Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детский оздоровительно – образовательный центр МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР cn=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, sn=Еремеев, givenName=Сергей Борисович, email=dooc@ekarpinsk.ru, 1.2.643.3.131.1.1=120C363631343031323537333931, 1.2.643.100.4=120A36363134303035313037, 1.2.643.100.3=120B3037343136343236393632, 1.2.643.100.1=120D31303236363031313032373134, o=МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР, title=Директор, l=Карпинск, street=проезд Декабристов, д.8, st=Свердловская область, c=RU 2023.02.13 09:33:53 +05'00' УТВЕРЖДАЮ Директор МАУДО ДООЦ С.Б.Еремеев от 29.08.2023 г. ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ «Самоопределение, Творчество, Успех» ГО Карпинск 2023 г. Содержание Паспорт программы 1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся 2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся 4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся, виды деятельности и формы занятий с обучающимися 5. Совместная деятельность образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования по социализации обучающихся 6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся 7. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни 8. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся 9. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся 10. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся Паспорт программы Полное наименование программы Нормативноправовое обеспечение Программы Цель программы Задачи программы Программа воспитания и социализации подрастающего поколения Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детского оздоровительно – образовательного центра «Самоопределение, Творчество, Успех» Всеобщая декларация прав человека Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция развития дополнительного образования детей в РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Устав МАУДО ДООЦ Создание условий для становления творческой, свободной, социально и профессионально компетентной личности, адаптивной и адекватной на индивидуальном, личном, профессиональном и социальном уровнях, способной жить в гармонии с собой и позитивно относиться к окружающему миру, знающей и любящей отечественную культуру, способной ее достойно наследовать и приумножать, реализуя миссии «труженика», «семьянина» и «гражданина» В области формирования личностной культуры: • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; • укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности ребенка поступать согласно своей совести; • формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом; • усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России; • развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; • развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; • формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора; • осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности; • формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. В области формирования социальной культуры: • формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации; • укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны; • развитие патриотизма и гражданской солидарности; • формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе; • укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству; • развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям; • формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России. В области формирования семейной культуры: • укрепление отношения к семье как основе российского общества; • формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека; • укрепление у обучающегося уважительного Принципы реализации Разработчики программы Исполнители Ожидаемые результаты Система контроля отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; • усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.; • формирование начального опыта заботы о социальнопсихологическом благополучии своей семьи; • знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России. Принцип системно-деятельностной организации воспитания Администрация учреждения Педагогический коллектив Представители родительской общественности Педагогический коллектив Обучающиеся Родители Внешние партнеры создание нормативно-правовой, организационной и методической базы формирования эффективной воспитательной системы; создание системы организационных форм, методов, средств, способствующих активному включению обучающихся в процесс самовоспитания; увеличение количества обучающихся – призеров российских, областных мероприятий; увеличение количества детей, реализующих индивидуальные образовательные маршруты (обучающихся по индивидуальным учебным планам), в том числе детей с ограниченными возможностями; увеличение охвата детей отдыхом, оздоровлением, занятостью в каникулярный период Контроль за реализацией Программы осуществляется в порядке, установленном администрацией учреждения. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Дополнительное образование детей сегодня – часть образовательной системы Российской Федерации. Это пространство, которое может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив тем самым сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде. Современные требования закона «Об образовании» обязывают нас обучать детей не только конкретным знаниям, но и воспитывать их. Воспитание обучающихся в системе дополнительного образования является одной из важных функций, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит формирование нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его, - все это определяет место дополнительного образования детей в реализации образовательных стандартов нового поколения. Программа воспитания предусматривает формирование нравственного уклада жизни обучающихся, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социальнопедагогической деятельности учреждения, семьи и других субъектов общественной жизни. Воспитательная система ДООЦ интегрирует воспитательные возможности различных субъектов воспитания: ДООЦ – орган управлением образования, ДООЦ – учреждения дополнительного образования, ДООЦ – семья, ДООЦ – социальные партнеры, ДООЦ – детские сообщества, ДООЦ – учреждения культуры, ДООЦ – ведомственные службы. Взаимодействие всех составляющих воспитательной системы на основе социального партнерства по-новому определяет место каждого в гармоничном развитии ребенка. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся Воспитание выступает одним из важнейших элементов и инструментов прогрессивного развития общества как непрерывного процесса смены поколений. Воспитание - это социально-педагогический процесс, поддерживающий развитие человека, общества и государства. Любое общество, выстраивая воспитательную систему, стремится построить процесс с ориентацией на достижение определенного идеала; то есть того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях; этот нравственный идеал представляет собой высшую цель воспитания, именно он выполняет интегрирующую функцию по отношению к самым разным составляющим воспитательного процесса. Воспитание создает условия для присвоения личностью ценностей и формирования способности эффективно и ответственно действовать на основании этих ценностей для достижения личного и общественного 1. благополучия. Речь идет о ценностях семьи, Урала, России, общенациональных ценностей. Сложность воспитательного процесса обусловлена противоречивым характером формирования нравственного российского идеала, поэтому в качестве основания в данной программе приняты традиционные источники нравственности: • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); • традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах); • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); • человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). Целью воспитания и социализации обучающихся является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Основные задачи воспитания и социализации: обеспечить условия для развития личности, органически сочетающую в себе стремление к самореализации и уважение к правам и интересам других людей; высокую инициативу и ответственность, гражданские и нравственные качества; способность к достижению личностного и общественного благополучия; формировать у каждого обучающегося активную жизненную позицию, включающую способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии и реализации совместных решений, участвовать в общественной жизни города и государства, обладать потребностью самосовершенствования, уметь адаптироваться в условиях современного мира, иметь научное мировоззрение, обладать чувством патриотизма, иметь стремление овладевать ценностями мировой и отечественной культуры, историческим прошлым, умением вести здоровый образ жизни. 2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовнонравственного развития личности гражданина России. Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися. Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям: Направления воспитания и социализации обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной ответственности и компетентности Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни Ценностные основы воспитания и социализации обучающихся Любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов. Правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовнонравственное развитие личности. Жизнь во всех ее проявлениях ; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально- Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой. Научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии. Красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга. 3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации обучающихся Воспитательный процесс должен основываться на проверенных практикой и дающих положительные результаты принципах, адекватных целевым установкам, предъявляемым государством к воспитанию подрастающего человека, тенденциям развития социокультурного пространства: 3.1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются: ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка; уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка; приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума; субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации своего досуга; самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей; социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни; индивидуализация – развитие и продуктивно-творческое индивидуальнонеповторимого - потенциала личности. 3.2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у обучающихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни. В этой связи особое значение приобретают политехнической, экологической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей. 3. 3. Принцип гуманности, предполагающий создание в учреждении атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога; формирование в учреждении действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями); формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности; создание действенной службы социально-педагогической и психологической помощи обучающимся. 3.4. Принцип демократичности, предполагающий организацию своей деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через: разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в учреждении; создание отношения в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод педагогов, учеников, родителей; разработка и внедрение в учреждении кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод; развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления учреждением с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах. 3.5. Принцип научности, предполагающий: развитие у обучающихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе; постоянное обновление содержания учебных программ и пособий; создание эффективной системы – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции. 3.6. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации. В этой связи возрастает роль принципа концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности, оказание помощи ребенку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Основу содержания воспитания может составить базовая культура личности как «некоторая целостность, включающая в себе минимальное, а точнее, оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой». 4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся Согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (2015- 2020) воспитание трактуется как педагогический компонент социализации и представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм. Формы работы: беседы, пятиминутки, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии – должны быть ориентированы на актуальные для обучающихся моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия; конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки - максимально нацелены на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т.п.; полезные добрые дела: акции помощи, проекты – решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определённой аудитории: младшие, ветераны, люди с ограниченными возможностями и т.п.; ситуации решения моральных проблем – целенаправленно созданные педагогом должны ставить ребенка, группу обучающихся перед необходимостью сделать моральный выбор в неоднозначной противоречивой ситуации реальной практической деятельности. Новые эффективные педагогические технологии создают условия, инициирующие действия обучающихся: информационные (компьютерные, мультимедиа, сетевые, дистанционные) технологии; проектныые и деятельностные технологии; игровые технологии: имитационные; операционные; исполнение ролей; «деловой театр»; технологии личностно- ориентированного воспитания, этнопедагогические технологии, диалог культур, форум; тренинги и др Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Направления воспитания и социализации обучающихся Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание социальной ответственности и компетентности Содержание воспитания и социализации обучающихся • общее представление о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства, их историческом происхождении и социально культурном значении, о ключевых ценностях современного общества России; • системные представления об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; • понимание и одобрение правил поведения в обществе, уважение органов и лиц, охраняющих общественный порядок; • осознание конституционного долга и обязанностей гражданина своей Родины; • системные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны, знание национальных героев и важнейших событий отечественной истории; • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, общественных местах, к невыполнению человеком своих общественных обязанностей, к антиобщественным действиям, поступкам • осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения; • усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире; • освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе; • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем; • осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: — социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы); — социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель; — социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.; • формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения. • сознательное принятие базовых национальных российских ценностей; • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; • понимание смысла гуманных отношений; понимание высокой ценности человеческой жизни; стремление строить свои отношения с людьми и поступать по законам совести, добра и справедливости; • понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля; • понимание значения нравственно-волевого усилия в выполнении учебных, учебно-трудовых и общественных обязанностей; стремление преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца; • умение осуществлять нравственный выбор намерений, действий и поступков; готовность к самоограничению для достижения собственных нравственных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания; • понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимоотношений в семье; осознание значения Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни семьи для жизни человека, его личностного и социального развития, продолжения рода; • отрицательное отношение к аморальным поступкам, проявлениям эгоизма и иждивенчества, равнодушия, лицемерия, грубости, оскорбительным словам и действиям, нарушениям общественного порядка. • присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека; • осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умственная работоспособность, эмоциональное благополучие), социальнопсихологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека; • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм; • представления о факторах окружающей природносоциальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления; • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека; • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность; • овладение способами социального взаимодействия Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения; • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества; • развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности; • устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ. • понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве; • осознание нравственных основ образования; • осознание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; • осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; • умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; • сформированность позитивного отношения к учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам, умение осознанно проявлять инициативу и дисциплинированность, выполнять работы по графику и в срок, следовать разработанному плану, отвечать за качество и осознавать возможные риски; • готовность к выбору профиля обучения или Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры профессиональному выбору в случае перехода в систему профессионального образования (умение ориентироваться на рынке труда, в мире профессий, в системе профессионального образования, соотносить свои интересы и возможности с профессиональной перспективой, получать дополнительные знания и умения, необходимые для профильного или профессионального образования); • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к имуществу, личным вещам; поддержание чистоты и порядка в кабинете; • нетерпимое отношение к лени, безответственности и пассивности в образовании и труде • ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира; • эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; • представление об искусстве народов России Виды деятельности и формы занятий с обучающимися Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Знакомятся с Конституцией Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение. Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения учебных дисциплин. Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России в процессе бесед, сюжетно- ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций. Участвуют в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах российской армии, защитниках Отечества, проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами и военнослужащими. Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников. Виды деятельности и формы занятий по данному направлению: разработка стендов, посвященных исторической эволюции символики Российского государства и конкретного субъекта Федерации; публичные презентации о славных людях Карпинска, региона, России, рода человеческого; знакомство с сохранившимися народными традициями и ремеслами, выявление их культурно-исторической основы, обсуждение их роли и ценности в современной жизни, их значения для самих носителей этих традиций и юных поколений и т.п.; подготовка публичных презентаций о народных традициях, ремесленном производстве (дерево, глина, роспись и др.); систематическое проведение дискуссий с носителями различных взглядов и традиций относительно духовно-нравственных ценностей прошлого и современности; подготовка подростками собственных публикаций. Воспитание социальной ответственности и компетентности. Решают социально-культурные задачи (познавательные, моральнонравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обучающегося в процессе ролевых игр, общественно значимой деятельности. Активно участвуют в улучшении образовательной среды, доступных сфер жизни окружающего социума. Овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека. Активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности (общение, учеба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). Развивают способность к сознательному и добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формируют моральные чувства, необходимые привычки ответственного поведения, волевые качества. Выполняют и соотносят различные социальные роли, оценивают динамику и адекватность выполняемых ролей. Приобретают опыт коллективной деятельности в решении личностно и общественно значимых задач, осознают роль коллектива для развития личности, успешного решения проблем; Приобретают опыт и осваивают основные формы сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителями. Активно решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей и т.д. Разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов - проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему учреждения, города. Учатся реконструировать (в форме описаний, презентаций, фото и видеоматериалов и др.) определенные ситуации, имитирующие социальные отношения в ходе выполнения ролевых проектов. Виды деятельности и формы занятий по данному направлению: участие в предметных олимпиадах технической направленности; организация экскурсионных программ; организация посещения музеев, выставок; участие в социальных проектах МАУДО ДООЦ; интеллектуальные игры; участие в общественной жизни ДООЦ, района, города. циклы ежедневных пятиминуток «Профилактика правонарушений несовершеннолетних», «Безопасное поведение»; театрализованный новогодний праздник; организация творческих и технических выставок; организация работы пресс-службы; родительские собрания «Роль родителей в воспитании гражданина». . Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания. Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед. Участвуют в общественно полезном труде в помощь ДООЦ, городу, родному краю. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях. Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье в процессе проведения бесед о семье, о родителях и прародителях, «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями. Знакомство с деятельностью традиционных религиозных организаций. Виды деятельности и формы занятий по данному направлению: использование на занятиях материала по этическим нормам поведения различных местных социальных (социокультурных) и этнокультурных сообществ в XIX –XX веках (например, дворян, купечества, офицерства, крестьян); сопоставление этих норм с ныне принятыми; ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций (путѐм проведения экскурсий в места богослужения, добровольного участия в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями); посещение и последующее обсуждение спектакля или фильма, затрагивающего нравственно-этические вопросы; установление и коллективное принятие в качестве общей нормы этически осмысленных взаимоотношений в коллективе (учреждения в целом), что предполагает овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, взаимной поддержке; участие в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности; посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе; расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с домашними старшими родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, укрепляющих и обогащающих преемственность между поколениями). Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, природных возможностях человеческого организма, их обусловленности экологическим качеством окружающей среды, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья; пропаганда экологически сообразного здорового образа жизни Организация экологически безопасного уклада жизни: обучение грамотному поведению в ДООЦ, дома, в природной и городской среде, бережно расходовать воду, электроэнергию, утилизировать мусор, сохранять места обитания растений и животных. Получают представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, психологом, родителями). Виды деятельности и формы занятий по данному направлению: тематические пятиминутки по проблемам экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; участие в проведении экологических слётов, экологических акций, профилактика вредных привычек, зависимости от ПАВ (научиться говорить «нет») - дискуссии, тренинги, ролевые игры, обсуждения видеосюжетов и др.; учебно-исследовательская и просветительская работа по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др.; организация и проведение лекций и родительских собраний по проблемам возрастных особенностей обучающихся; организация и проведение Дней здоровья с привлечением родителей учащихся. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии. Участвуют в конкурсах научно-фантастических проектов творческой и технической направленностей, вечеров неразгаданных тайн, интеллектуальных игр. Участвуют в олимпиадах по «Технологии» и «Химии». Учатся применять полученные в ходе обучения знания в ходе выполнения практико-ориентированных заданий, учебно-исследовательских проектов, творческого выполнения общественно - полезных дел. Участвуют в экскурсиях на промышленные предприятия, в учреждения культуры, в ходе которых знакомятся с различными видами труда, с различными профессиями. Знакомятся с профессиональной деятельностью и жизненном пути своих родителей, участвуют в муниципальном конкурсе «Что может быть семьи дороже…» (в организации и проведении презентаций «Труд нашей семьи»). Приобретают опыт участия в различных видах общественно - полезной деятельности на базе ДООЦ. Приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения различных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров и т.д.), раскрывающих перед подростками широкий спектр профессиональной и трудовой деятельности. Приобретают опыт участия в различных видах общественно - полезной деятельности на базе ДООЦ и взаимодействующих учреждений дополнительного образования, других социальных институтов (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, работа в творческих и учебно-производственных мастерских, трудовые акции, трудовых и творческих общественных объединений, как подростковых, так и разновозрастных в каникулярное время). Закрепляют умения и навыки самообслуживания. Учатся творчески и критически работать с информацией (целенаправленный сбор информации, ее структурирование, анализ и обобщение из разных источников) в ходе выполнения информационных проектов - дайджестов, электронных и бумажных справочников, энциклопедий, каталогов с приложением карт, схем фотографий и др. Учатся создавать, конструировать и модернизировать объекты на основе предметного содержания в ходе выполнение игровых и ИКТ-проектов; оценивают их значение и информационно-коммуникативных технологий для развития человека. Осваивают начальные навыки научной деятельности в ходе выполнения учебно-исследовательских проектов предметного и межпредметного характера; учатся применять знания на практике в ходе выполнения прикладных проектов, имеющий конкретного потребителя и четко обозначенное назначение и область применения. Виды деятельности и формы занятий по данному направлению: привитие трудолюбия и сознательного отношения к труду ; участие в олимпиадах по предметам «Технология» и «Химия»; знакомство подростков с действующим перечнем профессий и специальностей начального и среднего профессионального образования, обсуждение с последующим отбором видов (или областей) деятельности, посещение (если возможно) соответствующего учебного заведения, профильного предприятия или учреждения, приглашение для углубленного разговора специалистов по выбранному направлению подготовки, студентов и выпускников и т.д.; организация общения с профессионально успешными людьми с целью обсуждения роли полученного образования (общего, профессионального, постпрофессионального, самообразования и т.д.) и универсальных компетентностей в этом успехе; проведение сюжетно-ролевых экономических игр, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров, организации детских фирм и т. д.), а также организация публичных самопрезентаций подростков «Мир моих увлечений»; участие подростков в проектной деятельности, которая возможна по всем направлениям данной Программы, в том числе в тех, которые связаны с практическим (творческим) применением знаний, полученных на занятиях. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры. Получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России при встречах с представителями творческих профессий, экскурсий к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей, знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках, по репродукциям, учебным фильмам. Знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами в системе экскурсионно-краеведческой деятельности, различных мероприятий, посещение конкурсов и фестивалей исполнителей народной музыки, художественных мастерских, театрализованных народных ярмарок, фестивалей народного творчества, тематических выставок. Учатся видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве ДООЦ и дома, городском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду в ходе изучения художественных произведений, фрагментов художественных фильмов о природе, экскурсий, фото-выставок. Знакомятся с местными мастерами прикладного искусства, участвуют в беседах на этические и эстетические темы, обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания. Читают и обсуждают рассказы об искусстве, посещают театры, концерты, музеи, выставки. Получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества. Участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного и технического творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ. Получают представления о стиле одежды как способе выражения внутреннего душевного состояния человека. Виды деятельности и формы занятий по данному направлению: творческие встречи (с приглашением родителей, местных жителей и др.) о выдающихся произведениях искусства; организация экскурсий на выставки, к памятникам зодчества и на объекты современной архитектуры, ландшафтного дизайна и парковых ансамблей с последующим обсуждением увиденного и прочувствованного и оформлением в виде презентаций; тематические пятиминутки, циклы бесед по данному направлению, игровая деятельность, дискуссии; работа пресс-службы «Лестница» и «Акулы пера», выставки творческих работ обучающихся; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, знакомство с местными мастерами прикладного искусства, наблюдение за их работой и последующее обсуждение; поддержка подростковой творческой деятельности посредством вынесения ее в публичное пространство, развитие умения выражать себя вербально. Создание системы поддержки и психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности. Данное направление работы призвано помогать одаренным (талантливым) детям в успешном разрешении возникающих психологических проблем, умении быть людьми самостоятельными, инициативными, уверенными в себе, максимально полно реализующими свои способности. Направление включает в себя: оказание индивидуальной психологической помощи педагогами-психологами детям, в том числе детям с ограниченными возможностями, оставшимся без попечения родителей, проживающих в малообеспеченных семьях; разработка и реализация программ тренинговых курсов и других форм работы с одарёнными детьми, направленных на развитие личности, социальнопсихологическую адаптацию, формирование здорового образа жизни и правовой культуры; введение системы работы с родителями детей по повышению уровня компетентности в вопросах воспитания и создания наиболее благоприятных семейных условий для формирования личности ребёнка и развития способностей; систему моральной и материальной поддержки одаренных (талантливых) детей (гранты, стипендии, премии, звания, и т.д.). 5. Совместная деятельность ДООЦ с предприятиями, общественными организациями, системой общего образования по социализации обучающихся Организация социальной деятельности обучающихся исходит из того, что социальные ожидания подростков связаны с успешностью, признанием со стороны семьи и сверстников, состоятельностью и самостоятельностью в реализации собственных замыслов. Целенаправленная социальная деятельность обучающихся должна быть обеспечена сформированной социальной средой учреждения и укладом школьной жизни. Организация социального воспитания обучающихся осуществляется в последовательности следующих этапов. Организационно-административный этап (ведущий субъект — администрация) включает: • создание среды учреждения, поддерживающей созидательный социальный опыт обучающихся, формирующей конструктивные ожидания и позитивные образцы поведения; • формирование уклада и традиций учреждения, ориентированных на создание системы общественных отношений обучающихся, педагогов и родителей в духе гражданско-патриотических ценностей, партнёрства и сотрудничества, приоритетов развития общества и государства; • развитие форм социального партнёрства с общественными институтами и организациями для расширения поля социального взаимодействия обучающихся; • адаптацию процессов стихийной социальной деятельности обучающихся средствами целенаправленной деятельности по программе социализации; • создание возможности для влияния обучающихся на изменения среды, форм, целей и стиля социального взаимодействия социума; • поддержание субъектного характера социализации обучающегося, развития его самостоятельности и инициативности в социальной деятельности. Организационно-педагогический этап (ведущий субъект — педагогический коллектив) включает: • обеспечение целенаправленности, системности и непрерывности процесса социализации обучающихся; • обеспечение разнообразия форм педагогической поддержки социальной деятельности, создающей условия для личностного роста обучающихся, продуктивного изменения поведения; • создание в процессе взаимодействия с обучающимися условий для социальной деятельности личности с использованием знаний возрастной физиологии и социологии, социальной и педагогической психологии; • создание условий для социальной деятельности обучающихся в процессе обучения и воспитания; • обеспечение возможности социализации обучающихся в направлениях адаптации к новым социальным условиям, интеграции в новые виды социальных отношений, самоактуализации социальной деятельности; • определение динамики выполняемых обучающимися социальных ролей для оценивания эффективности их вхождения в систему общественных отношений; • использование социальной деятельности как ведущего фактора формирования личности обучающегося; • использование роли коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности обучающегося, его социальной и гражданской позиции; • стимулирование сознательных социальных инициатив и деятельности обучающихся с опорой на мотив деятельности (желание, осознание необходимости, интерес и др.). Этап социализации обучающихся включает: • формирование активной гражданской позиции и ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности обучающихся; • усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения; • формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически организованного взаимодействия с социальным окружением; • достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту; • умение решать социально-культурные задачи (познавательные, моральнонравственные, ценностно-смысловые), специфичные для возраста обручающегося; • поддержание разнообразных видов и типов отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби); • активное участие в изменении школьной среды и в изменении доступных сфер жизни окружающего социума; • регулярное переосмысление внешних взаимодействий и взаимоотношений с различными людьми в системе общественных отношений, в том числе с использованием дневников самонаблюдения и электронных дневников в Интернете; • осознание мотивов своей социальной деятельности; • развитие способности к добровольному выполнению обязательств как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формирование моральных чувств, необходимых привычек поведения, волевых качеств; • владение формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека. Миссия ДООЦ в контексте социальной деятельности — дать обучающемуся представление об общественных ценностях и ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с различными социальными группами и людьми с разными социальными статусами. Формы участия специалистов и социальных партнеров по направлениям социального воспитания. Социальные и культурные практики. Мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д. организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей деятельности является социальная практика – педагогически моделируемая в реальных условиях общественно- значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и обучающихся социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальны партнеры Общественнозначимая задача Формируемая социальная компетентность / опыт конструктивного гражданского поведения Учреждения культуры (музеи, библиотеки, общественные фонды) Содействие в формировании социального опыта детей на основе музейной педагогики, социальной практикиобщественных фондов, информационного многообразия библиотечных фондов Зрелищные учреждения (театры, концертныезалы, кинотеатры, студии) Приобщение к богатству классического и современного искусства, воспитание уваженияк творчеству исполнителей, развитие эстетического кругозора с использованием средств театральной педагогики (обсуждений спектакля, дискуссийпо зрительским впечатлениям) Психологическая служба (центры психологической помощи, телефоны Консультативная, психотерапевтическая помощь детям, родителям, педагогам Опыт работы с музейной экспозицией; читательскийопыт, опыт работы с библиотечным фондом, опыт поиска необходимой информации; опыт связи с общественными фондами и взаимодействия с представителями различных социальных групп. Опыт восприятия спектакля, кинофильма, музыкального произведения; формирование зрительской культуры; опыт восприятия спектакля (кинофильма) как результата комплексного взаимодействия автора, режиссёра, художника, актёров и многообразных служб, обеспечивающих рождение сценического произведения Опыт самореализации, самоутверждения, адекватного самовосприятия в доверия) Совет ветеранов Комитет солдатских матерей Сохранение исторической памяти; поддержка ветеранов; содействие патриотическому воспитанию населения кризисной ситуации; гармонизация детскородительских отношений. Опыт общения с людьми разных поколений; опыт проявления нравственноценного отношения к героическому прошлому народа, заслугам ветеранов; опыт помощи, заботы о них; формирование позитивного отношения к старшему поколению в своей семье. 6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды учреждения. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности. Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем. Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.) могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с педагогом. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов. Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность: • участвовать в принятии решений Управляющего совета школы; • решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины; • контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; • защищать права обучающихся на всех уровнях управления. Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры. Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель — превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста. При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и востребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства и доброхотничества позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина. Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся. Профориентационная деятельность Задачи: 1. Организация работы педагогов дополнительного образования по профессиональной ориентации обучающихся. 2. Оказание помощи обучающимся в выборе профессии с учетом их интересов, склонностей, способностей и потребностей государства в профессиях. 3. Воспитание психологической и практической готовности обучаюющихся к труду. Содержание деятельности: Профориентационная работа строится на: трудовом воспитании; профессиональном просвещении – ознакомление детей и подростков с различными видами труда в обществе, тенденциями их развития, потребностями страны и региона и т.д.; предварительной профессиональной диагностике – выявление профессионально-значимых свойств; профессиональной консультации. Развитию трудовых навыков подчинена работа в летнем трудовом лагере. Трудовая деятельность и трудовое воспитание сочетаются с профориентационной работой, главными направлениями которой является: предоставление максимума информации о профессиях, специальностях, необходимых в данном экономическом районе; предоставление информации о порядке и условиях поступления в учебные заведения; помощь учащимся в выборе профессии на уровне социальнопсихологической консультации. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение Задачи: 1. Содействие формированию у обучающихся социально позитивных потребностей и установок построения своей жизнедеятельности. 2. Развитие и раскрытие индивидуальности детей и подростков, их духовнонравственного и творческого потенциала. 3. Устранение негативных явлений детей с окружающими. Содержание деятельности: В рамках психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся в учреждении разрабатывается Программа психологопедагогического сопровождения учебного процесса, создаются необходимые условия для успешного обучения и воспитания обучающихся; ведется сбор сведений и обновление списков детей из социально незащищенных и многодетных семей; выявление детей, нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении, индивидуальная работа с ними педагога- психолога и логопеда; пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании в различных ее проявлениях: курение, употребление алкоголя, токсикомания, употребление наркотических препаратов. Программа осуществляется в следующих направлениях: информационно- просветительское, психодиагностическое, психопрофилактическое, коррекционно-развивающее, консультативное, теоретико-методическое. Социально-педагогическая адаптация и предупреждение девиации в детскоподростковой среде включает в себя: разработку и внедрение программ воспитательно-профилактической направленности; диагностику обучающихся, процесса и условий их развития; организацию взаимодействия с заинтересованными городскими службами; правовое воспитание учащихся; социально-педагогическое и психолого-педагогическое сопровождение. Деятельность по реализации программы предполагает: Составление списков детей групп «риска». Организация социально-педагогического взаимодействия с обучающимися групп «риска»: взаимодействие с классными руководителями, педагогомпсихологом, педагогом дополнительного образования, родителями. Диагностика детей групп «риска», включение их в деятельность в соответствии с их склонностями и интересами. Организацию интересного и полезного каникулярного отдыха учащихся. Работа с родителями (информационная страничка на сайте «Вопросы и ответы»). 7. Просветительская работа с родителями (законными представителями) Формирование сотруднических отношений между обучающимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов. Содержание работы: изучение взаимоотношений детей и родителей, атмосферы в семьях обучающихся; сотрудничество с общественными и правовыми организациями с целью сохранения физического и психического здоровья и благополучия каждого ребенка в семье; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания обучающихся в системе « педагогребенок- родитель»; удовлетворение потребностей родителей в консультативной помощи педагога – психолога учреждения; разностороннее просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики , воспитания обучающихся, использование активных форм просветительской деятельности; организация проведение совместного досуга родителей и обучающихся; создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуации в системе « педагог- ребенок- родитель» привлечение родителей к активному участию в жизни учреждения; демонстрация достижений родителей в воспитании детей, положительного семейного опыта; поощрение родителей, активно участвующих в жизни учреждения; организация деятельности клуба «Молодая семья». Последовательное укрепление социально- педагогических отношений семьи и образовательной организации связано с решением таких задач, как: организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, предусматривающих совместную работу ребенка и родителей; поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации. Взаимодействие семьи и ДООЦ содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только обучающихся, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально- педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Также в ДООЦ осуществляется музейная деятельность, формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни. 8. Прогнозируемый результат В процессе воспитывающей и воспитательной деятельности будет сформирована зрелая, целостная личность, адаптированная к жизни в социуме. Обучающиеся будут способны заботливо относиться друг к другу, к окружающим людям, окружающему миру; будут способны создавать атмосферу творчества, доброты и взаимопонимания. Выпускник ДООЦ - это: - обучающийся, знакомый с историей своего края, развивающий его традиции, активно участвующий в жизни города, владеющий культурой умственного труда; - человек, член детского, подросткового, молодежного сообщества, владеющей культурой межличностных отношений, построенных не на приоритете силы, а на приоритете интересов, на цивилизованных формах человеческого общения; готовый реализовать свои права, интересы в социальном окружении; способный к сотрудничеству в групповых и коллективных формах, к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям; - гражданин своего Отечества, уважающий его законы, признающий взаимную ответственность личности и общества, готовый к труду на благо и процветание этого общества, способный интегрироваться в европейскую и мировую культуру, не теряя национальной самобытности; - человек нравственно и физически здоровый, современно образованный, который может самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; коммуникабельный и конкурентоспособный, отличающийся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающий развитым чувством ответственности, умеющий креативно мыслить; - человек, призванный решать личные, социальные, производственные проблемы XXI века; носитель глобального мышления, ощущающий себя гражданином мира. 9. Мониторинг эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся Мониторинг представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся. Основные принципы организации мониторинга эффективности реализации образовательным учреждением Программы воспитания и социализации обучающихся: — принцип системности предполагает изучение планируемых результатов развития обучающихся в качестве составных (системных) элементов общего процесса воспитания и социализации обучающихся; — принцип объективности предполагает формализованность оценки (независимость исследования и интерпретации данных) и предусматривает необходимость принимать все меры для исключения пристрастий, личных взглядов, предубеждений, корпоративной солидарности и недостаточной профессиональной компетентности специалистов в процессе исследования; — принцип признания безусловного уважения прав — предполагает отказ от прямых негативных оценок и личностных характеристик обучающихся. Учреждение должно соблюдать моральные и правовые нормы исследования, создавать условия для проведения мониторинга эффективности реализации Программы воспитания и социализации обучающихся. 10. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов: Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий. Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности учреждения по воспитанию обучающихся используются следующие виды опроса: • анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся на специально подготовленные вопросы анкеты; • интервью — вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создаёт благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов; • беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания обучающихся. Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психологопедагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. Критериями эффективности реализации учреждением воспитательной программы является динамика основных показателей воспитания обучающихся. 1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся. 2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в учреждении. 3. Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в воспитательный процесс. Критерии, по которым изучается динамика процесса воспитания и социализации обучающихся. 1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический). 2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический); 3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольном этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания обучающихся. Кадровое обеспечение: В реализации программы участвуют: педагоги дополнительного образования, реализующие программу; педагоги-организаторы ДООЦ; классные руководители ОО; социальные педагоги ОО; педагог-психолог ДООЦ; социальные партнеры. Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно- образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека и государства. Воспитание представляет собой многофакторный процесс, т.к. формирование личности происходит под влиянием семьи, образовательных учреждений, среды, общественных организаций, средств массовой информации, искусства, социально - экономических условий жизни и др. К тому же воспитание является долговременным и непрерывным процессом, результаты которого носят отсроченный характер.