Мультстудия Креатив плюс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР

Принята на заседании
Педагогического совета МАУДО ДООЦ
Протокол №3 от 24.06.2024г.

Утверждаю:
Директор МАУДО ДООЦ
С.Б. Еремеев
Приказ №59-д от 25.06.2024г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
c=RU, st=Свердловская область, street=проезд Декабристов, 8, l=Карпинск, title=Директор,
o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134,
1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037,
1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, email=dooc@ekarpinsk.ru, givenName=СЕРГЕЙ
БОРИСОВИЧ, sn=ЕРЕМЕЕВ, cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР
2024.08.27 15:35:15 +05'00'

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Мультстудия «Креатив Плюс»

Возраст обучающихся: 6-10 лет
Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:
Бирюкова Екатерина Витальевна,
педагог дополнительного образования

г. Карпинск
2024 год

Пояснительная записка.
Программа Мультстудия «Креатив Плюс» составлена в соответствии с
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН);
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых»;
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
9. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по

организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ».
10. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
11. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
12.
Устав
МАУДО
ДООЦ
(с
изменениями),
утвержденный
Постановлением Администрации городского округа Карпинск от 24.08.2021,
приказ № 1049.
Направленность (профиль) программы – художественная.
Актуальность программы определяется, прежде всего, запросом со стороны
детей и их родителей на программу мультстудии, как наиболее интересному для детей
младшего школьного возраста виду творческой деятельности, с наибольшей полнотой
дающему возможность развития способностей и самореализации во многих
художественных видах творчества. Программа способствует более разностороннему
раскрытию индивидуальных способностей воспитанника, развитию социальных
способностей для адаптации в окружающем мире. Мультипликация – этого своего
рода сводный курс общеобразовательных знаний. Занятия в студии способствуют
расширению кругозора учащихся, воображения, повышению художественной
культуры, формированию мысли и убеждения. Обучающиеся приобретают опыт
работы с информационными объектами, с помощью которых осуществляется
видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с использованием
возможностей специальных компьютерных инструментов. Программа дает
возможность обучающимся «раскрыть себя» во внеурочное время, и нацелена на
достижения личностных и метапредметных результатов.
Новизна программы заключается в том, что мультипликация совмещает в
себе несколько видов искусств: лепка, рисование, литературно-художественное и
музыкальное сопровождение, конструирование, актерское мастерство, а также
предполагает комплексное освоение современных технологий в процессе
видеосъёмки небольшого фильма или этюда. Создание анимации это возможность
попробовать ребенку себя в роли различных участников съемочного процесса,
познакомиться с профессиями: режиссера, сценариста, аниматора, оператора,
монтажера, звукорежиссёра, художника, скульптора, декоратора. Обучающиеся
приобретают опыт работы с информационными объектами, с помощью которых

осуществляется видеосъемка и проводится монтаж отснятого материала с
использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
Программа составлена на основе методического пособия для педагогов
мультстудии «Секреты детской мультипликации» О. Дунаевская и Н. Пунько, а
также ресурсов сайта МУЛЬТ-ШКОЛА.РУ
Педагогическая целесообразность заключается в создании условий для
проявления учащимися творчества, инициативы, формирования навыков
самоорганизации, коммуникации, получении новых и закреплении имеющихся
знаний в области информационно - коммуникативных технологий. Занятия в
Мультстудии способствуют расширению кругозора учащихся, повышению
эмоциональной культуры, культуры мышления, формированию убеждения и
идеалов. Программа дает возможность обучающимся «раскрыть себя» во
внеурочное время, и нацелена на достижения личностных и метапредметных
результатов. Обучение основывается на педагогических принципах личностно

ориентированного подхода, ориентации на общечеловеческие культурные ценности
с учетом возраста и уровня развития детей, систематичности, наглядности и
последовательности обучения, сотрудничества и ответственности.
Цель программы: развитие творческого мышления, технических навыков,
коммуникативных качеств, интеллектуальных, художественных способностей и
нравственных ориентиров личности через знакомство с циклом создания
мультфильма – от идеи до её воплощения на экране.
Задачи программы:
Обучающие:
- Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации,
художественной эстетики современной анимации;
- Познакомить детей с технологией процесса создания детского
мультипликационного фильма (сценарий, персонажи, производственные процессы,
монтаж);
- Познакомить со средствами художественной выразительности в
изобразительном искусстве и анимации;
- Расширить знания детей о профессиях: сценарист, художник-аниматор,
оператор съемки, звукооператор и др.;
- Научить работать с различными видами информации, в том числе
графической, текстовой, звуковой, приобщать детей к проектно-творческой
деятельности;
- Научить применять на практике полученные знания, при создании
анимационных фильмов в техниках песочной, пластилиновой, предметной
анимации, «перекладка»;
- Научить работать с разными программами и оборудованием (станок для
перекладной анимации СПАФ-32М, станок для кукольной анимации СКАФ-33,
программа для покадровой съемки AnimaShoter, видеоредактор Movavi,
звукозаписывающая программа Audacity, веб-камера LifeCam Studio) и создавать
завершенные проекты с использованием освоенных инструментальных
компьютерных сред (мини-мультфильм, этюд, аппликация и т.п.);
- Научить организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать,
контролировать и оценивать).
Развивающие:
- Формировать понятийный аппарат обучающегося в сфере изобразительного
искусства и анимации (понятия «мультипликация», «монтаж», «раскадровка», и
пр.);
- Развивать фантазию, память, внимание, пространственное воображение,

логическое и визуальное мышление;
- Формировать художественные навыки и умения;
- Развивать мелкую моторику рук;
- Формировать навыки актерской речи, умение использовать разнообразные
выразительные средства.
Воспитывающие:
- Поддерживать стремление детей к отражению эмоций посредством
изобразительной и анимационной деятельности. Воспитывать эстетическое чувство
красоты и гармонии в жизни и искусстве;
- Прививать ответственное отношение к своей работе;
- Воспитывать интерес к информационной и коммуникационной деятельности.
- Воспитывать чувство сотрудничества в коллективной деятельности при
работе над проектами.
Отличительная особенность программы является её мотивационная
направленность на любимый всеми детьми жанр киноискусства - мультфильмы.
Мультипликация заключает в себе большие возможности для развития творческих
способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых
является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. Разные
виды изобразительного искусства: рисунок, живопись, лепка, дизайн и
декоративно-прикладное творчество – сосуществуют в мультипликации на равных.
А сам процесс создания мультфильма включает занятия литературные,
музыкальные, актерские, режиссерские, операторские, которые помогают создавать
изобразительные образы.
Основными принципами построения программы являются:
1. Реализация личностно ориентированного подхода к каждому ребенку,
2. Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям
детей),
3. Наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов),
4. От простого к сложному (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок фантазирует, использует технические средства, применяет свои знания в
выполнении сложных творческих работ),
5. Самостоятельность (дети полноправные участники своей деятельности).
6. Самоорганизация (педагог не учит, а помогает учиться).
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 7 лет до 10 лет.
Возрастные особенности
6 лет – 7 лет
Дети этого возраста уже школьники, но быстро
утомляются. Внимание быстро переключается. Ребенок сосредоточен до тех пор,
пока интерес не угаснет. Появление нового предмета /нового задания/, тотчас
переключает внимание на него. Длительное время ребенок не может выполнять
одно и тоже движение. Ведущим у детей является конкретно-образное мышление,
т.е. педагог должен использовать в своей работе яркое словесное рисование –

описание, сравнение, наглядность, показ. Их мировоззрение носит чувственный
характер. Это игровойвозраст, для него характерны жизнерадостность, подвижность,
доверчивость. Задания педагога выполняют не обсуждая. Возбуждение сильнее, чем
торможение. Более выражен интерес детей к предметам художественного
направления: рисование, лепка, пение, музыка. По своей направленности дети этого
возраста индивидуалисты. Со временем под влиянием воспитания у них начинает
складываться коллективистическая направленность.
8 - 10 лет Детям в таком возрасте нравится исследовать все, что им
незнакомо. Имеют хорошее чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо
мыслят, растет понимание абстрактного. Учатся быть самостоятельными.
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью,
постоянным стремлением к активной практической деятельности. Временами
бывают настойчивы и инициативны. Любят захватывающие рассказы. Большое
значение для детей этого возраста имеет организация коллективнораспределительной работы учащихся в малых группах, в которой результат работы
каждого зависит от результатов работы остальных и когда каждый отвечает не
только за свою личную работу, но и за работу всей группы.
Условия приема: Набор обучающихся в группы ведется с учетом возраста и
склонностей к художественным сферам образования.
Принципы формирования групп: Запись в группы не предусматривает
конкурсного отбора и не требует базовых знаний по изобразительному искусству,
фото и видеосъемке. Программа Мультстудия «Креатив Плюс» разработана для
разновозрастной группы и рассчитана на 1 год обучения.
Режим занятий:
Продолжительность одного академического часа - 40 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа с десятиминутным
перерывом.
Объем и срок освоения программы
Объем программы 152 учебных часа (38 недель) в год.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Формы
обучения:
очная.
Наполняемость групп – не более 12 чел.
Основные формы и методы организации учебного процесса
Программа предусматривает применение индивидуальных и групповых форм
работы с детьми. Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное
объяснение задания детям, озвучивание ролей.
В ходе групповой работы детям предоставляется возможность
самостоятельно построить свою работу на основе принципа взаимозаменяемости,
ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на

конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и
качественному выполнению задания. Групповая работа позволяет выполнить
наиболее сложные и масштабные работы с наименьшими материальными
затратами. Особым приёмом при организации групповой формы работы является
ориентирование детей на создание «творческих пар» или подгрупп с учетом их
возраста и опыта работы в рамках Программы.
Занятия строятся в форме игры, соревнования, практической деятельности.
Для проведения занятия создается и постоянно поддерживается атмосфера творчества
и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов
проведения занятий:
- Словесный метод – устное изложение, беседа.
- Наглядный метод – показ видеоматериала, иллюстраций, наблюдение,
работа по образцу.
- Практический метод – овладение практическими умениями рисования,
лепки, аппликации.
- Объяснительно-иллюстративный метод (дети воспринимают и усваивают
готовую информацию)
- Репродуктивный метод обучения (дети воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности).
- Частично-поисковый метод (дети участвуют в коллективном поиске
решения заданной проблемы).
- Исследовательский метод – овладение детьми приемами самостоятельной
творческой работы.
Основными формами организации образовательного процесса являются:
• Групповая
Ориентирует учащихся на создание «творческих пар», которые выполняют
более сложные работы. Групповая форма позволяет ощутить помощь со стороны
друг друга, учитывает возможности каждого, ориентирована на скорость и
качество работы. Групповая форма организации деятельности в конечном итоге
приводит к разделению труда в «творческой паре», имитируя пооперационную
работу любой ремесленной мастерской. Здесь оттачиваются и совершенствуются
уже конкретные профессиональные приемы, которые первоначально у учащихся
получались быстрее и качественнее.
• Фронтальная
Предполагает подачу учебного материала всему коллективу учащихся детей
через беседу. Фронтальная форма способна создать коллектив единомышленников,
способных воспринимать информацию и работать творчески вместе.
• Индивидуальная
Предполагает самостоятельную работу учащихся, оказание помощи и
консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая
активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков
самостоятельного творчества по принципу «не подражай, а твори».
Индивидуальная форма формирует и оттачивает личностные качества учащегося, а
именно: трудолюбие, усидчивость, аккуратность, точность и четкость исполнения.
Дополнительная образовательная программа реализуется через следующие
формы занятий:
• традиционное занятие по алгоритму:
— вступление,

— объяснение темы,
— практическая часть,
— подведение итогов;
• беседа-презентация по алгоритму:
— вступление,
— объяснение темы,
— наглядная демонстрация,
— обсуждение,
— подведение итогов;
• итоговое занятие
— игра-тестирование — форма психолого-педагогического мониторинга
образовательных результатов обучающихся;
— мастер-класс — проведение открытого занятия для родителей в формате
практической деятельности обучающихся.
Программой предусмотрены следующие способы вовлечения детей в
процессы восприятия и продуктивного творчества в процессе занятий:
- разработка сюжета и героев мультфильма самим ребенком или по
выбранному детьми сценарию из всемирной библиотеки сказок;
изготовление героев картины и создание декораций из различных
материалов (бумага, картон, пластилин и др.);
- съемки мультфильма, подбор музыкального оформления в соответствии с
особенностями места развития событий мультфильма, озвучивание, монтаж с
постепенным переходом к самостоятельному управлению простыми программами.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
проходит через тестирование, мониторинг, итоговые занятия. Контроль ведется:
- по сравнению с первичными упражнениями;
- по удовольствию, получаемому от процесса работы;
- по возможности детей работать самостоятельно;
- по способности к вариативности и выполнению работ творческого характера.
Виды контроля:
1. Вводный контроль проводится в сентябре в форме собеседования и
выполнения рисунка на определенную тему с целью определения компетентности
детей в вопросах художественной, компьютерной грамоты, уровня подготовки
детей по направлению «Мультипликация», «Анимация» в начале цикла обучения.
Критерии оценки: Высокий уровень знаний имеют дети, правильно ответившие на
все вопросы и правильно выполнившие тестовые задания; Средний уровень знаний
имеют дети, допустившие в ответах и практической работе ряд неточностей;
Низкий уровень знаний имеют дети, которые не ответили ни на один вопрос и не
справились (частично справились);
2. Текущий контроль проводится в ноябре-апреле в форме анализа
творческих работ (индивидуальных и групповых) по итогам каждой темы
программы, тестовых заданий, педагогического наблюдения, устного опроса (по

окончанию каждого занятия), тестов креативности. Проводится с целью определить
уровень
усвоения
дополнительной
общеразвивающей
программы,
проанализировать конечные результаты и сам процесс работы над ним, оценить
успешность выбора технологии и методики преподавания.
Содержание контроля:
- Развитие изобразительного и другого вида творчества под влиянием
просмотра мультфильмов, прослушанных сказок;
- Самореализация личности ребенка в различных видах художественного
творчества (анализ творческих работ);
- Общая осведомленность о процессе создания анимационных фильмов;
- Навыки анимационной деятельности;
- Навыки работы художественными материалами;
Суммируя результаты выполнения всех заданий, определяется общая сумма
результатов, которая соотносится с уровнем изобразительной и анимационной
деятельности детей (высокий, средний, низкий). Высокий уровень – успешное
освоение учащимся более 70% содержания программы (Ребенок имеет
сформированное представление о процессе создания и видах анимационных
фильмов, владеет навыками анимационной деятельности; в рисунке и других
материалах передает сходство с реальными предметами и объектами, свободно
ориентируется на листе бумаги, владеет навыками работы с разными
художественными материалами и съемочной техникой, использует широкий спектр
цветовой гаммы, свободно придумывает и воплощает в мультипликационном
этюде и эскизах задуманную идею); средний уровень – успешное освоение
учащимся от 50% до 70% содержания программы (Ребенок имеет представление о
процессе создания и видах анимационных фильмов, частично владеет навыками
анимационной деятельности; в созданных образах встречаются ошибки при
передаче сходства с реальными предметами и объектами, владеет навыками работы
с художественными материалами и съемочной техникой, подбирает цвета, создает
мультипликационные этюды и эскизы самостоятельно при небольшой помощи
педагога и детей); низкий уровень – успешное освоение учащимся менее 50%
содержания программы (Ребенок имеет нечеткое представление о процессе
создания и видах анимационных фильмов, не владеет навыками анимационной
деятельности; испытывает трудности при практической работе, неуверенно
владеет техникой работы художественными материалами и съемочным
оборудованием, делает лишь некоторые попытки создания сюжета).
3. Итоговый контроль проводится в форме практической работы, показа
короткометражного индивидуального и коллективного мультфильма или этюда (в
группе 7-8 лет – индивидуальные мультипликационные этюды, и один-два
мультфильма, выполненные коллективно; в группе 9-10 лет – мультипликационные
этюды, два – три мультфильма, выполненные коллективно, индивидуальный
мультипликационный фильм).

№
1.
2.
3.

4.

5.
6.

7.

8.

9.
10
11

Учебно – тематический план
Количество часов
Наименование темы
Формы аттестации/
Всего Теория Практика контроля
Собеседование,
Вводное занятие
2
1
1
рисунок
Знакомство с искусством
4
2
2
Тестовое задание
мультипликация
14
4
10
Разнообразные способы
Анализ творческих
работ
создания мультфильмов
Наблюдение
Создание мультфильмов
14
4
10
Тестовое задание
с
применением
технического
оборудования
12
4
8
Главные этапы создания
Наблюдение
мультфильмов
Устный опрос
20
4
16
Что такое предметная
Анализ творческих
анимация?
работ
Наблюдение
20
4
16
Анализ творческих
Как создается
работ
пластилиновая
Наблюдение
анимация?
18
4
14
«Перекладка»
в
Анализ творческих
работ
анимации
Наблюдение
Наблюдение,
Создание монтажа
22
6
16
групповая работа
Итоговый
творческий
Анализ творческих
24
2
22
проект
работ, самостоятельная
работа
Заключительное занятие
2
2
Коллективная игра
Итого:

152

35

117

Содержание учебного (тематического) плана
1. Вводное занятие.
Теория (1 час): Знакомство с кабинетом, инструментами и приспособлениями
для рисования и изготовления декораций к мультфильмам, для съемки
мультипликационных этюдов. Подготовка рабочего места. Инструктаж по технике
безопасности.
Практика (1 час): Вводная диагностика (собеседование, выполнение рисунка).
Игры на знакомство.

2. Знакомство с искусством мультипликация
Теория (2 часа): Все об анимации: знакомство с мультипликацией разного
времени, иностранные и российские (советские мультфильмы), развитие
отечественной мультипликации. Основные профессии мультипликации: режиссер,
сценарист, мультипликатор (аниматор) и др.
Практика (4 часа):
- виртуальная экскурсия на студию мультипликации;
- просмотр фильма об истории «Союзмультфильма», отрывков фильма
"Индустрия кино" в гостях у анимационной студии "Мельница";
- просмотр мультфильмов в разных жанрах, беседа по содержанию «Ежик в
тумане», реж.Ю.Норштейн, 1976г., «Пластилинки Зверушки», «Машинки
Пластилинки», Союзмультфильм, 2019 г., «Варежка», Союзмультфильм, 1967г.,
«Бумажки - Сборник мультфильмов оригами для детей и взрослых», Мульт, 2017г.
-сюжетно – ролевая игра «Парад Мультпрофессий».
3. Разнообразные способы создания мультфильмов.
Теория (4 часа): Виды анимации (песочная, пластилиновая, предметная,
теневая и др.), ее отличия друг от друга. Знакомство с первыми видами анимации:
театр теней, оптическая анимация. Оживление персонажей. Мультфильм-рисунок
(создание мультфильма через рисование задуманной картинки). Мультфильм –
оригами, мультфильм-аппликация (создание мультфильма через манипуляции с
бумагой). «Блокнотная» анимация.
Практика (8 часов):
- создание простейшей оптической игрушки – вертушки;
- создание «блокнотной» анимации на свободную тему;
- совместное создание с детьми готового мультипликационного этюда рисунка по знакомому понятному образу «Цветик семицветик», «Грибная поляна»;
- коллективные этюды «Росток», «Дождик», «Снегопад»;
- мультфильм – оригами «Праздничная упаковка», «Цветок»;
4. Создание мультфильмов с применением технического оборудования.
Теория (4 часа): Знакомство с процессом цветной цифровой фотосъемки и
покадровой съемки сюжета. Технические особенности фотоаппарата и его
возможности, функции. Альтернативные средства для съемки (телефон, планшет).
Особенности фотографии, создание различных изображений, съемка сюжетов.
Понятие компьютерной графики. Знакомство с графическими возможностями ПК,
пакетом графических программ. Изучение станка для перекладной анимации
СПАФ-32М, станка для кукольной анимации СКАФ-33, программы для покадровой
съемки AnimaShoter, видеоредактора Movavi, звукозаписывающей программы
Audacity, веб-камеры LifeCam Studio. Знакомство с микрофоном и правилами
записи голоса. Правила безопасного использования технических средств.
Профессия – оператор, монтажёр, звукооператор.
Практика (10 часов):

- упражнения по работе с цифровым фотоаппаратом; покадровая сьемка
сюжета мультфильма;
- копирование фотографий на ПК, создание фотоальбома;
- упражнения в видеоредакторе Movavi;
- создание титров в начале и конце фильма;
- поисковая работа – подбор звуковых и музыкальных файлов;
- выразительное произношение закадрового текста. Игра «Говорим разными
голосами»;
- запись необходимых по сценарию звуковых файлов;
- эффекты перехода и анимации.
5. Главные этапы создания мультфильмов.
Теория (4 часов): Особенности работы над мультфильмом в зависимости от
вида анимации. Основные этапы: идея, сценарий, раскадровка, расчет движений,
подготовка персонажей, съемка статичных картинок - фотографий и монтаж.
Знакомство с профессиями: художник – прорисовщик, по персонажам,
постановщик и др. Их роль в создании проекта. Разработка сюжета мультфильма.
Повествовательный или обучающий характер мультфильма. Разработка сюжета.
Составление композиции, выделение главного персонажа. Использование одного
или двух главных героев. Черновая раскадровка — схематичная зарисовка каждого
плана. Подготовка рабочих материалов. Особенности работы по созданию
мультфильмов в технике «перекладка» с бумагой, пластилином и другими
необычными предметами.
Практика (12 часов):
- рассмотрение сюжетов известных советских и российских мультфильмов;
разбор литературного текста, переработка в пошаговый сценарий;
- сценарий будущего мультфильма на основе короткого рассказа, басни,
стихотворения;
- раскадровка эпизодов, расчет движений, съемка и просмотр на экране
эпизодов;
- детальный, покадровый просмотр различных сцен из имеющихся в архиве
мультипликационных фильмов;
- анимационные этюды-упражнения основ движения;
- подготовка рабочих материалов для съемки: эскизы планов, изготовление
героев;
- отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения
(разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру;
- съемка эпизода по сюжету в изученной технике (мультфильм-рисунок,
мультфильм – оригами, мультфильм-аппликация и др.);
6. Что такое предметная анимация?
Теория (4 часа): Использование в создании мультфильмов необычных
материалов: крупа, песок, макароны, нитки, пуговицы, детские кубики, ЛЕГО –
конструктор, игрушки и др. Особенности и отличия предметных мультфильмов от

рисованных – сюжет, постановка. Цвет, как средство передачи настроения,
различные по характеру линии – для передачи наибольшей выразительности
образа. Цветовой и тоновый контраст, контраст величин, контраст динамики и
спокойствия. Подготовка необходимых рабочих материалов для создания
мультфильма. Особенности оборудования съемочного места для работы
различными материалами. Съемка мультфильма, этюда.
Практика (14 часов):
- подготовка материалов;
- самостоятельная разработка сюжета мультипликационного этюда;
- отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения
(разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру;
- съемка этюдов из различных материалов на выбор (крупа, песок, макароны,
нитки, пуговицы, детские кубики и др. предметы);
- достижение конечного результата (перенос фотографий на ПК, монтаж
фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса);
- презентация проекта (этюда).
7. Как создается пластилиновая анимация?
Теория (4 часа): История развития пластилиновой мультипликации.
Мультфильм - пластилиновый человек (создание мультфильма путем манипуляции
с пластичным материалом). Работа с пластилином. Использование различных
приемов лепки. Каркасная пластилинография. Передача характера, образа.
Способы оживления в пластилиновой анимации.
Практика (14 часов):
- лепка различных известных мультипликационных героев;
- выбор персонажей для творческого проекта, эскиз и лепка из пластилина;
- групповая и индивидуальная работа по созданию героев и декораций;
- отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения
(разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру;
- покадровая съемка сюжета;
- достижение конечного результата (перенос фотографий на ПК, монтаж
фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса);
- презентация проекта (этюда).
8. «Перекладка» в анимации.
Теория (4 часа): История развития мультипликации в технике «Перекладка».
Особенности подготовки рабочего места для съемки в горизонтальной плоскости.
Выбор техники перекладки в зависимости от выбора материала. Материалы для
создания марионетки (бумага, ткань и т.д.), материалы для фона (бумага, ткань,
дерево, стекло, целлулоид и т.д.), живописная техника (масло, гуашь, акварель,
тушь и т.д.), инструменты (кисть, перо, карандаш, мел, фламастер и т.д.).
Подготовка мультстанка СПАФ-32М, использование ярусов для съемочных
материалов. Особенности освещения рабочей плоскости. Укрепление фона.
Изготовление и оживление марионеток (материалы, крепление). Передвижение
фигур на плоскости.

Практика (14 часов):
- выбор или самостоятельная разработка сюжета;
- выбор техники перекладки;
- упражнения по созданию кукол – марионеток;
- групповая и индивидуальная работа по созданию персонажей - марионеток в
зависимости от идеи;
- прорисовка декораций;
- отработка правильной постановки персонажа в кадре: правильные движения
(разовые и цикличные), правильный переход от кадра к кадру;
- покадровая съемка сюжета;
- достижение конечного результата (перенос фотографий на ПК, монтаж
фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса);
- презентация проекта (этюда).
9. Создание монтажа.
Теория (6 часа): продолжение знакомства с операциями верстки и монтажа
фильма: создание, открытие, сохранение, удаление, перемещение по кадрам,
сохранение и просмотр фильма как любого видеофильма, выход из программы.
Спецэффекты при монтаже.
Практика (18 часов):
- верстка отснятых мультипликационных этюдов, м/ф - достижение конечного
результата монтаж фильма, озвучивание персонажей, наложение голоса.
10. Итоговый творческий проект.
Теория (2 часа): Особенности самостоятельной работы над проектом
(постановка цели, планирование, самоконтроль и самооценка). Повтор изученных
техник. Выбор техники в зависимости от собственных замыслов и ресурсов.
Презентация проекта.
Практика (20 часов):

- создание индивидуального мультфильма или этюда в любой технике и с
любыми материалами по творческому замыслу.
11.
Заключительное занятие.
Практика (2 часа):
- просмотр мультипликационных сюжетов;
- анализ детских работ;
- демонстрация достижений и любимой профессии в мультиндустрии;
- итоговая диагностика «чему я научился».
Планируемые результаты
Метапредметные результаты:
- ребенок станет более образованный в контексте искусства (живопись,
фотография, анимация, архитектура, театр, литература, и т.п.);
- ребенок получит конкретные навыки: умение рисовать в разных техниках,
лепить из разных материалов, конструировать из бумаги и картона,
фотографировать и обрабатывать фотографии, писать небольшие сценарии, делать

раскадровки к мультфильмам, разбираться в том, как выставить свет для съемок,
монтировать видео;
- расширятся знания ребенка о профессиях: сценарист, художник-аниматор,
оператор, звукооператор и др.;
- у ребенка сформируются навыки работы с различными видами
информации, в том числе графической, текстовой, звуковой; с разными
программами и оборудованием (видеоредактор Movavi; станок для перекладной
анимации СПАФ- 32М, станок для кукольной анимации СКАФ-33, программа
для покадровой съемки AnimaShoter, звукозаписывающая программа Audacity,
веб-камера LifeCam Studio.) при создании мультпроектов с использованием
освоенных инструментальных компьютерных сред (мини-мультфильм, этюд,
аппликация и т.п.);
Личностные результаты:
- ребенок научится отражать эмоции посредством изобразительной и
анимационной деятельности;
- у ребенка появится интерес к информационной и коммуникационной
деятельности и сотрудничеству в коллективной деятельности при работе над
проектами, сформируется умение распределять свое время;
- у ребенка развивается фантазия, память, внимание, пространственное
воображение, логическое и визуальное мышление;
- сформируются навыки связной речи, умения использовать разнообразные
выразительные средства;
- развивается мелкая моторика рук;
Предметные результаты:
- ребенок снимает этюды в разных техниках и жанрах, проходя через
разные
степени
самостоятельности
при
выполнении
проектов
(мультипликационных этюдов);
- ребенок знает историю возникновения и развития мультипликации;
технологию процесса создания детского мультипликационного фильма
(сценарий, персонажи, производственные процессы, монтаж);
- ребенок знакомится со средствами художественной выразительности в
изобразительном искусстве и анимации;
- ребенок умеет применять на практике полученные знания при создании
анимационных фильмов в техниках пластилиновой, предметной анимации,
«перекладка».
Календарный график:
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Недель в первом полугодии
Недель во втором полугодии
Начало занятий

38
76
4
152
18
21
1 сентября

8
9
10

Каникулы
Выходные дни
Окончание учебного года

31 декабря – 9 января
31 мая

Условия реализации программы
Материально - техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебном кабинете, оформленном в соответствии с
профилем проводимых занятий и оборудованном в соответствии с санитарными
нормами. Имеются места для рисования, компьютерный стол для обработки и
монтажа мультипликационных фильмов, звукозаписывающее оборудование,
станок для перекладной анимации СПАФ-32М, станок для кукольной анимации
СКАФ-33, программа для покадровой съемки AnimaShoter, видеоредактор
Movavi, звукозаписывающая программа Audacity, веб-камера LifeCam Studio,
Ноутбук HP 17-by4013ur (316H5EA).
Материалы, использующиеся при реализации данной программы: краски –
гуашь, акварель, пастель, бумага формата - А3, А4, бумага А3, А1(ватман),
можно применять цветную, бархатную, гофрированную, папирусную бумагу и
т.д., кисточки, карандаши, фломастеры, пластилин, другие материалы (песок,
крупа, кофе), кусочки ткани различных цветов и разные по фактуре, украшения,
камни, мишура, готовые глазки, звездочки, бижутерия, картон, фетр,
видеоматериалы для демонстрации анимационных техник, декорации; доска для
демонстрации рисунков, станки для съемок мультипликационных этюдов
(СПАФ-32М и СКАФ-33.
Дидактические материалы: подборка видеосюжетов с
различных техник анимации, подборка иллюстраций.
Информационное обеспечение:
- Подборка мультипликационных фильмов для просмотра:
«Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
«Винни-Пух», реж. Ф.Хитрук, 1969;
«Винни-Пух идет в гости », реж. Ф.Хитрук, 1971;
«Домашний цирк», реж. В. Данилевич, 1979;
«Ежик в тумане», реж. Ю.Норштейн,1976;
«Капитошка», реж. Б.Храневич,1980;
«Карлсон вернулся», реж. Б. Степанцев, 1969;
«Клубок», реж. Н. Серебряков,1968;
«Конек-Горбунок», реж. И. Иванов-Вано, 1975;
«Кошкин дом» реж.Л.Амальрик,1958;
«Малыш и Карлсон», реж. Б. Степанцев, 1968;
«Медведь-липовая нога», реж. Г. Баринова, 1984;
«Мороз Иванович», реж. И.Аксенчук,1981;
«Ну, погоди!», реж. В.Котеночкин,1969-1981;
«Падал прошлогодний снег», реж. А.Татарский, 1983;
«Пластилиновая ворона», реж. А.Татарский;
«Петух и боярин», реж. Л. Мильчин,1986;

демонстрацией

«Похитители красок», реж. Л.Атаманов, 1959;
«Премудрый пескарь», реж. В. Караваев,1979;
«Пуговица», реж. В. Тарасов,1982;
«Сказка сказок», реж. Ю.Норштейн,1980;
«Снежная королева», реж.Л.Атаманов,1957;
«Старая игрушка», реж. С. Самсонов,1964;
«Стеклянная гармоника», реж. А.Хржановский, 1968;
«Цапля и журавль», реж.Ю.Норштейн,1975;
«Чебурашка», реж. Р.Качанов, 1971;
«Чиполлино», реж. Б.Дежкин, 1960;
«Шапокляк», реж. Р.Качанов, 1974;
«Пластилинки Зверушки», «Машинки Пластилинки», Союзмультфильм, 2019 г.,
«Варежка», Союзмультфильм, 1967г.;
«Бумажки - Сборник мультфильмов оригами для детей и взрослых», Мульт,
2017г.
- Подборка электронных вариантов книг и журналов:
«Профессия – аниматор» - Федор
Хитрук. Журнал «Киноведческие
записки» № 52, 73.
«Мир фильма» - Айвор Монтегю.
«История фотографии. Возникновение изображения» - Кантен Бажак.
«Анимационная книга» - Кит Лейборн.
«История кино» - Жорж Садуль
«Задумать и нарисовать мультфильм» - А.Солин
«Анимация. Кадр за кадром» - А.Альтендорфер
«Классик по имени Леля в стране Мультипликация» - Н.Н.Абрамова
Методические материалы:
- Подборка картин, рисунков, и фотографий, репродукций с картин,
детские работы, работы педагога, мультипликационные фильмы, музыкальные
произведения;
-Общеобразовательные
ресурсы
в
поисковых
системах
Интернет:
http://www.teleschool.ru,
http://www.curator.ru,
http://www.ucheba.com,
http://www.it-n.ru/,
http://umka.noonet.ru/met_raz.php,
http://www.kokch.kts.ru/cdo/index.htm;
- Мультимедийные презентации педагога к занятиям: об истории
мультипликации, о создании мультфильма – от идеи до воплощения, об этапах
создания мультфильма, советские мультфильмы и др.
Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования.
Педагогический стаж работы 5 лет .
Методическое обеспечение:

№
п/п

Название раздела,
тема

Материальнотехническое
оснащение,
дидактические
материалы

1-2

Вводное занятие.
Правила поведения
в кабинете.

3-8

Простые способы
создания
мультфильмов

Методическое
пособие
«Правила
поведения в
кабинете
мультстудии» и
«Инструктаж по
технике
безопасности»
Эл. Презентация,
просмотр фильма,
готовые шаблоны

920

Способы
создания
мультфильмов с
применением
технических
средств

2136

3752

Формы,
Формы,
учебные
методы,
занятия
приемы
обучения,
педагогические
технологии
Беседа
Работа в
группе

Лекция, беседа,
практическая
работа

Работа в
группе

Эл. презентация
«Профессии в
мультипликац
ии», игры
«Отгадай
профессию»,
«Говорим
разными
голосами».

Лекция,
беседа,
игровой
практикум

Работа в
группе

Этапы создания
мультфильма

Эл.
Презентация
«Виды
мультипликац
ии», просмотр
мультфильмо
в различной
техники
исполнения

Лекция,
беседа ,
практическая
работа

Работа в
группе

Предметная

Эл.

Лекция, беседа ,
практическая

Работа в
парах

анимация

Презентация
«Что такое
предметная
анимация?»

работа

5370

Пластилиновая
анимация

Просмотр,
беседа,
практическая
работа

Работа в
группе

71104

«Перекладка» в
анимации

Просмотр
мультфильмов в
стиле
«пластилиновая»
анимация
Эл. Презентация
«Перекладка»

Работа в
группе

105
128

Верстка (монтаж)

129
150

Итоговый
творческий
проект

Просмотр,
беседа,
практическая
работа
Просмотр,
беседа,
практическая
работа
Практическая
работа

151
152

Итоговое занятие

Предварительный
показ готового
мультфильма,
выявление ошибок
и недоработок
Игра «Знатоки
мультфильмов»

игровой
тренинг

Работа в
группе
Работа в
группе

Работа
в
группе

Формы аттестации
Формами подведения итогов реализации программы является отслеживание
роста сформированности компетенций, контроль и достоверность
результатов:
- практическая работа
- мониторинг усвоения материала в конце завершения каждой темы (тест,
викторина)
- тестовый контроль
- беседа
- участие в творческих конкурсах
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- демонстрация знаний и навыков по результатам тестирования и
практических работ
- призовые и благодарственные награды в творческих конкурсах
- итоговый творческий проект
Формы отслеживания и фиксации образовательный результатов:
- электронный журнал посещаемости
- портфолио группы
Оценочные материалы
Диагностика:
Мониторинг освоения программы у обучающихся проводится педагогом,
2 раза в год (в середине и в конце учебного года) и определяется с помощью
устного опроса, тестирования, анкетирования. Тестирование оценивается по
трем уровням: высокий уровень, средний уровень, низкий уровень. В конце
учебного года можно проследить динамику успеваемости и освоения
программы каждого ученика.
Уровни развития:
Низкий уровень: обучающийся использует исходный материал,
предоставленный педагогом .
Средний уровень: обучающийся использует в качестве материала свой
опыт и знания, полученные на прошлых занятиях.
Высокий уровень: обучающийся самостоятельно подготавливает материал
в соответствии с собственной идеей и замыслом и самостоятельно реализует её.
Форма обучения: очная.

Список литературы
1.
Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации.
Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. —
Новосибирск, 2008 г.https://sheba.spb.ru/shkola/multfilm-1990.htm
2.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мульттерапия, как средство развития
творческойактивности» Возраст обучающихся 5-11 лет составители Саутенко
К.А. Филимонова Е.В.
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2020/12/02/programmamultterapiya
3.
Красный, Ю.Е. Мультфильм руками детей: Книга для учителя / Ю.Е.
Красный,Л.И. Курдюкова. — М. : Просвещение, 1990.
http://av.disus.ru/metodichka/1730834-1-principi-raboti-detskoy-studiimultiplikacii-detskaya-kinostudiya-poisk-novosibirsk-2011-dkpoiskru-pianofrikovprincipi-raboti-detsk.php
4. Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие
для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия «Поиск» / В. Иткин.
– Новосибирск, 2006;
http://dkpoisk.ru/docs/itkin.pdf
5. Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным /
https://forum.comics.com.ua/viewtopic.php?t=1093
6. Иткин В.В. «Жизнь за кадром», (методическое пособие), Новосибирск, 2008;
http://animasfera.narod.ru/school/itkin.html
7. Методическое пособие для начинающих мультипликаторов. Детская
киностудия «Поиск»/Велинский Д.В. - Новосибирск, 2004 г.
8. Курчевский В. Быль и сказка о карандашах и красках. – М., 2008


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».