Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей детский оздоровительно-образовательный центр Принята на заседании педагогического совета МАУДО ДООЦ Протокол №3 от 24.06.2024 Утверждаю: Директор МАУДО ДООЦ _____________С.Б.Еремеев Приказ № 59-д от 25.06.2024г МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР 2024.08.26 08:29:20 +05'00' Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Почемучки» Срок реализации 1 год Возраст обучающихся: 5-7 лет Составитель: Вохмянина Ксения Юрьевна, педагог дополнительного образования г. Карпинск Пояснительная записка Программа «Почемучки» составлена в соответствии с нормативными правовыми актами и государственными программными документами: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН); 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»; 7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 8.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 2 9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»; 10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендациями по рекомендаций» реализации (вместе с адаптированных «Методическими дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 11. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»; 12. Устав МАУДО ДООЦ (с изменениями), утвержденным Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021, приказ № 1049. Направленность программы: естественнонаучная. Актуальность программы. В основе программы лежит уникальный метод обучения дошкольников метод экспериментирования, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. 3 Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности и оригинальности, усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Отличительная особенность программы: при формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как самостоятельно, метод всегда Экспериментирование близкий являются как к идеальному. осознанными специально и Знания, более организованная добытые прочными. деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, которая предполагает последовательность обучения навыкам экспериментальной деятельности на каждом возрастном этапе. Адресат программы: воспитанники 5-7 лет. Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста имеет характерные, присущие только данному периоду, особенности. Учет индивидуальных характеристик детей и закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее 4 сформированости, также благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая структура личности. Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка накапливается жизненный действительности, развиваются опыт, усвоение познавательные знаний, происходит познание вырабатываются процессы. окружающей умения, Познавательная навыки, деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Цель и задачи программы Цель: развитие наблюдательности детей, их умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Задачи: 1.образовательные: -формирование первичных представлений о себе и объектах окружающего мира; 5 - развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств; - формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; - формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; 2.развивающие: - развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей; 3.воспитательные: - поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости и самостоятельности; - привитие бережного отношения к природе; Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом их возраста и склонности к естественнонаучной области знаний. Принципы формирования учебных групп: Формирование учебных групп производится с учетом пожелания родителей и обучающихся. Режим занятий: Продолжительность занятий: 5-6 лет 25 мин., 6-7 лет 30 мин. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 2 часа. Занятия проводятся 1 раза в неделю по 2 часа Объем и срок освоения программы Объем программы 76 учебных часа (38 недель) в год. Программа рассчитана на 1 год обучения. 6 Формы обучения: очная. Объем программы: 76 учебных часов. Форма обучения: очная, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий Виды занятий • Беседы • Наблюдения • Экспериментирование • Исследовательская деятельность •Использование картин, иллюстраций, тематических альбомов. В основном занятия по программе проходят в виде учебных занятий, которые состоят из теоретической и практической работы. Форма проведения итогов реализации программы: беседы, практические занятия. Содержание программы. Учебно-тематический план: № Тема п/п Количество часов Всего Форма Теория практика аттестации контроля 1 Живая природа 33 16 17 Беседа, практическое занятие 2 Неживая 36 16 20 природа Беседа, практическое занятие 3 Человек 7 3 4 Беседа 7 Рукотворный мир Итого 76 35 41 Содержание учебного (тематического) плана. 1. Живая природа Где прячутся детки? 1-2. 1. Теория : из какой части растения могут появиться новые растения. 2.Практика: Педагог предлагает детям провести опыт, вырастить растение. Анализ полученных данных. Как развивается растение?3-4. 2.Теория: циклы развития растения: семя – >росток —> растение —> цветок – > плод —> семя. 3.Практика: зарисовка наблюдений. Анализ полученных данных. Что любят растения?4-5. 4.Теория: зависимость роста и состояния растений от ухода за ними. 5.Практика: Опыты «Что любят растения». Анализ полученных данных. 8 С водой и без воды 6-7. 6.Теория: факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). 7.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. В тепле и в холоде 8-9. 8.Теория: выделяют благоприятные условия для роста и развития растений. 9.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Тепло — холодно 10-13. 10. Теория: взаимосвязь сезона и развития растений: действие тепла и холода на растения. 11. Практика: Подготовка и проведение опытов. Анализ полученных данных. Нужен ли зимой растениям снег?14-15 14.Теория: необходимость некоторых изменений в природе. 15.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Почему тает снег?16-17. 16.Теория: эл. презентация из чего состоит снег. 17.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Где будут первые проталинки?18-19. 18.Теория: связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. 19.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. 9 Где быстрее наступит весна?20-21. 20.Теория: зависимость изменений в природе от сезона. 21.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Где снег не тает? 21-22 20.Практика: зависимость изменений в природе от сезона. 21.Теория: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Может ли растение дышать?22-23. 22.Теоррия: потребность растений в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. 23.Теория: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Нужен ли корешкам воздух?24-25. 24.Теория: причина потребности растения в рыхлении, и что растение дышит всеми частями. 25.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. На свету и в темноте 26-27. 26.Теория: факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 27.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Вершки — корешки 28-29. 28.Теория: что раньше появляется из семени. 29.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Как устроены перья у птиц?30-31. 30.Теория: рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла тела). Почему говорят «как с гуся вода»? 10 31.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Почему у птиц такой клюв? 32-33. 32.Теория: изучают иллюстрации о связи между строением клюва и образом жизни птиц в экосистеме. Выясняют почему у птиц разные клювы. 33.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. 2.Неживая природа Куда делась вода?34-35. 34.Теория: презентация «Процесс испарения воды». 35.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Откуда берется вода?36-37 36.Теория: презентация «Процесс конденсации». 37.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Окрашивание воды. 38-39. 38.Теория: свойства воды. 39.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Делаем мыльные пузыри 40-41. 40.Теория: свойства жидкого мыла. 41.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Изготовление цветных льдинок 42-43. 42.Теория: знакомятся с двумя агрегатными состояниями воды — жидким и твердым. 43.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. 11 Взаимодействие воды и снега 44-45. 44.Теория: презентация «Взаимодействие воды и снега». 45.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Воздух 46-47. 46.Теория: знакомятся с характеристиками воздуха. 47.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Что в пакете? 48.Теория: узнают свойства воздуха. 49.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Загадочные пузырьки 50. 50.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Пузырьки-спасатели 51. 51.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Почему песок хорошо сыплется?52-53. 52.Теория: Деи узнают о свойствах песка и глины: сыпучесть, рыхлость. 53.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Свет вокруг нас 54-55. 54.Теория: источники света, к природному или рукотворному миру он относится. 55.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. 12 Теневой театр 56-57. 56.Теория: презентация «Как образуется тень». 57.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Почему все звучит? 58-59. 58.Теория: презентация «Причина возникновения звука: колебание предметов». 59.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Вся палитра из трех цветов 60-61. 60.Теория: Видео занятие «Вся палитра из трех цветов. 61.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Раскрасим радугу 62-63. 62.Теория: смешение цветов. 63.Практика: педагог предлагает нарисовать картину «Радуга». Волшебная рукавичка 64. 64.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Солнечные «зайчики» 65-66. 65.Теория: рассказывают стихотворение, загадывают загадку о солнечном «зайчике». Обсуждают, когда он получается (при свете, от предметов, отражающих свет). 66.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. 13 Чем похожи?67-68. 67.Теория: особенности изменения тел под воздействием температуры. 68.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных Как распространяется звук?69. 69.Практика: педагог предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга. Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. 3. Человек. Рукотворный мир. Носарий 70-71. 70.Теория: знакомятся с функцией носа, его строением. 71.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Язычок-помощник 72-73. 72.Теория: строение и значение языка. Выясняют, для чего нужен человеку язык. 73.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Сколько ушей?74-75. 74.Теория: знакомятся со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве. 75.Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных. Наши помощники — глаза76. 76.Теория: дети знакомятся со строением глаза, функцией его частей. Детям загадывают загадку о глазах. Практика: Подготовка и проведение опыта. Анализ полученных данных 14 Планируемый результат освоения программы. В процессе обучения будут сформированы следующие результаты: Метапредметные результаты: -умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования; -навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать; -умение формировать представления о самых простых природных взаимосвязях. Личностные результаты: -потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам. - бережное отношение к природе и своему здоровью; - бережное отношение к материалам, аккуратность; - культура общения, эмоциональная отзывчивость и доброжелательность к людям; - чувство уверенности в своих силах, самостоятельность, инициативность; - навыки дисциплины и самодисциплины, умения доводить до конца начатое дело. Регулятивные: - понимать и принимать задачу, сформулированную педагогом; - планировать свои действия на отдельных этапах работы; - развита познавательная и творческая активность, любознательность; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности при проведении опытов и выполнении творческих заданий. 15 Требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе. Изучив данный курс, обучающиеся должны знать: - как сделать простейшие выводы; - соблюдает правила техники безопасности при выполнении экспериментов; - общепринятые правила взаимоотношений с детьми и взрослыми, умение работать в коллективе. Изучив данный курс, обучающиеся должны уметь: - устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений. -самостоятельно выполнять действия экспериментального характера. - умеет получать информацию о новом объекте в процессе его исследования. -действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом. - определять алгоритм собственной деятельности. Календарный график: № Основные характеристики п/п образовательного процесса 1 Количество учебных недель 38 2 Количество учебных дней 76 3 Количество часов в неделю 4 4 Количество часов 152 5 Недель в первом полугодии 17 6 Недель во втором полугодии 21 16 7 Начало занятий 1 сентября 8 Каникулы 9 Выходные дни 31 декабря – 9 января 10 Окончание учебного года 31 мая - Методическое обеспечение: № Тема Материально- Формы методы, Формы, технические приемы учебные оснащение, обучения, занятия. дидактические материалы 1-2 1.Живая природа. Эл.презентация Педагогические Технологии Беседа Где прячутся детки? группах. 3-4 Как развивается Эл.презентация, растение? видеоролик 4-5 Что любят растения? Эл.презентация, Беседа Эл.презентация, Беседа Эл.презентация. Работа в группах Беседа видеоролик 8-9 В тепле и в холоде Работа в группах. видеоролик 6-7 С водой и без воды Работа в Работа в группах Беседа Работа в 17 группах 10- Тепло — холодно. Эл.презентация. Беседа группах 13 14- Нужен ли зимой Эл.презентация. Беседа 15 растениям снег? 16- Почему тает снег? Эл.презентация. Беседа Видеоролик 19 проталинки? «Весна» Презентация. Беседа Беседа. Презентация, Беседа Презентация, видеоролик 26- На свету и в темноте. Видеоролик Беседа Беседа Работа в группах Презентация, 29 Вершки — корешки видеоролик 30- Как устроены перья у Презентация, Беседа Беседа видеоролик Эл.презентация. Работа в группах Работа в группах Беседа 33 Почему у птиц такой клюв? 34- 2.Неживая природа Работа в группах 27 32- Работа в группах 25 воздух. 31 птиц? Работа в группах 23 дышать? 28- Работа в группах 21 весна? 24- Нужен ли корешкам Работа в группах 18- Где будут первые 22- Может ли растение Работа в группах 17 20- Где быстрее наступит Работа в Работа в группах Эл.презентация. Беседа Работа в 18 35 Куда делась вода? 36- Откуда берется вода? группах Эл.презентация. Беседа группах 37 38- Окрашивание воды Видеоролик Беседа Видеоролик Беседа 41 пузыри 42- Изготовление цветных Эл.презентация. Беседа Видеоролик. Беседа Видеоролик. Беседа Работа в группах Видеоролик. Беседа Работа в группах 49 50 Загадочные пузырьки Работа в группах 47 48- Что в пакете? Работа в группах 45 снега 46- Воздух Работа в группах 43 льдинок 44- Взаимодействие воды и Работа в группах 39 40- Делаем мыльные Работа в Видеоролик. Беседа Работа в группах 51- Почему песок хорошо Видеоролик. Беседа. 52 сыплется? 51 Пузырьки-спасатели Работа в группах Видеоролик. Беседа Работа в группах 52- Почему песок хорошо Видеоролик. Беседа 53 сыплется? 54- Свет вокруг нас группах Видеоролик. Беседа Эл.презентация. Беседа Работа в группах 57 58- Почему все звучит? Работа в группах 55 56- Теневой театр Работа в Эл.презентация. Беседа Работа в 19 группах 59 60- Вся палитра из трех Эл.презентация. Беседа 61 цветов 62- Раскрасим радугу Работа в группах Эл.презентация. Беседа Работа в группах 63 64 Волшебная рукавичка Эл.презентация. Беседа Работа в группах 65- Солнечные «зайчики» Эл.презентация. Беседа Работа в группах 66 67- Чем похожи? Эл.презентация. Беседа Работа в группах 68 69 Как распространяется Видеоролик. Беседа звук? 70- 3.Человек. Работа в группах Видеоролик. Беседа 71 Рукотворный мир Работа в группах Носарий 72- Язычок-помощник. Эл.презентация. Беседа Работа в парах. 73 74- Сколько ушей? Видеоролик. Беседа Работа в группах 75 76 Наши помощники — Эл.презентация. глаза. Беседа Работа в парах. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение - коллекция семян и растений; - подносы; - лупы; - небольшие зеркала; 20 - прозрачные емкости (стаканчики); - палочки для размешивания; - разнообразные формочки; - воронки; - трубочки для коктейля; - целлофановые пакеты; - пульверизатор; - зерно; - иллюстрации птиц - ножницы; - магниты; - скрепки; - мелкие пластинки из металла; - перья куриные, гусиные; При обучении детей используются следующие методы: - Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ) - Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игрыконкурсы) - Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции) - Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий - Показ мультимедийных материалов 21 Формы аттестации и оценочные материалы. Периодичность и порядок текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников по программе осуществляется согласно учебного (тематического) плана. Формы текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников: особое внимание уделяется контролю с целью определения уровня познания и самосовершенствования, поддержки интереса. Для выявления динамики образовательных изменений контроль осуществляется поэтапно: -входной, проводится перед началом работы (наблюдение); -текущий (анализ продуктов деятельности, дидактическая игра); -итоговый (анализ продуктов деятельности, итоговая творческая работа). . Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: «Дневник учета образовательных результатов и достижений». Для осуществления текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации воспитанников к программе разработаны оценочные материалы, в которых конкретизируются формы, цели, содержание, методы, текущего контроля и промежуточной аттестации воспитанников, формируется система оценивания с учетом специфики программы, методических особенностей: - экспертные листы; - листы наблюдения. 22 Список используемой литературы: 1. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М: ТЦ Сфера,2004.-240 с. 2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с. 3. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для занятий с детьми 6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 144с. 4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000. – 69 с. 5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников /Под ред. Дыбиной. – М.:ТЦ Сфера, 2010. – 192 с. Список литературы для родителей: 1. Веракса Н. Е., Галимов., О. Р. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников,., изд. «Мозаика Синтез», М.: 2012. 2. Дженис Ван Клив., 200 экспериментов.-М.: изд. «АСТ-ПРЕСС»,1995. 3. Деркунская В.А., Ошкина А.А., Игры- эксперименты с дошкольниками.,М,: Центр педагогического образования, 2013. 4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников- М.: изд.Сфера, 2019. 23 5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С-П,: 2013 . 6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование), изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011. 7. Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой, Москва: Педагогическое общество России, 2005. 8. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство –Пресс», С-П,: 2011. 24 Приложение 1 Показателей уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью» автор Прохорова Л.Н. Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении В большинстве случаев Ребенок включается в ребенок проявляет активный познавательный и проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы. 25