественной дидактики, опирающейся на изученные закономерности развития
детей дошкольного возраста.
Отличительная особенность Программы. Программа построена на
модульном принципе и включает в себя пять предметных области –
конструирование,
механика,
электромеханика,
программирование
и
робототехника. Каждый модуль предшествует освоению последующего, и все
они связаны между собой логикой системного построения учебных задач в
соответствии с принципами обучения.
Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста.
Рекомендуемая наполняемость групп 12-15 человек.
Возрастные особенности детей группы 5-7 лет:
Дети 5-7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается
возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества.
А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию –
обучению в школе.
До 6 лет ребёнок подчиняется чувствам, это и объясняет частую смену
настроений. В силу возрастных особенностей к 7 годам происходит ускоренный
рост умственного развития. Дети учатся объяснять, что им нужно, не прибегая к
лишней эмоциональности. В этом возрасте дошкольники начинают определять
себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.
Личностное развитие ребёнка 5–7 лет включает в себя два основных
фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места
в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается
от других людей, каким был, каким хотел бы быть.
В возрасте 5–7 лет у детей формируются морально-этические категории.
Ребёнок начинает понимать, как нужно себя вести, а как не надо, как хорошо
поступать и как плохо.
В этом возрасте дошкольники не просто играют, они распределяют роли и
следуют им. Дети начинают понимать, что существуют правила, и требуют их
соблюдения от себя и других людей. Ребёнок учится делать вывод: ты
«хороший», если действуешь по правилам, и «плохой», если их нарушаешь.
У дошкольников 7 лет бурно развивается воображение, речь усложняется
и становится эффективным средством взаимодействия и регулятором поведения.
Ребёнок говорит сложными грамматическими конструкциями, предложения
становятся распространёнными. Дети могут вести свою речь о том, что хочется,
предполагать о событиях, которых ждут.
Логическое мышление в 5–7 лет развивается очень активно. Для малышей
к этому возрасту характерно понимать закономерность и уметь дополнять ряд
5

предметов. Ребёнок способен вычислить лишний предмет, продолжить числовой
ряд в пределах десяти. Мышление формируется постепенно: ребёнок учится
выделять основные свойства и признаки предметов, способен сравнивать,
обобщать, классифицировать. Малышам в этот период нравятся
интеллектуальные настольные игры, где можно проявить свои умственные
способности.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста и склонности к технической области знаний.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных
групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся
(обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.).
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1год.
Общее количество учебных часов на весь период обучения составляет 152 часа.
Рекомендуемая периодичность учебных занятий 2 раз в неделю по 2
академических часа.
Принципы, формы и методы обучения.
Программа опирается на общепринятые принципы дидактики: научности
обучения и его связи с жизнью; направленности обучения на решение задач
воспитания, образования и общего развития; доступности,последовательности и
систематичности в обучении; наглядности обучения и активности детей в
обучении; сочетания разных форм, средств и методов обучения;
природосообразности и создания благоприятных условий для обучения.
Разнообразие форм организации детской деятельности позволит
проводить двухчасовые (в академических часах) занятия, не выходя за пределы
временных ограничений к непосредственно образовательной деятельности,
установленных в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Поддержка разнообразия форм организации детской деятельности
осуществляется через определяемую Программой структуру занятий, которая
включает:
•
начало занятия (организационный момент, игровые мотивирующие
ситуации);
•
вводная
часть
(дидактическая
игра
или
игровое
экспериментирование,демонстрации);
•
основанная часть (теория - объяснения способов действий
педагогоми практика – самостоятельная сборка детьми конструкций);
•
завершение занятия (ролевая игра с постройками, включающая
элементы испытаний (проверки) конструкций, собранных детьми, и подведение
6

итогов занятия).
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих и научно-технических
компетенций учащихся в неразрывном единстве с воспитанием
коммуникативных качеств и целенаправленности личности через систему
практикоориентированных групповых занятий, консультаций и самостоятельной
деятельности воспитанников по созданию робототехнических устройств,
решающих поставленные задачи.
Задачи программы:
Обучающие:
•
сформировать представление о применении роботов в современном
мире: от детских игрушек до научно-технических разработок;
•
сформировать представление об истории развития робототехники;
•
сформировать навыки конструирования;
•
сформировать
навыки
по
составлению
алгоритмов
программирования;
•
сформировать у учащихся умения составлять элементарную
программу для работы модели;
•
сформировать у учащихся поиску нестандартных решений при
разработке модели.
Развивающие:
•
способствовать
формированию
интереса к техническому
творчеству;
•
способствовать развитию творческого, логического мышления;
•
способствовать развитию мелкой моторики рук;
•
способствовать
развитию
изобретательности,
творческой
инициативы;
•
способствовать развитию стремления к достижению цели;
•
способствовать развитию умения анализировать результаты работы.
Воспитательные:
•
способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и
взаимопомощи;
•
способствовать воспитанию чувства уважения и бережного
отношения к результатам своего руда и труда окружающих;
•
способствовать воспитанию трудолюбия и волевых качеств:
терпению, ответственности и усидчивости.

7

Учебный план
Количество часов
№
п/п

Название раздела,уровня

1.

Всего

Теория

Модуль
«Конструирование»

30

4

24

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

2.

Модуль
«Механика»

26

4

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

3.

Модуль
«Электромеханика»

26

4

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

4.

Модуль
«Программирование»

34

12

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

5.

Модуль
«Робототехника»

36

14

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

152

38

104

10

ИТОГО:

Практика

Контрольное
занятие

Формы
аттестации/
контроля

Содержание учебного плана
Модуль «Конструирование»
Раздел «Сенсорные эталоны»
Теория
•
Цвет: коричневый, оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый
светло-зеленый, светло-розовый.
•
Форма: плоские фигуры – овал, ромб, многоугольник.
•
Величина: большие, маленькие, средние, узкие, широкие, длинные,
короткие, высокие, низкие.
•
Пространственные ориентировки и положения: над, под, между,
посередине, рядом (около), ближе, дальше, в ряд, вокруг (по кругу), по краям,в
углу, в центре, посередине, слева - справа, внутри, снаружи, вдоль, поперек
замкнутое пространство.
Практика
•
Распознавание и сортировка основных цветов, относительных
величин иформы предметов, их положений в двухмерном пространстве.
Раздел «Сборка простых конструкций»
Теория
•
Детали конструктора (колеса, арка, декоративные детали, элементы
8

крепления (шипы)).
•
Приемы конструирования (соединение стопкой, внахлест, лесенкой
(ступенчатое), углом, через пластину) и обеспечения свойств построек
(устойчивость, прочность, соразмерность, вместимость, сходство, подвижность).
•
Особенности конструкций (конструкции в профиль; конструкции,
сочетающие вертикальную и горизонтальную сборку; симметричные
конструкции; парные конструкции; конструкции с сужающимся кверху сводом;
конструкции на высоких опорах; замкнутые конструкции с входом разной
формы; конструкции с кровлей разной формы).
Практика
•
Создание (по образцу, по рисунку, по схеме, по модели
скрытымишвами) и изменение конструкций.

со

Модуль «Механика»
Раздел «Простые механизмы и физические явления - элементарные
сведения»
Теория
•
Рычаги.
•
Зубчатая передача.
•
Кулачковая передача.
•
Червячная передача.
•
Угловая зубчатая передача.
•
Подъемный механизм.
•
Храповой механизм.
•
Ременная передача.
•
Ведущее и ведомые колеса.
•
Равновесие, трение, скорость, вес (масса).
Практика
•
Сборка простых механизмов (разные виды механических передач,
подъемный и храповой механизмы).
Раздел «Сборка механических моделей»
Теория
•
Анализ схемы сборки и образцов
последовательности сборки.
•
Конструкции с колесами на осях.
•
Конструкции с рычагом.
•
Конструкции с наклонной плоскостью.
•
Конструкции с зубчатыми колесами.
•
Конструкции с кулачком.
•
Конструкции с червячком.

моделей,

планирование

9

•
•
•

Конструкции с храповым механизмом.
Конструкции со шкивами и ремнями.
Конструкции с подъемным механизмом.

Практика
•
Создание (по образцу, по схеме сборки) механических моделей.
Модуль «Электромеханика»
Раздел «Электронные устройства конструктора»
Теория
•
Мотор.
•
Ручка управления.
•
Сервомотор.
•
Джойстик.
•
Датчик расстояния/ультразвуковой датчик.
•
Датчик звука.
•
Датчик цвета.
•
Датчик пути (движения по черной линии).
•
Панель с пикселями.
•
Манипулятор.
Практика
•
Сборка электронных устройств конструктора.
Раздел «Сборка механических моделей с электронными устройствами»
Теория
•
Конструкции с мотором.
•
Конструкции с двумя моторами.
•
Конструкции с кнопкой включения/выключения.
•
Конструкции с ручкой управления.
•
Конструкции с сервомотором.
•
Конструкции с джойстиком.
•
конструкции с датчиком расстояния.
•
Конструкции с датчиком звука.
•
Конструкции с датчиком цвета.
•
Конструкции с датчиком пути.
•
Конструкции с пиксельной панелью.
•
Конструкции с манипулятором.
•
Конструкции с колесами на осях.
•
Конструкции на гусеницах.
•
Конструкции с рычагом.
•
Конструкции с зубчатыми колесами.
10

•
•

Конструкции с кулачком.
Конструкции со шкивами и ремнями.

Практика
•
Создание механических моделей с электронными устройствами по
образцу, по схеме сборки, по фотографиям образца, по теме.
Модуль «Программирование»
Раздел «Кодирование и алгоритмы»
Теория
•
Код.
•
Алгоритм линейный.
•
Алгоритм разветвляющийся.
•
Алгоритм циклический.
Практика
•
Составление и чтение алгоритмов.
Раздел «Сборка программируемых моделей»
Теория
•
Приемы работы на компьютере.
Практика
•
Сборка и программирование конструкций с использованием
линейного,разветвляющегося, циклического алгоритмов.
Модуль «Робототехника»
Раздел «Виды движений роботов их характеристики и обеспечивающие
механизмы»
Теория
•
Перемещение. Гусеницы.
•
Скорость движения.
•
Время движения.
•
Ограничение движения.
•
Поворот. Поворотный механизм.
•
Наклон. Наклонный механизм.
•
Захват. Механизм захвата (манипулятор).
•
Подъем. Подъемный механизм.
•
Перемещение. Колеса и оси.
Практика
•
Игровое экспериментирование с разными видами движений.
11

Раздел «Сборка роботизированных моделей»
Теория
•
Конструкции с функцией поворота, наклона, захвата, подъема,
перемещения.
•
Конструкции с колесным и гусеничным способами перемещения.
•
Конструкции с ограничением перемещения.
•
Свойства
конструкций
(управляемость,
поворачиваемость,
проходимость).
Практика
•
Создание роботизированных моделей по схеме сборки и (или)
образцу.
Планируемые результаты освоения программы
К завершению обучения дети:
•
овладеют устойчивыми навыками конструирования разнообразных
моделей по образцу, по рисунку, по графической схеме, схеме мозаичного типа
и схеме сборки, по замыслу. Они научатся планировать свои действия и
достигать поставленные в конструировании цели;
•
получат представление об устройстве и работе основных
механизмов, о назначении электронных устройств, включенных в набор
инженерно- технического конструктора, на котором будет осуществляться
обучение;
•
усвоят на уровне элементарного понимания процесс алгоритмизации
несложных действий и кодирования информации для работы в программных
средах;
•
освоят простейшие навыки визуального программирования
робототехнических конструкций на основе пиктограмм в программной среде,
предусмотренной инженерно-техническим конструктором, на котором будет
осуществляться обучение.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

Основные характеристики образовательного процесса
38
76
4
152
18
21
9 января
31 декабря-9
января
31 мая

12

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещение с набором мебели, отвечающее требованиям, установленным
в «Санитарно- эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Игровое и учебное оборудование: конструкторы; игровые поля; фигурки
(картинки) животных, человечков и сказочных героев, соразмерные деталям
конструктора; наборы геометрических фигур разной формы и цвета; наборы
бумажных линеек и предметных картинок.
Информационное обеспечение:
•
Вспомогательная литература;
•
Папка с разработками теоретических
программы;
•
Диски со схемами сборки;
•
Интернет.
Кадровое обеспечение:
Педагоги
дополнительного
образования,
установленным квалификационным требованиям.

материалов по темам

соответствующие

Методическое обеспечение:
№
п/п

1

Учебный модуль

Конструирование

2

Механика

3

Электромеханика

Формы, методы,
приемы обучения,
Разновидности конструкторов
педагогические
технологии

Любой конструктор с
шиповым типом соединений.

Любой конструктор c
деталями для сборки
механических передач.

Любой конструктор с
электронными устройствами.

Формы,
учебные
занятия

Работа в
группах,
Беседа, практика,
обучающая
игровые
игра,
технологии
контролирую
щая игра
Работа в
группах,
Беседа, практика,
обучающая
игровые
игра,
технологии
контролирую
щая игра
Работа в
группах,
обучающая
Беседа, практика,
игра,
игровые технологии
контролирующ
ая игра

13

4

5

Программирование

Любой программируемый
конструктор сэлектронными
устройствами.

Беседа, практика,
игровые
технологии

Робототехника

Любой программируемый
конструктор с деталямидля
сборки механических
передач и электронными
устройствами.

Беседа, практика,
игровые
технологии

Работа в
группах,
обучающая
игра,
контролирую
щая игра
Работа в
группах,
обучающая
игра,
контролирую
щая игра

Оценочные материалы
Освоение
Программы
сопровождается
текущим
контролем,
промежуточной аттестацией.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего обучения на каждом занятии и представляет собой основную
форму контроля. Текущий контроль может проводиться в форме тестирования,
анкетирования, устного опроса, практического занятия, творческой работы,
участия выставках, праздниках, конкурсах, акциях, интеллектуальных играх
различного уровня и др.
Тестирование и анкетирование проводятся с целью оценки достижений
конкретного учащегося и позволяют выявить пробелы в освоении им текущего
программного материала Программы, учитывать индивидуальные потребности
учащегося в осуществлении образовательной деятельности.
Выставка творческих работ учащихся может проводиться по итогам
изучения разделов, тем Программы. Выставка является показателем успешности
и развития творческих способностей учащихся.
Каждый учащийся при подготовке работы к выставке должен учитывать
следующие критерии:
•
соответствие тематике, целям и задачам;
•
оригинальность формы и выбора материала;
•
эстетичность композиции;
•
авторский замысел;
•
законченность образа;
•
аккуратность исполнения;
•
мастерство исполнения.
Каждый учащийся, представивший на выставку свою творческую работу
должен подготовить этикетку, содержащую следующую информацию:
•
название работы;
•
фамилия, имя учащегося;
•
возраст учащегося.
14

Промежуточная аттестация – проводится с целью объективной оценки
качества усвоения учащимися содержания Программы по итогам обучения,
осуществляется оценка уровня достижений учащихся.
Для определения результативности усвоения учащимися Программы
используется следующие формы промежуточной аттестации/контроля:
творческая работа.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются протоколом
установленного образца.
Описание форм промежуточной аттестации:
Творческая работа. Работа учащегося оценивается по следующим
критериям:
•
практическая направленность изделия;
•
качество;
•
оригинальность и законченность изделия;
•
эстетическое оформление изделия;
•
уровень выполнения.
В процессе защиты творческой работы оценивается владение специальной
терминологией, умение охарактеризовать предмет творчества, знание основных
приемов и техник деятельности, ответы на дополнительные вопросы.
Методические материалы
Форма обучения: очная, очно/заочная, заочная.
Методы обучения:
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм,
способов, методов и средств, представленных в образовательных программах,
методических пособиях, соответствующих принципам и целям.
Методы

Информационнорецептивный

Репродуктивный

Проблемный
Игровой
Частично- поисковый

Приёмы
Обследование деталей, которое предполагает подключение различных
анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой,
определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева,
справа). Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их в руке или на столе. Совместная деятельность
педагога и ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание
моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое
описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов,
разных вариантов моделей, использование детьми на практике полученных
знаний и увиденных приемов работы.)
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога

15

Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
•
беседа (получение нового материала);
•
самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные
задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
•
познавательная игра;
•
просмотр видео материалов, презентаций;
•
задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и
схемам, условиям, замыслу;
•
самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные
задания в течение одного-двух занятий);
•
викторины;
•
разработка творческих проектов и их презентация;
•
соревнование (практическое участие детей в разнообразных
мероприятиях по техническому конструированию);
•
творческое моделирование;
•
выставка работ.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться
педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Педагогические технологии:
•
технология индивидуализации обучения;
•
технология группового обучения;
•
технология коллективного взаимообучения;
•
технология модульного обучения;
•
технология дифференцированного обучения;
•
технология разно уровневого обучения;
•
технология развивающего обучения;
•
технология проблемного обучения;
•
технология проектной деятельности;
•
технология игровой деятельности;
•
коммуникативная технология обучения;
•
технология коллективной творческой деятельности;
•
здоровье сберегающая технология.

16

Алгоритм учебного занятия:
Блоки

Этапы

Подготовительный

1

Этап учебного
занятия
Организационный

2

Проверочный

3

Подготовительны
й (подготовка к
новому
содержанию)

4

Усвоение новых Обеспечение
знаний и способов восприятия,
действий
осмысления
и
первичного
запоминания связей
и
отношений
в
объекте изучения
Первичная
Установление
проверка
правильности
и
понимания
осознанности
изученного
усвоения
нового
учебного материала,
выявление
ошибочных
или
спорных
представлений и их
коррекция
Обеспечение
Закрепление
новых
новых
знаний, усвоения
способов
способов действий знаний,
действий
и
их
и их применение
применения
Обобщение
и Формирование
систематизация
целостного
представления
знаний
знаний по теме
Контрольный
Выявление качества
и уровня овладения
знаниями,
самоконтроль
и
коррекция знаний и
способов действий

Основной

5

6

7

8

Задачи этапа
Подготовка детей к
работе на занятии

Установление
правильности
и
осознанности
выполнения
домашнего задания
(если таковое было),
выявление пробелов
и их коррекция
Обеспечение
мотивации
и
принятие
детьми
цели
учебнопознавательной
деятельности

Содержание
деятельности
Организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания
Проверка
домашнего
задания
(творческого,
практического), проверка
усвоения
знаний
предыдущего занят

Сообщение темы, цели
учебного
занятия
и
мотивация
учебной
деятельности
детей
(например, эвристический
вопрос,
познавательная
задача,
проблемное
задание детям)
Использование заданий и
вопросов,
которые
активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение
пробных
практических
заданий,
которые сочетаются
с
объяснением
соответствующих правил
или обоснованием

Применение
тренировочных
упражнений,
заданий,
которые
выполняются
самостоятельно детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование тестовых
заданий,
устного
(письменного) опроса, а
также заданий различного
уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого,
поисково-

17

Итоговый

9

Итоговый

10

Рефлексивный

11

Информационный

Анализ и оценка
успешности
достижения
цели,
определение
перспективы
последующей
работы
Мобилизация детей
на самооценку

Обеспечение
понимания цели,

исследовательского)
Педагог
совместно
с
детьми подводит итог
занятия

Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического
состояния,
причин
некачественной
работы,
результативности работы,
содержания и полезности
учебной работы
Информация о содержании
и конечном результате
домашнего
задания,
инструктаж

Дидактические материалы:
•
раздаточные материалы;
•
инструкции;
•
схемы сборки;
•
образцы изделий;
•
вспомогательная литература.

18

Список используемой литературы
Литература для педагога:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
19

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Литература, использованная при составлении программы:
1.
Анянова И.В., Андреева С.М., Миназова Л.И. Развитие инженерного
мышления детей дошкольного возраста. Методические рекомендации – Нижний
Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2015. - 168 с.
2.
Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника: конструирование и
программирование. Методические рекомендации – Екатеринбург: ГАОУ ДПО
СО «ИРО», 2014. - 42 с.
3.
Сероштанова Н.Ю., Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника:
конструирование и программирование. Учебно-методические материалы. –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 44 с.
4.
Дэниел Липковиц, LEGO Книга игр «Оживи свои модели!» 2014. 200 с.
5.
Механика и электромеханика. Конструктор конспектов занятий
педагогам дополнительного и дошкольного образования, - М: Издательство
«Перо», 2021. - 200с.
6.
Программирование и робототехника. Конструктор конспектов
занятий педагогам дополнительного и дошкольного образования, - М:
Издательство Перо, 2021. - 190 с.
7.
«Конструирование» [Конструктор конспектов занятий педагогам
дополнительного и дошкольного образования], - Москва, Издательство "Перо",
2020. - 200 с.
Литература для обучающихся (родителей):
1.
Дэниел
Липковиц, LEGO
Книга
модели!» 2014. - 200 с.

игр

«Оживи

свои

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».