ИнжеЭврики

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
детский оздоровительно – образовательный центр

Принята на заседании
Педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол №3 от 24.06.2024г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ №59-д от 25.06.2024г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР,
1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru,
givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.08.28 08:01:15 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
« Инжеэврики»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор – составитель:
Вохмянина Ксения Юрьевна,
педагог дополнительного образования

г.Карпинс 2024

Содержание
Пояснительная записка ................................................................................................ 3
Цель и задачи программы ............................................................................................ 7
Учебный план................................................................................................................ 8
Содержание учебного плана ........................................................................................ 8
Планируемые результаты освоения программы...................................................... 12
Календарный учебный график .................................................................................. 12
Условия реализации программы ............................................................................... 13
Оценочные материалы ............................................................................................... 14
Методические материалы .......................................................................................... 15
Список используемой литературы ............................................................................ 19

2

Пояснительная записка
21 век – век компьютерных технологий и глобальной автоматизации
процессов всех сфер деятельности человека. Массовая автоматизация процессов
повлияла и на изменение в сфере образовательного процесса детей в Российской
Федерации. Главным приоритетом в системе образования становится не только
знания, умения, навыки, но и развитие личностных качеств учащихся.
Стремительное изменения мира повлекло за собой и изменение условий
жизни общества, что требует изменения и модернизации образовательной
концепции. Нынешний уровень развития науки и техники способствует тому,
что человек должен получать с самого детства большой объем знаний, навыков
и умений в области IT технологий, который с каждым годом все сильнее входят
во всех сферы нашей жизни.
Уже сейчас мы должны начать готовить квалифицированный кадровый
потенциал для решения современных научно-технических задач. Благодаря
новому направлению «Робототехника» мы можем уже в раннем возрасте начать
работать с детьми и в игровой форме развивать техническую базу знаний, умений
и навыков.
Обучение
в
объединении
направлено
на
профессиональное
самоопределение учащихся, развитие творческого потенциала в создании
авторских проектов по робототехнике, умение реализовывать теоретические
навыки на практике.
Нормативными основаниями для разработки программы являются:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
вРоссийской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
5.
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания иобучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее –
СанПиН);
6.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательных
программ»;
7.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
3

сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
12. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденный
Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021,
приказ № 1049.
Направленность (профиль) программы – техническая.
Актуальность настоящей программы (далее - Программы) обусловлена
запросами родителей и государства на соответствие содержания образования
ключевым тенденциям развития общества, на использование интеллектуальных
ресурсов в образовательном процессе, в том числетехнических игр и игрушек,
отражающих современный мир и его движение взавтрашний день.
В настоящий момент в России развиваются нано-технологии, электроника,
механика и программирование т.е. созревает благодатная почва для развития
компьютерных технологий и робототехники. Робототехнические устройства
интенсивно проникают практически во все сферы деятельности человека. Это
новый этап в развитии общества. Очевидно, что он требует своевременного
образования, обеспечивающего базу для естественного и осмысленного
использования соответствующих устройств и технологий, профессиональной
ориентации и обеспечения непрерывного образовательного процесса.
Фактически программа призвана решить две взаимосвязанные задачи:
профессиональная ориентация ребят в технически сложной сфере
робототехники и формирование адекватного способа мышления.
Новизна Программы состоит в системном выстраиванииобразовательного
курса, который объединяет современные подходы к обучению детей

4

робототехнике и включает подходы, рекомендуемые разработчиками
электронных и роботизированных конструкторов, а также традиции
отечественной дидактики, опирающейся на изученные закономерности развития
детей младшего школьного возраста.
Отличительная особенность Программы. Программа построена на
модульном принципе и включает в себя пять предметных области –
конструирование,
механика,
электромеханика,
программирование
и
робототехника. Каждый модуль предшествует освоению последующего, и все
они связаны между собой логикой системного построения учебных задач в
соответствии с принципами обучения.
Адресат программы: дети младшего школьного возраста 7-10 лет.
Рекомендуемая наполняемость групп 12-15 человек.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста (710 лет). От 7 до 10 лет у ребёнка начинается новая деятельность – учебная.
Именно тот факт, что он становится учеником, человеком учащимся,
накладывает совершенно новый отпечаток на его психологический облик и
поведение. Ребёнок не просто овладевает определенным кругом знаний. Он
учится учиться. Под воздействием новой, учебной деятельности изменяется
характер мышления ребёнка, его внимание и память.
Теперь его положение в обществе – положение человека, который занят
важной и оцениваемой обществом работой. Это влечёт за собой перемены в
отношениях с другими людьми, в оценивании себя и других.
Ребёнок осваивает новые правила поведения, которые являются
общественно направленными по своему содержанию. Выполняя правила, ученик
выражает своё отношение к классу, учителю. Не случайно первоклассники,
особенно в первые дни и недели пребывания в школе, чрезвычайно старательны
в выполнении этих правил.
Ребёнок впервые встречается с новым для себя способом взаимодействия
со взрослым человеком. Учитель является не временным «заместителем
родителей», а представителем общества, имеющим определённый статус, и
ребёнку приходится осваивать систему деловых отношений. В то же время
младшие школьники в своей массе отличаются отзывчивостью,
любознательностью, доверчивостью в проявлении своих чувств и отношений.
Интересы младших школьников неустойчивы, ситуативны. Более выражен
интерес этих детей к предметам эстетического цикла. По своей направленности
дети этого возраста индивидуалисты. Лишь постепенно под влиянием
воспитания у них начинает складываться коллективистическая направленность.
Большое значение для этого имеет организация коллективно-распределительной
работы учащихся в малых группах, при которой работа каждого зависит от
результатов работы остальных и когда каждый отвечает не только за свою
личную работу, но и за работу всей группы.
5

Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их
возраста и склонности к технической области знаний.
Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных
групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся
(обучающиеся одной общеобразовательной школы, друзья и т.п.).
Объем и сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1год.
Общее количество учебных часов на весь период обучения составляет 152 часа.
Рекомендуемая периодичность учебных занятий 2 раза в неделю по 2
академических часа.
Принципы, формы и методы обучения.
Программа опирается на общепринятые принципы дидактики: научности
обучения и его связи с жизнью; направленности обучения на решение задач
воспитания, образования и общего развития; доступности,последовательности и
систематичности в обучении; наглядности обучения и активности детей в
обучении; сочетания разных форм, средств и методов обучения;
природосообразности и создания благоприятных условий для обучения.
Разнообразие форм организации детской деятельности позволит
проводить двухчасовые (в академических часах) занятия, не выходя за пределы
временных ограничений к непосредственно образовательной деятельности,
установленных в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Поддержка разнообразия форм организации детской деятельности
осуществляется через определяемую Программой структуру занятий, которая
включает:
•
начало занятия (организационный момент, игровые мотивирующие
ситуации);
•
вводная
часть
(дидактическая
игра
или
игровое
экспериментирование,демонстрации);
•
основанная часть (теория - объяснения способов действий
педагогоми практика – самостоятельная сборка детьми конструкций);
•
завершение занятия (ролевая игра с постройками, включающая
элементы испытаний (проверки) конструкций, собранных детьми, и подведение
итогов занятия).

6

Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческих и научно-технических
компетенций учащихся в неразрывном единстве с воспитанием
коммуникативных качеств и целенаправленности личности через систему
практикоориентированных групповых занятий, консультаций и самостоятельной
деятельности воспитанников по созданию робототехнических устройств,
решающих поставленные задачи.
Задачи программы:
Обучающие:
•
сформировать представление о применении роботов в современном
мире: от детских игрушек до научно-технических разработок;
•
сформировать представление об истории развития робототехники;
•
сформировать навыки конструирования;
•
сформировать
навыки
по
составлению
алгоритмов
программирования;
•
сформировать у учащихся умения составлять элементарную
программу для работы модели;
•
сформировать у учащихся поиску нестандартных решений при
разработке модели.
Развивающие:
•
способствовать
формированию
интереса
к техническому
творчеству;
•
способствовать развитию творческого, логического мышления;
•
способствовать развитию мелкой моторики рук;
•
способствовать
развитию
изобретательности,
творческой
инициативы;
•
способствовать развитию стремления к достижению цели;
•
способствовать развитию умения анализировать результаты работы.
Воспитательные:
•
способствовать воспитанию чувства коллективизма, товарищества и
взаимопомощи;
•
способствовать воспитанию чувства уважения и бережного
отношения к результатам своего руда и труда окружающих;
•
способствовать воспитанию трудолюбия и волевых качеств:
терпению, ответственности и усидчивости.

7

Учебный план
Количество часов
№
п/п

Название раздела,уровня

1.

Всего

Теория

Модуль
«Конструирование»

30

4

2.

Модуль
«Механика»

26

4

3.

Модуль
«Электромеханика»

26

4.

Модуль
«Программирование»

5.

Модуль
«Робототехника»
ИТОГО:

Практика

Контрольное
занятие

Формы
аттестации/
контроля

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

4

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

34

12

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

36

4

20

2

диагностика,
выставки,
фотоотчеты

152

38

104

10

24

Содержание учебного плана
Модуль «Конструирование»
Раздел «Сенсорные эталоны»
Теория
•
Форма: объемные фигуры – куб, шар (сфера), конус, брусок,
цилиндр,кирпич, призма, пирамида, пластина, диск;
•
Материал: гибкий, упругий, пластичный, эластичный, хрупкий;
•
Пространственные ориентировки и положения: слева (левее), справа
(правее), вверху (выше), внизу (ниже), над, под, в центре, между, вперед, назад,
по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в
противоположном направлении, обратно.
Практика
•
Распознавание свойств материалов и положений предметов в
трехмерномпространстве.
Раздел «Сборка конструкций»
Теория
•
Приемы конструирования (соединение прямоугольных деталей по
кругу, замыкая пространство, путем крепления за один шип) и обеспечения
8

свойств построек (устойчивость, прочность, соразмерность, вместимость,
сходство, подвижность).
•
Особенности
конструкций
(конструкции
с
частями
на
выступающих из стены балках; конструкции мозаичного типа; конструкции,
имеющие форму шара; симметричные конструкции; парные конструкции;
конструкции, объединенные общей темой; конструкции с широким
перекрытием; конструкции, требующие дополнительных опор (широкое
основание, колонны, подпорки).
Практика
•
Создание (по образцу, по рисункам с разных ракурсов, по схеме
мозаичного типа, по схеме сборки, по модели со скрытыми швами, по условиям,
по теме) и изменение конструкций.
Модуль «Механика»
Раздел «Простые механизмы и физические явления - элементарные
сведения»
Теория
•
Зубчатая передача.
•
Ременная передача.
•
Повышающая и понижающая передачи.
Практика
•
Сборка
простых
механизмов(разные
передач,подъемный и храповой механизмы).

виды механических

Раздел «Сборка механических моделей»
Теория
•
Анализ
схемы
сборки
и
образцов
планированиепоследовательности сборки.
•
Конструкции с колесами на осях.
•
Конструкции с наклонной плоскостью.
•
Конструкции с зубчатыми колесами.
•
Конструкции со шкивами и ремнями.
•
Конструкции с подъемным механизмом.

моделей,

Практика
•
Создание (по образцу, по схеме сборки) и преобразование
механическихмоделей.

9

Модуль «Электромеханика»
Раздел «Электронные устройства конструктора»
Теория
•
Датчик расстояния/ультразвуковой датчик.
•
Датчик звука.
•
Датчик цвета.
•
Панель с пикселями.
•
Манипулятор.
Практика
•
Сборка электронных устройств конструктора.
Раздел «Сборка механических моделей с электронными устройствами»
Теория
•
Анализ схемы сборки и образцов моделей, планирование
последовательности сборки.
•
Конструкции с мотором.
•
Конструкции с двумя моторами.
•
Конструкции с ручкой управления.
•
конструкции с датчиком расстояния.
•
Конструкции с датчиком звука.
•
Конструкции с датчиком цвета.
•
Конструкции с пиксельной панелью.
•
Конструкции с манипулятором.
•
Конструкции с рычагом.
•
Конструкции с зубчатыми колесами.
•
Конструкции с червячком.
•
Конструкции со шкивами и ремнями.
•
Конструкции с подъемным механизмом.
Практика
•
Создание механическихмоделей с электронными устройствами по
образцу, по схеме сборки, преобразование моделей.
Модуль «Программирование»
Раздел «Кодирование и алгоритмы»
Теория
•
Сложный алгоритм.
•
Приемы работы на компьютере.
Практика
•
Составление и чтение алгоритмов.
•
Сборка и программирование конструкций c использованием
10

сложных алгоритмов.
Модуль «Робототехника»
Раздел «Виды движений роботов и обеспечивающие механизмы»
Теория
•
Траектория движения.
•
Перемещение. Шагающий механизм.
Практика
•
Игровое экспериментирование с разными видами движений.
Раздел «Сборка роботизированных моделей»
Теория
•
Конструкции с функцией перемещения.
•
Конструкции с колесным и шагающим способами перемещения.
•
Конструкции с ограничением перемещения.
•
Свойства конструкций (равновесие, управляемость).
Практика
•
Создание роботизированных моделей по схеме сборки и (или)
образцу.

11

Планируемые результаты освоения программы
К завершению обучения дети:
•
овладеют устойчивыми навыками конструирования разнообразных
моделей по образцу, по рисунку, по графической схеме, схеме мозаичного типа
и схеме сборки, по замыслу. Они научатся планировать свои действия и
достигать поставленные в конструировании цели;
•
получат представление об устройстве и работе основных
механизмов, о назначении электронных устройств, включенных в набор
инженерно- технического конструктора, на котором будет осуществляться
обучение;
•
усвоят на уровне элементарного понимания процесс алгоритмизации
несложных действий и кодирования информации для работы в программных
средах;
•
освоят простейшие навыки визуального программирования
робототехнических конструкций на основе пиктограмм в программной среде,
предусмотренной инженерно-техническим конструктором, на котором будет
осуществляться обучение.
Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
Выходные дни

10

Окончание учебного года

Основные характеристики образовательного процесса
38
76
4
152
18
21
1 сентября
31 декабря-9
января
31 мая

12

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Помещение с набором мебели, отвечающее требованиям, установленным
в «Санитарно- эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей» (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Игровое и учебное оборудование: конструкторы; игровые поля; фигурки
(картинки) животных, человечков и сказочных героев, соразмерные деталям
конструктора; наборы геометрических фигур разной формы и цвета; наборы
бумажных линеек и предметных картинок.
Информационное обеспечение:
•
Вспомогательная литература;
•
Папка с разработками теоретических
программы;
•
Диски со схемами сборки;
•
Интернет.
Кадровое обеспечение:
Педагоги
дополнительного
образования,
установленным квалификационным требованиям.

материалов по темам

соответствующие

Методическое обеспечение:
№
п/п

1

Учебный модуль

Конструирование

2

Механика

3

Электромеханика

Формы, методы,
приемы обучения,
Разновидности конструкторов
педагогические
технологии

Любой конструктор с
шиповым типом соединений.

Любой конструктор c
деталями для сборки
механических передач.

Любой конструктор с
электронными устройствами.

Формы,
учебные
занятия

Работа в
группах,
Беседа, практика,
обучающая
игровые
игра,
технологии
контролирую
щая игра
Работа в
группах,
Беседа, практика,
обучающая
игровые
игра,
технологии
контролирую
щая игра
Работа в
группах,
Беседа, практика,
обучающая
игра,
игровые технологии
контролирующ
ая игра

13

4

5

Программирование

Любой программируемый
конструктор сэлектронными
устройствами.

Беседа, практика,
игровые
технологии

Робототехника

Любой программируемый
конструктор с деталямидля
сборки механических
передач и электронными
устройствами.

Беседа, практика,
игровые
технологии

Работа в
группах,
обучающая
игра,
контролирую
щая игра
Работа в
группах,
обучающая
игра,
контролирую
щая игра

Оценочные материалы
Освоение
Программы
сопровождается
текущим
контролем,
промежуточной аттестацией.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в
течение всего обучения на каждом занятии и представляет собой основную
форму контроля. Текущий контроль может проводиться в форме тестирования,
анкетирования, устного опроса, практического занятия, творческой работы,
участия выставках, праздниках, конкурсах, акциях, интеллектуальных играх
различного уровня и др.
Тестирование и анкетирование проводятся с целью оценки достижений
конкретного учащегося и позволяют выявить пробелы в освоении им текущего
программного материала Программы, учитывать индивидуальные потребности
учащегося в осуществлении образовательной деятельности.
Выставка творческих работ учащихся может проводиться по итогам
изучения разделов, тем Программы. Выставка является показателем успешности
и развития творческих способностей учащихся.
Каждый учащийся при подготовке работы к выставке должен учитывать
следующие критерии:
•
соответствие тематике, целям и задачам;
•
оригинальность формы и выбора материала;
•
эстетичность композиции;
•
авторский замысел;
•
законченность образа;
•
аккуратность исполнения;
•
мастерство исполнения.
Каждый учащийся, представивший на выставку свою творческую работу
должен подготовить этикетку, содержащую следующую информацию:
•
название работы;
•
фамилия, имя учащегося;
•
возраст учащегося.
14

Промежуточная аттестация – проводится с целью объективной оценки
качества усвоения учащимися содержания Программы по итогам обучения,
осуществляется оценка уровня достижений учащихся.
Для определения результативности усвоения учащимися Программы
используется следующие формы промежуточной аттестации/контроля:
творческая работа.
Результаты промежуточной аттестации фиксируются протоколом
установленного образца.
Описание форм промежуточной аттестации:
Творческая работа. Работа учащегося оценивается по следующим
критериям:
•
практическая направленность изделия;
•
качество;
•
оригинальность и законченность изделия;
•
эстетическое оформление изделия;
•
уровень выполнения.
В процессе защиты творческой работы оценивается владение специальной
терминологией, умение охарактеризовать предмет творчества, знание основных
приемов и техник деятельности, ответы на дополнительные вопросы.
Методические материалы
Форма обучения: очная, очно/заочная, заочная.
Методы обучения:
Реализация Программы обеспечивается на основе вариативных форм,
способов, методов и средств, представленных в образовательных программах,
методических пособиях, соответствующих принципам и целям.
Методы

Информационнорецептивный

Репродуктивный

Проблемный
Игровой
Частично- поисковый

Приёмы
Обследование деталей, которое предполагает подключение различных
анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой,
определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева,
справа). Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация
способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету,
способы удержания их в руке или на столе. Совместная деятельность
педагога и ребёнка.
Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание
моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу, краткое
описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов,
разных вариантов моделей, использование детьми на практике полученных
знаний и увиденных приемов работы.)
Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых
заданий (предметов), самостоятельное их преобразование
Использование сюжета игр для организации детской деятельности,
персонажей для обыгрывания сюжета.
Решение проблемных задач с помощью педагога

15

Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
•
беседа (получение нового материала);
•
самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные
задания в течение части занятия или одного-двух занятий);
•
познавательная игра;
•
просмотр видео материалов, презентаций;
•
задание по образцу (с использованием инструкции), по чертежам и
схемам, условиям, замыслу;
•
самостоятельная деятельность (дети выполняют индивидуальные
задания в течение одного-двух занятий);
•
викторины;
•
разработка творческих проектов и их презентация;
•
соревнование (практическое участие детей в разнообразных
мероприятиях по техническому конструированию);
•
творческое моделирование;
•
выставка работ.
Форма организации образовательной деятельности может варьироваться
педагогом и выбирается с учетом той или иной темы.
Педагогические технологии:
•
технология индивидуализации обучения;
•
технология группового обучения;
•
технология коллективного взаимообучения;
•
технология модульного обучения;
•
технология дифференцированного обучения;
•
технология разно уровневого обучения;
•
технология развивающего обучения;
•
технология проблемного обучения;
•
технология проектной деятельности;
•
технология игровой деятельности;
•
коммуникативная технология обучения;
•
технология коллективной творческой деятельности;
•
здоровье сберегающая технология.

16

Алгоритм учебного занятия:
Блоки

Этапы

Подготовительный

1

Этап учебного
занятия
Организационный

2

Проверочный

3

Подготовительны
й (подготовка к
новому
содержанию)

4

Усвоение новых Обеспечение
знаний и способов восприятия,
действий
осмысления
и
первичного
запоминания связей
и
отношений
в
объекте изучения
Первичная
Установление
проверка
правильности
и
понимания
осознанности
изученного
усвоения
нового
учебного материала,
выявление
ошибочных
или
спорных
представлений и их
коррекция
Обеспечение
Закрепление
новых
новых
знаний, усвоения
способов
способов действий знаний,
действий
и
их
и их применение
применения
Обобщение
и Формирование
систематизация
целостного
представления
знаний
знаний по теме
Контрольный
Выявление качества
и уровня овладения
знаниями,
самоконтроль
и
коррекция знаний и
способов действий

Основной

5

6

7

8

Задачи этапа
Подготовка детей к
работе на занятии

Установление
правильности
и
осознанности
выполнения
домашнего задания
(если таковое было),
выявление пробелов
и их коррекция
Обеспечение
мотивации
и
принятие
детьми
цели
учебнопознавательной
деятельности

Содержание
деятельности
Организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя
на учебную деятельность и
активизация внимания
Проверка
домашнего
задания
(творческого,
практического), проверка
усвоения
знаний
предыдущего занят

Сообщение темы, цели
учебного
занятия
и
мотивация
учебной
деятельности
детей
(например, эвристический
вопрос,
познавательная
задача,
проблемное
задание детям)
Использование заданий и
вопросов,
которые
активизируют
познавательную
деятельность детей
Применение
пробных
практических
заданий,
которые
сочетаются
с
объяснением
соответствующих правил
или обоснованием

Применение
тренировочных
упражнений,
заданий,
которые
выполняются
самостоятельно детьми
Использование бесед и
практических заданий
Использование тестовых
заданий,
устного
(письменного) опроса, а
также заданий различного
уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого,
поисково-

17

Итоговый

9

Итоговый

10

Рефлексивный

11

Информационный

Анализ и оценка
успешности
достижения
цели,
определение
перспективы
последующей
работы
Мобилизация детей
на самооценку

Обеспечение
понимания цели,

исследовательского)
Педагог
совместно
с
детьми подводит итог
занятия

Самооценка детьми своей
работоспособности,
психологического
состояния,
причин
некачественной
работы,
результативности работы,
содержания и полезности
учебной работы
Информация о содержании
и конечном результате
домашнего
задания,
инструктаж

Дидактические материалы:
•
раздаточные материалы;
•
инструкции;
•
схемы сборки;
•
образцы изделий;
•
вспомогательная литература.

18

Список используемой литературы
Литература для педагога:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2.
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3.
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6.
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
7.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
8.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 года № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196«;
9.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
10. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
11. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
12. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
19

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
13. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Литература, использованная при составлении программы:
1.
Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника: конструирование и
программирование. Методические рекомендации – Екатеринбург: ГАОУ ДПО
СО «ИРО», 2014. - 42 с.
2.
Сероштанова Н.Ю., Тюгаева Е.В. Образовательная робототехника:
конструирование и программирование. Учебно-методические материалы. –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. - 44 с.
3.
Макаров И.М., Толчеев Ю.И. Робототехника. История и
перспективы. – М., 2003. – 349с.
4.
Образовательная робототехника «Обзор решений 2014 года».
Компания ITS технический партнер программы поддержки молодых
программистов и молодежных IT-проектов. – ITS-robot, 2014.
5.
Робототехника в России: образовательный ландшафт. Часть 2 / Д. А.
Гагарина, С. Г. Косарецкий, А. С. Гагарин, М. Е. Гошин; Национальный
исследовательский университет.
Литература для обучающихся (родителей):
1.
Дэниел
Липковиц, LEGO
Книга
модели!» 2014. - 200 с.

игр

«Оживи

свои

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».